Сегодня мы поговорим с вами о такой, казалось бы, далекой от
работы системного администратора вещи как ИМИДЖ. Конечно, мы не блондинки,
читающие Cosmo в разгар
рабочего дня, поэтому мы не будем особо углубляться модные тенденции сезона и
обсуждать, чем Армани отличается от Бриони и наоборот. Я просто расскажу вам,
почему имидж важен, и как правильный имидж позволит вам занять достойное место
в вашей компании и настроить окружающих на правильное отношение к вашей
драгоценной персоне. Также я разберу несколько примеров из собственной жизни,
которые, надеюсь, помогут убедить вас в том, что правильный имидж для
системного администратора ничуть не менее важен, чем умение настраивать
информационные системы и рулить правами доступа к файловым ресурсам. Как это ни странно, но мы работаем в первую очередь с людьми, а не с техникой, поэтому то, как нас воспринимают окружающие - важно. Вы не поверите, но от этого зависит половина вашего успеха, как сисадмина. Открою секрет, от этого зависит половина успеха в почти любой профессии (кроме, пожалуй, профессии снайпера).
Меня всегда раздражал офисный
дресс-код, потому что я не люблю костюмы, галстуки, брюки со «стрелочками» и
предпочитаю всему этому гламурному безобразию старые добрые джинсы и свитер. Это
удобно, практично, не дорого, и позволяет отличаться от толпы безмозглых
менеджеров, не отличающих Word’а
от Excel’я. И тем не менее, есть некоторые условности в одежде, которые
все же стоит соблюдать, и вот почему. Как известно, людей встречают по одежке.
Если вы выглядите, как грузчик, к вам будет соответствующее отношение. И если в
маленькой фирме, где все всех хорошо знают, ваш интеллект и личное обаяние не
останется незаметным, и на ваши одежные странности закроют глаза, то в большой
компании ваши достоинства не будут замечены в течение ну очень долгого времени - вас просто запомнят, как "стремно одетого парня". Многие сисадмины с небольшим опытом работы часто жалуются, что к ним
относятся как к уборщицам: принеси-подай, стань в сторонке – не мешай, и
побыстрее, никакого уважения к человеку умственного труда. К сожалению, во
многом такое отношение к себе мы провоцируем сами. Если человек одет, как бомж,
то и отношение к нему будет, как к бомжу. Поэтому заклинаю вас, забудьте про ваши любимые растоптанные
«берцы», камуфляжные штаны, купленные в «Военторге» и застиранную футболку с
логотипом группы «Рогатые трупоеды»! Это не самый лучший прикид для уважаемого
сисадмина, если вы только не рулите компьютерной сетью рекорд-лейбла, где записываются
настоящие панки и адские металлисты. Старайтесь для работы одеваться во что-то
более нейтральное, что бы не шокировало ваших коллег и руководителей. Самое
главное правило – одежда должна быть свежей, а обувь – чистой. Если вы
выглядите неформально, но аккуратно, вашим словам и действиям будет больше
доверия. Обратите внимание, что чаще всего старую и «убитую» одежду на работе
одевают автослесари, водопроводчики, грузчики, водители-дальнобойщики и др. При
всей важности их профессий, офисные работники часто относятся к таким людям с
легким пренебрежением и даже снобизмом. Если не хотите, чтобы вашу профессию
отождествляли с чем-то не особенно важным, а вас воспринимали как
неодушевленный придаток к технике – смените гардероб.
Я долгое время не понимал, почему руководитель одной из
компании, где я однажды работал, позволяет себе разговаривать со мной в
пренебрежительном тоне и пытается приказывать мне, как мальчику на побегушках. Все
оказалось просто! Он считал, что в его компании люди должны выглядеть солидно,
а я являлся на работу в старых растянутых «водолазках» и джинсах, заправленных
в «гриндера». При этом я еще и брился раз в неделю, поэтому вид был
соответствующий. Подобный внешний вид дисгармонировал с высоким мнением
работодателя о себе и своей конторе, поэтому на мне срывалось все раздражение,
которое накапливалось за день. Жалко только, что я осознал это лишь потом,
когда положение было исправить очень сложно. Зато у другого работодателя я
уже не совершал подобной ошибки. И хотя руководители пытались навязать мне
офисный стиль одежды, я довольно легко отстоял за собой право не носить офисной
«униформы», мотивировав это тем, что мой внешний вид никого не оскорбляет, а
лазать под столами пользователей в костюме не удобно. Другой пример, не совсем из области ИТ. Мне довелось
послужить в российской армии: поносить сапоги, посмотреть на дедовщину и
вкусить прелестей солдатской жизни. Я заметил следующие – самым большим и
злобным нападкам как со стороны «дедов», так и со стороны офицеров,
подвергались молодые бойцы, не умевшие следить за собой. Осознав это еще за
первые пару дней «в карантине», я принялся тщательно следить за формой, обувью
и другими деталями обмундирования. Усилия дали интересный результат: всевозможные
армейские придурки практически перестали пытаться проверить меня «на прочность»,
и довольно легко прощали мне наглость и «косяки», которые другим салагам не
сходила с рук. Конечно, отчасти свою роль сыграло то, что я был примерно на
голову выше ростом любого «старика» в подразделении и выглядел довольно
внушительно, но и аккуратный внешний вид тоже делал свое дело. Здесь работает
чисто животный инстинкт: самец, у которого красивая и чистая шерсть, всегда
выглядит более сильным и здоровым, чем его грязный и драный сородич. А внушительность
в животной среде в почете.
Однако, вернемся к нашим баранам. Специалисты по созданию
имиджа для деловых людей в один голос утверждают, что имидж человека создают небольшие
детали: часы, обувь, бумажник, курительная трубка и др. В вашем случае в
создании имиджа ИТ-специалиста вам могут помочь всевозможные гаджеты и
непонятные для неискушенного человека электронные штуки: КПК, с которого вы
можете администрировать сервер компании по WiFi, смартфон, портативный 10” мини-ноутбук, многофункциональный карманный
инструмент типа ножа Leathermanили Victorinoxи другие вещи, которые можно использовать как в работе так и
в повседневной жизни. Люди любят шоу! Подавайте свою ежедневную работу как некое
высокотехнологичное шоу, и вы увидите, как к вам изменится отношение. Я говорю
абсолютно серьезно! Однажды я по случаю купил себе жутко дорогой смартфон Nokia9500 (в кредит, естественно, т.к. 1200$ за телефон - неподъемная сумма).
С его помощью я читал книги, отправлял и принимал электронную почту, готовил
электронные таблицы и сводки и даже мог управлять Linux-серверами при помощи SSH, подключившись в
Интернету через GPRS. Аппарат
был большим и я приобрел Bluetooth-гарнитуру
для удобства. Клиентов очень впечатляло, когда я делал для них что-либо при
помощи ТЕЛЕФОНА(!) :-)
Это создало имидж такого высокотехнологичного чудака, которому можно простить
появление перед клиентами в джинсах.
Таким образом, подведем итоги:
Внешний важен для системного администратора. Встречают по
одежке, и часто ваша одежка не дает разглядеть за ней умного человека. Люди
мыслят шаблонами – и их не переделать, поэтому если не хотите, чтобы с вами
общались, как с водопроводчиком – не одевайтесь, как водопроводчик.
Не переусердствуйте при подборе гардероба. Если вы будете
выглядеть слишком дорого или с не подкрепленной претензией на дороговизну, к
вам будут относиться как к дешевому позеру и не примут всерьез.
Одежде должна быть свежей, а обувь – чистой. Хищник с
красивой шерстью внушает больше уважения, чем его грязный и помятый сородич.
Используйте для создания имиджа специалиста всевозможные
гаджеты, которые будут полезны вам в работе. Убьете двух зайцев: у вас будет
удобный рабочий инструмент, а людям будет казаться, что вы владеете «марсианскими
технологиями».
На сегодня это все. В следующем выпуске мы поговорим о том,
на что в своей речи должен обратить сисадмин, чтобы быть услышанным
пользователями и начальством. Как правильно доносить свои мысли до людей далеких
от техники и как вообще сделать так, чтобы к вам прислушивались.