Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Кыргызстан: Кто поселится в бишкекском доме Аскара Акаева?


Кыргызстан: Кто поселится в бишкекском доме Аскара Акаева?
2009-11-18 22:41 Фергана.Ру

18 ноября 2009 года генеральный прокурор Киргизии Эльмурза Сатыбалдиев сообщил на пресс-конференции, что против бывшего президента Республики Кыргызстан Аскара Акаева не возбуждено никаких уголовных и административных дел, и его возвращению в Кыргызстан ничто не мешает. Закон о гарантиях неприкосновенности экс-президента еще никто не отменял», - заметил генпрокурор.

Эта сенсационная новость стала ответом на вопрос корреспондента «Ферганы.Ру»: наше агентство уже третий день занимается историей национализации бишкекского дома экс-президента, который, как уверяет А.Акаев, был построен на его собственные деньги еще при советской власти – причем на земле, которую Акаеву выделили как президенту национальной Академии наук. 16 октября Аскар Акаев позвонил нам в редакцию и рассказал, что в его дом - «скромный двухэтажный коттедж полезной площадью двести квадратных метров» - пришли представители спецслужб Кыргызстана, прокуратуры и силовых ведомств, и велели в течение одного дня вывезти личные вещи и освободить помещение, заявив, что дом будет экспроприирован.

Акаев считает, что это - нарушение всех правовых норм, что дом, как и здание Библиотеки первого президента, которое находится по соседству, забирают лично по приказу нынешнего президента Бакиева, и эти здания переданы под структуру, которую возглавляет младший сын Бакиева Максим.

«Это его (Бакиева – ред.) личный политический заказ, - сказал Аскар Акаев «Фергане.Ру». - Он отнимает этот дом, чтобы я не мог вернуться в республику. Теперь мне некуда ехать – не буду же я останавливаться в гостинице, правильно? В родной стране?»

Нашей редакции показалось важным понять, какой статус сегодня на родине имеет Аскар Акаев и может ли он, действительно, вернуться в страну. Напомним, что Акаев сбежал из Кыргызстана во время «тюльпановой революции» 2005 года. С тех пор он живет в Москве, преподает в Московском Государственном Университете – и не получает из Кыргызстана ни тыйына (ни копейки) пенсии.

Мы разыскали Закон «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики», в котором ясно сказано: «Экс-президент Кыргызской Республики обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за действия или бездействие, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Кыргызской Республики, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру. Неприкосновенность экс-президента Кыргызской Республики распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему архивы, иное имущество, документы, багаж и на его переписку».

Найденного закона показалось достаточно, чтобы захотеть спросить генерального прокурора: на каком основании отнимают частный дом А.Акаева, может ли экс-президент вернуться в Кыргызстан – и существуют ли уголовные или административные дела, которые до сих пор не закрыты или приостановлены, по которым А.Акаев может быть привлечен к ответственности?

17 ноября мы дозвонились до генеральной прокуратуры Кыргызстана. Пресс-секретарь попросил нас отправить ему официальный письменный запрос по электронной почте. Он пообещал, что компетентные люди ответят в течение дня – и сказал, что завтра у генпрокурора состоится пресс-конференция «по поводу одного мероприятия», и что мы можем задать все свои вопросы лично. Как потом выяснилось, «мероприятием» этим был «День открытых дверей» в прокуратуре, приуроченный к 85-летию ведомства.

Запрос мы отправили (заодно спросили, положена ли А.Акаеву пенсия, и что это может быть за пенсия), но ответа на него в течение дня так и не получили. Но вот на пресс-конференции по просьбе корреспондента «Ферганы.Ру» генпрокурор Кыргызстана Э.Сатыбалдиев сообщил, что Акаев может вернуться на родину, и рассказал, на какой стадии находятся уголовные дела, возбужденные против членов семьи Аскара Акаева, и уголовные дела, связанные с имуществом семьи экс-президента страны.

Так, по словам Эльмурзы Сатыбалдиева, против самого Аскара Акаева не возбуждено никаких уголовных или административных дел, и его возвращению в Кыргызстан ничто не мешает. Однако Аскар Акаев может быть привлечен к ряду уголовных или административных дел в качестве свидетеля.

Как сообщил Э.Сатыбалдиев, «в общей сложности с марта 2005 года после бегства семьи Акаевых было возбуждено девяносто восемь уголовных и административных дел в отношении членов семьи А.Акаева и их имущества. На данный момент путем соединения и сокращения данных дел в производстве генеральной прокуратуры есть восемнадцать дел, которые на данный момент временно приостановлены в связи с отсутствием в стране обвиняемых и иных фигурантов», - пояснил Э.Сатыбалдиев.

Что же касается сына Акаева – Айдара, - то генпрокуратура Кыргызстана направляла три запроса о его экстрадиции в страны, где он пребывал, в том числе в Россию. «Но на данный момент российская сторона от экстрадиции Айдара Акаева отказывается», - передает слова Э.Сатыбалдиева Казахстан сегодня. Так что если Акаев-отец еще может вернуться – вопрос, куда, дом-то отняли и непонятно, на каком основании, - то Акаев-сын, если вернется, то подпадет под уголовное преследование.

«Фергана.Ру» решила расспросить лидеров прошедшей «тюльпановой революции» 2005 года и представителей политического истеблишмента, как они относятся к национализации частного дома Акаева и может ли, по их мнению, Акаев сегодня вернуться в Кыргызстан? К сожалению, нам удалось дозвониться только до Омурбека Текебаева - и до пресс-службы президента Бакиева. Омурбек Текебаев сказал, что не в курсе истории с домом и библиотекой, и рассмеялся, когда услышал вопрос о возможности возвращения Акаева:

- Хорошо, да… Формально - на бумаге - власти не имеют претензий к бывшему президенту Акаеву. В Кыргызстане он не подвергается официальному преследованию, никаких уголовных дел нет. Я думаю, что Аскар Акаев, в принципе, мог бы попробовать вернуться в республику. И только тогда станет ясно, будет он подвергаться преследованию – или нет. Увидим, будет ли работать этот закон о неприкосновенности…

Разговор с пресс-службой президента оказался довольно коротким. Сначала нам удалось дозвониться до Алмаза Турдумаматова - пресс-секретаря Курманбека Бакиева – по мобильному телефону. Но услышав, кто говорит, он зашептал в трубку: «Не могли бы вы перезвонить через десять минут по городскому телефону?» - и назвал номер. Правда, сквозь этот шепот цифры удалось разобрать раза с третьего…

Но к городскому телефону господин пресс-секретарь уже не подошел. Вернее, его уже почти позвали – но вовремя спохватились и решили выяснить, кто спрашивает. И после этого: «Перезвоните через пять минут, он занят», «перезвоните через минутку», «ой, вы знаете, его только что вызвали наверх, к руководству – а это неизвестно, насколько затянется…»

На самом деле никто и не собирался пугать господина Турдумаматова тяжелыми вопросами и заставлять его отвечать за президента – хотя у него, в общем, такая работа. Мы хотели выяснить, действительно ли дом Акаева будет отдан под офис ЦАРИИ Максима Бакиева?

Пока этот вопрос остается без ответа – но вряд ли надолго.

Российские автопроизводители просят защитить их от узбекской «Нексии»
2009-11-18 22:55 ИА Фергана.Ру

Автомобили марки Nexia, что с 1996 года производятся на заводе GM-Uzbekistan в узбекском городе Асака, долгое время остаются популярными у покупателей в России.

Nexia

Даже кризис не ослабил, а укрепил спрос на эту модель эконом-класса. В апреле, августе и сентябре 2009 года, по данным официальной российской статистики, Nexia выходила на третье место по продажам моделей зарубежного производства в России.

На российском рынке модель представлена более чем 10-ю вариантами комплектации, включая бюджетную версию Low Cost стоимостью 229 тыс. руб. (что меньше 9 тысяч долларов). Следует отметить, что Россия является основным рынком экспорта узбекских Daewoo.

Такое положение дел вкупе с протекционистской политикой правительства Узбекистана в отношении своего автопрома возумтило крупных российских автопроизводителей. Они обратились к Владимиру Путину с просьбой ввести ограничения на продажу «узбеков» в России, в частности популярных моделей Matiz и Nexia, сообщает Интерфакс.

Коллективное обращение на имя премьер-министра Владимира Путина подписали президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров, председатель правления группы ГАЗ Сергей Занозин и генеральный директор ОАО «Соллерс» Вадим Швецов. Автозаводы указывают на то, что в Узбекистане, крупнейшей по населению среднеазиатской стране, правительство препятствует реализации продукции российских автозаводов.

Как говорится в письме на имя Путина, в начале этого года правительство Узбекистана ввело «жесткие запретительные меры, нацеленные на защиту GM Uzbekistan». В частности «полностью прекращена конвертация валюты для фирм, представляющих в Узбекистане российские автомобильные заводы, введен запрет на потребительское кредитование автомобилей иностранного производства, импортные автомобили облагаются дополнительным дорожным налогом», – цитирует авторов обращения Интерфакс.

Для восстановления справедливости российские автозаводы предлагают принять ответные меры в отношении автомобилей GM Uzbekistan, ввозимых в Россию.

Речь идет в первую очередь об автомобилях Daewoo. Согласно данным Госкомстата Узбекистана, GM Uzbekistan за первые 9 месяцев этого года увеличил производство автомобилей на 4%, до 144,6 тыс. автомобилей. В том числе произведено свыше 60 тыс. Nexia и почти 50 тыс. Matiz.

По данным ассоциации европейского бизнеса, в России за 10 месяцев 2009 года было продано 23275 автомобилей Daewoo Nexia и 19886 Daewoo Matiz.

В письме российского автопрома премьер-министру предлагается увязать конвертацию валюты за импортируемые из Узбекистана автомобили с конвертацией денежных средств за российские автомобили, экспортируемые в Узбекистан. А также обложить узбекские авто дополнительным сбором.

Таким образом, по мнению авторов обращения, будут восстановлены «равные условия для автопроизводителей двух стран».

На «АвтоВАЗе» отмечают, что еще в марте 2009 года экс-президент автозавода Борис Алешин отправлял похожее письмо на имя замминистра экономического развития Андрея Клепача. Список жалоб там был тот же: из-за задержек с переводом местной валюты в доллары и рубли импортеры не могли расплатиться с «АвтоВАЗом» за поставленные машины месяцами. Что в свою очередь провоцировало фактическую остановку импорта «Лад» в страну.

Как сообщили «Газете.Ru» в правительстве Российской Федерации, мер по ограничению импорта Matiz и Nexia пока не принято.


В избранное