Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2006-06-13

[prozrenie] ОПТОМЕТРИЯ. Аберрации оптических систем.

Тема выпуска: ОПТОМЕТРИЯ. Аберрации оптических систем.

Здравствуйте, мои дорогие подписчики!

Сегодня мы поговорим об аберрациях. Что это такое?

Когда мы, врачи, назначаем очки, мы преследуем только одну цель - переместить
фокус глаза на сетчатку. Положительные линзы перемещают фокус вперед, а отрицательный
линзы - назад. Перемещение тем сильнее, чем выше преломляющая сила линзы (на
бытовом языке - чем больше номер линзы).

Однако, помимо этого основного действия, у оптических линз есть еще как минимум
пять свойств, которые мы не можем отменить и к которым пациент должен адаптироваться.
Эти дополнительные свойства мы называем аберрациями. Выраженность аберраций напрямую
зависит от оптической силы линзы. При слабых линзах аберрации почти не ощущаются.
Но примерно с 4,0-5,0 Д я предупреждаю пациентов о возможных неудобствах, а выше
7,0 Д - жалуются практически все.

Давайте разберемся подробно с каждой аберрацией!

1. Изменение величины изображения на глазном дне. Положительные
линзы увеличивают изображение, отрицательные уменьшают его. Чем больше сила линзы,
тем больше изменяется изображение предмета относительно его реальной величины.
Дальнозоркие люди, как правило, на это не жалуются: из-за увеличения изображения
у них повышается острота зрения. А вот у близоруких людей из-за уменьшения изображения
снижается острота зрения с коррекцией, примерно выше -7,0 Д стопроцентное зрение
получить уже трудно, выше -10,0 Д - невозможно. При высокой близорукости получается
такая ситуация: без очков предметы размытые, но большие, а в очках - резкие,
но маленькие; без очков предметы не разглядеть из-за расплывчатости очертаний,
а в очках их не разглядеть из-за уменьшения размера. Отдельная проблема, когда
глаза разные,и для коррекции требуются разные линзы. Из-за разной величины изображений
на глазном дне расстраивается бинокулярное зрение, то есть слить изображения
двух глаз в один образ становится невозможно. Как правило, мы не выписываем очки,
в которых линзы отличаются больше, чем на 2,0 Д, более сильную разницу люди не
переносят. Однако детей с раннего возраста можно приучить и к таким очкам. У
меня есть пациентка (ей сейчас 6 лет), у которой правое стекло в очках +0,5 Д,
а левое +5,0 Д, и девочка их спокойно носит. Адаптировалась!

2. Радужные контуры по краям рассматриваемых объектов. Напомню,
что угол преломления зависит от длины волны: чем короче волна, тем сильнее преломление.
Поэтому солнечный свет, проходя через линзу, распадается на радугу. Эта радуга
видна в очках большой силы по контуру предметов (как и все аберрации, эта тоже
тем сильнее выражена, чем больше оптическая сила линзы).

3. Параллакс - смещение изображения при движении линзы. Параллакс
тем больше, чем сильнее линза и чем ближе к глазам рассматриваемый предмет. Отрицательные
линзы смещают изображение в ту же сторону, положительные - в противоположную.
Именно из-за параллакса возникает головокружение при ношении очков большой силы,
пациенты жалуются, что все плывет перед глазами.

4. Изменения в поле зрения. Эта аберрация связана с тем,
что центральная часть пространства видна через очки, а периферическая часть -
мимо очков. При положительных собирающих стеклах есть часть пространства, которая
не видна ни через очки, ни мимо очков. Это так называемая кольцевая скотома (скотома
- выпадение внутри поля зрения). Предметы, попавшие в эту зону, становятся невидимками,
как будто растворяются в пространстве. При рассеивающих отрицательных стеклах,
наоборот,часть пространства видна и через стекла, и мимо них. В этой зоне получается
удвоение предметов. Если сейчас на вас очки, попробуйте скосить глаза в сторону
и посмотреть на что-то через край очков. Вы поймете, о чем я говорю. Опыт выполним
даже при очках силой 1,0 Д. При сильных очках этот феномен мешает жить.

5. Астигматизм косого падения или астигматизм косых лучей.
Мы помним, что угол преломления зависит от угла падения и от кривизны поверхности,
на которую падает луч. Для сферических линз расчетная сила достижима строго по
центру линзы. Если рассматривать изображение через край линзы, там кривизна поверхности
другая и лучи падают под другим углом. Значит преломление на периферии линзы
совсем другое, чем в центре. Сферическая линза на периферии ведет себя как торическая,
то есть появляется астигматизм косого падения. Если ребенок смотрит не через
центр очков, а через их верхний край (так бывает, когда переносица оправы слишком
широкая и очки съезжают на кончик носа) острота зрения может снизиться на две-три
строчки. С другой стороны, ко мне на прием пришла дама с жалобами, что через
центр своих минусовых сферических очков она видит плохо, а через их верхне-правую
периферию зрение четкое, в итоге у нее ноет шея из-за постоянного вынужденного
положения головы. Оказалось, что у нее не просто близорукость, а сложный близорукий
астигматизм, который она сама случайно нашла способ нейтрализовать. Правильно
подобранные торические стекла в ее случае решили проблему.

Астигматические линзы имеют, кроме описанных, еще свои специфические аберрации.
В первую очередь это искажение предметов. Это своеобразное проявление аберрации
?1 - изменение величины изображения. Астигматическая линза будет менять его по
разному в разных меридианах. В итоге предметы либо вытянуты в высоту, либо растянуты
в ширину. В любом случае реального изображения через астигматические очки не
получится. Это особенно заметно на лестнице. Те, кто впервые надел астигматические
очки, жалуются, что либо верхние ступеньки выше нижних, либо наоборот (это зависит
от положения сильного меридиана). В итоге повышенный травматизм при пользовании
лестницей: человек либо промахивается, либо спотыкается, в любом случае - опасность
упасть. Другая астигматическая аберрация проявляется только в том случае, если
неправильно определена ось линзы: появляется излом прямых линий. Допустим, Вы
смотрите на дверь, или на оконный переплет, или на дерево, или на любую другую
прямую линию. Часть ее видна Вам через очки, а часть - мимо очков. Если ось установлена
неправильно, через стекло эта линия будет видна под углом к реальной линии, угол
излома тем больше, чем больше отклонение оси линзы от слабого меридиана астигматического
глаза.

В заключение - самое главное. К аберрациям можно адаптироваться. Допустим, Вам
выписали очки. Вы их надели, и на Вас навалились аберрации. Неделю-другую будет
трудно, а потом Вы привыкнете и перестанете их замечать. Это не значит, что аберрации
исчезли, но они перестанут Вас отвлекать. Это как фоновая музыка, которую сначала
слышишь, а потом увлекаешься чем-то и не замечаешь ее. В организме возникают
новые связи, и нога перестает промахиваться на ступеньках, при повороте головы
не появляется головокружение и т.п. Это и называется адаптация.

Именно поэтому я детям сразу сильные очки не выписываю - из-за аберраций они
отказываются их носить. Силу стекол детям я поднимаю ступенчато, на 1-1,5 Д каждые
3-4 месяца (если начинать с 3,0 Д), чтобы дать им время адаптироваться.

Не забывайте, уважаемые мои подписчики, что у детей адаптационные способности
очень сильны, а взрослые этим похвастаться не могут. Детей можно приучить носить
практически любые очки. Взрослые же к аберрациям привыкают с трудом. Насколько
я заметила, после 35 лет адаптироваться к астигматическим очкам практически невозможно.

Поэтому у окулистов есть золотое правило: детям мы очки назначаем, а взрослым
подбираем. Детей не спрашивают, комфортно ли им в очках, они привыкнут. И носить
очки мы их заставляем любыми способами, чтобы после 15 лет они сами могли решать,
носить очки или нет: навык ношения сформировался, адаптация к аберрациям работает,
в любой момент очки можно надеть снова. Если же человек зрелого возраста впервые
надевает очки, будет выраженный дискомфорт. Обычно мы просим подождать две-три
недели. Если за это время дискомфорт не проходит, приходится жертвовать остротой
зрения ради переносимости очков, то есть выписывать очки послабее, в которых
зрение хуже, но аберраций меньше.

К слову сказать, если очки подобраны правильно, дети их носят с удовольствием,
потому что зрение в них лучше, а к аберрациям они быстро привыкают. Я все время
говорю родителям: если ребенок отказывается носить назначенные мною очки, берите
очки, берите ребенка и идите ко мне, буду разбираться. Дело в том, что когда
очки не подходят, взрослый человек пожалуется на боли в надбровных дугах, чувство
распирания в глазах, тяжесть в лобной части головы, в конце концов на дискомфорт.
Дети так пожаловаться не могут; не жалуются они, если оправа трет или давит,
если очки на нос сползают. Они в таких случаях их просто снимают, и никакими
силами родители не могут заставить их носить. И я должна посмотреть, как очки
сидят на ребенке, чтобы понять, почему он их не носит. В принципе, любой окулист
должен отвечать за свою работу и подбирать очки так, чтобы дети их носили. Но
это приходит с опытом. Да еще оптики, случается, готовят очки не по рецепту:
или оси сместят, или стекло вставят другое, потому что выписанного в наличии
нет. Я с этим много раз сталкивалась. Наши оптики хором уверяли меня, что они
имеют право усилить или ослабить линзу на 0,5 Д, им, видите ли, так в лекциях
объясняли. И спорить с ними было бесполезно, пришлось голосовать рублем. Я перестала
посылать своих пациентов в те оптики, где с моими рецептами обращались слишком
вольно. Теперь те, кто хотят со мной работать, при отсутствии нужной линзы звонят
и спрашивают, какой линзой ее можно заменить.

Совет тем, кто не доволен очками, заказанными по рецепту: сначала пойдите к другому
оптику (не к тому, у которого очки заказывали) и попросите проверить Ваши очки
на диоптриметре (это аппарат, который может определить силу линзы в главных меридианах
и положение осей) и результат выдать письменно, затем с этим документом и с рецептом
на очки пойдите к врачу, который Вам очки выписал, и спросите его, в чем дело.
Пусть разбирается, его это ошибка или оптика.

На сегодня все!

Если не будет вопросов по теме, в следующем листочке поговорим об аккомодации
- приспособлении к четкому зрению независимо от расстояния до предмета.

До свидания, мои дорогие подписчики. Жду Ваших писем с новыми вопросами.

С уважением - Долгатова Эрике Ильясовна

__
Дискуссионный лист "О глазах и зрении. Задайте вопрос компетентному специалисту."
Написать автору: science.health.prozrenie-owner@subscribe.ru
Количество подписчиков: 101 выпуск номер 76.
Адрес сайта автора: http://erike.narod.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/science.health.prozrenie

   2006-06-13 21:15:31 (#560658)

[prozrenie] Почему люди с одинаковым "минусом" могут по-разному видеть без очков

Здравствуйте, Эрике!

Спасибо за подробный ответ по астигматизму. Меж тем, меня очень впечатлил Ваш
рассказ о пациентке, у которой продолжалось прогрессирование близорукости на
фоне улучшения зрения без очков. Этот факт заслуживает того, чтобы о нем знали
все, кто увлекается системами Бейтса-Норбекова. Хотелось бы лучше осмыслить этот
случай. Как такое возможно с точки зрения оптики и анатомического строения глаза?
У Вас есть этому объяснение? И, вообще, почему люди с одинаковым "минусом" могут
по-разному видеть без очков?

С уважением,
Леонид Некин,
автор сайте "Тропинка к гениальности"
http://nekin.narod.ru,
ведущий рассылки "В поисках средства от близорукости"
http://subscribe.ru/catalog/science.health.auge

__
Дискуссионный лист "О глазах и зрении. Задайте вопрос компетентному специалисту."
Написать автору: science.health.prozrenie-owner@subscribe.ru
Количество подписчиков: 101 выпуск номер 75.
Адрес сайта автора: http://erike.narod.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/science.health.prozrenie

   2006-06-13 13:36:14 (#560474)