Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Системный администратор - секреты мастерства


Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня мы поговорим с вами о такой, казалось бы, далекой от работы системного администратора вещи как ИМИДЖ. Конечно, мы не блондинки, читающие Cosmo в разгар рабочего дня, поэтому мы не будем особо углубляться модные тенденции сезона и обсуждать, чем Армани отличается от Бриони и наоборот. Я просто расскажу вам, почему имидж важен, и как правильный имидж позволит вам занять достойное место в вашей компании и настроить окружающих на правильное отношение к вашей драгоценной персоне. Также я разберу несколько примеров из собственной жизни, которые, надеюсь, помогут убедить вас в том, что правильный имидж для системного администратора ничуть не менее важен, чем умение настраивать информационные системы и рулить правами доступа к файловым ресурсам. Как это ни странно, но мы работаем в первую очередь с людьми, а не с техникой, поэтому то, как нас воспринимают окружающие - важно. Вы не поверите, но от этого зависит половина вашего успеха, как сисадмина. Открою секрет, от этого зависит половина успеха в почти любой профессии (кроме, пожалуй, профессии снайпера).

Меня всегда раздражал офисный дресс-код, потому что я не люблю костюмы, галстуки, брюки со «стрелочками» и предпочитаю всему этому гламурному безобразию старые добрые джинсы и свитер. Это удобно, практично, не дорого, и позволяет отличаться от толпы безмозглых менеджеров, не отличающих Word’а от Excel’я. И тем не менее, есть некоторые условности в одежде, которые все же стоит соблюдать, и вот почему. Как известно, людей встречают по одежке. Если вы выглядите, как грузчик, к вам будет соответствующее отношение. И если в маленькой фирме, где все всех хорошо знают, ваш интеллект и личное обаяние не останется незаметным, и на ваши одежные странности закроют глаза, то в большой компании ваши достоинства не будут замечены в течение ну очень долгого времени - вас просто запомнят, как "стремно одетого парня".
Многие сисадмины с небольшим опытом работы часто жалуются, что к ним относятся как к уборщицам: принеси-подай, стань в сторонке – не мешай, и побыстрее, никакого уважения к человеку умственного труда. К сожалению, во многом такое отношение к себе мы провоцируем сами. Если человек одет, как бомж, то и отношение к нему будет, как к бомжу.
Поэтому заклинаю вас, забудьте про ваши любимые растоптанные «берцы», камуфляжные штаны, купленные в «Военторге» и застиранную футболку с логотипом группы «Рогатые трупоеды»! Это не самый лучший прикид для уважаемого сисадмина, если вы только не рулите компьютерной сетью рекорд-лейбла, где записываются настоящие панки и адские металлисты. Старайтесь для работы одеваться во что-то более нейтральное, что бы не шокировало ваших коллег и руководителей. Самое главное правило – одежда должна быть свежей, а обувь – чистой. Если вы выглядите неформально, но аккуратно, вашим словам и действиям будет больше доверия. Обратите внимание, что чаще всего старую и «убитую» одежду на работе одевают автослесари, водопроводчики, грузчики, водители-дальнобойщики и др. При всей важности их профессий, офисные работники часто относятся к таким людям с легким пренебрежением и даже снобизмом. Если не хотите, чтобы вашу профессию отождествляли с чем-то не особенно важным, а вас воспринимали как неодушевленный придаток к технике – смените гардероб.

Я долгое время не понимал, почему руководитель одной из компании, где я однажды работал, позволяет себе разговаривать со мной в пренебрежительном тоне и пытается приказывать мне, как мальчику на побегушках. Все оказалось просто! Он считал, что в его компании люди должны выглядеть солидно, а я являлся на работу в старых растянутых «водолазках» и джинсах, заправленных в «гриндера». При этом я еще и брился раз в неделю, поэтому вид был соответствующий. Подобный внешний вид дисгармонировал с высоким мнением работодателя о себе и своей конторе, поэтому на мне срывалось все раздражение, которое накапливалось за день. Жалко только, что я осознал это лишь потом, когда положение было исправить очень сложно. Зато у другого работодателя я уже не совершал подобной ошибки. И хотя руководители пытались навязать мне офисный стиль одежды, я довольно легко отстоял за собой право не носить офисной «униформы», мотивировав это тем, что мой внешний вид никого не оскорбляет, а лазать под столами пользователей в костюме не удобно.
Другой пример, не совсем из области ИТ. Мне довелось послужить в российской армии: поносить сапоги, посмотреть на дедовщину и вкусить прелестей солдатской жизни. Я заметил следующие – самым большим и злобным нападкам как со стороны «дедов», так и со стороны офицеров, подвергались молодые бойцы, не умевшие следить за собой. Осознав это еще за первые пару дней «в карантине», я принялся тщательно следить за формой, обувью и другими деталями обмундирования. Усилия дали интересный результат: всевозможные армейские придурки практически перестали пытаться проверить меня «на прочность», и довольно легко прощали мне наглость и «косяки», которые другим салагам не сходила с рук. Конечно, отчасти свою роль сыграло то, что я был примерно на голову выше ростом любого «старика» в подразделении и выглядел довольно внушительно, но и аккуратный внешний вид тоже делал свое дело. Здесь работает чисто животный инстинкт: самец, у которого красивая и чистая шерсть, всегда выглядит более сильным и здоровым, чем его грязный и драный сородич. А внушительность в животной среде в почете.

Однако, вернемся к нашим баранам. Специалисты по созданию имиджа для деловых людей в один голос утверждают, что имидж человека создают небольшие детали: часы, обувь, бумажник, курительная трубка и др. В вашем случае в создании имиджа ИТ-специалиста вам могут помочь всевозможные гаджеты и непонятные для неискушенного человека электронные штуки: КПК, с которого вы можете администрировать сервер компании по WiFi, смартфон, портативный 10” мини-ноутбук, многофункциональный карманный инструмент типа ножа Leatherman или Victorinox и другие вещи, которые можно использовать как в работе так и в повседневной жизни. Люди любят шоу! Подавайте свою ежедневную работу как некое высокотехнологичное шоу, и вы увидите, как к вам изменится отношение. Я говорю абсолютно серьезно!
Однажды я по случаю купил себе жутко дорогой смартфон Nokia 9500 (в кредит, естественно, т.к. 1200$ за телефон - неподъемная сумма). С его помощью я читал книги, отправлял и принимал электронную почту, готовил электронные таблицы и сводки и даже мог управлять Linux-серверами при помощи SSH, подключившись в Интернету через GPRS. Аппарат был большим и я приобрел Bluetooth-гарнитуру для удобства. Клиентов очень впечатляло, когда я делал для них что-либо при помощи ТЕЛЕФОНА(!) :-) Это создало имидж такого высокотехнологичного чудака, которому можно простить появление перед клиентами в джинсах.

Таким образом, подведем итоги:

  • Внешний важен для системного администратора. Встречают по одежке, и часто ваша одежка не дает разглядеть за ней умного человека. Люди мыслят шаблонами – и их не переделать, поэтому если не хотите, чтобы с вами общались, как с водопроводчиком – не одевайтесь, как водопроводчик.
  • Не переусердствуйте при подборе гардероба. Если вы будете выглядеть слишком дорого или с не подкрепленной претензией на дороговизну, к вам будут относиться как к дешевому позеру и не примут всерьез.
  • Одежде должна быть свежей, а обувь – чистой. Хищник с красивой шерстью внушает больше уважения, чем его грязный и помятый сородич.
  • Используйте для создания имиджа специалиста всевозможные гаджеты, которые будут полезны вам в работе. Убьете двух зайцев: у вас будет удобный рабочий инструмент, а людям будет казаться, что вы владеете «марсианскими технологиями».

На сегодня это все. В следующем выпуске мы поговорим о том, на что в своей речи должен обратить сисадмин, чтобы быть услышанным пользователями и начальством. Как правильно доносить свои мысли до людей далеких от техники и как вообще сделать так, чтобы к вам прислушивались.

 

С уважением,
Павле Медников


В избранное