Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки

  Ежедневные обзоры материалов российской и зарубежной прессы

     10 октября 2000г.   


Сегодня в выпуске:



Мировой рынок галлия

В обзоре анализируются тенденции развития рынка в 90-х годах (ежегодный прирост на 5%), производство, потребление, ценовая ситуация на рынке и его перспективы.

   БИКИ 05.10.00
   

 

См. также литературу в каталоге:

Мировой рынок редкоземельных металлов. Издание 4-е, дополненное.

Конъюнктура мирового рынка рыбьего жира

В период с октября 1999 г. по сентябрь 2000 г. мировое производство рыбьего жира выросло в гораздо более значительной степени по сравнению с предыдущим сезоном, чем предполагалось ранее. Согласно последним оценкам, рыбьего жира получено 1475 тыс. т, или приблизительно на 250 тыс. т больше, чем в 1998/99 г. Только в Перу за счет наращивания уловов производство достигло рекордного уровня в 700 тыс. т против 377 тыс. в предыдущем сезоне.

С учетом значительных переходящих запасов на начало текущего сезона общий объем мировых ресурсов рыбьего жира в 1999/2000 г. оценивается в 1,7 млн. т, что на 330 тыс. т больше уровня предыдущего сезона. В результате цены мирового рынка оказались под давлением значительных экспортных ресурсов. Это давление стало наиболее ощутимым с декабря 1999 г. и особенно с марта 2000 г.

В свою очередь привлекательные цены на рыбий жир способствовали росту спроса во многих странах. В результате в период с октября по декабрь 1999 г. мировой экспорт этого товара увеличился до 198 тыс. т с 97 тыс. в тот же период предыдущего года. В январе - марте 2000 г. экспорт составил около 189 тыс. т (148 тыс.), а в апреле - июне - 223 тыс. т (168 тыс.). В июле - сентябре произошло некоторое сокращение запасов за счет сезонного падения производства.

Объем мирового экспорта рыбьего жира за 1999/2000 г. оценивается в 815 тыс. т против 609 тыс. и 464 тыс. в 1998/99 г. и 1997/98 г. соответственно.

В первом полугодии 2000 г. поставки рыбьего жира из Перу выросли более чем вдвое по сравнению с уровнем предыдущего года, составив 237 тыс. т. Основными покупателями перуанской продукции были европейские страны, Чили, Мексика, КНР, Канада и Австралия. В августе и сентябре производство рыбьего жира в Перу уменьшилось.

Высокая экспортная активность предыдущих месяцев привела к сокращению запасов, что способствовало некоторой стабилизации экспортных цен.

Экспорт рыбьего жира из Перу в 1999/2000 г. оценивается в 400 тыс. т. Это более чем в два раза превышает показатель предыдущего сезона и составляет около 50% мирового экспорта. В 1998/99 г. доля. Перу в мировом экспорте рыбьего жира составляла только 31%.

   БИКИ 05.10.00
   

 

Рынок яблок Европы

По последнему прогнозу еженедельника Agra Europe, производство яблок в ЕС в текущем году будет выше среднего уровня. Ожидается, что урожай яблок в странах Восточной Европы будет невысоким, как и в 1999 г. В связи со снижением предложения яблок столовых сортов цены на них будут выше, чем в предыдущем году, но цены на яблоки для переработки в сок не достигнут уровня 1999 г.

В 1999 г. производство яблок в ЕС увеличилось до 8,36 млн. т, что было самым высоким показателем после 1992 г. В 2000 г. урожай составит 7,98 млн. т, что на 5% выше среднегодового уровня за 1995 -1999 гг. Урожай в Великобритании, Испании и Португалии будет значительно ниже среднегодового уровня, а во Франции, Италии, Греции и Австрии производство останется практически на уровне 1999 г. или даже возрастет. В Италии выпуск яблок составит 2,165 млн. т, что несколько ниже, чем в предыдущем году. Во Франции производство возрастет на 3% - до 2,3 млн. т. В связи с ливнями и заболеваниями деревьев увеличится объем продукции, направляемой на переработку. Из-за неблагоприятной погоды урожай яблок в Испании сократится на 18% - до 687 тыс. т, в Португалии - на 23% - до 175 тыс., в Великобритании - на 28% - до 184 тыс., в Нидерландах -на 11%. - до 510 тыс., в Бельгии - на 9% - до 485 тыс.

В последние годы расширяется ^производство наиболее популярных сортов. Выпуск яблок Gala увеличится на 13% - до 635 тыс. т, Braeburn - на 18% - до 205 тыс., Fuji - на 23% - до 69 тыс., Granny - на 109с - ДО 425 тыс. Производство ряда других сортов снизится: Golden - на 49с - до 2,84 млн. т, Red Delicious - на 1% - до 846 тыс. т, Jonagold - на 7% - до 922 тыс., Elstar - на 9% - до 387 тыс., Boskoop - на 13% - до 171 тыс., Сох Orange - на 29% - до 143 тыс.

Из-за заморозков и засухи, отмечавшихся в отдельных странах, в 2000 г. урожай яблок в странах Центральной и Восточной Европы, а также СНГ будет ниже обычного среднегодового уровня. Производство яблок в Польше сократится на 300 тыс. т. Высокий урожай ожидается в Венгрии. Производство яблок также увеличится, хотя и незначительно, в России, на Украине, в Белоруссии и Молдавии. В Словении, Югославии, Чехии и Болгарии объем урожая практически нe изменится.

В 1999 г. в ЕС объем переработки яблок значительно вырос, что объясняется существенным излишком предложения яблок столовых сортов, а также нехваткой яблочного концентрата. В 2000 г. объем поставок яблок на переработку в странах Евросоюза уменьшится. В то же время возрастет объем ресурсов яблок для переработки в странах, не входящих в ЕС, особенно в Швейцарии и Венгрии. В 1999 г. цены на яблоки для производства сока повысились на, треть, однако с учетом изменившейся ситуации сохранение высокого уровня цен в текущем году маловероятно.

   БИКИ 07.10.00
   

 

"Интеллектуальные дома" - новый сектор мирового строительного рынка

За последнее десятилетие сильно изменилась структура стоимости домов за рубежом. Если раньше 80% капиталовложений шло непосредственно на дом: стены, перекрытия, окна, то теперь эта доля существенно снизилась. 40-50% стоят инженерные системы, в основном автоматические. Чем больше автоматики, которая управляет домом, тем более навороченным, интеллектуальным становится здание. В 1999г. объем мирового рынка интеллектуальных зданий (ИЗ) достиг 3 млрд.долл. Только в США к 2005г. он составит, по прогнозам, 27 млрд.долл. В РФ, к сожалению, ИЗ пока нет, но кое-что в этом направлении уже делается. В статье, опубликованной в журнале Business Online, подробно рассказывается, что такое ИЗ, показываются их преимущества и перспективы строительства. В определенной степени ИЗ станут символом новой экономики, основы которой в настоящее время активно закладываются на Западе.

   Business Online 9, 2000г.
   

 

См. также литературу в каталоге:

Электронная промышленность. 2000г. CD-ROM

Электронная промышленность. 2000г.

Электронная промышленность. 2000г. CD-ROM

Радиопромышленность и промышленность средств связи. 2000г. CD-ROM.

Стратегические планы "Российского алюминия"

Как сообщает журнал Эксперт, мегахолдинг Российский алюминий легализует свои активы. Получив разрешение МАП, Русал перейдет на единую акцию, выпустит ADR и выйдет с ними на рынок. Холдинг намерен инвестировать в строительство заводов высокого передела в Западной Европе, доведя вертикальную интеграцию до логического завершения - так, как это уже сделал мировой лидер - Alcoa. В интервью журналу первый заместитель генерального директора Русал А.Бульгин рассказывает детали новой стратегии холдинга.

   Эксперт 02.10.00
   

 

См. также литературу в каталоге:

Черная и цветная металлургия. 1998г.

На российском рынке обуви

Будущей весной и летом российские потребители смогут за сущие копейки накупить себе много отечественной летней обуви. Правда, прошлого сезона. По оценкам участников рынка, в среднем по отрасли не распродано около 30% весенне-летней коллекции. Российские производители, судя по всему, переоценили свою способность конкурировать с импортом. А у импортеров, наоборот, все в порядке: по данным Госкомстата, в январе - июле ввоз в Россию кожаной обуви вырос в 2,1 раза и с ее реализацией проблем не возникает.

По словам Валерия Распопина, президента обувной компании Интерконтракт (производящей марку Cezarini) и члена правления Национального обувного союза, нормальный процент нераспроданной продукции в конце сезона - 10-15%. Примерно такие стоки остались у наших производителей в весенне-летний сезон 1999 г. В этом году ситуация вдвое хуже, и, судя по началу осенне-зимнего сезона, света в конце туннеля нет. Стоки опять придется распродавать через год - вслед за зависшей в кризис обувью, которую компании пытаются сбыть уже третий год.

Многие обувщики, признавая, что рынок отворачивается от российской обуви, называют разные причины происходящего или вообще затрудняются их указать.

Рынок в этом году стал более вялый, - говорит Александр Mишутин, коммерческий директор компании КРП Холдинг (производящей обувь Вена Мода Австрия). Компания Мишутина пока продала на 20% меньше обуви из осенне-зимней коллекции, чем планировалось.

Распопин утверждает, что в отрасли наступает кризис перепроизводства, винит во всем Юго-Восточную Азию и требует от правительства протекционистских мер и налоговых послаблений для отечественного производителя. Надо, говорит он, снизить НДС и импортные пошлины на сырье, а возможно, и ограничить импорт. Но некоторые специалисты считают, что достаточно было бы и простого повышения квалификации менеджеров российской обувной промышленности.

По мнению Александра Федянина, главного редактора журнала Обувь сезона, российские компании бросились к прошедшему лету производить обувь в России, но сработали по схеме 1996-1997 гг., которая уже несколько устарела: они выбрали модели, которые, по их мнению, должны хорошо продаваться, и перестарались с объемами. А потребитель между тем уже изменился: ему нужно несколько другое качество и цветная (с опозданием на год по сравнению с мировой тенденцией) обувь. Российские производители поняли это слишком поздно. Они не угадали с объемами. не угадали с моделями. В то время как западные коллекции этого года все импортеры продали, - говорит Федянин.

Не все, однако, плохо на обувном рынке. Свидетельством тому - рост сбыта авангардной обуви отечественного производства. Начинавшие с продаж авангардной обуви Dr. Martens, Grinders и Shellys российские компании теперь налаживают собственное производство российского обувного авангарда. Российские марки продаются на 30% дешевле, чем известные западные брэнды, а продажи Grinders Footwear and Clothing в России в результате сократились вдвое.

В 1993 г. Владимир Цветков открыл первый в России магазин английской авангардной обуви Бульдог. В единственный в городе и стране магазин, где продавались Dr. Martens, Grinders и Shellys, выстраивалась в очередь модная столичная молодежь. Однако два года назад у Бульдога появились сильные конкуренты в сфере торговли обувным авангардом, заставившие его закрыть свои магазины и вообще уйти с некогда совершенно пустого рынка в несколько более свободную сферу производства.

Цветков теперь будет продавать обувь под собственной маркой - Бульдог. Производство Бульдогов он заказал польской фабрике Voyaz недалеко от Кракова, которая уже производит обувь для другой российской марки -Камелот. Собственно, торговые сети Камелота (который помимо производства занимается также оптовой и розничной торговлей и имеет три магазина в Москве) и еще одной компании - Доктор и Алекс (владельца сети магазинов Обувь XXI века, насчитывающей сейчас шесть магазинов) - и заставили Бульдога, успевшего уже потратить около $500000 на раскрутку своего брэнда и продававшего ежегодно обуви на $4-5 млн, заняться производством: конкуренция в этом секторе розницы оказалась слишком острой. А английскими ботинками Dr. Martens, Grinders и Shellys стала торговать Доктор и Алекс.

В отличие от более классической обуви, где жесткая конкурентная борьба между российскими марками и розничными сетями (Salita, Carlo Pazolini, Вена. Мода. Австрия, Эконика и др.) развернулась еще в 1996-1997 гг., рынок молодежной обуви проснулся всего лишь два-три года назад. Но за короткий срок он достиг почти того же накала конкуренции, что и рынок взрослой обуви: здесь также появились марки российского происхождения и розничные сети. С кризисом это связано лишь отчасти, утверждают некоторые участники рынка: то, что торговые фирмы созрели для производства как раз к 1998 г., - простое совпадение. По крайней мере, по словам Цветкова, он вел переговоры о начале производства на той же польской фабрике еще три года назад, однако из-за кризиса планы не были реализованы. Зато эту идею осуществил Камелот, разместивший заказы в Кракове вскоре после кризиса.

Бульдог собирается производить не меньше обуви, чем Камелот на своих европейских производствах. Камелот уже отвоевал часть российского рынка у английских марок авангардной обуви: Dr. Martens (владелец которой R. Criggs Group Ltd производит 10 млн пар обуви в год примерно на $400 млн и ежегодно увеличивает продажи на 45%), Shellys и Grinders, на дизайн которых ориентируются российские производители. По признанию Грэхема Винта, управляющего директора Grinders Footwear and Clothing, с тех пор как российские компании начали масштабное производство обуви собственных марок, его компания потеряла около 50% продаж на российском рынке. Что понятно: российские ботинки примерно на 30% дешевле. Тем не менее Камелот пошел еще дальше: с этого сезона компания начала размещать заказы в Юго-Восточной Азии, чтобы еще больше удешевить свою обувь, сказал Сергей Захаренков, руководитель отдела продаж Камелота: Бульдог идет по пятам -Цветков сейчас ведет переговоры о производстве в том же регионе.

Бульдог будет продавать свою обувь в сетях мультибрэндовых магазинов Роверс и Урбан. Фирма уже начала рекламную кампанию в таких изданиях, как Yes!, Молоток, и планирует ролики на MTV. Впрочем, среди производителей Бульдогу придется конкурировать не только с Камелотом, но и с другими российскими марками молодежной обуви. В магазинах Роверс, например, уже продается питерская обувь Extra (марка принадлежит одноименной компании). По мнению Цветкова, этот рынок еще потенциально не перегружен и в ближайшем будущем российские марки будут расти как грибы. Если вещь сделана в России, это вызывает даже больше интереса. Мы это поняли, когда торговали в нашем магазине на Новом Арбате: многие тинейджеры даже гордятся тем, что они покупают российские вещи. Раньше все было по-другому: только все английское и американское шло на ура, - говорит Цветков.

   Ведомости 06.10.00
   

 

См. также литературу в каталоге:

Контракт на поставку обуви.

Иностранные фирмы-поставщики обуви и кожгалантереи.

Российский рынок кофе

В поселке Горелово Ленинградской области состоялась процедура приемки новой фабрики по расфасовке кофе, построенной одним из крупнейших мировых производителей - концерном Kraft Jacobs. После выхода на полную мощность новое предприятие сможет выпускать около б тыс. тонн кофе в год и станет крупнейшим в отрасли.

Международный концерн Kraft Jacobs уже имеет опыт производства собственных товаров в Санкт-Петербурге, правда, первый такой бизнес-проект. к успеху не привел. В 1995 году концерн приобрел 100% акций кондитерской фабрики имени Самойловой, переименовав ее в «Крафт Якобе Сушар Петроконф». Однако в конце 1998 года иностранцы решили избавиться от этого предприятия (официально объяснив это тем, что кондитерское производство для них непрофильное) и продали его «Красному Октябрю».

Строительство новой фабрики Kraft Jacobs в Ленобласти заняло больше года и стоило концерну около $10 млн. На полную мощность предприятие выйдет в 2001 году. На первых порах фабрика будет выпускать две марки растворимого кофе - Jacobs и Maxwell House. Специалисты компании изучают возможность расширения ассортимента за счет молотого кофе. Для этого потребуются вложить в производство еще около $30-40 млн.

Создание местного производства одним из ведущих поставщиков растворимого кофе в Россию (Nestle, Cacique и Kraft Jacobs вместе контролируют приблизительно 2/3 рынка) вполне логично. Продажи кофе заметно упали в послекризисный период роста цен на импортные товары. Если до событий 17 августа рынок растворимого кофе оценивался в 39-45 тыс. тонн, то сейчас - в 28-33 тыс. В этой ситуации перенос производства в Россию позволит снизить цены на 10-15% и тем самым увеличить продажи.

Что касается местных производителей, которым Kraft Jacobs составит конкуренцию, то еще с советских времен распасовкой кофе занимается Моспищекомбинат. В прошлом году в подмосковном Тучкове компания «Московская кофейня на паях» открыла фабрику по фасовке кофе мощностью 3 тыс. тонн в год. Этим летом появилась аналогичное производство в Нижнем Новгороде (2 тыс. тонн кофе в год). Наконец, неделю назад компания «Ангстрем Трейдинг» открыла небольшую фабрику (480 тонн в год) по фасовке кофе в Санкт-Петербурге.

Не исключено, что в скором времени к этим компаниям прибавится и лидер продаж на кофейном рынке (45%) — швейцарская Nestle. По словам менеджера российского офиса Nestle Кристины Мининой, в компании обсуждаются возможности создания кофейной фабрики. Так что вполне вероятно, что через год-другой весь растворимый кофе, продающийся в России, будет расфасовываться на местных мощностях.

Интерес к производству кофе в России проявляют и чисто торговые компании. Так, на волне повышения интереса к кофе и возвращения его продаж на уровень, близкий к докризисному, несколько российских торговых компаний объявили о намерениях заняться собственным производством (обжаркой и фасовкой) натурального кофе. В сентябре к числу кофейных производителей присоединилась крупная петербургская группа Ангстрем Трейдинг, специализировавшаяся ранее на переработке и упаковке круп и бобовых. Всплеск интереса к кофейному бизнесу легко объясним: по некоторым оценкам, его рентабельность сейчас составляет 100%.

В сентябре Ангстрем Трейдинг вывела на рынок сразу три сорта кофе под своей маркой. Мы остаемся по преимуществу крупяной компанией, и кофе в денежном выражении будет составлять не более 10% от нашего оборота, - говорит Виктор Козырев, вице-президент группы Ангстрем Трейдинг. При этом кофе станет самым дорогим продуктом из того, что производит Ангстрем. Компания не стала замахиваться на большие объемы и пока будет выпускать порядка 40 т кофе в месяц (около 300 000 упаковок). Два сорта кофе - в зернах и молотый - Ангстрем выпускает на собственных мощностях в Петербурге (для этой цели было приобретено обжарочное импортное оборудование середины 90-х гг.). A Espresso Gold в вакуумной упаковке производится в Венгрии на оборудовании компании Multi Food по рецепту, разработанному Ангстрем Трейдинг.

Петербургская группа Ангстрем Трейдинг - крупнейший в Северо-Западном регионе поставщик крупяных изделий. В настоящее время она производит, по данным компании, 3-4 млн розничных упаковок в месяц. Весной 2000 г. компания, которая поставляла на российский рынок примерно 2500 т фасованного риса, отказалась от этого бизнеса, посчитав его невыгодным.

То, что Ангстрем стала заниматься кофейным бизнесом, попадает в общую тенденцию, когда стратегически наиболее успешные компании начинают выходить на рынки с более высокой добавленной стоимостью и, соответственно, более высокими затратами, - говорит Александр Создателев, директор по исследованиям компании Gallup-СПб. - В этой нише конкуренция со стороны западных производителей невысока, потому что они вынуждены держать более высокую цену на свою продукцию, а с другой стороны, здесь меньше российских компании, так как далеко не все могут позволить себе высокие производственные затраты

По оценке представителя известной кофейной компании, прибыль, которую приносит обжарочно-упаковочное производство кофе (за вычетом транспортировки и рабочей силы), составляет 100%.

Выход на новый рынок в Ангстрем Трейдинге объясняют логичным расширением фасуемых продуктов бакалейной группы. Большинство других компаний перешли к местному производству кофе от импорта этой продукции.

Именно таким путем пошли петербургская Орими Трейд и московская Май, которые уже оповестили рынок о своих планах по производству натурального кофе. И если намерения Мая еще не обрели конкретных очертаний, то Орими Трейд, как сообщила директор по маркетингу этой компании Елена Холупко, планирует запустить цех по производству натурального кофе (молотого и в зернах) в первой половине 2001 г. Производство будет вестись в Ленинградской области на принадлежащей Орими Трейд фабрике Невские пороги, проектная мощность предприятия - до 3000 т в год. По словам Холупко, цех будет оснащен оборудованием последнего поколения и позволит проводить полный цикл переработки кофейного зерна - от сортировки зеленых кофейных зерен до расфасовки (в том числе в вакуумную упаковку).

Всплеск интереса российских производителей к натуральному кофе объясняется не тем, что у потребителей вырос интерес именно к натуральному кофе (хотя отчасти это так), а тем, что гораздо проще вложить средства в производство натурального кофе, чем в производство растворимого (одна обжарочная машина производительностью 60 кг/ч стоит порядка $27000). Но можно ожидать, что производители натурального кофе будут формировать спрос именно на этот продукт, - говорит Мария Малышкина, начальник отдела по работе с клиентами компании Кофе информ.

По данным департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и детского питания Минсельхоза РФ, импорт кофе в Россию в 2000 г. увеличится до 21 000-24 000 т против 9000 т в 1999 г. По оценкам специалистов Минселъхоза, в 1999 г. в России было произведено 1829 т натурального кофе, что на 554 т превышает показатели 1998 г. По прогнозам International Coffee Organization (ICO), в 2000 г. ожидается рост российского рынка I натурального кофе на 4-5%.

   Ведомости 04.10.00
   Коммерсант 07.10.00

 

См. также литературу в каталоге:

Контракты на поставку кофе. комментарий основных контрактов, используемых в мировой торговле зеленым кофе. Перевод с англ.

Россия: какое сливочное масло лучше?

Недавно газеты Коммерсантъ и Ведомости (20.09.00) рассказали читателям, что концерн Unilever изгнал из российского эфира рекламу так называемого мягкого масла.

Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) рассмотрело заявление англо-голландского концерна Unilever о том, что санкт-петербургская компания «Петроимпорт» нарушает закон «О рекламе». По мнению Unilever, «Петроимпорт» вводит потребителей в заблуждение своей телевизионной рекламой «Масла мягкого „Деревенского», так как на самом деле это не масло, а бутербродный маргарин. В МАПе с аргументами Unilever согласились и предписали «Петроимпорту» снять ролик с эфира.

Употребление же слова «масло», как следует из решения МАПа, является ненадлежащей рекламой, поскольку вводит потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств этого продукта, имитируя при этом другой товар. Так что МАП, как орган, контролирующий соблюдение закона «О рекламе», правомерно запретил производителю использовать в рекламе слова «масло». МАП мог также обязать его за свой счет разместить контррекламу, о том, что «Масло мягкое .Деревенское» - не масло, а маргарин, но, видимо, сжалился над производителем.

В этой связи весьма актуален тест, проведенный журналом Спрос. По результатам теста только 3 из 10 образцов по всем проверенным показателям соответствовали стандарту - Вологда, Анкор и Президент.

   Спрос 9, 2000г.
   Коммерсант 20.09.00

 

О развитии тепличных хозяйств в России

Инвестиционный фонд США - Россия, аккумулировавший около $450 млн инвестиционных средств, постоянно ищет им применение в России. У фонда есть программы развития ипотечного кредитования, выдачи кредитов на покупку автомобилей. Новый проект инвестора довольно неожиданный - повышение урожайности тепличных хозяйств.

Технология светокультуры представляет собой непрерывный процесс выращивания растений. Благодаря особым лампам, установленным в теплицах, процесс фотосинтеза не прекращается круглые сутки. Площадь теплицы, укомплектованная светокультурой, позволяет земле плодоносить круглый год (т. е. давать три оборота), что в 2,5 раза увеличивает урожайность с квадратного метра в год.

Оборудование для этой технологии General Electric будет продвигать на российский рынок в партнерстве с фирмой Реконструкции тепличных хозяйств и инвестиционным фондом США -Россия. Благодаря применению этого оборудования урожайность овощей повышается с 27 кг с кв. м в год до 70 кг.

По словам Сергея Легашова, главы представительства General Electric Lighting по СНГ, оборудование и лампы будут поставляться с заводов GE в Европе. Светильники изготовит Орловский ЭМЗ (с ним) фирмы Реконструкции тепличных хозяйств уже подписано трехлетнее соглашение об эксклюзивных поставках). Стоимость оборудования одного гектара теплиц светокультуры составляет $120 000, и эти деньги инвестиционный фонд США - Россия будет предоставлять через уполномоченные банки под 15-20% годовых в валюте. Потребности российских тепличных хозяйств в кредитах оценены в $85 млн ($35 млн в собственно техническое переоснащение и $50 млн в светокультуру).

Инвестиционный фонд США -Россия - частная кампания, созданная в 1995 г. Финансирование фонда осуществляет Конгресс США, с одобрения которого американское казначейство выдало ему кредит в $450млн. Фонд является одним из крупнейших прямых иностранных инвесторов в РФ.

General Electric - одна из крупнейших в мире компаний, ее прибыль в 1999 г. составила $10,7 млрд. Компания Реконструкции тепличных хозяйств была основана в 1998 г. российскими частными лицами. Она является разработчиком Международной сельскохозяйственной программы реконструкции и строительства промышленных теплиц в России.

Помимо этого фирма Реконструкции тепличных хозяйств совместно с General Electric создает сервисный центр на базе Тимирязевской сельхозакадемии для обслуживания устанавливаемого оборудования. На сегодня, по словам Юрия Сургутанова, генерального директора Реконструкций тепличных хозяйств, в центр уже инвестировано порядка $100 000.

Сергей Легашов уверен, что российские агрокомбинаты непременно в ближайшее время займутся светокультурой. У General Electric и фирмы Реконструкции тепличных хозяйств уже разработан трехлетний план по оснащению российских агрофирм новой технологией. В этом году обе компании планируют оснастить светокультурой полного цикла 1 га теплиц, в следующем - 10 га, в 2002-м - 20 га, 2003-м - 30 га. Светокультурой для рассадочных комплексов теплиц (это установка ламп на несколько месяцев, пока рассада не подрастет) на сумму $300 000 планируется оборудовать сразу три агрокомбината. Легашов объясняет относительно низкие цены ($120 000 за 1 га) использованием российских светильников (они вполовину дешевле импортных), а также тем, что пока фирма предлагает на нашем рынке самые простые, начальные световые решения. Оснащение 1 га теплиц светокультурой по полной программе может стоить до $2 млн.

Однако даже простейшие технологии могут оказаться слишком дорогими для россиян. У нас в Башкирии нельзя продать такие дорогие огурцы, какими они станут от этой светокультуры, - говорит Татьяна Майстренко, начальник отдела внедрения совхоза Алексеевский. - В Москве это сделать гораздо проще, но не возить же нам наши овощи в столицу. А продвинутые подмосковные совхозы сами вкладывают деньги в новые технологии светокультуры. Например, Белая дачасотрудничает в аналогичном проекте с норвежской фирмой Gavita.

   Ведомости 09.10.00
   

 

См. также литературу в каталоге:

Мировой опыт убоя и переработки сельскохозяйственной птицы: технологии и оборудование, экономические аспекты, цены.

Мировой рынок техники для орошаемого земледелия и возможности его экспорта из России.

Автомобильное и сельскохозяйственное машиностроение. 1997г.

Москва: торговые сети объединяются

6 октября четыре московские торговые сети объявили о планах объединения бизнеса. Для начала планируется строительство общих гипермаркетов и формирование единой покупательской аудитории. Если им не удастся сделать это за ближайший год, рынок полностью захватят иностранные компании.

Заявление крупных мировых торговых сетей о планах проникновения в Россию вызвало у московских торговцев панику. По мнению столичных операторов торговли, там, где появляются столь сильные игроки, у локальных сетей не остается шансов выжить. Сильно усложнило им жизнь и то, что речь сегодня идет уже о конкретных сроках и лицах. В минувшую пятницу подтвердили свою готовность открыть бизнес в России представители германской сети Metro AG.

Metro начинает развивать здесь пока только одно свое направление - мелкооптовое. За пять лет, начиная со следующего года, компания откроет в Москве девять классических магазинов cash & carry, в первые шесть из которых будет вложено $112 млн.

Metro AG была образована в 1996 г. в результате слияния трех компаний - Metro Cash & Саrrу, Kaufhof Holding AG и Asko Deutsche Kaufhaus AG. Сегодня группа насчитывает 2000 магазинов в 21 стране и является третьей в мире по величине торговой компанией после американской Wal-Mart Stores, Inc. и французской Carrefour (сеть Carrefour-Promodes). Metro входит, согласно рейтингу FT, в число 500 крупнейших компаний мира. Ее рыночная капитализация в 1999 г. составила $15,352 млрд, оборот -$48,351 млрд, что вдвое больше показателей 1998 г, чистая прибыль - $302,5 млн, что на 5,6% больше, чем в предыдущем году.

Metro AG станет третьим на нашем рынке крупным иностранным инвестором в области организации магазинов. Первой была турецкая компания Рамэнка, которая начала работать в России в 1997 г. и вложила на сегодня в развитие розничной сети Рамстор порядка $140 млн. Второй - шведская компания IKEA, которая весной этого года открыла свой первый российский мебельный центр стоимостью МО млн и в будущем году намерена запустить еще один-два аналогичных объекта. ..

Вальтер Деметц, директор в странах Восточной Европы и СНГ подразделения Metro AG -Metro Cash & Carry, сообщил, что в первую очередь компания намерена занять мелкооптовую нишу, запустив сеть классических cash & carry.

Cash & carry - магазины, осуществляющие только мелкооптовую торговлю и ориентированные на представителей мелкого и среднего бизнеса (владельцев мелкорозничных почек и небольших магазинов, кафе и ресторанов, объектов сферы услуг). Именно целевой потребительский контингент, а не объем приобретаемой покупателем партии товара определяет направление cash & carry как мелкооптовое.

В Европе магазины такого формата работают по своего рода клубному принципу. Все покупатели должны быть зарегистрированы в специальной базе этих магазинов. Притом, например, ресторатор имеет доступ только к продуктам питания и, скажем, товарам для оформления помещений, а владелец книжного магазина - к книгам.

В шесть таких магазинов в Москве, первый из которых площадью 10 000 кв. м откроется в 2001 г., Metro вложит $112 млн, а далее российская сеть будет развиваться уже за счет прибыли.

С розничными проектами в России Metro AG, как заявил Холдер Грап, член совета директоров компании, председатель Союза торговых организаций Германии, определится только к концу 2000 г. Пока не выбран формат розничных магазинов и не ясен объем необходимых инвестиций, - сообщил Грап.

Начало работы Metro на российском рынке с cash & carry выглядит логично. Metro является мировым лидером в этой области, и cash & carry является базой для развития остальных направлений компании.

Деметц не сомневается в успехе своего российского проекта, поскольку ниша классических cash & carry, по его мнению, в Москве фактически свободна. -

При помощи маркетингового исследования, сообщил Деметц, Metro выяснила, что емкость московского рынка cash & carry составляет $533 млн и для его заполнения вполне хватит магазинов компании. И если оборот одного cash & carry - как рассчитывает Metro - составит в среднем $60 млн в год (при проходимости 50 000-100 000 покупателей в месяц), то своими девятью магазинами компания намерена закрыть этот сегмент полностью.

В таких магазинах, говорит Деметц, розничная торговля исключается в отличие от наиболее цивилизованных российских cash & carry - питерских центров Мегамарт, принадлежащих холдингу Юнилэнд, где розница составляет порядка 15%.

Специализированная торговля, на которую рассчитан клубный принцип cash & carry, в России не развита. Деметц, правда, склонен несколько смягчить ограничения в новой торговой системе и разрешить зарегистрированным в своих магазинах покупателям приобретать любые товары.

В таком случае cash & carry вступит в прямую конкуренцию с мелкооптовыми рынками, обойти которые в части ценовой политики будет непросто. Продукция в магазинах Metro все равно будет дороже, чем на рынках: Metro необходимо потратить много денег на оборудование, автоматизацию магазинов, логистику обучение персонала, систему привлечения покупателей, - считает Олег Войцеховский, представитель в России программ Европейского торгового института (EHI).

Вадим Зуйков, гендиректор российской национальной торговой ассоциации, сомневается, что Metro удастся создать эффективную систему поставок В России плохо обстоит дело с крупнооптовыми объектами (складами, распределительными центрами, рынками), на которых cash & carry базируется во всем мире.

Своего РЦ в России у Metro пока нет, и компания на первых порах будет налаживать прямые связи с производителями.







Приход на российский рынок компании, имеющей уже более 2000 магазинов в 21 стране мира и годовой оборот свыше 85 млрд немецких марок, и заставил московских торговцев заговорить об объединении усилий по защите своего бизнеса.

Забавно, что совместное заявление о консолидации четырех московских торговых сетей -«М.Видео» (электроника), «Старик Хоттабыч» (строительные материалы), «Седьмой континент» (продукты питания) и «Спорт-Мастер» - было сделано на открытии совместной акции «Дни немецкого качества». Именно на продвижении немецких товаров торговцы намерены отработать механизм совместной работы, чтобы сообща встретить немецкую же сеть. Впрочем, ничего более серьезного, чем собраться всем под одной крышей, наши сети пока предложить не могут. Как заявил управляющий розничной торговлей «М.Видео» Алексей Максимов, рассматривается два варианта: строительство одного общего комплекса - гипермаркета и размещение самостоятельных магазинов сетей на одной площадке, как это сделали в Польше. При этом генератором объединения должна выступить, по словам Максимова, сеть «Седьмой континент».

А гендиректор ОАО «Столичные гастрономы» (владелец «Седьмого континента») Владимир Карнаухов более склонен к строительству гипермаркетов. В следующем году будет предпринята попытка строительства одного или двух подобных торговых центров площадью около 20 тыс. кв.м.

По его мнению, только так можно будет противостоять германскому монстру, который может скупить за один день двадцать магазинов и 5-6 лет торговать себе в убыток, пока не разорит локальных конкурентов. Единственное, что добавляет ему оптимизма, - это планы Metro АО строить магазины Cash & Carry, a не гипермаркеты.

На самом деле каждая сеть по-своему оценивает перспективы и планы конкурентной борьбы, и о реальном слиянии капиталов говорится только в сослагательном наклонении. В «М.Видео» говорят, что пока нет информации, что «Сатурн» и «МедиаМарт» -основные конкуренты на мировом рынке - проявляли бы интерес к России. Директор по розничным продажам сети «Спорт-Мастер» Леонид Страхов также не верит в возможность появления у нас мировой сети «Интерспорт». По его словам, норвежская «Тресвик», выкупившая лицензию на интервенцию в страны Восточной Европы, уже обожглась в Польше, где открытые магазины несут большие убытки. Гендиректор компании НЭКС («Старик Хоттабыч») Александр Подольский, в свою очередь, считает, что до прихода западных сетей необходимо аккумулировать адекватное количество денег и строить как можно больше магазинов. Только так российские торговые сети смогут выжить или в крайнем случае выгодно продать свой бизнес.

   Известия 09.10.00
   Ведомости 09.10.00

 

См. также литературу в каталоге:

Посредники в международной торговле. Возможности взаимодействия для российских поставщиков.

Посредники в международной торговле. Возможности взаимодействия для российских поставщиков.

к началу

Поиск по архиву обзоров
товарных рынков

 
Чувствительность к регистру букв
AND OR

Крупные обзоры товарных рынков, опубликованные в прессе за последниие 2 недели




Новые товары на российском рынке



Книга – источник знаний и денег (какую литературу читать менеджерам, заинтересованным в карьерном росте) Журналом "Деньги" опубликован список из 46 книг, лучших из имеющихся сегодня на книжном рынке по менеджменту, маркетингу, корпоративным финансам и другим прикладным экономическим дисциплинам



Рекомендуемые рассылки Налоговые новости Еженедельный дайджест наиболее важных событий и новостей произошедших в области налогообложения за неделю. Законодательные инициативы, новости из МНС, Минфина, ГосДумы, Совета Федерации, ход налоговой реформы, действия налоговой инспеции, конфликты государства и налогоплательщиков, мнения и прогнозы, новые налоги, акцизы и таможенные пошлины - об этом и многом другом мы сообщаем в нашей рассылке. Выходит в понедельник утром. Информация предоставляется ведущими центральными и региональными информационными агенствами.

Рассылки Subscribe.Ru





Обзоры товарных рынков и маркетинговые исследования на:
http://www.marketsurveys.ru/products14r.html
http://www.marketsurveys.ru/products26r.html



Ведущий рассылки - Карпов Юрий Николаевич
   Президент Консультационно-исследовательской фирмы "ЭКОТРАНС"
   etcs@marketsurveys.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное