Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

За 2014-07-21

[mgr] Служить примером для товарищей по несчастью

Служить примером для товарищей по несчастью

Мы продолжаем знакомить наших читателей с деятельностью уникального для
России учреждения -- Центра реабилитации слепых Всероссийского общества
слепых (ВОС),
расположенного в городе Волоколамске Московской области. В этом номере
хотелось бы продолжить рассказ о реабилитационной работе, которая
ведётся в Волоколамске
с 1977 года.

Общение с книгой без посредника

В Волоколамском Центре работают 129 человек. Большинство из них трудится
здесь долгие годы и десятилетия. <<Деятельность каждого нашего сотрудника
заслуживает
уважения и благодарности. Но я бы особенно выделил вклад десяти незрячих
преподавателей, которые ведут музыкальные занятия, пространственное
ориентирование,
компьютерные курсы, чтение и письмо по Брайлю. Кроме того, у нас
занимается с реабилитантами замечательный незрячий психолог Татьяна
Савельевна Шалагина.
Эти одиннадцать человек служат примером для своих товарищей по
несчастью... Они не только делятся знаниями и навыками, но и богатым
жизненным опытом>>, --
отмечает генеральный директор Центра Сергей Иванович Степанов.

С двумя незрячими преподавателями мне довелось познакомиться во время
посещения Центра. Н.Н. Копылов родился в 1951 году в селе с необычным
названием Рождественская
Хава Новоусманского района Воронежской области. <<В детстве я видел, но
постепенно зрение стало падать. Учился в обычной деревенской школе,
несмотря на
серьёзные проблемы с глазами... В 16 лет поехал в Саратов, где
располагалась специальная школа для слепых и слабовидящих. Диплом о
среднем образовании получил
именно там. В 20 лет полностью ослеп>>.

Преподаватель рельефно-точечного шрифта Н.Н. Копылов демонстрирует
барельеф Луи Брайля реабилитанту Александру Шамову

В середине семидесятых годов Николай Николаевич переехал на жительство в
Волоколамск. Работал слесарем-сборщиком на Волоколамском участке
Наро-Фоминского
учебно-производственного предприятия ВОС. В 1989 году стал
преподавателем чтения и письма рельефно-точечным (брайлевским) шрифтом в
Школе восстановления
трудоспособности слепых (тогда эта организация называлась именно так).
Одновременно с работой заочно окончил факультет коррекционной педагогики
Российского
педагогического университета им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге.

<<Практически все мои учащиеся с интересом воспринимают учебный материал
и стремятся овладеть рельефно-точечной системой, созданной Луи Брайлем,
-- делится
своим опытом Н.Н. Копылов. -- Связано это с тем, что чтение пальцами по
своей сути наиболее близко к чтению глазами. Читая по Брайлю, человек
может остаться
наедине с книгой, напрямую <<общаться>> с её автором. Кроме того,
рельефно-точечные тексты точно отражают грамматическую и пунктуационную
систему языка...
В противовес этому, прослушивание аудиокниг -- процесс пассивный. Между
слушателем и автором книги всегда присутствует посредник-чтец, влияющий
своей манерой
исполнения на понимание произведения>>.

Седовласый преподаватель обратил внимание, что в последние годы значение
рельефно-точечного шрифта в общественной жизни постепенно расширяется.
Например,
практически все лекарства -- и отечественные, и зарубежные -- в настоящее
время обозначены выпуклыми точками. Соответствующие вывески и таблички
всё чаще
появляются в общественных местах: государственных учреждениях,
гостиницах, вагонах поездов и т.д.

<<Мы изучаем 33 буквы русского алфавита, римские и арабские цифры, знаки
препинания, запись основных математических действий... Запись нот,
шахматных и шашечных
партий, сложных химических, физических и математических формул не входит
в основную учебную программу, но при желании учащихся я могу помочь им
овладеть
и этими навыками>>, -- поясняет Н.Н. Копылов.

Во время занятий мне довелось познакомиться с одним из учащихся.
Александру Шамову 47 лет. Он живёт в старинном городе Гусь-Хрустальном
Владимирской области.
За свою жизнь сменил несколько специальностей. Работал водителем,
поваром, слесарем-сборщиком. Во время <<первой чеченской компании>>
1994--1996 годов служил
по контракту в этой Северо-Кавказской республике.

<<Зрение у меня стало падать с 1999 года. Тогда я получил инвалидность
третьей группы и перестал работать, хотя зрительные возможности ещё были
неплохими...
Но Гусь-Хрустальный -- город маленький. Даже здоровым людям у нас найти
работу очень трудно>>, -- рассказал Александр.

В 2012 году А.Шамов полностью ослеп. Сейчас он -- инвалид первой группы.
<<Я приехал в Волоколамск, чтобы научиться бытовой самостоятельности,
чтобы пройти
курс психологической реабилитации, чтобы научиться передвигаться с белой
тростью по родному городу... И, конечно же, меня очень интересует система
Брайля.
Николай Николаевич -- прекрасный учитель и увлечённый человек. Он умеет
излагать материал понятно и доходчиво>>, -- поделился своими впечатлениями
реабилитант.

Александр рассказал, что в последние годы он читал мало, но хочет
изменить эту ситуацию: <<У незрячих людей -- особенно недавно ослепших, не
имеющих семьи
и работы -- часто оказывается слишком много свободного времени. Это время
необходимо разумно заполнить... Думаю, что я буду специально ездить во
Владимир
с большим рюкзаком и брать с собой на дом из библиотеки толстые тома
брайлевских книг и журналов>>.

Свобода, самостоятельность и независимость

<<Навыки пространственной ориентировки дают незрячему человеку ощущение
свободы, самостоятельности и независимости>>, -- с этих слов началась наша
беседа с
преподавателем этого предмета Ольгой Алексеевной Волковой. Она родилась
в 1964 году в городе Ясногорске Тульской области. Зрение потеряла в
раннем детстве.
Училась в Московской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей.

В 1989 году окончила дефектологический факультет Московского
педагогического института им. В.И. Ленина (сейчас это учебное заведение
носит название -- Московский
государственный педагогический университет). Сразу же после окончания
вуза стала преподавателем пространственной ориентировки в Волоколамске.

<<Для незрячего человека -- ог-ромная удача получить работу по
специальности! И работу любимую, творческую, доставляющую радость. Центр
реабилитации слепых
предоставил мне такую возможность. В советское время существовало так
называемое <<распределение>> для выпускников высших и средних специальных
учебных заведений,
-- рассказывает Ольга Алексеевна. -- Но эта система не распространялась на
студентов с инвалидностью. Их никогда не распределяли, а вместо этого
выдавали
так называемый <<свободный диплом>>, т.е. нужно было самостоятельно
заботиться о своём трудоустройстве>>.

О.А. Волкова тоже решила взять вопросы трудоустройства в свои руки.
Сразу же после получения институтского диплома она села на электричку в
Волоколамск,
чтобы попасть на приём к директору Школы восстановления трудоспособности
слепых. Руководство этого учреждения оценило смелость и решительность
незрячей
девушки. Её приняли на работу. <<Кстати, в советское время Центр обладал
собственным служебным жильём, поэтому меня обеспечили не только работой,
но и жилплощадью>>.

Ольга Алексеевна работает в паре со зрячим преподавателем
пространственной ориентировки Еленой Викторовной Порциной. За много лет
совместной деятельности
дамы стали не только коллегами, но и подругами. <<Елена рассказывает
реабилитантам, имеющим остаток визуальных возможностей, о зрительных
ориентирах. Я
не могу это сделать, т.к. являюсь полностью незрячей. Кроме того, моя
коллега осуществляет визуальный контроль за движением наших подопечных>>,
-- делится
опытом <<работы вдвоём>> О.А. Волкова.

Какими качествами необходимо обладать, чтобы успешно ориентироваться в
городе без визуального контроля? <<Мне думается, что каждый человек,
потерявший зрение
и решивший стать самостоятельным, может этого добиться, -- с уверенностью
говорит Ольга Алексеевна. -- Самое главное, быть упорным и решительным>>.

Во время занятий О.А. Волкова и Е.В. Порцина контролируют правильное
использование белой трости, учат быстрее запоминать слуховые ориентиры.
Особое внимание
уделяется соблюдению правил дорожного движения, а также различным
сложным ситуациям. <<В последнее время стали сооружать пологие спуски от
тротуара к проезжей
части. Это делается для нужд инвалидов-колясочников... Пологий спуск
дезориентирует незрячего пешехода. Человек может случайно оказаться на
автомобильной
дороге, пребывая в полной уверенности, что он находится на тротуаре.
Излишне говорить, что подобная ситуация исключительно опасна>>, --
приводит конкретный
пример О.А. Волкова.

Впрочем, Ольга Алексеевна подчёркивает, что она совсем не против
сооружения пологих спусков и с пониманием относится к законным интересам
инвалидов-колясочников.
<<Пологие спуски создают трудности для незрячих. Но при соответствующем
навыке все препятствия можно преодолеть. Собственно говоря, ради этого и
проводятся
наши занятия>>.

Гораздо больше, чем пологие спуски Волкову раздражает манера многих
автомобилистов парковать свои машины на тротуарах. Движение незрячих
людей также затрудняют
уличные торговцы. В зимнее время инвалиды по зрению страдают от
неудовлетворительной работы коммунальных служб. Когда пешеходные зоны
превращаются в настоящие
катки, даже самые виртуозные мастера пространственной ориентировки
испытывают сложности.

Незрячий преподаватель пространственного ориентирования О.А. Волкова
демонстрирует реабилитантке модель автовокзала Волоколамска

<<Существует такое научное определение: маломобильные группы населения.
Под эту категорию подпадают и незрячие, и слабовидящие, и лица с
нарушениями опорно-двигательного
аппарата, и просто пожилые люди... Но мне думается, что инвалидам по
зрению не нужно чувствовать себя <<маломобильными>>. Достаточно приехать в
Волоколамский
Центр реабилитации, серьёзно отнестись к нашим занятиям, проявить силу
воли -- и уровень мобильности почти сравняется с возможностями
подавляющего большинства
зрячих людей!>>, -- подчеркнула Ольга Алексеевна в завершение нашей встречи.

В борьбе со слепоглухотой

В одном из прошлых номеров газеты <<Поле зрения>> было опубликовано
интервью с президентом Европейского союза слепоглухих С.А. Сироткиным.
Сергей Алексеевич
в 1993 году явился инициатором создания отделения реабилитации
слепоглухих Центра реабилитации слепых. А.В. Полывяная работает в
отделении с 1994 года.
Пришла сюда со средним специальным образованием: после окончания
юридического факультета техникума.

<<По профессии я -- помощник юриста. Но меня заинтересовала социальная
работа. Поэтому устроилась воспитателем в Центр реабилитации слепых.
Одновременно с
работой заочно получила высшее образование на факультете коррекционной
педагогики Российского государственного педагогического университета им.
А.И. Герцена
в Санкт-Петербурге. После окончания университета меня в 1999 году
назначили заведующей отделением>>, -- описывает свой трудовой путь Алла
Владимировна.

Курс реабилитации здесь длится два с половиной месяца. Но по желанию
человека он может быть продлён до пяти месяцев. Одновременно
реабилитацию проходят
только два человека. Таким образом, за год услугами Центра могут
воспользоваться от четырёх до восьми человек.

Для слепоглухих попасть в Центр также легко, как и для других инвалидов
по зрению. Надо стать членом Всероссийского общества слепых и обратиться
в свою
местную организацию ВОС. Местные организации переправляют заявки в
региональные структуры ВОС. Оттуда все обращения посылаются в
Волоколамск. Если места
есть, то человек может приехать сразу. Если количество желающих
превышает возможности Центра, то приходится ждать несколько месяцев.
Курс реабилитации,
включая проживание и питание -- бесплатный. Компенсируется также проезд
от места жительства до Волоколамска и обратно.

<<К нам приезжают самые разные люди: и тотально слепоглухие (полностью
лишённые возможности видеть и слышать), и слабовидящие глухие, и
слабослышащие слепые,
и слабовидящие слабослышащие... Разумеется, самой <<тяжёлой>> категорией
являются так называемые <<тотальники>>, тотально слепоглухие>>, --
рассказывает А.В. Полывяная.

Программа курса включает в се-бя изучение дактилологии и языка жестов, а
также занятия рельефно-точечным (брайлевским) шрифтом. <<Из-за отсутствия
или тяжёлой
патологии слуха наши подопечные не могут посещать занятия по системе
Брайля, которые проводятся для реабилитантов с нормальным слухом. Но
знать систему
Брайля им необходимо, чтобы делать записи в блокноте, читать специальные
книги для слепых, выходить в Интернет с помощью брайлевского дисплея>>, --
поясняет
А.В. Полывяная.

А.В. Полывяная объясняет реабилитантке С.В. Шамановой работу коммуникатора

Не менее важная часть занятий -- изучение дактилологии и языка жестов.
Дактилология -- это обозначение с помощью жестов букв и знаков препинания
обычного
алфавита. Язык жестов -- особый язык, где каждое понятие (целое слово, а
не буква!) обозначены с помощью согнутых или прямых пальцев.

Слепоглухие люди используют те же средства коммуникации, что и зрячие
глухие. Отличие состоит в том, что слепоглухие воспринимают дактилологию
и язык жестов
не визуально, а тактильно, как говорят в таких случаях <<рука в руке>>.

Источник:
http://aprilpublish.ru/k-nezrimomu-solncu/sluzhit-primerom-dlya-tovarishhej-po-neschastyu.html

   2014-07-21 20:59:58 (#3080527)

[mgr] Что такое доступная среда

Что такое доступная среда

14 июля 2014

Доступность (комфортность) окружающей городской среды - это очень
широкое понятие. В этой статье будут рассмотрены некоторые аспекты
доступности инфраструктуры
современного города с точки зрения инвалида по зрению.
Какие понятия включает в себя доступная среда? Какие факторы
способствуют доступности (или уменьшают ее) для слабовидящего или
полностью незрячего человека?

Доступностьгородской среды
Доступность городской среды включает в себя, в частности, перемещение
незрячего пешехода по улицам города и использование незрячим пассажиром
городского
транспорта.
Какие помехи могут встретиться на пути слабовидящего или незрячего
пешехода на улице города? Неправильно припаркованная машина или машина,
движущаяся по
пешеходной части улицы; участок, на котором ведутся работы по замене
асфальта или ремонту подземных коммуникаций; переход проезжей части, а
также поиск
нужного объекта. Может показаться удивительным, но часто вызывает
затруднения перемещение по открытым пространствам, например на
какой-нибудь площади,
в парке или сквере.
Все средства и методы ориентирования незрячего человека принято
разделять на три категории: ориентирование в ближней, в средней и
дальней зоне. Ближняя
зона состоит из объектов, которые можно либо коснуться рукой, либо
ощутить с помощью белой трости. Средняя зона состоит из объектов,
информацию о которых
можно получить, как правило, на слух или с помощью остаточного
зрения.Например, шум потока машин, звуковой сигнал светофора, звук
открывающейся (закрывающейся)
двери. Дальняя зона включает в себя объекты, информацию о которых можно
получить либо заранее и сторонних источников, либо каким-то образом
предположить
места их расположения, исходя из текущих условий. Например, можно
выбрать правильное направление движения по данной улице, зная правило
нумерации домов
на ней.
Традиционным средством ориентирования в ближней зоне является белая
трость. С ее помощью можно узнать о наличии или отсутствии препятствия,
примерно, на
расстоянии двух шагов. Дополнительную вспомогательную информацию для
ориентирования несет тип дорожного покрытия: грунт, асфальт, гладкая
плитка, специальная
рифленая плитка. Мягкий грунт под ногами, нередко, может
свидетельствовать о том, что пешеход сошел с дороги и оказался на
газоне. Специальная рифленая
плитка имеет предупреждающую функцию. Она размещается, как правило,
вдоль края пешеходного тротуара или рядом с остановками общественного
транспорта.
Успешному ориентированию в дальней зоне последнее время способствует
широкое использование GPS-навигаторов. GPS-навигатор для незрячего
пользователя -
это либо специальное устройство с выводом речевых сообщений, либо
специальная программа на смартфоне (под Androidили iOS).Используя такой
навигатор, незрячий
пешеход может получить почти всю информацию об окружающей территории:
название улицы, номер дома, названия окружающих объектов (магазины,
остановки общественного
транспорта, перекрестки улиц и пр.). Он может выяснить расстояние и
направление движения до интересующего объекта и т.д. Во время движения к
цели пешеходточно
знает свое положение относительно нее, руководствуясь сообщениями
навигатора, типа <<200 метров, 11 часов>>. Это сообщение означает, что
некоторый объект
находится на расстоянии 200 метров и немного левее относительно текущего
направления пешехода. Здесь для указания направления используется
воображаемый
часовой циферблат. Пользователь навигатора находится в центре этого
циферблата, а направления называются в соответствии с положением часовой
стрелки. Например,
9 часов - это направление точно налево, а 3 часа - это направление точно
направо. Движению вперед соответствует направление на 12 часов.
К сожалению, точность GPS-навигатора ограничена. Помогая ориентироваться
на больших расстояниях, он не может помочь найти, например, дверь
конкретного
магазина или конкретный подъезд в целом доме.
При пользовании городским транспортом могут возникнуть следующие
проблемы: поиск остановки общественного транспорта на улице; выбор
нужного номера маршрута,
если на одной остановке останавливаются несколько разных автобусов
(троллейбусов, трамваев и пр.); если в салоне нет голосовых объявлений
названий остановок,
то возникает сложность с определением целевой остановки.
Для решения проблем ориентирования в средней зоне, а также для решения
перечисленных проблем при пользовании городским транспортом в настоящее
время нет
качественного технического решения. Однако различными разработчиками
предложено несколько технологий, потенциально решающих указанные
проблемы. Все эти
технологии имеют схожие принципы. Объекты городской инфраструктуры
должны быть снабжены специальными электронными маяками, а каждый
незрячий житель города
должен иметь особое устройство для взаимодействия с этими маяками по
радиоканалу. Маяки могут устанавливаться над входами магазинов, на
дверях общественного
транспорта, на светофорах и т.д. Пешеход, имея специальный пульт, может
активировать по своему желанию тот или иной маяк. При активации с пульта
маяк может
или просто проиграть звуковой сигнал, помогающий пешеходу
сориентироваться в пространстве, или воспроизвести короткое
информационное сообщение, типа <<хозяйственный
магазин>>, <<отделение Сбербанка>>, <<поликлиника номер 33>> и т.д.
В настоящее время разработано несколько технологий, схожих по принципу
действия с точки зрения пользователя и совершенно разных с технической
точки зрения.
Они не получили пока широкого распространения и имеют лишь локальные
внедрения. Это связано, в частности, с их взаимной технической
несовместимостью.

Доступность социальнозначимых объектов
К социально значимым объектам можно отнести поликлиники и музеи, центры
социального обслуживания и театры, банки, торговые центры, учебные
заведения и
многое другое. Попав в незнакомое здание, человек с глубоким нарушением
зрения сталкивается с двумя проблемами: получение информации об
окружающих объектах
и ориентирование в незнакомой обстановке. К окружающим объектам можно
отнести, например, двери кабинетов, прилавки и витрины, лестницы (лифты,
эскалаторы
и пр.), и т.д.Даже имея информацию о нужном объекте (кабинет #27,
магазин <<Одежда для всей семьи>>, окно приема заявлений и т.д.), незрячий
посетитель сталкивается
с проблемой ориентирования в незнакомом помещении.
В некоторых учреждениях в качестве элементов доступной среды для
незрячего посетителя используются ковровые или резиновые дорожки или
рифленые плитки для
указания направления, иногда используются информационные таблички с
надписями, выполненными шрифтом Брайля. Существенно улучшить ситуацию
могла бы установка
маяков, описанных выше, или звуковых табличек. Звуковая табличка - это
электронное устройство, хранящее в памяти короткое информационной
сообщение, записанное
голосом человека. Воспроизведение сообщения начинается при нажатии
кнопки, имеющейся непосредственно на самом устройстве.
Еще одной существенной проблемой для незрячего жителя современного
города является получение наличных денег в банкомате. Все чаще
начисление зарплаты,
пенсии и других выплат осуществляется переводом на счет банковской
карты. Банкомат с сенсорным управлением полностью недоступен для
пользователя с глубокими
нарушениями зрения, а работа с банкоматом с кнопочным управлением
возможна лишь вслепую по памяти.
Теоретически, работа с банкоматом возможна вслепую, но для этого
банкомат должен быть оснащен гнездом для подключения наушников и
специальным программным
обеспечением, которое бы дублировало сообщения на экране речевыми
сообщениями. Пользователь мог бы взаимодействовать с таким банкоматом
только с помощью
цифровой клавиатуры, аналогично тому, как это сделано в голосовых меню
сотовых операторов. Например: <<Для снятия пятисот рублей нажмите один,
для снятия
одной тысячи рублей нажмите два, для снятия двух тысяч рублей нажмите
три>> и т.д.

Доступность информации
Умение работать с информацией имеет большое значение в жизни
современного человека. От этого зависит его образование, работа, да и в
целом качество жизни.
Источники информации окружают нас везде: рекламные сообщения, различные
указатели на улицах города, информационные табло на вокзалах, в
аэропортах и в
других общественных местах, а также ценники в магазинах, номера
маршрутов общественного транспорта и т.д. Нередко возникают ситуации,
когда требуется заполнить
какой-либо бланк строго определенными данными. К сожалению, в
большинстве таких случаев человек с глубокими нарушениями зрения не
может получить необходимую
информацию самостоятельно, так как большинство источников информации
рассчитаны на зрительное восприятие.К счастью, многие задачи можно
решить, используя
соответствующие ресурсы всемирной сети Интернет. С их помощью можно
построить маршрут между интересующими пунктами (как внутри города, так и
вообще между
любыми точками на земном шаре), выбрать наиболее подходящий вид
транспорта и выяснить расписание его движения. В Интернет-магазинах
можно найти, выбрать
и приобрести интересующую вещь (продукты питания, одежда, техника и
детские игрушки и т.д.). Наконец, благодаряИнтернет можно прочитать
мировые новости,
получить ответ почти на любой вопрос,записаться на прием к врачу,
выяснить график работы того или иного учреждения, найти кулинарный
рецепт и многое другое.
Большинство Интернет-ресурсов доступны для слабовидящих и незрячих
пользователей, использующих программы экранного доступа. Таким образом,
компьютерная
грамотность имеет большое значение для человека с нарушениями зрения,
так как, используя ресурсы Интернет, можно существенно упростить решение
многих задач.

Источник:
http://www.ksrk.ru/news_1405344940723651.html

   2014-07-21 20:36:36 (#3080517)

[mgr] Сами справитесь? Развитие незрячих детей - проблема их родителей

Сами справитесь? Развитие незрячих детей - проблема их родителей

Пандусы, звуковые светофоры, специализированные лифты - <<свободная
среда>> становится частью городского ландшафта. Но маленькие дети
нуждаются в поддержке
ещё до начала осознанных прогулок по улицам. Чиновники об этом иногда
забывают. Общественная организация родителей детей-инвалидов по зрению
<<Перспектива>>
работает уже 13 лет. Родители получают консультации, с ребятами
занимаются специальные педагоги. Всё абсолютно бесплатно.

Что нужнее?

- Я, наверное, крамольную вещь скажу: власти, спонсоры нацелены на
большие, имеющие огласку мероприятия с участием инвалидов, - считает
Ирина Сумарокова,
председатель правления Нижегородской региональной общественной
организации <<Перспектива>>. - Всех в меньшей степени интересует рутинная
деятельность, а
в нашем случае важна именно она.

Существует общественная организация на грантовые деньги и пожертвования.
Недавно провели благотворительную акцию <<Кафе в темноте>> (в качестве
официантов
попробовали себя незрячие и слабовидящие нижегородцы), это позволило
пополнить бюджет на 80 тыс. руб. Деньги оказались очень кстати,
поскольку в очередном
гранте чиновники организации отказали. И в конкурсе на предоставление
областной субсидии общественная организация осталась не у дел:
отборочная комиссия
отдала предпочтение проекту фестиваля бардовской песни, на него в казне
нашли 770 тыс. руб.

Главная мечта общественников - открыть на базе организации группу
кратковременного пребывания для детей с тяжёлыми поражениями зрения. В
Нижнем Новгороде
есть детсады компенсирующего вида, готовые принимать таких малышей. Но
там в основном собраны дети слабовидящие, а практически незрячему
ребёнку влиться
в такой коллектив удаётся с трудом.

Зона особого внимания

- Дети играют, бегают,- рассказывает мама Егора Нечаева Татьяна. -
Егорка за ними не успевает. Естественно, он перестает быть им
интересным. Или вот: прихожу
в группу, все дети занимаются лепкой. Мой сидит в сторонке. Воспитатель
говорит: <<Он лепить не хочет>>. А я знаю, что хочет! Просто ему нужно
чуть больше
внимания уделить. А желание и возможности для этого у педагогов есть не
всегда. Обучения незрячих малышей навыкам самообслуживания и физической
реабилитации
(массаж, бассейн) в детском садике нет. Первому нас учат в
<<Перспективе>>, второе - полностью за свой счёт.

5-летнего Демьяна Стародубцева мама Лена в детский сад водит только на
развивающие занятия - оставлять даже на несколько часов не рискует. В
группе, кроме
Демьяна, уже есть незрячий ребёнок. Двоих, уверена мама, воспитатель и
нянечка уже <<не потянут>>. Сама Елена из-за болезни сына вынуждена была
уйти с работы.
При этом мальчику требуется квалифицированная медицинская помощь. Квоту
на первую операцию в Москве получить удалось, но технологии лечения
заболевания
Демьяна даже в столице отстают от мировых. Пришлось ехать долечиваться в
Санкт-Петербург - естественно, уже за свой счёт. Елена Стародубцева
ежемесячно
платит няне 22 тыс. руб. Это позволяет маме вести удалённые проекты и
зарабатывать дополнительные деньги на реабилитацию сына.

Всегда можно сделать больше

Сотрудники садика, куда ходят Демьян и Егор, идею создать отдельную
группу для детей с тяжёлыми поражениями зрения поддерживают, но
реализовать её в своём
садике не могут. Нет помещения! О бассейне тоже придётся забыть - денег
на перепланировку здания никто не даст.

- Мы и так берём детей, от которых отказываются другие садики! - говорит
Марина Кленова, старший воспитатель муниципального дошкольного
образовательного
учреждения <<Детский сад компенсирующего вида No 93>>. - Кроме проблем со
зрением, некоторые малыши страдают аутизмом. Даже один такой ребёнок для
воспитателя
- колоссальная нагрузка, поэтому мы не стремимся увеличивать их число.
Берём по одному-два в группу из 10 человек. Но этих детей персонал
никогда не обделяет
вниманием. Если надо - весь день за ручку за собой водим. Воспитанники
получают индивидуальную помощь логопедов, дефектологов, психологов,
участвуют в
групповых занятиях. Конечно, родителям всегда кажется, что для их
ребёнка могли бы сделать больше, но мы стараемся в меру сил и возможностей.

Выслушав все стороны, приходишь к выводу: возможно, фестиваль авторской
песни сегодня нужен Нижегородской области больше, чем очередной проект
реабилитации
детей-инвалидов. Но может, стоит обратить чуть больше внимания и на тех,
кому сегодня не до песен?

Дмитрий Балыкин, юрист проекта <<Правовые аспекты реабилитации и
интеграции детей и молодежи с инвалидностью по зрению>>:

- Закон Нижегородской области от 30 декабря 2005 г. <<О социальной
поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на
образование>> предусматривает
предоставление детям-инвалидам в первоочередном порядке мест в
дошкольных образовательных организациях. Решение о предоставлении места
принимается не позднее
одного месяца со дня подачи заявления и оформляется в виде путёвки
(направления). К сожалению, родители таких детей нередко сообщают нам об
отказе в приёме
в детские сады. Чаще всего такие случаи бывают в районах области, где
органы управления образованием, как правило, ссылаются на отсутствие
условий для
коррекционной работы с ребёнком. Родителям важно помнить: заключение
психолого-педагогической комиссии, направившей ребёнка в детский сад, и
индивидуальная
программа реабилитации - документы, на основании которых такие условия
должны быть созданы.

Ирина Плахова, главный специалист отдела реализации семейной политики,
организации социального обслуживания семьи и детей министерства
социальной политики
Нижегородской области:

- Все дети-инвалиды, в том числе и незрячие, получают услуги в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации, которую для них
составляют при присвоении
статуса <<ребёнок-инвалид>> в бюро медико-социальной экспертизы. Но даже
если в программе не прописаны рекомендации по социальной реабилитации,
то в учреждениях
нашей системы, по заявительному принципу, поддержку готовы оказать
всегда. Родителям мы можем предложить консультативную помощь, детям -
психолого-педагогическую,
коррекционно-развивающую. В некоторых учреждениях города и области
открыты лекотеки.

Конечно, дефектологов, логопедов, психологов, занятия с которыми
особенно нужны детям-инвалидам по зрению, не хватает. Но эту проблему
министерство решает
совместно с общественниками. Например, специалисты <<Перспективы>>
проводили для сотрудников соцзащиты обучающие семинары по работе с
незрячими детьми. Кроме
того, в рамках региональной программы <<Мы - как все>> частично
компенсируется заработная плата специалистов общественной организации:
на это раз в пять
месяцев выделяются 112 тыс. руб.

Источник:
<<Аргументы и Факты>>

http://dislife.ru/articles/view/32101#cut

   2014-07-21 20:31:33 (#3080514)

[mgr] 3D-принтер помогает студентам с нарушениями зрения

3D-принтер помогает студентам с нарушениями зрения

Шрифт Брайля - это тактильная система письма, предназначенная для
слабовидящих людей и людей с нарушениями зрения. Однако производители
выпускают очень
мало книг, напечатанных по этой системе.

Тем не менее, ученые нашли способ изготовления брайлевских книг, книг с
картинками и обучающих материалов в цвете и с подробно прорисованными
линиями и
изгибами. И здесь им помогла 3D-печать и особая техника трехмерного
оплавления.

В большинстве случаев страницы брайлевских документов или книг покрыты и
представляют собой выпуклые точки. Если это книга с картинками, то
выпуклые точки
складываются в очертания простейших предметов - яблок, деревьев и т.д.
Однако изготовление книг с контурными картами, местами происхождения
землетрясений,
сложными таблицами и цифрами было поистине непосильной задачей.

Команда исследователей под руководством доктора Мюнг-Вун Муна из
Корейского института науки и технологий (КИНТ) прибегла к помощи
технологии 3D-печати,
чтобы напечатать объекты толщиной в 1 слой по трехмерной модели.

3D-печатные миниатюрные модели или прототипы сложных трехмерных объектов
разожгут интерес к брайлевским книгам, ведь тогда в них можно будет
отобразить
подробные таблицы и цифры, которые в свою очередь превратят чтение в
увлекательный процесс для слабовидящих людей.

9ca44bb5cd88dc576171e34d9d3e5daa.jpg

Образцы, напечатанные на 3D-принтере: (a) колокол Эмилле (божественный
колокол короля Сондока, национальное сокровище No29); (b) грот Соккурам
(всемирное
наследие ЮНЕСКО, национальное сокровище No24); (c) накидка на седло
(национальное сокровище No207); (d) дольмен. Эти исторические реликвии
были напечатаны
по фотографиям из учебника по социологии для 5 класса.

Сложные структуры, например, контуры карты, олицетворяющие горную
местность, можно окрасить в разные цвета, соответствующие
действительности. Более того,
благодаря технологии 3D-печати, время производства учебных материалов
для слабовидящих людей и людей с нарушениями зрения значительно
сократится (с нескольких
месяцев до нескольких часов).

85374f5ed4384c4d41ade3a21d70d4ed.jpg

Тактильные объекты безопасны для людей, так как при их изготовлении не
используется ультрафиолетовое излучение или вредные химические вещества.
Для финишной
обработки исследователи используют технологию трехмерного оплавления.
Если поверхность объекта нагреть до температуры 160DGC и выше, пластик
начинается
плавиться, и поверхность становится более гладкой. Кроме того, во время
плавления пластик проникает в микроскопические впадинки, и в результате
степень
сцепляемости увеличивается в разы.

Новая методика обработки поверхности подходит не только для бумаги, но и
для пластика, металла, керамики и других материалов. Она надежно
скрепляет поверхность
и нанесенные на нее трехмерные объекты.

Команда исследователей использовала технологию оплавления, чтобы
повысить сцепляемость и износостойкость. Она уже подала документы на
получение патента
в пределах страны.

Доктор Кван Рёль Ли, генеральный директор Института
мультидисциплинарного взаимодействия при КИНТ, сказал: <<Эти материалы
были разработаны, чтобы повысить
качество жизни и учебы студентов, которые плохо видят. Однако их также
можно использовать и в других сферах образования. Мы вложили массу
усилий в процесс
исследований и разработки, чтобы жизнь студентов с ограниченными
возможностями стала насыщеннее и ярче>>.

Источник:
3D-принтеры сегодня

http://dislife.ru/news/view/32098#cut

   2014-07-21 20:26:31 (#3080510)

[mgr] 3-й вебинар для преподавателей тифлоинформационных технологий

3-й вебинар для преподавателей тифлоинформационных технологий

Очередной вебинар для преподавателей тифлоинформационных технологий
состоится 24 июля.

Это третий из
серии вебинаров,
организуемых в рамках
программы
<<Развитие кадровых и методических ресурсов НКО по обеспечению
компьютерной грамотности инвалидов по зрению>> и посвящённых вопросам
обучения незрячих и
слабовидящих пользователей ПК.

На этот раз в роли основного докладчика вебинара выступит директор по
развитию компании
<<Элита Групп>>,
один из авторов подкаста
``Доступность 21 век!'',
эксперт в сфере тифлоинформационных технологий Анатолий Попко (г. Москва).

Тема вебинара: <<Культура речи преподавателя тифло-IT или о пользе
терминологической основы и особенностях понятийного аппарата>>.

Речь в вебинаре пойдёт, во-первых, о том, что нужно, важно и полезно
формировать терминологическую систему и активно использовать её в
процессе преподавания,
а, во-вторых, о такой системе как таковой.

Вебинар может оказаться полезным широкому кругу слушателей, но в первую
очередь, направлен на преподавателей информационных технологий
инвалидам по зрению
(прежде всего, тотально незрячим).

Содержательная часть вебинара предлагается как возможная понятийная
основа при изложении теоретического материала слушателям компьютерных
курсов, а также
в качестве информации к размышлению и материала для творческого подхода.

Вебинар будет проходить 24 июля 2014 года (в четверг) с 11:00 до 12:00
на площадке ``
Talking Communities'',
доступ к которой предоставлен нашим партнёром
ООО <<Элита Групп>>.
Интерфейс данной системы вебинаров адаптирован для невизуального
использования и обеспечивает доступ к своему основному функционалу с
помощью
программ экранного доступа.

Кроме того, как и
в прошлый раз,
вебинар можно будет услышать в прямом эфире
радио ВОС.

Во время вебинара его участники смогут задать вопросы ведущему по
средствам текстового чата. Накануне вебинара свои вопросы можно
отправить на нашу электронную
почту
info@k*****.org.
Кроме того, после вебинара в эфире
радио ВОС
состоится обсуждение вебинара, принять участие в котором можно будет по
skype: radio.vos, а также по телефону: 8 (499) 943-36-01.
info@kamerata

Для участия в вебинаре необходимо скачать и установить на свой
компьютер необходимое
программное обеспечение
и в указанное время открыть
стартовую страницу
системы вебинаров.

Тем, кто будет участвовать в наших вебинарах впервые, необходимо
предварительно отправить на электронную почту
info@k*****.org
заполненную
анкету.

Просим вас заблаговременно провести подготовительные работы для участия
в вебинаре (установить приложение, познакомиться с инструкцией,
выполнить пробный
вход в систему и т.д.).

Все технические и организационные вопросы принимаются по нашей
электронной почте
info@k*****.org.

Полезные ссылки:
список из 9 элементов
ссылка для загрузки программного обеспечения для участия в вебинарах:
http://www.kamerata.org/files/webinar-tiflo-it.zip
ссылка для входа в систему вебинаров:
http://www.conference321.com/masteradmin/room.asp?id=rs0dddfa7be9e5
ссылка для загрузки анкеты для новых участников вебинаров:
http://www.kamerata.org/files/webinar-anketa.doc
аудиозапись вебинара No 1. ``Обучение начинающих незрячих пользователей
ПК'' (Дмитрий Бахров)
http://www.kamerata.org/files/webinar-tiflo-it-1.mp3
аудиозапись вебинара No 2. <<Специфика обучения незрячих пользователей
работе в Интернет>> (Владимир Довыденков)
http://www.kamerata.org/files/webinar-tiflo-it-2.mp
подробная информация о наших вебинарах:
http://www.kamerata.org/webinary.htm
подробная информация о программе <<Развитие кадровых и методических
ресурсов НКО по обеспечению компьютерной грамотности инвалидов по зрению>>:
http://www.kamerata.org/tiflo-it
ссылка для прослушивания радио ВОС:
http://www.radiovos.ru/radiovos-128.m3u
официальный сайт компании ``Элита Групп'':
http://elitagroup.ru/
конец списка

Источник:
Нижегородский областной центр реабилитации инвалидов по зрению "Камерата"

http://dislife.ru/news/view/32104#cut

   2014-07-21 20:25:04 (#3080508)

[mgr] Культурно-спортивный реабилитационный комплекс ВОС посетил посол Индии

Культурно-спортивный реабилитационный комплекс ВОС посетил посол Индии

21 июля 2014

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индия в Российской Федерации
господин Пунди Шринивасан Рагхаван посетил Культурно-спортивный
реабилитационный
комплекс ВОС.

В Центральном музее им. Б. В. Зимина ВОС посол ознакомился с историей
становления и развития Всероссийского общества слепых, достижениями в
области спорта,
культуры, искусства и учебы в жизни незрячих, осмотрел выставки
тифлотехнических средств реабилитации, экспонатов незрячего скульптора
Лины По.

В своем интервью Радио ВОС господин Шринивасан выразил готовность к
дальнейшему сотрудничеству с ВОС и другими организациями инвалидов
России в сфере обеспечения
информации, обмена опытом.

Пресс-служба ВОС

(по материалам КСРК ВОС)

http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3006:2014-07-21-06-27-55&catid=45:c-gr-newsvos&Itemid=59

   2014-07-21 20:23:04 (#3080506)