Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


БЕНЗАРЬ

Фамилия Бензарь считается редкой, но всё же её  можно встретить и в России,  и на Украине,  и среди славянского населения Молдовы. В «постсоветском пространстве» живут несколько династий  Бензарей, и  у каждой – своя история. Но родовое гнездо у всех общее, и находится оно на левом берегу Днестра, недалеко от города Балты. В Балтском районе Одесской области есть село Бендзары. Где бы ни жили современные Бензари, какую бы землю ни считали родной, – своей фамилией они обязаны этому селу: здесь  родилась их фамилия, из этих мест распространилась по свету. Название села звучит загадочно, в нём не угадываются славянские корни. И действительно, Бендзары – топоним тюркского происхождения. У небольшого села в пригороде Балты есть «тёзка» - большой город на Днестре. Бендеры и Бендзары – названия родственные. Бендеры в переводе с турецкого языка означают «гавань, пристань». Неудивительно, что такое наименование получил  крупный днестровский порт. Но село Бендзары, хотя и стоит в долине речки Кодымы, всё же речным портом не является. Существует гипотеза, что это село было основано переселенцами из Приднестровья. Балта с окрестностями была присоединена к Российской империи в  1791 году. В 1795  году  на отвоёванных у Османской империи землях была образована Подольская губерния, а в 1797 - Балтский уезд в её составе. Первыми поселенцами этих мест были молдаване и румыны - христианские беженцы с турецкой территории. Среди них  были и выходцы из Бендер, они перенесли название своего родного города на берега Кодымы. Эту гипотезу подтверждают старинные карты. Так, например, на карте  Подольской губернии 1796 года  к юго-востоку от Балты обозначено село  Бендеры. С начала XIX столетия  Балтский уезд   заселяется славянами – русскими, украинцами, поляками. Постепенно название Бендеры изменилось, стало произноситься на польский лад, с характерным польским «дз»  вместо «д»: на картах 1856 и  1880 годов это же село значится как Бендзары.  Для своих соседей жители Бендзар были «бендзари»  (по-польски) или «бензари» (по-русски и по-украински). Так от географического названия образовалась фамилия, которую потомки «бензарей» пронесли через века, бережно передавая из поколения в поколение.  

Фамилия Бензарь отмечена в российских Книгах Памяти. В годы Великой Отечественной войны пятьдесят обладателей этой фамилии не вернулись с полей сражений. Среди них были совсем молодые люди. Например, Марьян Григорьевич Бензарь (1925 -1945), уроженец села Нырков Тернопольской области, ушёл на фронт в мае 1944 года, пропал без вести за несколько дней до Победы. Его ровесник Иван Петрович Бензарь (1925-1945) родился в селе Кобоешти Кишинёвской области, был мобилизован в армию в марте 1944 года, воевал в 194-й стрелковой. В Книгах Памяти – скупые, краткие строчки: место и дата рождения красноармейца, место службы, дата и причина «выбытия из рядов», адрес родных.  За каждой лаконичной строкой – человеческая судьба. Девять Бензарей  ушли на войну из села Александровка Вознесенского района Николаевской области: Василий Андреевич (1921-1943),  Василий Яковлевич (1907-1944), Илья Павлович (1915-1944), Никифор Николаевич (1902 -1945), Николай Никифорович (1920-1941), Павел Никифорович (1914-1942), Пётр Гаврилович (1906-1941), Пётр Иванович (1905-1945) и Яков Иванович (1921-1942).

Село Александровка - ещё одно «фамильное гнездо» Бензарей. Здесь фамилия Бензарь появилась примерно в 1860-е годы вместе с переселенцами из Балтского уезда,  и в настоящее время  считается в Вознесенском районе привычной, местной.

Встречается фамилия Бензарь и в России. Например, она значится  в опубликованных списках российских ветеранов Великой Отечественной войны. Среди 1008745  ветеранов, встретивших 60-летие Победы, только один ветеран с такой фамилией -  Александра Васильевна Бензарь (р. 24.04.1918), встретившая годовщину Победы в Курганской области.

Династии Бензарь продолжаются в XXI веке. Современные  представители этих династий имеют все основания  гордиться  славными предками и с гордостью носить  свою красивую  редкую фамилию.

Литература: История населённых городов и сёл Украинской ССР. Киев, 1978. Никонов В.А. География фамилий. М., 1988.

Источники: Солдаты Великой Отечественной войны www.pobediteli.ru

Объединённый банк данных о погибших и пропавших без вести в годы  Великой Отечественной войны www.obd-memorial.ru

© Программа "Российские Династии" МИГИ www.geno.ru, совместно с сайтом www.analizfamilii.ru

 

Моя семейная легенда



Необыкновенные истории известных людей в новой акции «СБ»

Было время, когда историю своего рода узнавали только по семейным легендам и преданиям, передаваемым из уст в уста старшими — младшим. Эти истории, сотканные из полуправды–полусказки, со временем меняющиеся, обрастающие новыми подробностями, домыслами и догадками, на протяжении многих веков оставались незримой, но живой связующей нитью между широкими родовыми ветвями. Долгие вечера у камина или пышущей жаром печи под удивительные, неспешные рассказы для ребятни, выросшей с годами в наших прадедов, дедов и отцов, были едва ли не бережно хранимой традицией.

Теперь стало модным искать свои корни в толстых архивных папках, пожелтевших бумагах, чернила на которых почти выцвели... И о семейных преданиях уже мало кто вспоминает. А может, просто не отваживается спросить о них у почтенных родственников, боясь показаться смешным. Ну какие там легенды в век нанотехнологий и космического туризма! Так, признаться, думали мы. До тех пор, пока напрямик не спросили людей, которые и сами достойны того, чтобы называться легендарными личностями.

Сегодня мы представляем вам, дорогие читатели, семейные легенды некоторых наших всем известных соотечественников (кстати, все они на фото со своими сыновьями). Историями из жизни их предков мы открываем новую акцию «СБ», которая так и называется: «Моя семейная легенда». Пусть она станет для вас поводом вспомнить, что вы и так знали, или расспросить бабушек и дедушек, дядюшек и тетушек о преданиях и удивительных жизненных коллизиях в судьбе вашего рода. Присылайте нам свои рассказы, делитесь сокровенным. Давайте вместе вдохнем новую жизнь в «дела давно минувших дней». Не забывайте делать на конверте пометку: «Акция «Семейная легенда». Самые необыкновенные истории мы обязательно опубликуем.

Настоящий Медведь

Александр Медведь, трехкратный олимпийский чемпион, семикратный чемпион мира, трехкратный чемпион Европы, заслуженный мастер спорта СССР, председатель ОО «Белорусская федерация борьбы», вице–президент Национального олимпийского комитета:

«Одно время я долго пытался докопаться до истины: откуда у моих предков такая звучная фамилия? Род наш идет из России. Вроде как это уже достаточное объяснение: медведь — русская гордость. Но, кроме того, как оказалось, все мои предки были людьми рослыми, крепкими и духом, и телом. Дед с бабкой имели большой земельный надел, работали на нем в поте лица, растили хлеб, поднимали детей. Коллективизация в прямом смысле слова пустила их по миру: кто–то посчитал семью слишком уж зажиточной. А на то, что благополучие собственными мозолями заработано, скидок не делали... Мой отец в поисках лучшей доли обосновался на Украине, в городе Белая Церковь. Там я и родился.

Бабушку мою односельчане прозвали Медведихой. Росту в ней было 195 сантиметров, обувь носила 45–го размера. Ну и дед ей под стать. На такую видную во всех смыслах женщину обувку достать было большой проблемой. Но как–то ей удалось раздобыть пару мужских ботинок (солдатские, образца Первой мировой войны). Так уж бабушка их берегла! Обувала только по случаю — на церковные службы. До церкви шла босиком и только перед тем, как войти, обувалась. И нравом мои предки отличались «воинствующим» в хорошем смысле: были такие беспокойные, энергичные, мастеровитые. Никакого дела не боялись. Эти гены из поколения в поколение передались и мне. Как ни странно, у родичей, несмотря на фамилию и физические данные, занятия были самые мирные: бабушки–дедушки крестьянствовали; отец мой был лесником, дядька — ветеринаром. Я, похоже, первый в роду, кто «медвежью» силу использовал по прямому, так сказать, назначению.

Между прочим, когда я всерьез заявил о себе в спорте, многие не верили, что Медведь — моя настоящая фамилия, думали, псевдоним подходящий взял. И всякий раз переспрашивали: «Так ты — настоящий Медведь?» Я на эти вопросы любил отшучиваться: «Самый настоящий. Только без шерсти». А ведь впервые с большим спортом я столкнулся в... танковой школе. Да–да, в танковой. Три года отучился там, пока не отчислили. И это я еще долго продержался. Ну представьте: мои 192 сантиметра — и в танк! Однажды на вождении, когда я вынужден был, сложившись в танке вчетверо, несколько часов наяривать по полигону, терпению пришел конец. Много я там молодого сосняка гусеницами помял... Но эта история, наверное, будет рассказываться как легенда уже моими правнуками».

«Я — Дубровский?»

Юрий Островский, доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией хирургии сердца РНПЦ «Кардиология», член–корреспондент НАН Беларуси:

«Одно из наших семейных преданий гласит, что прототип главного героя повести Пушкина «Дубровский» Павел Островский был нашим родичем. Более того, достоверно известно, что поначалу и само произведение называлось «Островский». Фамилия главного героя и название повести были изменены уже после смерти великого писателя.

Естественно, ни у меня, ни у кого бы то ни было из родственников нет неопровержимых доказательств причастности Павла Островского к нашему роду. Но зато есть тщательный анализ по времени, сопоставление фактов... Островские во времена Великого княжества Литовского были шляхтичами. К дворянскому сословию принадлежал и Павел Островский. Как и присуще шляхтичам, он отличался обостренным чувством собственного достоинства, храбростью. Был высок, красив, статен. Островский участвовал в национально–освободительном восстании 1830 — 1831 годов за «восстановление исторической Речи Посполитой». За мятежность, бунтарство, участие в антиправительственной смуте и поплатился: его лишили дворянского звания, отняли имение.

Тогда он стал кем–то вроде белорусского Робин Гуда, народным мстителем. Несколько лет кряду держал в страхе неправедных помещиков. Грабил богатых, раздавал деньги бедным. Как у Пушкина Дубровский жил у помещика Троекурова в качестве учителя, так и мой предок некоторое время учительствовал в имении минского помещика Помарнацкого. Потом по его доносу был арестован. Но Островскому удалось бежать. Где он скрывался долгие годы, неизвестно. Однако легенда гласит, что дожил он свой век все–таки на белорусской земле.

Смею предположить, что даже с «запятнанной» фамилией, лишенные дворянского звания мои предки оставались почитаемыми людьми. Не случайно они всегда назначались волостными старшинами (старостами).

Эта семейная легенда передается из поколения в поколение. Дед рассказывал ее моему отцу. Отец — мне. Я, в свою очередь, — сыну. У меня подрастает внук Егор. Уверен, со временем и он узнает о глубоких корнях нашей фамилии. И это лишь одна из многих легенд семьи Островских. А сколько их еще нерассказанных!..»

Любовь и голуби

Татьяна Бондарчук, директор и художественный руководитель Белорусского государственного цирка, председатель Белорусской федерации танцевального спорта:

«Наши родовые ветви очень широкие, поэтому и легенд в семье много. Или точнее сказать, красивых, в чем–то сентиментальных, а в чем–то глубоко трагичных историй, имевших место быть в реальности. Эти истории я слышала от своей мамы, бабушек, многочисленных тетушек.

Мои деды, прадеды — все родом из Минска и его ближайших окрестностей. До сих пор в городе живет множество моих дальних и близких родственников: Томашевские, Ковальчуки, Шелехи... Только у моей мамы, например, 10 братьев и сестер.

У прадеда по маминой линии Станислава Томашевского была, как это сейчас принято говорить, самая крутая голубятня в округе. Голубей он любил безудержно. А прабабушка так же сильно любила прадеда. Поэтому и терпела все его чудачества. Ласково называла его голубятником. Семьи моих предков были все зажиточные, крепкие. Прадеда, например, хоронили на Кальварийском кладбище в гробу, на котором были отлиты бронзовые голуби. Как символ его увлечения по жизни и признак большого достатка семьи. Такую роскошь могли позволить себе немногие.

Как так получилось, что я оказалась в цирке и вся моя жизнь связана с ним? Не могу сказать, что мечтала об этом с детства. Но все неспроста. Однажды я обнаружила в каких–то исторических документах любопытный факт. Впервые на территорию Беларуси балаган с крепостными артистами привез некий немецкий князь Голинберг. Его имение находилось в деревне Дукора под Минском. А непосредственно земли имения сельчане прозвали Голинберками. Спросите, какая связь? Дело в том, что в Дукоре на тех самых «голинберках» по сей день стоит усадьба, в которой жила моя прабабушка Мальвина. У нее был огромный яблоневый сад. До недавних пор мы ездили туда за сочными антоновками. В той усадьбе, на той земле я провела не одно удивительное лето... Чем не легенда? Красивая и немного мистическая».

Источник: http://www.sb.by/post/95909/

 

Узрите свои корни!

 

В современном мире стяжательства и общества потребления весьма сложно сохранить духовные ценности, присущие нашему народу издревле, однако мы не должны забывать свою историю, терять исторические корни, культурные традиции. Эту задачу ставит и принятое в мае 2006 года постановление Правительства РБ "О проведении народного праздника "Шежере байрамы" в Республике Башкортостан". С момента принятия этого документа прошло уже достаточно времени, и сегодня мы можем сказать, что реализация постановления идет вполне успешно. Граждане и учреждения обращаются в архивы и различные ведомства, чтобы получить материалы по истории своей семьи, рода или населенного пункта. Сегодня "БАШвестЪ" открывает серию материалов, посвященных этой тематике, и начать мы решили с пояснения, как можно получить информацию по истории своего рода или деревни.

За консультациями мы обратились к заведующему читальным залом Центрального государственного архива РБ Зуфару Гатиатуллину. Он, в частности, сообщил, что с момента выхода Постановления Правительства РБ резко возросло количество запросов от граждан и администраций районов. Читальный зал уже несколько лет не может справиться с наплывом посетителей, и уже существует расписание для его посещения. Тем не менее, сотрудники архива стараются всячески помочь желающим.

Зуфар Гатиатуллин также пояснил, что основным материалом для составления родословных являются так называемые "Ревизские сказки", материалы переписей XVIII и XIX веков. Однако, большая часть документов по XVIII веку сейчас находится в Российском государственном архиве древних актов в Москве. В республике можно получить информацию с конца XVIII - начала XIX веков.

Еще будучи сотрудником Башкирского государственного университета я слышал, что составлением родословной своей деревни занимался мой коллега Марат Зулькарнаев, и сегодня мы обратились к нему с просьбой рассказать читателям "БАШвеста" о результатах поиска.

- Марат, скажи, пожалуйста, как ты начал заниматься историей своей деревни?

- Еще студентом я начал собирать все данные, которые касались моей родины - дерени Тавакачево Архангельского района, - ответил молодой преподаватель, - оказалось, что основным источником были именно данные "Ревизских сказок", а они в свою очередь послужили костяком родословных некоторых семей из Тавакачево.

- А не мог бы ты, Марат, пояснить читателям - с чего следует начинать составление своей родословной?

- Начинать стоит, прежде всего, с расспросов родителей, бабушек и дедушек, - рассказывает Марат, - а узнав имена прадедов и примерное время их жизни, можно переходить к просмотру материалов первых советских переписей и подворного опроса 1917 года.

Здесь следует немного пояснить. Все население страны впервые охватила Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 года. Были зафиксированы данные по населению, сельскому хозяйству, промышленности, торговле.

Временное правительство за свое короткое существование успело провести Всероссийскую сельскохозяйственную и поземельную перепись 1917 года. Как рассказал наш собеседник, когда он сравнивал количество жителей Тавакачево в 1917 году и 1926 году, то оказалось, что к 1926 году число жителей значительно сократилось. В 1917 году здесь жили достаточно зажиточные семьи, видимо Гражданская война, продразверстка и красный террор послужили причиной значительного сокращения населения деревни.

- Изучив эти материалы, далее следует посмотреть материалы первой и единственной Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, - продолжает историк.

В ходе этого мероприятия использовались три формы переписных листов: форма для крестьянских хозяйств сельских обществ; форма для владельческих хозяйств и частных домов и дворов внутри селений; форма для городских жителей.

Следует упомянуть и о том, что в Уфимской губернии были организованы три переписи населения (1864, 1879, 1886), которые назывались "Однодневное народоисчисление в Уфимской губернии". По программе (пол, возраст, национальность, вероисповедание, сословие, грамотность, образование), методическим установкам и по своей организации эти переписи отвечали всем требованиям статистической науки того времени. Итоги переписи 1864 года по Уфимской губернии опубликованы в 1868 году в книге "Сборник статистических, исторических и археологических сведений по бывшей Оренбургской и нынешней Уфимской губерниям". Итоги второй переписи (1879) опубликованы в 1883 году в "Справочной книжке Уфимской губернии". Результаты третей переписи опубликованы в "Уфимском юбилейном сборнике в память трехсотлетного юбилея города Уфы". Если все вышеупомянутые документы можно увидеть только в ЦГИА РБ, то эти опубликованные сборники имеются в Национальной библиотеке имени Валиди или в Фонде редких книг БашГУ.

26 ноября 1718 года Петр Великий издал указ, которым предписывалось "взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола...". Составленные подобным образом списки ("сказки") были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих трех лет были подвергнуты проверке - "ревизии". С тех пор учеты населения в России стали называться "ревизиями". До отмены крепостного права прошло десять ревизий (1718, 1742, 1761, 1781, 1794, 1811, 1815, 1833, 1850, 1856). Мы уже упоминали, что материалы "сказок" XVIII века в Уфе не сохранились, но и по материалам XIX века можно составить значительную часть родословной.

- Название моей деревни пошло от имени ее жителя Тавакаса Иманова, который умер в возрасте 82 лет в 1816 году, - рассказывает Марат Зулькарнаев, - однако было бы ошибочным с этой даты вести историю деревни. Дело в том, что, во-первых, она могла до Тавакаса Иманова называться иначе, во-вторых, возраст у этого человека был приличным, и он мог основать деревню гораздо раньше начала XIX века.

Изучая документы первой половины XIX века, наш собеседник смог примерно составить родословную нескольких семей своих земляков, среди которых есть и известные в Башкортостане фамилии. В материалах "сказок" 1816 года мой бывший коллега обнаружил и своего предка, от которого составил родословную, звали его Искандер Ниязгулов. У Искандера было пять сыновей и от них произошли несколько фамилий в Архангельском районе.

- Какие интересные факты, Марат, ты обнаружил при составлении своей родословной?

- Вообще-то, никаких особо интересных событийных фактов в этих документах нет, такова специфика статистических материалов, - отвечает историк, - тем не менее, любопытно, что в "ревизских сказках" этого периода указывались и женщины, при этом в документах можно обнаружить, что переписываемые вне зависимости от пола ставили свою тамгу как подпись.

В прошлом у башкир было широко распространено употребление родовых и семейных клейм или тамг, которые восходят к древнетюркскому руническому письму.

Еще одним источником для составления родословных могут послужить метрические книги религиозных заведений. Если учитывать то обстоятельство, что в прошлом население всей страны было верующим, то среди документов приходских церквей и мечетей можно найти данные о рождении и смерти людей. Эти два события жизни человека в любом случае сопровождались религиозными обрядами, что и отразилось в их документации. Данные фонды также можно изучить в историческом архиве республики.

Таким образом, алгоритм составления своей родословной в упрощенной форме выглядит так: выяснение имени и фамилии прадеда, изучение материалов первой Всесоюзной переписи 1926 года, Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года и "Ревизских сказок" XIX века. Все эти материалы имеются в республиканском историческом архиве в соответствующих фондах, нужно лишь изучить их описи, в чем окажут помощь сотрудники архива.

Для обладателей определенной суммы денег есть и более простой способ. Это обращение с запросом на возмездной основе к сотрудникам ЦГИА РБ. По словам Зуфара Гатиатуллина, этим путем обычно идут администрации некоторых районов и сельских поселений. Но поверьте на слово, моральное удовлетворение и удовольствие от самостоятельного составления своей родословной для простого человека гораздо выше.

Изучение прошлого своего села, составление родословной своего рода несет в себе значительную социальную и воспитательную нагрузку. Как считает Марат Зулькарнаев, любой человек, увидев, что прошлое его предков связано с созидательным трудом на благо родной деревни и страны в целом, вряд ли захочет порочить неблаговидными поступками фамилию своего рода.

Так узрите же свои корни!

Источник: http://www.bashvest.ru/showinf.php?id=1006643

 

В России родилась Золушка



В главном управлении ЗАГСа по Московской области рассказали INTERFAX.RU, что список жителей Подмосковья в 2009 году пополнился «пятью необычными именами: родились Женевьева, Золушка, Весна, а также Марк-Антоний и Милорд». Там отметили, что на протяжении нескольких лет лидерами среди имен, которыми называют новорожденных в Московской области, остаются Дарья, Анна, Максим и Александр.

Напомним, что в 2007 году одно из самых экзотических имен дали в подмосковном Королеве — водитель Николай и домохозяйка Анастасия назвали дочку Виагрой. Как они сами признались, сделали они это по трем причинам. Первая из них – оригинальность имени, вторая – долгожданному зачатию ребенка поспособствовал одноименный препарат, а третья причина – давняя любовь четы к музыкальной группе «ВИА Гра».

Необычными именами детей регулярно удивляет страну Нижний Тагил. Например, в загсе Дзержинского района города семейная пара назвала своего первенца Прахладой. Причем это имя дали мальчику, а не девочке. Родители малыша – кришнаиты – говорят, что долго подбирали имя ребенку. В итоге пришли к мнению, что Прахлада – лучший вариант. Помимо Прахлады в городе уже есть ребенок с именем Приватизация, а в одном из загсов Кирова была зарегистрирована новорожденная девочка под именем… Россия.

Эксперты заявляют, что большинство родителей, давая имена детям, не задумываются о последствиях. Юристы склонны считать, что подобный «именной произвол» возможен сегодня из-за пробелов в законодательстве. «Сегодня в России родители могут назвать детей так, как душе угодно, – пояснила “Новым Известиям” юрист Елена Волкова. – Хотите назвать ребенка Чайником – называйте, никто вам не помешает. В итоге дойдет до того, что детям будут присваивать порядковые имена».

Впрочем, подобные прецеденты в российской истории уже случались. Достаточно вспомнить громкий случай пятилетней давности, когда москвичи Вячеслав Воронин и Марина Фролова решили дать своему ребенку имя БОЧ рВФ 260602. Расшифровывается эта абракадабра так: Биологический Объект Человек рода Ворониных-Фроловых, родившийся 26 июня 2002 года.Не только в России, но и в Китае необычные имена малышей в моде. Так, по сообщению Би-би-си, за последние 15 лет более четырех тысяч китайских детей названы именем Аоюнь, что означает «Олимпийские игры». Популярность этого имени является своеобразным выражением поддержки летней Олимпиады, которая прошла в Пекине в 2008 году.

Сотрудники департаментов, выдающих свидетельства о рождении, говорят, что большинство родившихся Аоюнов — мальчики. Впервые это имя появилось в Китае в 1992 году, когда страна подала заявку на проведение у себя Олимпийских игр 2000 года.

В Китае довольно часто детей называют именами, символизирующими какие-либо большие события или лозунги. Среди наиболее распространенных, имена, которые в переводе означают «Защити Китай», «Создай нацию», «Путешествие в космос», «Цивилизация». В последние недели в моде «Надежда для Сычуани». Родители называют малышей в память жертв разрушительного землетрясения, недавно произошедшего в провинции Сычуань.

Давать необычные имена детям в честь глав государства и значимых событий было популярно и во времена Советского Союза.

Например, Арвиль — это Армия В. И. Ленина,

Артака — Артиллерийская академия,

Бестрева — Берия — страж революции,

Ватерпежекосма — Валентина Терешкова — первая женщина-космонавт,

Вектор — Великий коммунизм торжествует,

Вилан — В. И. Ленин и Академия наук,

Вилорик — В. И. Ленин — освободитель рабочих и крестьян,

Вилюр — Владимир Ильич любит Родину,

Владлен — Владимир Ленин,

Волен — Воля Ленина,

Даздрасмыгда — Да здравствует смычка города и деревни,

Даздраперма — Да здравствует первое мая,

Дотнара — Дочь трудового народа,

Изиль — Исполняй заветы Ильича,

Ким — Коммунистический Интернационал молодежи,

Лента — Ленинская трудовая армия,

Лориэрик — Ленин, Октябрьская революция, индустриализация, электрификация, радиофикация и коммунизм,

Луиджи(а) — Ленин умер, но идеи живы…

Кстати, недавно экономисты Университета Шиппенсбурга из штата Пенсильвания открыли связь между необычными именами и юношеской преступностью. По их мнению, драчливость и прочие тинэйджеровские проступки часто вытекают из непопулярных имен подростков. Кроме того, согласно исследованию, детей с нераспространенными именами воспитывает один родитель.

Источник: http://deti.mail.ru/printpage/roditeljam/news3286372

 

Что в имени тебе моем?

 

В последние годы в Мордовии, как, впрочем, и по всей России, замечена мода на старые русские и церковные имена. Специалисты говорят, что это уже устоявшаяся тенденция. И припоминают анекдот, когда родители нарекли сына Емелей. Приходят они в детский сад и спрашивают у воспитателя, не дразнят ли его дети. А воспитатель резонно отвечает: а кто дразнить-то будет - Фома, Лука или Фрол?

Действительно, последние несколько лет родители при выборе имени собственному чаду все чаще и чаще прибегают к старорусским именам. Так, имена Матвей, Клим, Трофим, Устинья, Василиса, Ульяна больше не считаются в Саранске экзотикой.

В районах Мордовии детей называют в честь героев сериалов

«Люди возвращаются к корням, и в этом мы не видим ничего плохого, причем многие стараются подобрать имя из святцев, - пояснила начальник ЗАГС Ленинского района Лариса Сновальникова. - Главное, чтобы не было перегибов. К счастью, Даздрапермами или Тракторами, как в послереволюционные годы, сегодня малышей в нашем городе не называют. Самые популярные среди саранских родителей имена - Анастасия, Дарья, Виктория, Артем, Кирилл, Дмитрий. Этими именами чаще всего называли малышей в прошлом году».

А вот несмотря на повальное увлечение сериалами, особенно в 90-е годы, детей в честь киногероев в Саранске не называют. Но в районах Мордовии можно разыскать и Марианну, и Джессику, и Джулию, и даже Ричарда с отчеством Васильевич.

Из необычных имен Лариса Сновальникова припоминает Владимиру - таким именем назвали девочку в прошлом году. - «Сегодня редкими именами стали обычные имена, которыми называли многих еще 20 лет назад. Например, в течение последних лет мы не зарегистрировали ни одной Валентины, Галины, Ларисы, а девочка с именем Нина была всего одна».

В Саранске немало родителей, желающих назвать своего ребенка необыкновенным, даже вычурным именем - например, Эвелиной, Аделиной, Юлианом. «В таких ситуациях мы просим родителей взвесить все «за» и «против», - рассказывает Лариса Михайловна, - в первую очередь посмотреть сочетаемость имени с отчеством и фамилией, потому что яркие редкие имена с простым русским отчеством и не менее обыкновенной фамилией порой вызывают улыбку».

Порой родители отказываются от выбранного имени прямо в загсе - посмотрев в Словаре личных имен значение имени своего чада, передумывают, руководствуясь поговоркой «Как корабль назовешь, так он и поплывет».

С начала 2000-х годов прослеживается еще одна тенденция - татарское население Мордовии называет своих детей исключительно татарскими именами. Если раньше они своих наследников называли созвучными с русскими именами или записывали в свидетельство о рождении татарское имя, а называли русским именем, то сейчас нарекают исключительно национальными именами.

В прошлой жизни я был англичанином!

Законодательством предусмотрено право человека на перемену имени, фамилии и отчества, причем можно это сделать бесконечное количество раз. «С переменой имени мы в своей работе сталкиваемся достаточно часто, - отмечает Лариса Сновальникова. - Как правило, для человека это не прихоть, а вынужденная мера. Нередки случаи, когда ребенок, которого с малых лет воспитывал отчим, при достижении 14 лет берет его фамилию и отчество. Причем согласие на перемену имени в этом случае требуется не только от матери, но и от родного отца. С 18 лет ребенок может пройти эту процедуру без согласия кого-либо.

Также достаточно часто меняют у детей нерусские отчества на русские - когда распадается интернациональный брак и женщина решает дать своему ребенку не окрашенное национальными признаками отчество».

Также в практике саранских регистраторов был случай, когда молодая женщина после гибели своего гражданского мужа взяла его фамилию. Она ждала ребенка, в то время как с ее другом случилось несчастье. И чтобы оставить память о нем, решилась на этот поступок. А потом после рождения ребенка в судебном порядке установила отцовство.

Соответственно, малыш был зарегистрирован по имени своего отца.

Однако нередко имя и фамилию меняют не по житейским причинам, а просто потому, что «этого требует душа». Как правило, такой шаг предпринимают люди творческие, и порой их желание сменить имя-отчество-фамилию не поддается логическому объяснению.

К примеру, один житель Саранска пожелал изменить свои родные русские имя, фамилию и отчество на английские имя и фамилию, причем в английской орфографии. Человек обосновал свое желание тем, что его так называли в другой жизни. Регистраторы долго пытались убедить его в бессмысленности поступка. Пока новый мордовский англичанин взял паузу на раздумье, но до конца от своей идеи он не отказался.

Еще одна творческая дама из Саранска превратила перемену имени в своеобразное хобби - за последние несколько лет она уже не раз меняла как имя, так и фамилию. Объясняет свои поступки она непостоянством и различными творческими порывами. Но каждый раз приходит в загс как в последний раз - с клятвенным обещанием, что эта фамилия у нее последняя. Причем творческие поиски нового имени каждый раз этой дамочке обходятся в копеечку и бумажную волокиту. Кроме того что перемена имени стоит денег, в каждом случае необходимо менять паспорт и все документы.

Другая категория творческих людей, меняющих имя, - это люди, работающие под псевдонимами: писатели, журналисты, музыканты и т.п. Часть из них в конце концов меняют родную фамилию на ту, под которой их знает общественность.

Верните мне «девичью» фамилию!

«Есть, конечно, случаи, когда фамилию меняют по причине неблагозвучности, - говорит Лариса Сновальникова. - Хотя я бы не сказала, что таких случаев у нас много, - большинству людей, имеющих неблагозвучную фамилию, с детства родители все равно внушают уважение к ней». Но когда человек отказывается от своей некрасивой или смешной фамилии, то обычно выбирается более благозвучная кого-либо из родственников либо какая-нибудь простая и распространенная: Иванов, Алексеев, Смирнов.

Бывают и случаи, когда молодые люди берут фамилию жены, но это происходит очень редко. «Сколько я таких пар ни регистрировала, через некоторое время эти мужчины приходят и пишут заявление о возврате «девичьей» фамилии, - улыбается Лариса Михайловна. - Мужчины объясняют свой поступок тем, что они становятся предметом насмешек со стороны друзей - мол, подкаблучник, «замуж вышел» и т.п. В итоге все возвращается на круги своя».

Случается, что саранские молодожены берут двойные фамилии - к фамилии мужа присоединяется фамилия жены. Но эта двойная фамилия должна стать общей, то есть и муж должен согласиться на двойную фамилию. Но это случается очень редко - в жизни двойная фамилия приносит немало неудобств, и об этом регистраторы предупреждают.

Очень часто в различных ведомствах просто забывают дописывать вторую часть фамилии - и у ее обладателя возникает масса проблем.

Обычно ситуация с двойной фамилией разрешается просто: при подаче заявления невеста говорит, что хочет взять двойную фамилию. Но когда будущий муж узнает, что он, будучи всю жизнь, например, Ивановым, должен после свадьбы стать Ивановым-Сидоровым, как правило, встает в позу - или одна моя фамилия, или не женюсь.

Меняю фамилию в корыстных целях!

Бывают случаи, когда на перемену имени и фамилии толкают не житейские обстоятельства и творческие порывы, а коммерческая хватка и даже корысть. Например, в Саранске был случай, когда после развода родителей мальчик, оставшись с мамой, взял ее фамилию. Спустя некоторое время этот же подросток вновь обратился в загс с заявлением о перемене фамилии на отцовскую. Когда ему напомнили, что еще недавно он от нее отказался, молодой человек ответил, что папа обещал ему оставить приличное наследство, если сын вновь возьмет его фамилию.

Лариса Сновальникова вспоминает, как большая волна по перемене фамилий накрыла саранских челноков в 90-е годы, которые ездили за товаром в Польшу. Коммерсанты придумывали разные неправдоподобные причины, которыми объясняли, почему решились «переименоваться». Но в итоге выяснилось, что те челноки, у которых возникли проблемы на таможне, шли и меняли фамилию, надеясь, что в следующий раз «пронесет». «Отказать мы им не имели права, - говорит Лариса Сновальникова. - Однако сведения в соответствующие органы все равно уходили, как уходят и сейчас.

Некоторые думают: «Вот фамилию поменяю, и меня кредиторы-военкомат-милиция не найдут». Порой приходят менять фамилию судимые, думая, что теперь они в милицейских базах больше значиться не будут. Это не так. После перемены имени мы делаем сообщения в миграционную службу и другие ведомства. И вся информация о человеке, начиная с его рождения, а также браки, разводы, перемены имен - хоть десять раз, - и кончая его смертью, значится в соответствующих базах»

С февраля стоимость услуг ЗАГСов подорожает вдвое

Это связано с изменением на федеральном уровне госпошлины за регистрацию актов гражданского состояния. Так, если сейчас поменять имя или внести другие изменения в паспорт, запись о расторжении брака можно всего за 200 рублей, то вскоре придется заплатить 400 рублей. За выдачу повторного свидетельства госпошлина будет взиматься в размере 200 рублей вместо нынешних 100, за получение справки из архивов загса - 100 рублей вместо 50. Единственное, что останется без изменения, это госпошлина за регистрацию брака - 200 рублей.

Источник: http://www.vsar.ru/2010/01/chto-v-imeni-tebe-moem/

 

Ищите корни Россияне ничего не знают о своих родословных

 

Общественные деятели призывают россиян заняться исследованием своих родословных и даже создать в Интернете соответствующую базу.

Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на открытии XVIII Международных Рождественских образовательных чтений отметил, что около половины россиян равнодушно относятся к своей родословной. «Это знание обычно не простирается далее третьего поколения, то есть своего деда и бабушки», – сказал предстоятель Русской православной церкви.

По словам патриарха, 48% наших сограждан безразлично относятся к истории своей семьи и изучению родословной, и только 7% дали положительный ответ на вопрос «Составлялась ли в вашей семье родословная?». «Социологические исследования показывают, что большинство наших сограждан имеет весьма приблизительное знание не только об отечественной истории, но и о своем собственном генеалогическом древе», – сказал патриарх.

– Такое безразличие к истории сформировалось в сознании россиян после страшных событий 20-го века, – считает заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества Петр Шелищ. – Во время войн и репрессий все смешалось, поэтому многие сейчас не знают своей родословной. Было сложное время, зачастую даже знание судеб своих родственников сурово каралось. Те, кто попал под репрессии, сознательно вычеркивались из сознания людей».

Нельзя сказать, чтобы интереса к генеалогии не было совсем: кто-то пытается отыскать свое высокое происхождение, кто-то – сделать доброе дело для своих потомков. Изучение фамильной истории сегодня можно доверить профессионалам, правда, стоить это будет недешево ($1500 – 5000). Крупнейшие такие организации в нашей стране – Русское генеалогическое общество в Санкт-Петербурге и Историко-родословное общество Москвы – работают уже много лет. Почти во всех регионах организовались местные родословные и генеалогические общества, но координация между ними крайне слабая. Региональные общества как правило не занимаются коммерческой деятельностью, работают при краеведческих или образовательных центрах и бескорыстно оказывают помощь всем желающим.

В Интернете существует множество ресурсов по генеалогии, используя которые сегодня можно узнать много нового о своей семье и ее истории. Однако большинство из них держится на плечах энтузиастов-одиночек, у которых зачастую не хватает времени и ресурсов для регулярного пополнения своих порталов. Крупнейший из таких ресурсов – «Всероссийское генеалогическое древо», существующий с 1999 года. Внести себя и своих предков в его базу может любой желающий.

Председатель Мурманского родословного общества Игорь Бронников считает, что найти свои исторические корни сегодня может любой желающий. «И не просто может, а обязан найти, – говорит он. – Родословная – это не просто набор имен, это историческое развитие человеческих судеб, которые уже определили и вашу судьбу».

По словам Игоря Бронникова, вся необходимая для этого информация находится в свободном доступе. Архивы хранят неимоверный объем данных – не только метрические книги, но и различные справки, выписки, удостоверения и грамоты, которые дают массу зацепок для дальнейшей работы. «Крестьянские» родословные просматриваются вглубь веков в среднем до 16 века, а иногда и дальше, «дворянские» фамилии можно проследить едва ли не до 12 века, – говорит он. – Доступ к большей части этих документов открыт. Может случится и так, что хотя бы частично ваша родословная уже восстановлена кем-то из любителей генеалогии. В составлении древа все зависит от удачи и личной настойчивости».

Идею патриарха и энтузиастов-генеологов поддержал и заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов, который замахнулся на создание национальной Интернет-базы родословных: «Семьи действительно должны знать свои родословные. Я думаю, что слова патриарха вызовут огромный отклик в обществе. Для популяризации генеологии, необходимо выложить в Интернет все архивные данные. Сведения об истории той или иной семьи, которые не являются каким-то секретом, надо переводить в цифровой вариант и делать доступными для тех, кто действительно неравнодушен к истории своего рода и своим корням».

Источник: http://www.gudok.ru/sociaty/?pub_id=338853

 

Новая история Новодевичьего монастыря

 

Глядя сейчас на эти резные, бело-красные стены, нельзя и подумать, что этот монастырь, который как облако парит над Москвой-рекой, был задуман как одно из звеньев оборонительного кольца московских обителей-сторожей. В 1524 году Василий III в память об освобождении от польско-литовских захватчиков и присоединении Смоленска к Российскому государству повелел основать прямо на дороге, ведущей в Смоленск, а далее в Литву, монастырь названный "Пречистой одигитрии новым девичьим" - для отличия от Стародевичьего вознесенского монастыря в Кремле. Первой игуменьей обители в Лужниках стала Елена Девочкина, поэтому теперь часто путают и говорят, что название монастыря пошло от ее фамилии.

В этих стенах принимали постриг только знатные женщины - боярские и царские дочери, вдовы, жены. Иван Грозный торжественно и с почетом проводил сюда невестку Ульяну Полоцкую, затем здесь поселилась царевна Елена Шереметьва.

"По-доброму женщины в те времена уходили в монастырь. Для царственных дам строили отдельные кельи, и память о них сохранилась в названиях построек. Мы располагаемся в палатах Ирины Годуновой", - рассказывает сотрудник филиала Государственного исторического музея "Новодевичий монастырь" Татьяна Макеева.

"Сюда постригались в монахини опальные царевны, здесь 42 княгини и царица в монахинях жили", - говорит заведующая филиалом Марина Шведова.

Колокольня, по первоначальному плану, должна была быть выше звонницы Ивана Великого - восемь ярусов. Однако при Софье успели построить всего 5 ярусов, заканчивали уже при Петре I, у которого все дела царевны Софьи вызывали неприязнь. Зодчие, решив не злить царя, ограничились всего 6 ярусами. Так и осталась колокольня высотой 34 сажени - это 73 метра. Колокола, как говорят в Новодевичьем, на земле никогда не стояли и голоса своего не теряли : их никто никогда не снимал.

"Вещи от царевны Софьи сохранились. Не только вкладные иконы в большом количеств, но и сохранились вещи бытового плана - тарелки, кресло венецианской работы", - говорит Татьяна Макеева.

После Софьи была здесь в заточении и Евдокия Лопухина, первая жена Петра. Но реформы самодержца сделали свое дело, к XIX веку отправить в монастырь неугодную родственницу стало не так просто. Женщины стали свободнее и своенравнее. А в век XX, после революции, Новодевичий и вовсе перестал быть обителью тишины и иноческого спасения.

В 1922 году в Новодевичьем монастыре, выгнав монахинь, а кого-то даже и расстреляв, у подножия собора, со свойственным тому времени цинизмом открыли музей раскрепощенной женщины. Он просуществовал всего 4 года, и в память о нем осталось лишь название. В 1926 он был преобразован в историко-бытовой художественный музей, а в войну здесь и вовсе поселились люди. Монастырское кладбище сровняли с землей - из 2 тысяч захоронений осталось лишь 94. Здесь были ясли, прачечная, гимнастический зал, в трапезной и Успенской церкви - общежитие фабрики Госзнака.

Когда в начале 1950-х сюда снова вошли музейные сотрудники – состояние памятника истории и культуры была ужасающее. Палаты в деревянных перегородках, люди жили даже в склепе. А иконами из разобранных иконостасов забивали дыры в дверях.

"Создали там, на мой взгляд, одну из лучших экспозиций на историко-церковную тему, представляющую вклад и значение Новодевичьего монастыря в русскую культуру, в русскую историю", - считает директор Государственного исторического музея Александр Шкурко.

Реставрация стен, башен и палат - заслуга музея. 42 объекта, каждый со своим историческим значением. Они все требуют постоянного присмотра и ремонта. Центральный, величавый Смоленский собор, напоминающий владимирские и новгородские храмы, сохранил уникальный иконостас. Но попасть внутрь зимой нельзя - собор летний и открывается только в мае.

"Фрески Смоленского собора дальше середины XVI века не уходят. Это капитальная древность, это означает колоссальнейшее бремя, потому что за этой древностью надо постоянно смотреть, заботиться, реставрировать", - отмечает Марина Шведова.Сейчас в Новодевичьем постоянно работают 75 реставраторов, отдел документов и книг корпит над древними фолиантами. Но скоро мастерам предстоит переезд, до конца года им надо освободить помещения. Новодевичий возвращен в лоно церкви, и заведовать им теперь будут монахини. С 94 года инокини живут с музейными работниками бог о бок.

"За эти годы мы конечно привыкли к сотрудникам, многие из них стали настоящими друзьями. Мы обращаемся к ним по разным вопросам, когда дела касаются переплета древних книг и реставрации икон, они всегда готовы нам помочь, - говорит настоятельница монастыря игуменья Маргарита (Феоктистова) .

"Каждый год Господь посылал нам то количество послушниц, инокинь, которое было нужно именно тогда и для тех послушаний, которые были в то время в монастыре. И мы надеемся, что теперь, когда и задачи возрастают, к нам в монастырь будут приходить молодые девушки и другие женщины, которые желают спасаться в иноческом чине", - говорит игуменья.

Монахиням, конечно, понадобиться тишина. Чтоб шумные туристы не нарушали ход молитвы, экскурсии, скорее всего, строго регламентируют, но не отменят. Ведь если не экскурсии, то никто и не узнает, какие тайны хранят монастырские стены, где был тайный ход, как монахини в далеком 1812 не дали французам взорвать Новодевичий, и почему в 1998 митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, чья резиденция здесь расположена, пустил паству в свою домовую Преображенскую церковь.

"Кое-кто из москвичей ее видел после урагана 1998 года, когда были поломаны кресты главного собора и Успенской церкви. Для богослужений митрополит открыл свою церковь", - говорит Татьяна Макеева.

Сами монахини не против экскурсий. Считают, что в XXI веке у монастыря новая миссия - просветительская. "У нас есть две сестры, которые однажды приехали точно так же просто посетить монастырь с экскурсией, а потом остались и сейчас они инокини. Такое бывает", - говорит настоятельница монастыря.

Останется в Новодевичьем и экспозиция исторического музея, где собраны древние иконы, уникальные одежды и предметы, не только вкладные, но и просто соответствующие эпохам, сменявшим друг друга, пока стоит монастырь у Лужников. А отдел реставрации уже летом уедет на Измайловский остров.

"Эта архитектура, в которой мы сейчас пребываем, абсолютно не приспособлена для мастерских. Всё-таки, как ни крути, мы - технари, мы - производство, это не отвечает требованиям производства", - уверен заведующий отделом реставрации фондов Государственного исторического музея Алексей Сальников.

За это место - Измайловский остров - музейщики боролись. Если переезжать, то только сюда. Остров этот - рукотворный, образовался после объединения местных прудов и реки Серебрянки по велению царя Алексея Михайловича. Тут прошло детство Петра Великого. На Измайловском острове, точнее на Серебряном и виноградном прудах, началась история флота российского. Юный Петр нашел в сарае на территории отцовского Государева двора старый английский бот, спустил его на воду и навсегда заболел кораблестроением.

Государственный исторический музей здесь с 1987 года. Отделы занимают один из корпусов военной богадельни Николая I, построенной в честь победы над Наполеоном. Архитектор Тон - тот же, что строил дворец в Кремле, - смог спасти от разрушения Покровский собор, жемчужину острова, подперев его с двух сторон корпусами богадельни. В одном из них сейчас институт "Информэлектро", к лету он тоже сменит место жительства.

После переезда остров будут делить два музея - объединенный заповедник "Коломеское" и Государственный исторический музей. Но хранители искусства и традиций не в обиде. Обещают устраивать совместные выставки. А Новодевичий монастырь, памятник, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, которому в 2024 году исполнится 500 лет, ждет новая история.

Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=338914

 

Памяти одного контрафакта

 

В 1735 году началась совершенно уникальная денежная операция с чеканкой золотых денег, проводимая властями Российской Империи затем на протяжении почти полутора веков: с середины 30-х годов ХVIII века по конец 60-х века ХIХ-го, а конкретно – до 1868 г. Состояла она в выпуске золотых червонцев, но… чисто голландского образца. Абсолютных клонов золотых монет Нидерландов, без каких-либо отклонений в пробе и рисунке. Если Голландия меняла штемпель, то следом его меняли и у нас. Если Голландия приостанавливала их выпуск (с 1849 г. по 1872), то наши печатались с последней легальной датой – 1849. В народе эти червонцы, назывались "арапчиками," "лобанчиками" и "пучковыми" по имевшимся на них изображениям. Разумеется, чеканка их была контрафактом, никакой санкции на нее правительство Нидерландов не давало и в официальных документах эти деньги стыдливо звались "известной монетой", а приспособления для ее производства – "известными штемпелями". Впрочем, секрет сей был липовым – о происходящем знали все, в том числе это самое правительство Нидерландов. Когда последнее, в силу каких-то соображений, решило, наконец, прекратить "безобразие", проект был закрыт Александром II с первой же дипломатической ноты.

Почему же голландцы терпели так долго? Да потому, что не несли ущерба – монета стоила столько, сколько стоило ее золото. Золота же в копиях было столько же, сколько и в оригинале. А, следовательно, инфляцию такая дополнительная эмиссия не подстегивает – наоборот, повышает за счет дополнительного тиражирования авторитет страны, обозначенной на аверсе и реверсе. Русским же "лобанчики" изначально понадобились для вполне практической цели – оплачивать расходы экспедиционных корпусов за границей, в той же Европе, куда российская армия за указанный период отправлялась не менее дюжины раз. Характерно, что началось все в 1735 – в разгар "Войны за польское наследство", когда русская армия Миниха осаждала Данциг, а корпус П. П. Ласси выдвигался на Рейн. Расплачиваться с местными поставщиками русской валютой оказалось неудобно – незнакомые деньги население принимало с подозрительностью, т.е. с существенным дисконтом к настоящей их стоимости, определяемой содержанием в монетах драгоценных металлов. Потому и решили придать монете знакомый местным купцам вид – что было само по себе не оригинальным, а скорее даже типичным ходом. Примеров этому несть числа – так, датское правительство для торговли в Норвежской Лапландии чеканило в ХVII веке русские копейки (с минимальными отличиями) только потому, что подобные монеты были лапландскому населению хорошо знакомы. Однако, то было мелкое серебро – во-первых, и не продолжалось полтора века – во-вторых. В этом плане проект "известной монеты" действительно был прецедентным - при том, что собственной русской золотой монеты при Анне Иоанновне, похоже, практически и не чеканили.

Хотя, бывало, чеканили прежде. По-видимому, в конце весны 1462 года (по иным данным – все-таки на полтора десятилетия позже), вскоре по вступлении на московский престол двадцатидвухлетнего великого князя Ивана III, имело место событие, каковое на нынешнем телевизионном жаргоне несомненно окрестили бы "знаковым". Причем знаковым оно было, что называется, вдвойне – ибо в центре его в самом деле находился знак. Точнее - денежный знак. И состояло оно, собственно, во введении в обращение новой русской монеты, причем монеты не простой (то бишь, серебряной), а самой что ни на есть золотой.

Наверное, в только что сказанном едва ли не каждое слово нуждается в комментарии. Начнем с "обращения" – обращения этой монеты, нормального, привычного всем, как бы и не было. Отчеканенных экземпляров, судя по всему, было не так много – их, видимо, использовали в качестве наградных знаков, часть из них послали за рубеж в составе подарков, вручаемых русскими послами, уполномоченными сообщить о новом московском властителе. Так, целых три экземпляра достались миланскому герцогу. Возможно, этими же монетами проводили и какие-либо незначительные заграничные платежи – типа выплаты гонораров иностранным специалистам, нанимаемым на Русь. Саму нашу монету, вошедшую в историю под именем "угорский Ивана III", похоже, также чеканил в Москве итальянский мастер. "Угорским", в свою очередь, она называлась потому, своим весом (3.4 г.), размером, пробой и фасоном точь-в-точь соответствовала венгерскому дукату – разновидности стандартной европейской золотой монеты (флорина, цехина, гульдена), появившейся в конце ХII века в Венеции и позже, в ХVI веке, ставшей ценовым ориентиром основной "евровалюты" - серебряного талера (йохимсталера, рейхсталера, патагона, ефимка), весившего около унции (28 г.).

Выбор в качестве образца для собственной монеты иностранного стандарта был, как мы уже сказали, вполне естествен и традиционен. Монета знакомых параметров понятна и внушает доверие. К тому же, страна-эмитент как бы становится в один ряд с теми, кто чеканил подобные деньги прежде. Что вполне способно добавить респекта амбициозному правителю. Именно так поступили "в прошлый раз" – в конце Х века, когда Киевский князь Владимир Святой непродолжительное время чеканил свои золотые монеты, весом в один золотник (4,2 гр.), повторяя стандарт византийского солида (номизмы). С тех пор на Руси золотых денег не чеканили вовсе. Да и после 1462 года серьезный оборот золотых отсутствовал очень долго – вплоть до эпохи Елизаветы Петровны, начавшей чеканить свои дукаты, а затем 10-рублевые империалы и полуимпериалы. Петр Первый, впрочем, чеканил в заметных количествах сперва те же дукаты, называемые на Руси червонцами, а затем двухрублевики весом, кстати сказать, в тот же самый золотник. Однако и эти монеты, несмотря на довольно большое их количество, довольно плохо приживались в обороте – их с трудом принимали за рубежом и, одновременно, активно изымали для ювелирных, мемориальных и иных нужд.

Имелся, впрочем, на Руси и еще один специфический опыт золотой денежной чеканки. Падает он на Смутное время – 1610 год, последние месяцы правления Василия Шуйского. Серебра в казне нет. А деньги нужны позарез – царь задолжал шведскому войску, нанятому для борьбы с поляками. И вот, в ход идет золотой запас – чеканятся золотые копейки, которые теперь стоят десять прежних серебряных. Заодно и начеканили некоторое количество тех же дукатов, т.е. червонцев. Свергнувшая Шуйского Семибоярщина некоторое время продолжала эту деятельность – пока хватило золота.

Стоит добавить, справедливости ради, что золотые монетки формальным образом чеканились в доелизаветинской России еще несколько раз – однако, исключительно с декоративными целями. Так, золотыми копейками осыпали царя во время коронации и венчания (вспомним начальную сцену из фильма "Иван Грозный"). Золотыми награждали военнослужащих, для этих целей чеканили – в зависимости от ранга награждаемого – и золотую деньгу (полкопейки), и золотую монету "португал" в десять (!) угорских.

Но к повседневной экономической жизни государство все это прямого отношения не имело. Вплоть до конца ХIХ века денежная система России (да и большинства других стран) строилась на одном металле – серебре, ставшем во многих языках синонимом слова деньги. Соотношение же между стоимостью золота и стоимостью серебра менялось от времени до времени и от места к месту. В дальнейшем золото главным образом дорожало (или дешевело серебро), и сегодня, например, это же соотношение составляет примерно 50:1. Понятно, что в подобной ситуации трудно построить национальную денежную систему, включающую монеты из обоих драгоценных металлов, взаимные ценности которых были бы хорошо зафиксированы.

Однако мы далеко ушли от "угорского" Ивана Васильевича, так его как следует и не рассмотрев. Хотя выглядит он весьма примечательно. Как и положено, на реверсе (обратной стороне монеты) изображен герб. Точнее, разделенный на четверти геральдический щит – только вот герб это вовсе не Московского Великого князя, а… венгерского короля Матвея Корвина. Что же изображено на аверсе? Стоящий человек с секирой и "державой". Кто это? В Москве, не знавшей еще портретной живописи и не полагавшей, что сходства изображения лица с оригиналом вполне можно добиться, считали что это – князь, чье имя будет обозначено на монете. Для венгров же изображенный человек полностью соответствовал принятой иконографии Св. Владислава (Св. Ласло), венгерского короля, почитаемого католиками. И только собственно надписи на монете выдают ее московское происхождение: "князь великий Иван Васильевич" на аверсе и "князя великого Ивана Ивановича" на реверсе. Последний – сын Ивана III, Иван Молодой, которого отец желал наделить титулом соправителя, дабы закрепить за ним наследование престола. Впрочем, официально Иван Иванович был объявлен таковым лишь в 1471 году, а в 1462 ему и от роду было лишь четыре. Да и воцариться в Москве ему не довелось – в 1490 году он умер при довольно странных обстоятельствах.

Что же до герба Корвинов – то заменить его, в общем, было и нечем. При Иване III русской геральдике еще только предстояло сделать первый значительный шаг – позаимствовать то ли у канувшей в лету Византии, то ли у Габсбургов римского двуглавого орла.

Источник: http://www.polit.ru/analytics/2010/01/29/gold.html

 

Украинцы нашли предка Джонни Деппа

 

Предок актера Джонни Деппа, возможно, жил в Одессе, пишет издание «Блик». В Государственном архиве Одесской области журналистам показали фотографию Николая Александровича Деппа, который жил в городе в XIX веке.

Документ, в котором сотрудники архива обнаружили упоминание военного инженера Николая Деппа, - список учредителей Русского технического общества в Одессе. Журналисты предполагают, что Николай Депп приходится Джонни Деппу прапрадядей.

В качестве подтверждения своей гипотезы приводится тот факт, что у Николая Деппа, как и у Джонни Деппа, есть немецкие корни. Тем не менее, научного подтверждения этого предположения нет - для него необходимо генеалогическое исследование.

Источник: http://afisha.mail.ru/article.html?id=26990

 

История появления водки и интересные факты о ней

 

31 января исполняется 154 лет со "дня рождения" водки. В этот день в 1865 году Дмитрий Менделеев защитил докторскую диссертацию по теме "О соединении спирта с водою".

Водка – крепкий алкогольный напиток, смесь ректификованного (пищевого) этилового спирта с водой. Для приготовления водки смесь спирта с водой (сортировку) пропускают через активированный уголь, затем фильтруют.

Добавляя в водку настои на травах, семенах, кореньях и пряностях, готовят различные настойки.

Другие виды водки получают перегонкой перебродивших сладких жидкостей.

Виды водки

Различают обыкновенную водку (хлебное вино), специальную водку и фруктовую водку.

Обыкновенная водка в России представляет собой 40% раствор очищенного от сивушного масла спирта в воде. Очистка производится горячим способом на ректификационных заводах или холодным - на водочных. Спирт здесь разбавляют водой (до крепости 40-45%) и фильтруют через ряд чанов, наполненных древесным углем (лучше всего березовым), который поглощает сивушное масло (следы остаются). Лучшая водка готовится из ректифицированного спирта.

Специальная водка готовятся растворением в обыкновенной водке или спирте разных эфирных масел и ароматических веществ.

Для получения фруктовой водки спелые ягоды раздавливают, сок отжимают, подслащивают и заставляют бродить (прибавив дрожжей). Перебродившее сусло перегоняют.

История появления водки

Прототип водки изготовил в XI веке персидский врач Ар-Рази, который первым выделил этанол (этиловый спирт) путем перегонки. Коран запрещает мусульманам употребление любых спиртных напитков, поэтому арабы использовали эту жидкость (водку) исключительно в медицинских целях, а также для приготовления духов.

В Европе первая перегонка спиртосодержащей жидкости была сделана итальянским монахом-алхимиком Валентиусом. Алхимики Прованса (Франция) приспособили изобретенный арабами перегонный куб для превращения виноградного сусла в спирт.

В России водка появилась в конце XIV века. В 1386 году генуэзское посольство привезло в Москву первую водку (aqua vitae - "живая вода") и представило ее князю Дмитрию Донскому. В Европе же от "аква виты" родились все современные крепкие напитки: бренди, коньяк, виски, шнапс и русская водка. Получаемая в результате перегонки перебродившего сусла летучая жидкость воспринималась как концентрат, "дух" вина (по-латыни spiritus vini), откуда и происходит современное название этой субстанции во многих языках, в том числе в русском - "спирт".

В 1429 году "аква вита" вновь была привезена в Москву иноземцами, на этот раз - в качестве универсального лекарства. При дворе князя Василия II Васильевича жидкость, по всей видимости, оценили, однако ввиду ее крепости предпочитали разводить водой. Вероятно, что идея разведения спирта, каковым в сущности и являлась "аква вита", послужила толчком к производству русской водки, но уже, естественно, из зерна.

Способ производства водки стал предположительно известен в России во второй половине XV века и, вероятно, был обусловлен появлением хлебных излишков, требовавших быстрой обработки.

Уже в начале XVI столетия "горящее вино" повезли не в Россию, а из нее. Это был первый опыт русского водочного экспорта, которому позднее было суждено завоевать мир.

Само слово "водка" появилось в России в XVII-XVIII столетиях и, скорее всего, является производным от "воды". При этом в прежние времена для обозначения водки использовались также термины вино, корчма (так именовали водку, изготовленную незаконно, в условиях введенной в XVIII веке государственной монополии), корчемное вино, куреное вино, горящее вино, жженое вино, горькое вино и др.

По мере развития и совершенствования производства водки в России достигнуты замечательные результаты с точки зрения очистки и вкусовых характеристик напитка.

В петровскую эпоху было положено начало династиям русских "водочных королей", заводчиков. В 1716 году первый император Всероссийский предложил дворянскому и купеческому сословиям исключительное право заниматься винокурением на своих землях.

В середине XVIII века производством водки в России, наряду с казенными заводами, занимались дворяне-землевладельцы, хозяева разбросанных по стране поместий. Императрица Екатерина II, покровительствовавшая дворянскому сословию, пожаловавшая ему множество разных льгот, сделала винокурение исключительной привилегией дворян. Значительная часть водки производилась в помещичьих усадьбах, причем качество напитка было поднято на необозримую высоту. Производители стремились добиться высокой степени очистки водки, использовали для этого естественные животные белки - молоко и яичный белок. В XVIII веке прекрасной репутацией пользовались русские "домашние" водки, изготовлявшиеся в хозяйствах князей Куракиных, графов Шереметевых, графов Румянцевых и др.

В конце XIX века впервые в русской истории введен государственный стандарт на водку. Этому в немалой степени способствовали изыскания известных ученых-химиков Николая Зелинского и Дмитрия Менделеева - членов комиссии по введению водочной монополии

Заслуга последнего состоит в том, что он разработал состав водки, которая должна была по крепости соответствовать 40°. "Менделеевский" вариант водки в 1894 году запатентован в России как "Московская особенная" (впоследствии - "Особая").

Результаты своих исследований ученый опубликовал в докторской диссертации "Рассуждение о соединении спирта с водою". Выводы Менделеева были по достоинству оценены и с успехом использованы в алкоголометрии и водочном производстве.

В русской истории неоднократно вводилась государственная (царская) монополия на производство и продажу водки. Например, в 1533 году в Москве открыт первый "царев кабак", а вся торговля водки стала прерогативой царской администрации, в 1819 году Александр I вновь ввел государственную монополию, просуществовавшую до 1828 года, с 1894 года в России стала периодически вводиться государственная монополия, неукоснительно соблюдавшаяся в 1906-1913 годы.

Государственная монополия на водку существовала на протяжении всего периода Советской власти (формально - с 1923 года), при этом совершенствовалась технология производства напитка, а его качество находилось на неизменно высоком уровне. В 1992 году указом президента России Борисом Ельциным монополия была отменена, что повлекло за собой целый ряд негативных последствий (финансовых, медицинских, моральных и прочих). Уже в 1993 году был подписан новый указ, возвративший монополию, однако государство оказалось не в состоянии жестко контролировать его выполнение.

Примечательна история запретительных мер в отношении водки. Так, в период русско-японской войны существовал запрет на торговлю водки в некоторых губерниях империи. "Сухой закон" введен в России в самом начале первой мировой войны, продолжая действовать и после установления Советской власти (только в 1923 году разрешили продажу наливок крепостью не более 20°, в 1924 году допустимая крепость увеличена до 30°, в 1928 году ограничения сняты, в 1986 году, при Михаиле Горбачеве, была начата беспрецедентная кампания по борьбе с пьянством, фактически – употреблением алкоголя, не увенчавшаяся успехом и повлекшая за собой массовое уничтожение виноградников, выработку некачественной "подпольной" алкогольной продукции, рост наркомании и т.п.).

Как элемент бытовой культуры водка заняла специфическое место в истории российской жизни, отмеченное такими словесными символами - "знаками", как "ментиков гривенник", "катенька", "керенки", "монополька", "рыковка", "андроповка", "смирновка" (по фамилии одного из крупнейших отечественных производителей водки) и т.п., а также стала неизменной твердой платежной единицей ("бутылка водки"), особенно в сельской местности. Водка нередко воспринимается как национальный символ России, в одном ряду с самоваром, балалайкой, матрешкой, икрой. Оставаясь вплоть до конца XX века одним из самых распространенных русских национальных напитков, водка явилась основой для огромного количества настоек, приготовление которых стало в России особой отраслью домашнего производства.

С 1 января 2010 года в целях борьбы с нелегальным оборотом алкоголя в стране Россия ввела минимальную цену за бутылку водки объемом 0,5 литра в размере 89 рублей. Соответствующий приказ был подписан Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). Если бутылка другого объема, минимальную цену рассчитают пропорционально емкости.

Таким образом, теперь потребитель сможет сделать осознанный выбор между легальным и нелегальным производителем. По словам экспертов, с учетом запланированного на 2010 год акциза на спирт, себестоимости бутылки, НДС и минимальных надбавок в рознице и опте, цена бутылки водки действительно не превышает 89 рублей.

Источник: http://www.rian.ru/spravka_society/20100131/206855879.html


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное