Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Россия: В Москве задержаны три активиста <<Исламской партии Туркестана>>


Россия: В Москве задержаны три активиста «Исламской партии Туркестана»
2009-11-23 17:08 ИА Фергана.Ру

В минувшие выходные сотрудники департамента по противодействию экстремизму (ДПЭ) МВД России задержали в Москве трех членов международной террористической организации «Исламская партия Туркестана», которые были причастны к вербовке участников незаконных вооруженных формирований, совершивших теракты в Таджикистане, Афганистане и Пакистане, сообщает Интерфакс.

Среди задержанных - 33-летний так называемый «амир» (руководитель) ячейки ИДТ, который разыскивался правоохранительными органами Таджикистана за террористическую и экстремистскую деятельность.

«Предоставленные таджикистанской стороной материалы свидетельствуют о причастности задержанных к вербовке участников НВФ (незаконных вооруженных формирований – ред.), совершивших диверсионно-террористические акты на территории Таджикистана, Афганистана и Пакистана», - сказано в документе.

В ДПЭ отмечают, что в ходе совместных мероприятий правоохранительных органов России и Таджикистана было установлено местонахождение участников террористической организации на территории столичного региона.

По имеющейся информации, разыскиваемые люди во время пребывания в России распространяли чуждую российскому обществу экстремистскую идеологию, а также вели подготовку боевиков для участия в террористических акциях.

Задержание было произведено в различных районах Москвы и Московской области. По данным милиции, «амир» находился в международном розыске, объявленном МВД Таджикистана за совершение ряда тяжких преступлений («терроризм», «организация и участие в преступном сообществе», «участие в устойчивой вооруженной банде»).

В настоящее время решается вопрос об экстрадиции задержанных в Таджикистан. Проводится проверка их причастности к совершению тяжких преступлений на территории России.

Россия: «Наши» потребуют поставить ташкентский памятник Защитнику Родины на место
2009-11-23 18:00 ИА Фергана.Ру

Российское движение «Наши» собирается провести в Ташкенте пикет, протестуя против сноса памятника Защитнику Родины, передает ИТАР-ТАСС. Лидер движения «Наши» Никита Боровиков сообщил сегодня, 23 ноября, что «Наши» намерены в ближайшее время отправиться в Узбекистан, чтобы провести в центре Ташкента пикет против демонтажа памятников героям Великой Отечественной войны в Парке боевой славы.

«Администрация парка объясняет факт откровенного вандализма тематической неуместностью демонтированных памятников в музее Городского парка, который отражает историю военного искусства народов Центральной Азии, - сказал Н.Боровиков. - Более того, здесь уверены, что эти памятники не соответствовали новому прочтению узбекской истории… Мы расцениваем это как попытку переписать нашу совместную историю, в котором советские граждане победили фашизм. Мы будем отстаивать память о подвиге советского солдата, как это делали уже в Эстонии во время сноса Бронзового солдата». Боровиков заявил также, что «российская молодежь будет требовать от властей Узбекистана извинений и возврата памятников на их законное место».

Напомним, что в ночь на 22 ноября в ташкентском Парке боевой славы был демонтирован монумент Защитнику Родины и снесена аллея с бюстами военных, изображающих различные рода войск: разведчика, летчика, танкиста и так далее. Вокруг были вырублены все многолетние чинары и тополя, парк был освобожден от стоявшей в качестве экспонатов военной техники - самолетов Миг-15 и Миг-21, «Катюши», танков, ракет, пушек. Монумент Защитника Родины был разрезан на куски и вывезен в неизвестном направлении.

Скорее всего, стремление «Наших» протестовать против сноса памятника так и останется саморекламой, поскольку в Ташкент их вряд ли пустят. Об официальной российской реакции на снос памятника пока ничего не слышно.

Сегодня же стало известно о реакции Ташкентской епархии на снос здания церкви при учительской семинарии. Интерфакс процитировал слова секретаря епархии, священника Андрея Тугушева: «Мы, конечно же, сожалеем, как и любой православный человек в такой ситуации». При этом А.Тугушев заметил, что храм этот, построенный в конце XIX века по проекту известного российского архитектора Алексея Бенуа, не принадлежал церкви, а находился в собственности государства.

Назвать причину, по которой сносят церковь, А.Тугушев затруднился, а на вопрос, не лучше ли было передать здание храма епархии, ответил: «Снос уже идет. Какое это уже имеет значение!»

Напомним, что в годы советской власти учительскую семинарию снесли, а церковь оставили, убрав с нее купола. На протяжении ряда лет здесь была публичная библиотека, затем помещение занимали различные банки. При этом храм продолжал оставаться в реестре памятников, охраняемых государством.

Высокий смысл сизифова труда. Туркменской инициативе по правам человека - пять лет
2009-11-23 23:22 Мария Яновская

Туркменская Инициатива по Правам Человека (ТИПЧ) была официально зарегистрирована в Австрии 18 ноября 2004 года. Возглавил ТИПЧ Фарид Тухбатуллин – правозащитник и эколог, который вынужденно эмигрировал из Туркменистана в 2003 году. «Фергана.Ру» поздравляет туркменскую правозащитную организацию с первым юбилеем и беседует с Фаридом Тухбатуллиным об истории возникновения ТИПЧ, о работе правозащитников и о том, насколько сильны сегодня в Туркмении протестные настроения.

- Как появилась Туркменская инициатива по правам человека? Я знаю, что сначала, в июле 2002 года, в Ашхабаде возникла «Хельсинкская группа Туркменистана». Вы в нее тоже входили?

- Да. В Туркменистане было несколько человек, которые занимались правами человека, - я говорю о тех, кого я знаю лично… Но каждый из нас делал то, что считал наиболее важным, мы работали разобщено. В июле 2002 года созрела идея, что необходимо объединиться – и три человека объединились в «Хельсинкскую группу».

- Кто?

- Я, могу назвать только себя и Вячеслава Мамедова. Конечно, «Хельсинкская группа» не была публичной и зарегистрированной организацией, работа велась подпольно, у нас были свои каналы связи с московским «Мемориалом», с Amnesty International, Human Rights Watch, другими правозащитными организациями. Но в конце 2002 года было совершено покушение на Ниязова, после этого власти резко усилили борьбу со всеми инакомыслящими, - и меня в декабре 2002 года арестовали. В марте состоялся суд, меня приговорили к трем годам лишения свободы. Но поднялась международная кампания по защите моих прав, на власти Туркменистана начали давить – и в апреле 2003 года меня выпустили, предупредив, что я остаюсь под домашним арестом, не имею права на контакты с иностранцами и прочее. Летом 2003 года я был вынужден уехать из страны, и оказался в Вене.

Первые год-полтора мы работали по-прежнему, не регистрируясь. Но потом решили, что нам нужен статус – а раз я работаю за пределами страны, то могу легализовать нашу организацию. И в ноябре 2004 года мы зарегистрировали Туркменскую инициативу по правам человека, ТИПЧ.

- Вас уже больше, чем трое?

- Да. В настоящее время нас шестнадцать человек, но большинство членов нашей организации живет в Туркменистане. Они сотрудничают с нами нелегально. В бюро в Вене у меня есть три ассистента, двое из них – австрийцы.

- О туркменской оппозиции после декабря 2002 года вообще не слышно. Она существует? Остались хоть какие-то островки сопротивления?

- Когда я только оказался в эмиграции – это 2003-2004 годы – существовало три крыла туркменской оппозиции. Была группа Авды Кулиева, была группа Оразова – движение «Ватан», они базируются в Швеции, - и была группа Ханамова-Шихмурадова. Меня несколько раз приглашали на встречи, где оппозиционеры пытались, скажем так, объединить усилия. Но серьезного объединения не случилось. Но это ведь болезнь не только туркменской оппозиции, то же происходит и с оппозиционерами в других странах. Оппозиция не может быть объединена вплоть до «часа икс». И видно, для Туркменистана этот час еще не настал.

А сейчас даже попыток объединиться не делается. Может, люди разочаровались и не видят смысла в продолжении борьбы, а может, не имеют ни опыта, ни возможностей.

Но я сразу должен уточнить – мы не относим себя к политической оппозиции. Права человека – это сфера, где политические симпатии и антипатии могут только навредить, мы не вступаем ни в какие оппозиционные партии и движения. Это наша принципиальная позиция.

- Но то, что вы занимаетесь защитой прав человека в Туркменистане, автоматически превращает вас в оппозицию, хотите вы этого или нет…

- Местные власти так и считают. Мол, критикуешь власть – значит, оппозиционер. Но цель оппозиции – это приход к власти, а мы никогда перед собой такой цели не ставили…

- Не обязательно. Цель оппозиции – это борьба с существующей властью…

- Мы не боремся против, мы боремся – за. За права человека. За права конкретных людей, национальных меньшинств…

- Но бороться в Туркменистане за права человека и означает бороться против существующей власти, разве нет?

- Это достаточно спорный момент, здесь есть тонкости. Ведь кроме всего прочего, у любой организации существуют свои внутренние правила, уставы, программы и так далее. И наш Устав не предусматривает политической деятельности, мы зарегистрированы как некоммерческая, неполитическая общественная организация. Нас многие называют оппозиционерами, я первое время на это реагировал, спорил – а сейчас не стану. Пусть называют, как хотят. Важно, что мы себя не считаем оппозиционерами. Разумеется, это не означает, что мы бежим от оппозиционеров как от чумы. У нас нормальные отношения со многими представителями туркменской оппозиции. У нас одна Родина, и мы готовы сотрудничать в тех сферах, где имеются точки соприкосновения интересов.

- Тогда как бы вы сформулировали свое отношение к этой власти, раз оно не оппозиционное?

- Оно негативное. Как к предыдущей власти, так и к нынешней. Мы видим, что никаких шагов к демократизации, как было обещано, сделано не было, даже наоборот. К этой власти позитивно относиться нельзя.

- По вашим оценкам, в Туркменистане еще осталась интеллигенция? Отсюда, издалека, начинает казаться, что в этой стране созданы невыносимые условия для выживания интеллигенции, что оттуда все должны бежать – если уже не сбежали…

- Остались буквально единицы людей, которые пытаются что-то делать наперекор властям. Эти люди есть. Наиболее известна Наталья Анурова-Шабунц, женщина отчаянной смелости. Она уже много лет занимается и просветительской, и общественной деятельностью, борется за права конкретных людей. Например, она пыталась и пытается защищать тех, кого насильно помещают в клиники для алкоголиков, в так называемые ЛТП (лечебно-трудовые профилактории), чтобы потом отобрать у них квартиры.

Есть и еще несколько человек, которые, может, и не так открыто это делают. Их можно назвать «сочувствующими», как говорили в советское время. Те из них, кто известен властям, находится под серьезным контролем. А подавляющее большинство неравнодушных людей, которые могли бы что-то изменить, из страны уехали. Необязательно им грозил арест – просто они решили, что пытаться изменить ситуацию бессмысленно, а жизнь проходит...

- Мы ведь не только о русских сейчас говорим?

- Нет-нет, очень много туркмен уехало. В Москве, я знаю, живут известные туркменские врачи, и они востребованы. Уехало много деятелей культуры: музыканты, певцы, художники… Тот же Курбан Бердыев, который сейчас тренирует команду «Рубин», относится к властям вполне лояльно, но работать предпочитает в России. Те люди, которые бы могли помочь Туркменистану, находят применение своим талантам и способностям за пределами страны.

- А общее настроение тех, кто остается? Может, для них сложившаяся ситуация не настолько дискомфортна? Я ни в коем случае не хочу переворачивать вопрос - мол, туркмены ментально склонны к тоталитаризму, - но может, вековой традиционный уклад жизни не так уж противоречит сегодняшнему политическому устройству Туркменистана?

- Что такое демократия, мое поколение почувствовало во времена Горбачева. До этого мы были пионерами, комсомольцами… Я помню, что даже в эпоху перестройки и гласности Туркменистан оставался островком авторитаризма. Во всех республиках появились политические партии, свободные СМИ – а у нас ничего подобного так и не возникло. И большая часть населения узнавала о том, что такое возможно, лишь по телевизору – когда смотрели московские программы.

С тех пор прошло больше двадцати лет. В Туркменистане уже выросло поколение, которое те программы и в глаза не видело. А люди, которые застали горбачевские времена и восприняли те ценности, - сегодня составляют в Туркмении абсолютное меньшинство. И они тоже молчат – потому что вынуждены кормить свои семьи…

У населения сейчас наступила апатия, и это самое страшное. Когда умер Ниязов – люди ожидали перемен. И явка на выборах нового президента была, действительно, довольно высока – люди шли, потому что у них были надежды на улучшение жизни. Гурбангулы Бердымухамедов именно во время предвыборной кампании говорил о необходимости реформировать образование, сельское хозяйство, о том, что будет разрешен Интернет, и даже пару раз заикнулся, что Туркменистану необходима многопартийность. Я не знаю, можно ли назвать это обещанием демократии, но реформы он точно обещал. И люди за это голосовали, они надеялись. К сожалению, ничего из обещанного реально не осуществилось. И сейчас все иллюзии исчезли, мало того - люди уверены, что если кто-то придет на смену Бердымухамедову, то будет или так же, или еще хуже.

- У нас был напечатан репортаж о том, как живут песковые туркмены, как живут в горах Туркмении нохурцы… И если судить по этим историям, людям вообще не важно, советская сейчас власть, царская, ниязовская или сегодняшняя… Они как жили двести лет назад, так и сегодня живут, как лечились, привязывая к чинарам косточки животных, так и сегодня лечатся… И для них важно, был ли дождь, а не то, что сказал в далеком Ашхабаде человек в меховой шапке… Может, мы вообще преувеличиваем степень влияния политики на жизнь и уклад в Туркмении?

- Жизнь песковых туркмен или нохурцев – даже для Туркменистана экзотика. Это очень малочисленные группы населения. Они живут обособленно – и действительно, они и при советской власти так жили, и сегодня… Политика сильно влияет на жизнь большинства жителей городов и поселков, хотя, конечно, я не могу сказать, что все они – ярые сторонники перемен.

Сегодня главная проблема – это безработица, и нет никаких государственных программ по решению этой проблемы, не строятся ни фабрики, ни заводы, чтобы трудоустроить население. Конечно, большинство взрослых людей прекрасно понимает, что сейчас проводится не совсем та политика, которая может привести к улучшению ситуации. И сейчас, когда какой-никакой Интернет появился в Туркменистане, мы стали получать больше отзывов на наши публикации. Многие хотят, чтобы что-то поменялось. Но при этом делать никто ничего не хочет. Люди запуганы, у большинства и мысли не возникает писать коллективные письма, обращаться лично к президенту, в суды или в Институт демократии и прав человека при президенте. Вот студенты, которых не выпустили на учебу за границу, - тоже собирались вроде писать коллективное письмо. И побоялись…

- ТИПЧ существует уже пять лет. Вы делаете «Хронику Туркменистана», выпускаете отчеты о правах человека в Туркмении… Кстати, с какой регулярностью выходят эти отчеты?

- Определенного графика нет, но мы стараемся, чтобы один-два отчета в год выходило. Сейчас мы заканчиваем работу над очередным отчетом, посвященным пенитенциарной системе Туркменистана, надеемся его опубликовать в ближайшее время.

- Как вы собирали информацию? Туда же невозможно проникнуть?

- Да. Из Туркменистана вообще трудно получить информацию и осуществлять мониторинг, а узнать что-то о тюрьмах и колониях… В этом отчете будут результаты работы не одного года, но все равно материала мало. Однако мы вынуждены «отсеивать» то, что касается пенитенциарной системы времен Ниязова, оставляя лишь то, что происходило и происходит при нынешней власти. К сожалению, могу констатировать, что ситуация в этой области практически не изменилась.

У нас несколько направлений мониторинга: образование, социальные меньшинства, свобода СМИ, свобода слова… По этим темам мы уже издавали доклады. У нас есть страничка на Youtube.com. Мы показываем, что и в нынешних условиях необязательно бегать с ружьем наперевес, чтобы попробовать что-то изменить. Говорить правду о ситуации в Туркменистане – одна из наиболее востребованных сегодня возможностей не молчать, не терпеть – а делать что-то. Как говорят, у желания тысячи возможностей, у нежелания – тысячи причин.

- И у вас не возникает ощущения, что все без толку, все зря, сколько бы ни было возможностей у этого желания – эту стену не пробьешь никогда…

- Бывает. Но все равно – кто-то же должен это делать? Нам на сайт пишут: а можно еще и это сделать, и это… Почему вы это не делаете… И невозможно всем объяснить, что нас всего шестнадцать человек, мы физически не можем успеть все. Но когда в ответ говоришь: а почему бы вам самим не попробовать? – человек изумляется, как будто ему предложили что-то фантастическое: «Я?! Да что я могу?!»

- Но люди действительно живут с ощущением своей полной беспомощности. Например, разве адвокат может добиться в туркменском суде справедливости без помощи взятки?

- Ниязов ввел правило, которое до сих пор существует. Каждое постановление об аресте подписывается лично президентом. Я не утверждаю, что сегодня Бердымухамедов сидит и лично накладывает резолюции, но все постановления проходят через администрацию президента. И если уголовное дело открыто за подписью президента, то никакой судья этого человека оправдать не может. Нам известно, что 99.9 процента обвиняемых осуждены. А оставшиеся 0.1 процента либо откупаются, либо – это уж совсем случайно схваченные люди.

- Интересно, каковы размеры взяток в нищей стране?

- Зависит от преступления. Как правило, откупаются наркоторговцы, и опять-таки – зависит от объема наркотиков, который был изъят. Взятка может составлять и десять тысяч долларов, и пятьдесят…

- Насколько люди обеспечены продуктами в Туркменистане? Ходят слухи, что народ голодает, чай-лепешка-овощи – вот и все, что большинство может себе позволить…

- Да, проблема существует – но не из-за того, что не хватает продуктов, а из-за безработицы. У людей нет денег, и поэтому они вынуждены экономить и жить на хлебе и воде. Но если ты работаешь и получаешь зарплату – то можешь хорошо жить. Есть семьи, которые ухитряются прожить на пенсию одного из родителей.

По сравнению с другими странами, в Туркмении дешевые продукты. Сохранились государственные магазины, где буханка хлеба стоит 1000 манатов старыми, или 20 копеек новыми. Это очень дешево, но такого хлеба мало, поэтому малообеспеченные граждане выстраиваются в огромные очереди, когда этот хлеб завозят. Та же ситуация с мукой…

- Если в стране так велика безработица, то куда люди едут на заработки?

- Как правило, в Турцию. Многие остаются там нелегально и продолжают работать, присылая домой деньги. В Россию едет меньше народу – нужна виза.

- Кроме Туркменской инициативы по правам человека, существуют ли еще туркменские правозащитные организации?

- Да, это Союз независимых адвокатов Туркменистана, он зарегистрирован в Нидерландах – мы сотрудничали во время подготовки доклада по пенитенциарной системе. Есть еще Хельсинкский Фонд Туркменистана, эта организация зарегистрирована в Болгарии. Пожалуй, и все – из тех, кого я знаю.

Мария Яновская

Узбекистан: Ташкентцы боятся, что будут срублены и пятисотлетние деревья
2009-11-24 01:03 ИА Фергана.Ру

С самых старых деревьев в Ташкенте сняли установленные несколько дней назад таблички, удостоверяющие их пятисотлетний возраст.

Судьба пяти платанов, которые растут вдоль улицы Матбуотчилар (бывшей Лениградской), близ снесенной церкви Александра Невского, до последнего момента оставалась неизвестной, по Ташкенту ходили слухи, что и их спилят, как спилили столетние платаны в сквере имени Амира Тимура.

Старые платаны

Однако несколько дней назад на деревьях появились новенькие металлические таблички, на каждой из которых было выгравировано, что сие дерево – платан восточный, возраст – 500 лет, и что дерево охраняется государством. Появление табличек вселяло надежду, что деревья не тронут.

Но вот изумленным взглядам прохожих предстали лишь стойки, к которым ранее были привинчены таблички.

Старый платан

«Наблюдая за тем, как флюгерообразно у нас меняются планы «благоустроителей» города, остается надеяться, что таблички под шумок уволокли охотники за «цветметом», - говорит один из прохожих. – Однако мне кажется это маловероятным, поскольку злоумышленники просто вырвали бы таблички с корнем, а не стали бы их аккуратно отвинчивать».

Узнать, почему исчезли таблички, пока невозможно: в городском хокимияте (администрации) на все вопросы, касающиеся уничтожения деревьев, официальные лица без разрешения вышестоящего начальства отвечать отказываются. А в Государственном комитете по охране природы Узбекистана вообще не знают, кто установил эти таблички – и куда они потом делись, потому что этим, по их словам, должно заниматься какое-то другое ведомство. Так что остается только ждать и надеяться на Всевышнего, который-таки образумит безумных дровосеков.

Старый платан

Между тем в сквере Амира Тимура, где уничтожены десятки огромных уникальных вековых платанов, полным ходом продолжается «созидательная» работа. В шахматном порядке выкопаны ямы – готовят оплешивевшее, «простреливаемое» со всех сторон пространство сквера к посадке любимых елок и саженцев «правильных» деревьев, которые, даст Бог, вырастут лет через двадцать-тридцать.

Продолжается разрушение гостиницы «Пойтахт». Здание рушат при помощи тяжелой строительной техники. Говорят, что гостиница была в аварийном состоянии, однако на поверку «сталинское» здание оказалось достаточно крепким: сегодня здесь перевернулся крушащий стены экскаватор, завалившись набок на горе строительного мусора. Судя по всему, никто не пострадал, и вовремя подоспевший автокран поставил бедолагу на «ноги».

Снос гостиницы Пойтахт
Ташкент, снос гостиницы «Пойтахт», 23 ноября 2009 года

От бывшей церкви Александра Невского при Ташкентской учительской семинарии, созданной в конце XIX века по проекту архитектора Алексея Бенуа, что находилась близ гостиницы, осталась небольшая куча мусора, из которой торчат балки перекрытий. Говорят, что на месте гостиницы и церкви построят новое административное здание, которое органично впишется в открывшееся взору великолепие…

Руины церкви Ал.Невского
Ташкент, руины церкви Ал.Невского, 23 ноября 2009 года

Все фото последних массовых разрушений в Ташкенте смотрите в специальном разделе Галереи «Ферганы.Ру»

Соб.инф.


В избранное