Художественная литература про ИТ: Проще, чем кажется. Глава 2
В кабинете
программистов повисла тишина, нарушаемая лишь шумом работающих компьютеров.
Второй программист, Стас, просидевший всю сцену скандала, делая вид, что его
здесь нет, не спешил отворачиваться от монитора. В последнее время разговоры на
тему "ты меня достал, Сергей" происходили в присутствии Стаса все
чаще, и он знал по опыту, что надо дать напарнику время - отдышаться и прийти в
себя.
Наконец,
тишина стала неуютной - как будто Стас не одобряет Сергея, или жалеет его, не
имея возможности сказать что-нибудь утешающее.
-
Добьешься, и правда выгонит тебя. - подал голос Стас, продолжая смотреть в
разноцветный код на мониторе.
-
Да без разницы, если честно. Ты меня знаешь, я найду работу не хуже, может даже
лучше.
-
Понятно, что найдешь, а там опять будет то же самое. Ты ведь сам рассказывал,
что со всех предыдущих мест ушел из-за конфликтов с начальниками. Не мое дело
советовать, конечно, но ты не думал, что сам виноват?
-
В чем виноват? Вот ты же здесь сидел, все слышал, задачу читал. Ты согласен,
что я прав?
-
В принципе да, согласен, но и особой беды не вижу в том, чтобы сделать этот
несчастный отчет. Они же отстанут от тебя, когда сделаешь, и сможешь заняться
чем-то полезным.
-
Ты не прав. Если идти у них на поводу, то порядка в учете никогда не будет -
один лишь бардак. Все эти их отчеты, формочки, бантики и плюшечки - не реальная
потребность того же бухгалтерского учета, или снабжения, производства - да чего
угодно, а просто имитация бурной деятельности и заплатки на убогой архитектуре,
которую они сами и придумали.
-
Они придумали, а мы сделали...
-
Сделали, и дальше будем делать, пока молча соглашаемся на весь этот бред. И
будем делать заплатки на заплатки, костыли для костылей и, главное - всегда
будем виноваты.
-
В чем виноваты?
-
Да во всем, в их провалах и ошибках. Ты видел хоть одного руководителя, который
что-то проворонил и сказал "черт, это моя вина, я просто валенок"?
-
Вроде нет, не слышал.
-
А что-нибудь наподобие "у нас учета нет, в этом причина, я программистам
задачу ставил, они не сделали"?
-
Я на большие совещания не хожу, но от Галины слышал, и ты переписку показывал.
Но что это доказывает? Может, дело как раз в том, что ты не решаешь
поставленных задач?
-
Блин, Стас, чего ты как маленький. Ты же программист, а не менеджер, ты должен
говорить цифрами и фактами, а не эмоциями и предположениями. Открой систему и
посмотри, сколько задач я не решил. Ни одной нет.
-
Ты мне сейчас голову сломаешь. Зачем ты тогда споришь и доказываешь, почти
каждый раз, что задачу решать не надо, что от нее один вред и никакой пользы?
Все равно ведь потом делаешь.
-
Чтобы хоть кто-то, кроме меня, в этой компании начал думать. Думать они могут
начать только тогда, когда сталкиваются с сопротивлением. Если просто делать
все, что говорят, то для раздумий вообще нет повода. Не знаю, как еще
объяснить... А, знаю. Вот ты в игры компьютерные играешь?
-
Да, иногда, в смартфоне.
-
В стратегии играешь? Где надо не просто бегать и стрелять, но и думать и
планировать, как пройти уровень.
-
Да.
-
Бывает, что не можешь уровень пройти?
-
Конечно. Чем дальше, тем сложнее, и выбор вариантов больше.
-
Что ты делаешь, когда не можешь пройти уровень?
-
Да особо ничего, пробую еще раз.
-
Это после первой неудачи. А когда десять раз не получается, что делаешь?
-
Игру удаляю. - засмеялся Стас.
-
Я не об этом. После неудачных попыток к тебе приходит в голову мысль, что ты
что-то делаешь не так, и надо изменить тактику? Перестроить армии, или что там
у тебя, в другом месте здания построить, или вообще ничего не строить, а взять
5 солдат и бежать воевать, пока противник строит инфраструктуру?
-
Ну конечно, это же очевидно.
-
В игре тебе это очевидно, и всем людям очевидно, а в жизни что?
- Вот это
я и хотел тебе объяснить - влияние сопротивления на тактику поведения. Когда ты
в игре не можешь пройти уровень, это сопротивление - самой игры, противника, не
важно. Сопротивление не дает тебе двигаться вперед, к цели - победе в игре. И
ты меняешь тактику - пробуешь другие варианты, подходы, приемы и т.д. Но
главное: ты начинаешь думать в правильном направлении - что я делаю не так? Где
ошибка? В моем плане прохождения уровня или в его исполнении? Может, надо
просто пальцами по экрану быстрее двигать? Тебе приходится об этом думать, без
вариантов!
-
Ну вариант с удалением всегда остается. - засмеялся Стас.
-
Если проводить аналогию дальше, то вариантов больше. Например, есть обходные
пути - использовать какие-нибудь коды для прохождения, или взломать игру. В
конце концов, можно дойти до полного идиотизма - написать разработчикам письмо,
с требованием изменить игру - сделать ее легко проходимой, лично для тебя! Ведь
ты же заплатил за нее деньги! Какого рожна ты должен испытывать трудности с
тем, за что заплатил деньги?
-
Ты назвал этот вариант идиотским, а он, вроде, на жизнь-то больше всего
похож...
-
Вот именно! В этом и проблема! Для всех людей в нашей компании основной путь -
обходной! Сопротивляется программист, задает дурацкие вопросы - сразу
"Гааааляяя, мою задачу не решают, помоги!"
-
Это и есть письмо разработчикам...
-
Да, оно самое. И кто, по-твоему, будет о чем-то задумываться, если нет
сопротивления, ограничений и трудностей?
-
Ну, судя по твоему рассказу - никто.
-
И не только по рассказу, в жизни так и происходит, сам же видишь.
-
Выходит, ты - единственная надежда компании на светлое будущее. - улыбнулся
Стас.
-
Единственная надежда всего мира! - надув щеки и, наконец, улыбнувшись,
поддержал Сергей. - Проблемы автоматизации везде, ведь, одни и те же. А ты,
приспособленец чертов, не хочешь быть со мной заодно. Вот если бы Галина,
все-таки, меня поняла и поддержала, может и толк был бы...
-
Кстати о Галине - она срок по задаче от тебя ждет. Давай, философ, закругляйся,
а то без штанов останешься.