Художественная литература про ИТ: Быстрее. Глава 1
- Ну, что он сказал-то? – глядя исподлобья,
спросил Игорь. – Увольняют нас?
- Тебя-то давно пора, Игорян. – с улыбкой
ответил Иван. – Сидишь, сопли тут жуешь, спаситель человечества.
Такие шутки,
сказанные с улыбкой, всегда производили на Игоря магическое действие. Все-таки,
начальник был для него вроде второго отца.
- Ну а серьезно? – вмешался Гена. - Давно тебя
таким не видел. Что сказал-то?
- Сказал, что ему наплевать на то, что мы о
себе думаем. Ему нужна служба информационных технологий, как сервис.
Обслуживающее подразделение.
- Это как? – спросил Стас. – Кого
обслуживать-то? Бухгалтерию?
- Да, в первую очередь. Они говорят, мы
делаем.
- Даже, если не согласны с постановкой? – не
унимался Стас.
- Даже, если это вообще не наша работа. – с
ходу ответил Иван. – Что-то мы не приглянулись новому директору.
- А ты ему рассказывал о своих проектах? По
складу, по закупкам. – спросил Гена.
- Конечно рассказал. И предложил еще пару
аналогичных проектов сделать. По производству, например – процессы наладить, с
качеством поработать, планирование сделать.
- И что он? Не хочет, что ли? – спросил
Игорян.
- Нет. Говорит – спасибо, не надо. – глядя в
окно, сказал Иван. – Собирается набрать команду управленцев, своих, поставить
им цель и навести порядок.
- Ну и ладно, чего ты паришься-то. – с
наигранным энтузиазмом сказал Стас. – Какая разница, чем заниматься.
- Тебе, может, и никакой, а я всякой ерундой
заниматься не хочу. – начал выходить из себя Иван. – Какой смысл на бухгалтерию
время тратить? А? Скажи мне, умник.
- Чего ты завелся-то? – немного испуганно
спросил Стас. – Я тебя что ли заставляю бухгалтерией заниматься?
- Ты, блин, только что сказал – какая разница,
чем заниматься. – агрессивно продолжал Иван.
- Эй, девчонки, не ссорьтесь. – вступил Гена.
- Тебя спросить забыли. – Иван повернулся и в
упор посмотрел на Гену. – Сам-то как считаешь, нормально это – быть «службой
информационных технологий, как сервисом»?
- Ну, не знаю… Нормально вроде. – улыбнувшись,
сказал Гена.
- А, ты же новенький, с бухгалтерией не
работал. – улыбнулся в ответ Иван. – Ну так я тебе объясню. В этом никакого
смысла нет. Вообще. Понимаешь? Вообще! Автоматизировать бухгалтерию, помогать
бухгалтерии – это не цель, не проект, это процесс. Процесс, понимаешь?
Бесконечный!
- Прям-таки и бесконечный? – посерьезнел Гена.
– Нельзя что ли все автоматизировать, и чтобы они сами справлялись со своей
работой?
- Игорян, ты тут давно. Ответь человеку. –
перевел взгляд на Игоря Иван.
- Да у меня каша в голове… - завел свою
заезженную пластинку Игорь. – Ты имеешь в виду, что…
- Я имею в виду, что мы с тобой несколько лет
работаем с бухгалтерией. – Иван не дал Игорю договорить. – Бывали периоды,
когда их деятельность настолько была автоматизирована, что вообще не требовала
нашего участия. Мы с тобой вдвое уменьшили время закрытия периода. Мы сделали
так, чтобы с закрытием месяца справлялся простой бухгалтер, без образования
даже. Даша этим занималась, помнишь?
- Да, Дашу помню. Скоро, наверное, из декрета
выйдет. – улыбнулся Игорь.
- Она одна закрывала месяц, в двух учетах – и
в регламентированном, и в управленческом. Была дружба и любовь, между нами и
бухгалтерией.
- А потом что случилось? – с серьезным видом
спросил Гена.
- Смена состава. Не полная, но главбух
поменялся, и замы тоже. И все, опять старая песня – программист нужен для того,
чтобы помогать бухгалтеру, пусть сидит возле меня, пусть делает то, что я
говорю, по первому зову должны прибегать, по выходным работать, особенно, в
период закрытия. Про распоряжение слышали?
- Какое распоряжение? – спросил Стас.
- Такое, что при составлении графика отпусков
программистов надо учитывать периоды закрытия. Июль, октябрь, и с января по
апрель нам в отпуск больше нельзя.
- С января по апрель? – округлил глаза Игорь.
– Это четыре месяца что ли?
- Да, четыре месяца. Сначала закрытие
четвертого квартала, потом – закрытие года, потом закрытие первого квартала, ну
и там отчетность по зарплате в апреле сдается.
- Пипец… - медленно пробормотал Стас.
- Это тебе директор сказал? – просил Гена.
- Да, только что. Главбух ему на ухо подсела,
с рисками своими налоговыми, вот он и повелся.
- Это новая-то? – спросил Игорян.
- Да, новая, которую он сам привел сюда. Тварь
мерзкая, блин. Каждый раз одно и то же, как это достало уже. Самое поганое в жизни
программиста – смена главбухов и финдиров. Ну и директоров.
- Почему? – спросил Гена. – Если все налажено
и автоматизировано.
- Со степенью автоматизации это вообще никак
не связано. – ответил Иван.
- То есть как не связано? – удивился Гена.
- Блин, ты где был? Я только что рассказывал,
как мы автоматизировали бухгалтерию так, что только шум стоял. Вообще не
требовалось участие программистов, и мы спокойно занимались нормальными
проектами.
- И что, новый состав бухгалтерии не может
пользоваться той же системой? Или что, не пойму. – недоумевал Гена. – Или
что-то в процессах изменилось? Или в законодательстве?
- Да ни хрена нигде ничего не изменилось, в
смысле во внешней среде. А вот главбух изменился, т.е. заменился. И все, новая
метла, все дела. Какого, говорит, хера бухгалтер должен сидеть, закрывать
месяц, исправлять ошибки, минусы выводить, черное с красным сводить? Если есть
программисты.
- И директор-то чего, согласен что ли? –
вступил Игорян.
- Согласен.
- Почему?
- Потому что главбух – его человек. Все,
только поэтому. Я ему все объяснил, все рассказал, расчеты привел. Ну там, про
то, что программист компании обходится в два-три раза дороже, чем бухгалтер, и
вообще так нельзя, не для того программисты нужны, чтобы в данных ковыряться.
Да, кстати, вспомнил – пакет проверок тоже сказали, то есть велели, отключить.
- Какой пакет? Тот, что на первичку? – спросил
Стас.
- Да, который обеспечивает качество
документов, чтобы потом быстрее закрывалось, с минимумом ошибок.
- А чем мотивировали? – удивился Игорян.
- Анекдот такой есть, про мотивировали. Так
мотивировали, так мотивировали… - улыбнулся Иван. – Если серьезно, то не хочет
новая бухгалтерия натыкаться на проверки при вводе документов. Хотят, как в их
расе принято, все на потом откладывать. Типа будем закрывать – тогда и
разберемся. Стас, отключи пакет.
- Щас… - Стас повернулся к компьютеру, и начал
запускать систему.
- Хотя, погоди… - Иван задумался. – Нет, пока
не отключай. Не будем уж совсем явно так, как говорится, раскладываться… Если
докопаются, тогда отключим. Игорян, ты же на тех.поддержке?
- Да, на этой неделе я.
- Короче, если будут докапываться, что
документ не проводится из-за пакета проверок – отключай. Только не весь пакет,
а конкретную проверку для конкретного пользователя. Жалко трудов, месяца два
все эти ошибки выковыривали, систематизировали, в пакет добавляли.
- Ну, я помню. – сказал Игорь. – Валерия так
радовалась, когда все ошибки собрали и перекрыли.
- А сначала-то сколько ору от нее было. –
улыбнулся Иван. – Тоже сопротивлялась, топала ножкой, что программисты должны
ошибки устранять, когда месяц закрывается. Но ничего, потом мы с ней раз сто
поговорили, я показал, как это работает – и согласилась. Даже помогала.
- А новая, главбухша в смысле? – спросил Гена.
- Чего новая главбухша?
- Ну, может и с ней поговорить, она тоже
проникнется.
- Проникнется, конечно. Через несколько
месяцев. Со всеми новыми главбухами так – приходят, начинают свои дебильные
порядки наводить, программистов через директора нагибать, карт-бланш себе
требовать, на наведение порядка. А потом, когда пообвыкнутся, и перестанут
трястись за свое место, выносить всем мозг и бурную деятельность имитировать…
Тогда и начинают о деле думать, а не о карьерных своих амбициях. Так и с
Валерией было, и с этой, как ее, до нее-то была… Игорян, как ее звали?
- Елена Витальевна вроде… Или Елена
Викторовна.
- Елена Витальевна. Тоже пришла, давай орать,
угрожать. Как она там говорила… Где-то даже сохранил цитату из переписки… Типа
не связывайся со мной, ты меня не знаешь, тебе это боком выйдет… Как-то так.
- Пипец. – пробормотал Стас.
- Любимое слово твое? – улыбнулся Гена.
- Да нет, знаю я просто такое, видел уже.
- Да, Стас видел. Мы с ним, когда на
птицефабрике работали, в такой же ситуации были. И закончилась она точно так же
– поорали, побурлили, поругались, а потом, через несколько месяцев, нормально
стали работать – и они, и мы.
- Так может надо просто потерпеть? – впервые
подал голос Олег. – Раз точно известно, что это – на несколько месяцев.
- Надоело, Олегон, если честно. – ответил
Иван. – Это процесс бесконечный. И не только главбухов касается. Он, конечно,
циклический, процесс-то, волнообразный, как американские горки. И радости в
нем, и печали есть, и достижения даже – ну, когда получается очередного
заказчика в русло нормальной работы вернуть. Но потом все опять повторяется, с
очередным дебилом, который решает, что отдел информационных технологий должен
работать, как сервис, и пытается за счет нас себе политические баллы
зарабатывать.
- Чего зарабатывать? – спросил Игорь.
- Баллы политические. Блин, Игорян, перед
начальством, короче, выделываться. В одной и той же постановке. Мол, я –
молодец. До меня был начальник – дебил. Автоматизацию сделал дебильную. А я
знаю, как надо. Поэтому я заставлю программистов сделать так, как надо. Ну и
начинается – проекты, никому не нужные, отнимающие кучу времени, и приводящие к
одному результату – новым проектам. Если до этого не успели начальника выгнать,
за косяки какие-то. А проекты служат оправданием, когда косяки случаются –
вроде как вот, автоматизацию мне сделают, и тогда все будет хорошо, и не будет
никто ошибаться, терять информацию, задачи и процессы. А когда проект
завершается, оказывается, что не в автоматизации дело, просто начальник –
дебил.
- Так это везде так. – сказал Олег. – Сколько
лет работаю, почти всегда так.
- Ну, знаю я. – в задумчивости ответил Иван. –
Но это не же оправдание?
- Что – не оправдание?
- Я не хочу жить так, продолжать работать так,
только потому, что везде так. Понимаешь?
- Понимаю. - покивал головой Олег, и
улыбнулся.
- Понимает он. – улыбнулся в ответ Иван. –
Валенок ты сибирский.
- Не сибирский, а уральский. – засмеялся Олег.
- Да какая разница… Короче, вы как хотите, а я
так не хочу. Надо что-то придумать.
- Мы с тобой! – с натянутой улыбкой поднялся
со стула Игорь. – И в огонь, и в воду!
- Сиди давай, людям помогай, тех.поддержка… -
улыбнулся Иван.
- «Кто людям помогаааааает, тот тратит время
зря». - напел Игорь известную песню старухи Шапокляк.
- Вот, кстати. Новому директору не понравились
эти слова, ты же их в статусе скайпа тех.поддержки написал? Убирай давай.
- Блин, такой лозунг хороший был для
тех.поддержки. – скис Игорь.
- Знаю, что хороший, но убирай, от греха…
- Что делать-то будем? – спросил Гена, видя,
что разговор близится к концу.