Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Сергей Алибеков. Эссе о тюбетейке


Сергей Алибеков. Эссе о тюбетейке
2009-11-09 17:13 ИА Фергана.Ру

Опубликовано в литературно-художественном журнале «Звезда Востока» (Ташкент), №4, 1992 г., с. 57.

Белое и черное. Два полюса - два начала. Поле черного квадрата - космос, тьма. Четыре белых элемента - круговорот, знак солнца. Образуется вихрь, в котором цепенеет и пропадает взгляд. Через мгновение ты сгинешь в исподволь приближающейся воронке - спокойствие, гармония.

Кого благодарить за эту деталь национального костюма, за эту вершину прикладного искусства? Казалось бы, все предельно просто, но, очевидно, подобная доступность и открытость и вызывает невероятный восторг. Черный купол, будто напоказ, оттеняет макушку головы, где расположились четыре завитка: миндаль или перец, или крыло фазана, кто знает? Остается лишь крохотное зияние между нашей догадкой и неуловимой дрожью постоянно ускользающей истины. Может, и к лучшему, поскольку в данном случае мерцание, зыбкость, неопределенность доставляют нам колоссальное наслаждение.

Коллекция тюбетеек Сергея Алибекова
Коллекция тюбетеек Сергея Алибекова в Галерее Ферганы.Ру

Нетрудно представить - вот рука взяла иглу с белой нитью и зафиксировала ее на черной ткани. Но за последним стежком происходит чудо - выпуклые завитки, линии, точки в совершенно фантастическом ритме начинают кружиться: вечный танец. И это уже не рукотворная вещь, а вытолкнутая самой природой магическая субстанция. Тюбетейка, развернутая, как залитый солнцем и насыщенный плотной светотенью простор; и здесь любая подробность, найденная пристальным взором, отчетливой меткой стремительно врывается в сознание и замирает. И ты не столько замечаешь, сколько чувствуешь композиционную логичность каждого фрагмента. На одном только завитке можно изучать все законы визуальной композиции: динамику, статику, контраст, нюанс - они сплетены в крепкий узел (который словно бы стягивает горло), и рассечь его удается лишь в том случае, если ты переведешь взгляд куда-то в сторону - другой предмет, человеческое лицо, заоконный пейзаж, и все обрывается.

Я должен уточнить: хотя существует довольно устойчивая модель (наиболее распространенная - куполообразная с "барочными" компонентами мужская черно-белая тюбетейка), тем не менее следует говорить о замкнутости и некоторой отдаленности "языка" применительно к определенной местности (допустим, Фергана, Коканд), где головной убор имеет несколько иную структурную типологию, иную эстетику. Во-первых, тут общая форма уплощенная; исчезает купольность, и, таким образом, прочитываешь моментально жесткую прямоугольную конструкцию. Ткань теряет бархатистую поверхность за счет лощения и активного блеска, что придает ей подчеркнутую самостоятельность. Но в первую очередь бросаются в глаза основные элементы, наполняющие декор. Это, конечно же, теперь не плавно завязанные в узел композиции, которые настигают нас распахнутой изощренностью, а "кометы", резкой чертой бороздящие грань безукоризненно плоской пирамиды и выжигающие образ неистовой и мощной космической пляски. Собственно, именно здесь и возникает сомнение, что это мотив миндаля; скорее перед нами стручок перца или крыло фазана. Сам элемент по контуру и внутренней разработке лаконичен и строг. Стежок нити едва проступает, а линия изящна и тонка.

Значительное место в развернутой пластической системе занимает орнамент околыша, который, петлей охватывая низ тюбетейки, завершает ее. Он состоит из шестнадцати "арок" (они спаяны - одна с другой - по четыре на каждой стороне квадрата), подпирающих купол тюбетейки - модель бытия. Причем форма и орнаментальное развитие "арок" абсолютно точно выдерживает стилистику центрального элемента. Всякий раз этот ясный признак профессиональной свободы в, казалось бы, "спонтанном" творчестве завораживает меня и пробуждает к реальности.

В последние годы зачастую приходится видеть, как веками отработанные до крайности орнаментальные стили мало-помалу распадаются, обрастают вялостью и эклектикой, увлекая нас в клишированный мир (пример: металл, керамика). В то время как тюбетейка сохраняет гипнотическую природу - потаенную силу традиций, - хотя и появилась в том виде, как она представлена сейчас, в начале XX века...

Под ладонью пульсирует пространство черно-белой тюбетейки. Неужели оно когда-нибудь растает и затеряется в унылой и пустой вещественности? Едва ли.

Целостность, напряжение: знак, чреватый бесконечностью и тишиной.

Кыргызстан: В жилых домах Бишкека из газовых кранов пошла вода (видео)
2009-11-10 21:49 ИА Фергана.Ру

В столице Кыргызстана наступили первые зимние холода. Но без света, газа и отопления в морозы существуют несколько тысяч жителей южных микрорайонов Бишкека. После того, как некие умельцы наполнили водой систему газоснабжения, около 80 домов лишились возможности что-либо приготовить на газовой плите. Вместо синих языков пламени из конфорок выливалась вода.

Другие видео от Ферганы.Ру

Не имея возможности приготовить еду на газовой плите, граждане в массовом порядке включили электрические плитки. В результате из-за резкого скачка напряжения не выдержал местный трансформатор и квартиры 20-ти тысяч жителей погрузились во тьму.

«Интересно, какую отмазку начальство придумало по поводу попадания воды в газовую трубу», - рассказывают жители Бишкека... – «Авария произошла якобы по вине хозяев какого-то кафе. Какого точно, не уточнили. Говорят, при прокладке водопровода хозяева кафе допустили ошибку, положив трубу рядом с газопроводом. В трубах в результате «механического трения» образовались дыры, вода попала в газопровод…»
Особый «шик» положению горожан добавили усиливающиеся морозы - днем в Бишкеке температура составляет около -3, ночью - 10 градусов.

Резкий скачок потребления электричества вызвал жесткий дефицит мощностей во многих районах: старые трансформаторы не выдержали нагрузки и отключились (вслед за ними само собой отключился свет и тепло в домах), в некоторых напряжение в сети значительно упало.

К моменту написания этой новости примерно в половине квартир Бишкека отопление появилось, вторая половина продолжает мерзнуть. Веерные отключения света продолжаются.

В Таджикистане растет женская преступность
2009-11-11 01:13 Тилав Расул-заде

В Таджикистане растет женская преступность. Из 10.019 преступлений, зафиксированных в стране за первые девять месяцев 2009 года, 1.411 совершены с участием женщин. Если эти цифры сравнить с показателями аналогичного периода прошлого года, то выяснится, что они превышены на 372 случая. В информационном центре МВД Таджикистана корреспонденту «Ферганы.Ру» сообщили, что чаще всего женщины занимаются мошенничеством, далее в рейтинге женских преступлений располагаются кража, подделка документов, незаконный оборот наркотиков, убийство, нанесение телесных повреждений, торговля детьми, хулиганство. Вот лишь несколько примеров.

* Недавно во время совершения очередной аферы была задержана органами правопорядка 60-летняя жительница города Чкаловска, ранее судимая за мошенничество, Альме Шарфе Мусабаева. Как сообщили в пресс-центре УВД Согдийской области, она вошла в доверие к 64-летнему жителю города Худжанда Абдурахиму Каримову и взяла у него 1.500 тысяч долларов США, пообещав содействовать ему в покупке новой квартиры. Подобные обещания Альме Шарфе дала также 22-летнему уроженцу Муминабадского района Хатлонской области, 36-летней жительнице города Чкаловска и жителю Худжанда, получив от них по 12.000, 1.900, 200 долларов США соответственно. Эти деньги она потратила на свои нужды.

* На рынке «Атуш» Бободжонгафуровского района у 33-летней женщины порезали сумку и вытащили кошелек с 501 сомони ($120). По сведениям Информационного центра УВД Согдийской области, кражу совершила 17-летняя Н.К. Она замужем, нигде не работает. В отношении Н.К. возбуждено уголовное дело по статье 244 часть 2 Уголовного кодекса республики (кража). Если в суде вина молодой женщины будет доказана, ей грозит штраф в размере от одного до двух тысяч минимальных размеров заработной платы, либо лишение свободы сроком от двух до пяти лет.

* Недавно судебная коллегия по уголовным делам Согдийского областного суда приговорила жительницу города Табошара 19-летнюю Гузал Касымову к 18 годам лишения свободы с конфискацией имущества и отбыванием срока наказания в исправительной колонии строгого режима. Как сообщил председательствующий на процессе судья областного суда Хакимджон Асроров, Гузал Касымова привязала свою полуторагодовалую дочку в колыбели, заперла дверь квартиры на ключ и 26 дней отсутствовала дома, занимаясь проституцией в городах и районах области. В результате ее ребенок погиб от голода и переохлаждения. На суде выяснилось, что Гузал, окончив 8 классов школы, бросила учебу, нигде не работала, не имела никаких источников дохода, жила отдельно со своим ребенком. Дочку кормила на случайные милостыни, которые подавали ей соседи и знакомые. Гузал неоднократно обращалась за помощью к своей тете по отцовской линии, но та отказывалась принять ее ребенка, ссылаясь на то, что девочка родилась вне брака.

* Несколько дней назад в реабилитационное отделение Худжандской городской больницы №1 были госпитализированы женщина и трое ее детей. Оказалось, уроженка Бободжонгафуровского района 25-летняя Умеда Х. заставила своих 6-летнего сына и 3-4-летних дочерей принять несколько видов таблеток, затем проглотила большую дозу лекарств сама. Таким образом она решила отомстить мужу, который дал ей устный развод по мусульманскому обычаю. Жизни Умеды и ее детей были спасены стараниями врачей, которые провели пострадавшим промывание желудков.

* 19-летней Алене Федоренко удалось довести свой замысел до конца: девушка покончила с собой, выпив сразу 60 таблеток димедрола. Борьба врачей областной больницы за ее жизнь не дала ожидаемого результата, так как степень отравления организма оказалась слишком высокой. Вероятно, одной из причин, подвигнувших Алену на суицид, стало то, что девушка уже три года не имела ни работы, ни жилья.

Почему растет женская преступность?

Этот мы задали нескольким представительницам местных органов власти и общественных организаций. Ответы разнятся.

По мнению главного специалиста Комитета по делам женщин и семьи исполнительного органа государственной власти Согдийской области Мунаввары Дадабоевой, женщины совершают преступления, в основном, из-за низкого уровня правовых знаний. Для его повышения в каждом районе и городе регионе открыты Центры по оказанию правовой помощи женщинам, которые оказывают услуги на бесплатной основе, работают также «телефоны доверия».

- В последние годы психология наших людей очень изменилась. Многие хотят легким путем заполучать большие деньги, чтобы иметь дорогостоящую недвижимость и жить в комфорте, - отмечает М.Дадабоева. – Мы проводим большую воспитательную работу среди населения, делаем все возможное, чтобы женщины не шли на крайний шаг. Женщин, побывавших в местах заключения, окружаем особой заботой, оформляем им документы для трудоустройства, обеспечения жильем, оказываем материальную и моральную помощь.

По мнению заведующей отделом по работе с женщинами и семьями исполнительного органа государственной власти города Худжанда Хуршеды Ходжаевой, причиной того, что женщины идут на преступления, является не низкий уровень их жизни, а то, что они просто не хотят бороться с разного рода трудностями и несправедливостью.

- Видимо, свое негативное влияние оставил переход от одного общественного строя к другому, - полагает Х.Ходжаева. - Люди с трудом адаптируются к жестким законам рыночных отношений.

Она тоже рассказала о работе, проводимой с женщинами, побывавшими в заключении.

- В 2007 году под амнистию попали 39 жительниц города Худжанда. С ними проводятся индивидуальные встречи, изучаются их проблемы, в соответствии с полученной информацией принимаются решения по их полной реабилитации, - перечисляет Х.Ходжаева.

Менеджер общественной организации «Гулрухсор», кандидат медицинских наук Махбуба Султанова считает, что многие из оступившихся женщин пошли на преступления потому, что не смогли найти выхода из сложившейся ситуации.

- Я не думаю, что в основе большинства преступлений, совершенных женщинами, лежит стремление получить какие-то блага, прибыль, корысть, материальная заинтересованность. Мне кажется, что многие из этих женщин преступили закон, не найдя иного выхода из ситуации. Может даже, кто-то вынудил их на это, - размышляет М.Султанова. - Женщины по своей природе являются хранителями семейного очага, и в них не заложена тяга к преступлениям, к нарушению закона. Но нынешнее положение, очень выраженная материальная зависимость, высокий уровень насилия, жизнь в обществе, в котором царем и богом становятся деньги, зависть, присущая женщинам, порой подталкивает их к совершению преступлений. Иногда женщины преступают закон в целях самообороны или желания отомстить. Не будем забывать и об издержках воспитания. Нравственность падает, и это нас озадачивает. Тем не менее, как правозащитник, могу сказать, что чаще всего на совершение преступлений женщин заставляет идти нужда.

Конечно, трудности бытия и падение нравов сказываются на характерах людей. Некоторые из них утрачивают или заглушают в себе нравственные ориентиры. Не последнюю роль в этом играют процессы глобализации, которые пытаются смешать разные, порой полярные культуры. Поэтому нации, которые осознают угрозы этих процессов, борются за сохранение своей национальной самобытности и идентификации, они смогут выстоять, и в таких обществах уровень преступности будет низким.

Недавно президент Таджикистана Эмомали Рахмон в честь празднования 1310-летия основоположника ханифитской ветви ислама Имоми Аъзама - Великого Имама, инициировал принятие Закона об амнистии, благодаря чему на свободу выйдут более десяти тысяч осужденных граждан, среди которых будут, конечно же, женщины и девушки. Готово ли общество принять этих людей, преступивших закон и понесших за это наказание? Раскаются ли амнистированные и смогут ли уберечь себя от возвращения в места заключения? На эти вопросы ответит время.

В 2012 году суверенный Таджикистан будет отмечать свое 20-летие. Возможно, к данной дате будет объявлена очередная амнистия. Не исключено, что найдутся женщины, которые с расчетом на будущее помилование со стороны правительства решатся на крайний шаг...

Манзура

Раньше, когда речь шла о восточных женщинах, прежде всего, упоминались их добропорядочность, верность, скромность, толерантность, любовь к детям и мужу, приверженность к семейным ценностям. Теперь эти качества называют реже. Сегодня многих представительниц прекрасного пола мало привлекает перспектива стать матерью, вскормить грудью малыша, петь колыбельные песни, - то, что издревле считается настоящим женским счастьем. Их больше интересуют дорогие машины, шикарные коттеджи, богатые мужчины. Таких женщин много, но, к счастью, есть и другие.

В Бободжонгафуровском районе Северного Таджикистана живет 19-летняя Манзура Джураева. Ее дом - скамеечка, расположенная на территории городской больницы Чкаловска. Четыре месяца тому назад отец выгнал девушку из своего дома. Она не знала, к кому обратиться за помощью, ей некуда было идти.

Манзура Джураева
Манзура Джураева

- Я специально выбрала территорию больницы, - рассказывает Манзура.- Во-первых, здесь постоянно многолюдно, и я не ощущаю одиночества. Во-вторых, мужчины–хулиганы редко сюда приходят. Я категорически отвергаю все их предложения погулять. Моя честь и добропорядочность для меня самое главное. Здесь я голодной не останусь. Спасибо больным за то, что кормят меня, чем могут.

Манзура окончила всего 8 классов. Когда ей было 15 лет, ее мама тяжело заболела, и девочка была вынуждена ухаживать за ней. Так прошло четыре года. Четыре месяца назад мать Манзуры умерла. Девушку некому оказалось защитить от отцовского произвола, начались ее скитания по улицам. У Манзуры нет никаких документов. Свое свидетельство о рождении она потеряла, не смогла получить и паспорт.

- Я мечтаю обрести свидетельство о рождении и паспорт и поступить на работу. Хотя бы посудомойкой либо уборщицей. Ведь у меня больная почка. Хочу иметь крышу над головой. Мечтаю создать свою семью, - застенчиво признается девушка.

К сожалению, Манзура не одинока в своем положении. Таких бездомных, живущих на улицах девушек и женщин в сегодняшнем Таджикистане немало. Некоторые из них, не выдержав таких испытаний и отчаявшись, могут выбрать для себя преступную дорожку. Кто поможет им и направит их на правильный путь?

Мы часто говорим о профилактике правонарушений, но порой забываем оказывать посильную помощь остро нуждающимся в этом гражданам. Не секрет, что гуманитарную помощь, которую оказывают Таджикистану международные организации, чаще всего получают люди, вполне здоровые, у которых есть по нескольку источников дохода, крупные суммы денег или богатые покровители. А такие девушки, как Манзура, обычно остаются вне поля зрения чиновников. Не всем оказавшимся в тяжелых условиях жизни хватит мудрости и силы не оступиться и не пополнить ряды тюремного контингента. Хочется верить, что общество поможет Манзуре и ее подругам по несчастью обрести крышу над головой и найти работу.

Тилав Расул-заде


В избранное