Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-11-28

[TIFLO] Изучение Брайля вне школы

Господа Интегровцы и Тифлоресурсовцы!

Письмо Дмитрия (как понимаю, Будникова из столь любимого мною Улан-Удэ), на
которое отвечаю, проходило по рассылке клуба недели три назад, потому
позвольте процитировать "исходник".
Вернее, письмо, которое пересылал Дима.

Уважаемый Дмитрий!
Обращаемся к Вам по совету Владимира Салита из Томска по следующему
поводу.
С 1 сентября в нашем городе в первый класс пошли два ребенка с потерей
зрения. Их нарушения не позволили им поступить в специнтернаты. Наше УНО
пошло на то, чтобы принять их в обычную школу. Но учителя совершенно не
готовы, не знают, что и как с ними делать. В связи с этим мы хотели бы
узнать, есть ли какие-нибудь специальные программы для обучения незрячих
детей работе на комьпьютере, программы, может быть есть такие программы
рассчитанные на малышей.
Конец цитаты.
Письмо было подписано представителем Ухтинской горорганизацией Всеросийского
общества инвалидов"

Отвлекаясь от темы в скобках замечу, сколь неисповедимы пути информации и
запросов на неё!

Теперь по существу.
Моё мнение такое: чем позже ученик доберётся до компьютера, тем лучше.
Овладеть элементарной грамотностью через машину врядли возможно. В наших
рассылках много примеров дикой безграмотности, происходящей от "недержания"
в руках книги, включая букварь, тетради для письма по Брайлю...
На "Логосе" был разработан и выпускался несколькими партиями набор "Вместе
учимся читать и писать по Брайлю" для родителей и соответствующих детей.
Внешне это был чемоданчик типа "Дипломат", содержащий в себе прибор для
письма по Брайлю, сколько-то грифелей, пару тетрадей с крупным
плоскопечатным изображением знаков русского Брайля на задней обложке, пару
блокнотов, линейку со штифтами для набора букв, слогов и слов, кубик с
элементами шеститочия на гранях, два альбомчика рельефной графики с
брайлевскими подписями "Азбука в картинках" и простой вариант прибора
"Школьник" для выполнения рельефных рисунков с некоторым количеством плёнок
для такого рисования.
О методических материалах сказать, к сожалению, ничего не могу.

В прайс-листе "Логоса" этот набор числится ли, не скажу, но элементы его до
недавнего времени были в продаже на самом "Логосе", в "Рассвете" и в
"Тифле".

Напомню, прайс-лист фирмы "Тифлы" должен присутствовать на сайте ВОС (со
слов представителя фирмы).

Кстати, про брайлевские приборы, предлагаемые "Тифлой". Ассортимент невелик,
двухсторонние приборы типа "13 + 13 строк" сплошь бракованные. Очевидно, в
Питере на предприятии-производителе остнастка пришла в негодность, а ОТК,
наверное, брайлистов не содержит.
Тщательно выбранный портативный прибор на поверку всё же оказался также
качества отнюдь не времён Советской Власти...

Пользуясь случаем хочу обратиться к землякам-москвичам: хороши ли импортные
брайлевские приборы, распространяемые МО РИТ?

С уважением,
Сергей Юрин

P.S. Идея же в Ухте была довольно простой:
Сейчас мы составляем грантовую программу по созданию компьтерного класса
> для детей с инвалидностью, где предполагается оборудовать место для детей
с
> потерей зрения, поэтому Ваша информация очень важна и срочно нужна.
Конец цитаты.

Господа! В свете вышеизложенного прошу комментировать.

Выпуск листа на новом месте: 2540

   2006-11-28 23:53:22 (#614844)

[TIFLO] Re: Обучение в вузе

Уважаемые Ведущая и весь контингент!

Учился я давно, но сейчас наблюдаю постановку учебного дела в "Косыгинке" -
Мос. гос. текстильный ун-т им. А.Н. Косыгина...

Там явно боятся прикрытия ВУЗа как такового: потребовали с 5-курсников
принести справки, неважно откуда, такого содержания, что, мол, такой-то
студент будет востребован каким-нибудь хозяйствующим образованием...

..Мне не очень понятно, зачем нашему капиталистическому государству
заботиться о подготовке специалистов, отличных от военных, пожарных,
милиционеров, прокуроров, таможеников, врачей и учителей (последние две
специальности нужны в малых количествах - остальное добавит рынок).

Скажем, текстильная отрасль давно уже раскуплена, разобрана, убита
импортом... Зачем на деньги налогоплательщиков готовить разного типа
модельеров, художников-стилистов?..

Что касается "нашего брата", то, мне кажется, В/О не очень перспективно...

Ира, Вы работаете по теме профобразования инвалидов. Скажите, пожалуйста,
какая статистика имеется на предмет востребованности указанного контингента
с одним, а то и с двумя В/О?

В заключение выскажу пару мыслей - свою и одного питерского знакомого.

1. При безработице честнее отдать рабоче место неинвалиду, т.к. у инвалида
есть пенсия и состав семьи в среднем меньше...

2. Отдельные самородки из числа незрячих могут работать сисадминами при
компьютерных хозяйствах, но целенаправленно готовить таковых врядли нужно.
(Это вопрос, скорее. Позвольте его адресовать уважаемому Владимиру Соколову.
Очень бы хотелось прочесть хотя бы краткий рассказ о его ВУЗе.)

Пока писал, вспомнил два примера на тему сабжа (да простят филологи).
1. Семейная пара 30-летних успешно работает в парфюмерном деле. Он - со 2-м
факультетом МАИ ("Самолётостроение"), она - с 6-м ("Жизнеобеспечение
обитаемых космических аппаратов")

2. Девушка помоложе из "наших" после Филфака педуниверситета...
Спрашиваю знакомых, как у неё дела... Ответ: "...Выходит на Правительство
Москвы с идеями антиСПИДовой пропаганды".
Добавлю, девушка где-то за 100 часов получила второе высшее по специальности
"Психология ждоровья".
Так стоило ли государству?..

С уважением,
Сергей Юрин

Выпуск листа на новом месте: 2539

   2006-11-28 23:52:48 (#614843)

[TIFLO] Re: С Днем рождения

Анатолий Иванович, горячо поздравляю вас с днём рожденья, желаю и в
дальнейшем успехов в вашем труде и прежде всего здоровья.

с уважением
Алексей
Самара
slep@s*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 2538

   "alexey" 2006-11-28 13:43:44 (#614641)

[TIFLO] Re: Обучение в вузе

Здравствуйте.
Ирина Николаевна, по-моему, можно и так и так.
Полная интеграция это прекрасно, но там, где сложилась группа слепых, причём
можно и на разных курсах и факультетах, тоже будет неплохо, будут помогать
друг другу.
Я подчёркиваю, что сложилось, а не сложили, когда всех погонят в один вуз, а
в другие брать не будут, говоря: "Вон у вас пединститут есть, туда и идите,
там знают, что с вами делать, а мы и знать не хотим".

с уважением
Алексей
Самара
slep@s*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 2537

   "alexey" 2006-11-28 13:43:40 (#614640)

[TIFLO] Иногда полезно звонить Президенту

Здравствуйте, уважаемые участники рассылки!

Ниже (после подписи) помещаю информацию о президентских поручениях с путинского
сайта. Обращаю внимание ьна пункт 7, из которого следует, что иногда полезно
и
президенту позвонить.

Будьте здоровы!

С уважением
Сергей Новиков
sergu***@b*****.net

Президент России | Перечень поручений Правительству, Генеральной Прокуратуре,
полномочным представителям Президента в федеральных округах, главам ряда
субъектов
Российской Федерации по итогам <Прямой линии с Президентом России> 25 октября
2006 года

images/print_logo

23 ноября 2006 года

Перечень поручений Правительству, Генеральной Прокуратуре, полномочным
представителям Президента в федеральных округах, главам ряда субъектов
Российской
Федерации по итогам <Прямой линии с Президентом России> 25 октября 2006 года

1. Доложить о ходе работы, связанной со строительством аэропорта в Иркутске.

2. Безотлагательно обеспечить организацию и проведение эффективных мероприятий
в целях восстановления и защиты прав и законных интересов граждан, пострадавших
вследствие неисполнения обязательств по строительству объектов, возведение
которых велось с привлечением средств населения.

3. Проанализировать результаты кадастровой оценки земель и применения этой
оценки для целей налогообложения земельным налогом дачных и садовых участков.

4. Проанализировать следственную практику и, совместно с Верховным Судом
Российской Федерации, судебную практику рассмотрения уголовных дел, связанных
с
экстремистской деятельностью. По результатам анализа представить предложения.

5. Представить предложения по повышению уровня пенсионного обеспечения лиц,
работавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

6. Доложить о ситуации на рынке алкогольной и спиртосодержащей продукции,
причинах кризиса этого рынка летом 2006 года и мерах по пресечению продажи
контрафактной
алкогольной продукции.

7. Доложить о причинах невыплаты преподавателям коррекционных школ
дополнительных денежных сумм, установленных за классное руководство.

8. Взять под контроль реализацию решений и ранее данных поручений, касающихся
дополнительных денежных выплат учителям общеобразовательных учреждений.

9. Принять необходимые меры в целях выявления и устранения условий,
способствующих незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ
на территории
Нижегородской области, уделив особое внимание г.Бору.

10. Оказать содействие в организации деятельности патриотического клуба <Сокол>
(г.Екатеринбург).

11. Организовать проверку соблюдения прав осужденных, содержащихся в
учреждениях уголовно-исполнительной системы за территории Пермского края.

12. Представить предложения о финансировании за счет средств федерального
бюджета работ по реконструкции и обустройству Дома ветеранов сцены имени
М.Г.Савиной
Союза театральных деятелей Российской Федерации (г.Санкт-Петербург).

Выпуск листа на новом месте: 2536

   "Serguei A. Novikov" 2006-11-28 09:18:07 (#614558)

[TIFLO] Обучение в вузе. Ответ лапшину

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Константин, твои вопросы требуют развернутых ответов. Но я пока ограничусь
тезисами.
Ты пишешь:
> Давайте представим себе, что глухие студенты тоже потребуют выделения
> специальных групп. Этого же потребуют опорники и колясочники, студенты
> с диабетом.
> К ним присоединятся студенты, имеющие характерные особенности, и так
> мы получим специальные группы по землячествам и принадлежности к той
> или иной социальной среде.
Костя, а ты знаешь,что обучение глухих уже несколько десятилетий у нас и за
рубежом чаще всего проводится в специальных группах. У меня где-то есть на
эту тему материал. Я уже много наобещала прислать в рассылку материалов. Но
надеюсь через пару недель выполнить все свои обещания.
В Бауманском университете учится более ста глухих студентов. И на первых
курсах ои учатся в специальных группах. Поподробнее о глухих в напишу
следующих письмах.
Существует институт в Москве для инвалидов по общим заболеваниям. Хотя
последний изначально задумывался, как институт для опорников. Но со временем
число категорий инвалидов, обучающихся в нем, было увеличено.
В Красноярском торговом институте есть отделение для сколиозников. Есть и в
ряде других вузов специальные группы для опорников, глухих и прочих
инвалидов. Так что слепые в этом плане очень отстали
А если бы ты знал какие проекты дорогостоящие реализуются под инвалидов.
Только один из широко освещаемых в МИ проектов по обучению глухих был на
три миллиона долларов.

Далее ты пишешь:
> Почему крепнет позиция ВУЗов отказываться от приёма инвалидов в виду
> того, что учебные заведения не имеют специальных условий обучения?
> Прежде всего потому, что мы сами плодим и разжигаем в людях эти
> нездоровые потребности всяческими формами льготного поступления и
> обучения.
Константин, если бы только мы были причиной. Да нас кроме нас мало кто и
слышит. Чиновники и вузы нередко сами заинтересованы в проектах по
инвалидам. Поговори с теми, кто хоть слегка причастен к профессиональному
обучению и трудоустройству инвалидов и тебе расскажут что и как. ДА думаю
ты и сам многое знаешь. А начни бузить... Изменится положительно мало что.
Да и инвалиды вряд ли выиграют. И на западе тоже есть заинтересованность в
грантах и государственных программах. И там идет борьба между вузами и
прочими заинтересованными организациями. Хотя там все имеет более
цивилизованный вид.
Жаль, что редко инвалиды привлекаются к решению многих их проблем. Как
говорит Ваньшин, когда деньги дают самим инвалидам, то они их тратят с
большей пользой. Хотя мы знаем всякие примеры, но все-таки по-моему инвалиды
на самом деле вреда наносят меньше своими действиями,чем непосвященные в
наши проблемы чиновники.

Ты пишешь:
> Я считаю, что специальные условия обучения незрячего студента
> должны зависеть от государства или организаций незрячих, но не от
> Вуза. Поступать и учиться слепой студент должен на общих основаниях.

В чем-то я с тобой согласна. Но вуз не может совсем быть выключен из
процесса. Да и опыт Н. Новгорода, Челябинска и Новосибирска показал
позитивную роль университета в создании информационной и прочей поддержки
студентов - инвалидов по зрению.

С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 2535

   2006-11-28 04:16:49 (#614514)

[TIFLO] Обучение в вузе. Ответ Соколову

Здравствуйте!
Уважаемые участники рассылки!
Владимир Вячеславович, отвечаю на ваши вопросы.
Имеет ли право вуз отказать в приеме документов гражданину РФ будь то
инвалид или здоровый человек?
На основании существующего законодательства фактически да. Если у инвалида
вторая степень потери трудоспособности, то ему показано обучение в
специально созданных условиях. Если третья - обучение его в вузе по закону
невозможно. Конечно, далеко не все вузы следуют букве закона, но у них есть
право не принимать незрячего или другого инвалида на основании того, что
записано в его ИПР и в соответствии со степенью трудоспособности инвалида.
Отстаивание незаконности этих норм по-моему должно стать одним из главных
поводов протестных действий. Когда же мотивов много, то главное нередко
остается за кадром. А будь мы успешны, богаты и высокопрофессиональны, то
многие другие мотивы протестов просто сами собой разрешились. Но это уже не
по обсуждаемой теме, а так в качестве реплики в сторону.

Далее Вы пишете:
Вы говорите, что нет дополнительных денег - нет интереса к инвалидам.
Наверное, это так, но в каком интересе нуждается инвалид, если он не
претендует ни на какие специальные условия, если он готов учится на общих
основаниях? Так, как это было в старые времена. Любой вуз заинтересован в
хороших студентах если, конечно, они не доставляют дополнительных проблем.
Абсолютно с Вами согласна. Лишь пара маленьких встречных вопросов: а откуда
члены приемной комиссии знают, что инвалид так хорош, что станет гордостью
их вуза? И кто может гарантировать,что он несоздаст после поступления массы
проблем? Ведь есть примеры, что инвалиды просто тиранят вузы своими
требованиями и приносят массу проблем преподавателям?
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

С уважением

Владимир В. Соколов

Выпуск листа на новом месте: 2531

--

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Выпуск листа на новом месте: 2534

   2006-11-28 04:16:32 (#614513)

[TIFLO] Обучение в вузе

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Оля, большое спасибо за интересный материал. А возможно наладить контакт с
вашим знакомым?
Мой знакомый студент был ограничен выбором университетов. Поэтому он писал
только в те вузы, которые вошли в список фонда. Конечно в Германии есть
вузы, обучающие и тотально слепых. Я написала про этот случай лишь для того,
чтобы показать, что и на Западе не все так благополучно, как кажется
некоторым.

Немного поясню то, что писал ваш знакомый.
В Германии есть школы для слепых. И в основном на сколько мне говорили
немцы, до последнего времени слепые учились в школах для слепых. Хотя
процесс интеграции там продвинулся уже дальше, чем у нас.
В Марбурге есть одна из лучших в Германии гимназий для слепых. Я лично в ней
была и знакомилась с администрацией. Так что существование хотя бы одной
школы для слепых могу засвидетельствовать лично.
Хотя в прошлом году я в составе российской группы посетила и вторую школу в
Хемнице. И количество их явно больше двух. Германия вообще одна из стран
неочень рьяно внедряющая интеграцию слепых в массовые школы.

Марбург является историческим центром для слепых. В Марбургском университете
существует мощная поддержка студентов, обучающихся на гуманитарных
факультетах. Традиция эта давняя. Еще Выгодский критиковал их высшие
марбургские курсы слепых. По его мнению чрезмерная опека взрослых слепых
во многом им вредит.
Я тоже видела в Германии меню для слепых. Но было это только в одном из
ресторанов, где часто бывали слепые. Посетить же мне пришлось за 3 визита в
Германию думаю десятка 3. Как-то не считала количество посещаемых мною точек
общепита.
Немцы придерживаются такой точки зрения, что создавать спецусловия во всех
вузах нерационально. Поэтому они ограничились несколькими университетами. В
остальных никто не запрещает слепому учиться, но помощь оказывается таким
студентам в основном государством и обществами слепых.
Когда я пыталась выяснить процент трудоустроенных, то мне тоже была названа
цифра примерно 70 процентов. По мнению тех с кем я говорила на эту тему,
остальные слепые или не могут, или не хотят работать.
Постараюсь в своих архивах найти описание моих воспоминаний о поездках в
Германию и ознакомить участников рассылки с ними.
Взрослые слепые в Германии к слову"слепой" относятся по большей части
спокойно. В среде незрячей молодежи и очень активных общественников бродят
идеи схожие с нашими. В их среде тоже внедряются разные аналоги слова
"Слепой". Как мне говорили русскоговорящие в Германии процесс очень похож на
наш.
С уважением
Ирина

Выпуск листа на новом месте: 2533

   2006-11-28 02:19:17 (#614504)