Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
11 сентября 2009, пятница

Рейтинг влияния деятелей ИКТ-отрасли в августе 2009 года

Авторы: Дмитрий Орлов, Анна Маракушина

Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) опубликовало список наиболее влиятельных деятелей ИКТ-отрасли в августе 2009 года.

Традиционное августовское деловое затишье отразилось и на позициях фигурантов рейтинга, которые не подверглись существенным изменениям. Информационное поле последнего летнего месяца можно охарактеризовать как спокойное. Однако были и события, которые в дальнейшем могут стать причиной значимых конфликтов. Так, новые правила Федеральной службы судебных приставов (ФССП) обязывают российских сотовых операторов предоставить информацию о наличии абонентских договоров с теми, кто не расплатился по кредитам. Ведомство рассчитывает получить доступ к счетам мобильных телефонов должников. Сотовые компании уверены, что действия ФССП неправомерны. Развитие получила история с покупкой "Синтерры". После одобрения со стороны ФАС сделки по выкупу компании "МегаФоном" оператор не спешит осуществлять приобретение. Этот вопрос не входит в повестку дня ближайшего совета директоров "МегаФона". Между тем "Синтеррой" заинтересовался "ВымпелКом". Это уже третий претендент на покупку альтернативного оператора.

Предприниматель/ топ-менеджер

Место в рейтинге

Средний балл

Очень сильное влияние

Щеголев Игорь Олегович, Министерство связи и массовых коммуникаций 1 7,14
Рейман Леонид Дододжонович, Администрация Президента РФ 2 6,99
Евтушенков Владимир Петрович, АФК "Система" 3 6,62
Фридман Михаил Маратович, "Альфа-групп" 4 6,16
Чубайс Анатолий Борисович, "Роснанотехнологии" 5 6,13
Шамолин Михаил Валерьевич, МТС 6 6,04
Артемьев Игорь Юрьевич, ФАС 7 5,93
Мардер Наум Семенович, Министерство связи и массовых коммуникаций 8 5,86
Меламед Леонид Адольфович, АФК "Система" 9 5,8
Солдатенков Сергей Владимирович, "МегаФон" 10 5,69

Сильное влияние

Юрченко Евгений Валерьевич, "Связьинвест" 11 5,61
Торбахов Александр Олегович, "ВымпелКом" 12 5,13
Бугаенко Валерий Николаевич, Россвязь 13 5,12
Усманов Алишер Бурханович, "Телекоминвест" 14 5,06
Северов Дмитрий Станиславович, Министерство связи и массовых коммуникаций 15 5,03
Приданцев Сергей Владимирович, "Комстар-ОТС" 16 4,79
Слизень Виталий Александрович, "Синтерра" 17 4,7
Немшич Борис, "ВымпелКом" 18 4,61
Солдатов Алексей Анатольевич, Министерство связи и массовых коммуникаций 19 4,5
Ситников Сергей Константинович, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 20-21 4,49
Изосимов Александр Вадимович, "ВымпелКом" 20-21 4,49
Желонкин Владимир Борисович, "АФ телеком-холдинг" 22 4,48
Вексельберг Виктор Феликсович, "Ренова" 23 4,47
Бабаев Кирилл Владимирович, Altimo 24 4,46
Гончарук Александр Юрьевич, АФК "Система" 25 4,42

Среднее влияние

Мамут Александр Леонидович, "Евросеть" 26 4,3
Рыбакин Владимир Ильич, "ВолгаТелеком" 27 4,21
Жаров Александр Александрович, Министерство связи и массовых коммуникаций 28-30 4,2
Колпаков Антон Юрьевич, "Ростелеком" 28-30 4,2
Хасьянова Гульнара Шамильевна, "Скай Линк" 28-30 4,2
Домбровский Юрий Анатольевич, Ассоциация-800 31 4,07
Киселев Александр Николаевич, "Почта России" 32 4,05
Ковальчук Юрий Валентинович, "Национальная Медиа Группа" 33 4,03
Заболотный Игорь Викторович, "Центральный Телеграф" 34 4,02
Бертяков Виктор Альбертович, МТТ 35 4,01
Матюхин Владимир Георгиевич, Росинформтехнологии 36 3,94
Лобанов Денис Валерьевич, "Акадо" 37 3,93
Ничипоренко Алексей Николаевич, "Связьинвест" 38 3,88
Блаватник Леонард Валентинович, Access Industries 39-40 3,85
Асланян Сергей Гарегинович, "Ситроникс" 39-40 3,85
Шостедт Пер Улоф, TeliaSonera Russia 41 3,84
Акулич Владимир Александрович, "Северо-Западный Телеком" 42 3,83
Шереметьев Алексей Владимирович, "Сумма Телеком" 43 3,75
Малис Александр Адольфович, "Евросеть" 44-45 3,69
Погребенко Владимир Игоревич, "Телекоминвест" 44-45 3,69
Горбачев Владимир Лукич, подкомитет Государственной Думы по информационным технологиям и связи 46 3,67
Комиссаров Валерий Яковлевич, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи 47-48 3,66
Липатов Сергей Владимирович, "Транстелеком" 47-48 3,66
Дадыкин Иван Витальевич, "Сибирьтелеком" 49 3,65
Милованцев Дмитрий Александрович, Институт современного развития 50 3,5

Представители регулирующих ведомств

По-прежнему возглавляя таблицу исследования, глава Министерства связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев (1 место) в августе заметно утратил потенциал влияния. Схожая тенденция характерна и для других лидеров рейтинга, разрыв между министром и советником Президента РФ Леонидом Рейманом (2 место) продолжает сокращаться.

На дальнейшую динамику, вероятно, повлияет развитие событий в ФГУП "НИИ "Восход". В начале августа на имя Президента РФ Дмитрия Медведева поступило письмо, подписанное Рейманом и другими чиновниками, где предлагалось "определить ФГУП "НИИ "Восход" государственным оператором программно-технических комплексов межведомственного сегмента" системы оформления биопаспортов. Президентом предложение было одобрено. Соответствующим документом были отменены результаты конкурса, проведенного Минкомсвязи, по выбору оператора изготовления паспортов нового образца, в котором "НИИ "Восход" проиграло. Однако Минкомсвязи после решения президента намерено добиться перевода предприятия в свое ведение.

В рамках общей тенденции месяца почти все заместители министра сильное влияние - Дмитрий Северов (15 место), Алексей Солдатов (19 место), Александр Жаров (28-30 место). Незначительное ослабление характерно для замминистра Наума Мардера (8 место).

Решения Федеральной антимонопольной службы в отношении регулирования тарифов на интернет в регионах незамедлительно вызвали рост рейтинга руководителя ведомства Игоря Артемьева (7 место). По распоряжению ФАС "Сибирьтелеком" снизил цены на подключение к интернету для альтернативных операторов в 11 раз. В работе "Северо-западного телекома" на рынке интернет-доступа ФАС выявила нарушения в части требований к альтернативным операторам, работающим в сетях СЗТ.

Практически неизменным осталось влияние руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Сергея Ситникова (20-21 место) и главы Федерального агентства связи (Россвязи) Валерия Бугаенко (13 место).

Акционеры и владельцы, топ-менеджеры холдингов

Развитие событий вокруг сделки по приобретению компанией МТС акций "Комстар-ОТС", принадлежащих "Системе", не вызвало возвращения владельца "Системы" Владимира Евтушенкова (3 место) на традиционное для него второе место в таблице. Сделка уже одобрена в ФАС, а также советами директоров АФК и МТС. Состоявшаяся покупка станет выгодной для "Системы", которая может получить около 1,27 млрд долл. и рассчитаться по долгам - по данным на конец марта корпорации предстояло погасить около 900 млн долл. во втором полугодии 2009 года. Президент АФК "Система" Леонид Меламед (9 место) переместился на несколько строчек вниз.

Несмотря на негативное решение Арбитражного трибунала Международной торговой палаты в Стокгольме, согласно которому доля "Альфа-групп" в турецком сотовом операторе Turkcell - около 9,11% - должна быть передана шведско-финской компании TeliaSonera, рейтинг совладельца "Альфы" Михаила Фридмана (4 место) укрепился на несколько позиций. Противоположную динамику демонстрирует рейтинг вице-президента телекоммуникационного подразделения "Альфа-групп" - Altimo - Кирилла Бабаева (24 место). За линией отсечения оказался президент Altimo Алексей Резникович (60-61 место).

Генеральный директор "Связьинвеста" Евгений Юрченко (11 место), незначительно ослабив позиции, выбыл за пределы топ10. Негативную динамику его рейтинга в августе можно объяснить утвержденной в начале месяца на совете директоров "Связьинвеста" новой системой поощрения топ-менеджмента холдинга. Теперь вознаграждение гендиректора на 80% зависит от определенных финансовых показателей "Связьинвеста" и лишь на 20% - от выполнения госхолдингом социально значимых задач. Юрченко назвал нововведения несерьезным стимулом для его работы.

Топ-менеджеры основных компаний

Укрепляют влияние топ-менеджеры компаний, готовящихся к слиянию, - генеральный директор МТС Михаил Шамолин (6 место) и президент "Комстар-ОТС" Сергей Приданцев (16 место). Объединившись, компании перестанут быть соперниками на рынке широкополосного доступа в интернет, а принятие единого бренда поможет сэкономить на рекламе.

Негативная динамика характерна для гендиректора "МегаФона" Сергея Солдатенкова (10 место). Она, вероятно, объясняется сложившейся неопределенностью в намерениях сотового оператора относительно покупки "Синтерры". В качестве объекта для инвестиций "Синтерру" также рассматривают "Комстар-ОТС" и "ВымпелКом".

Одновременно с проявленным интересом к альтернативному оператору топ-менеджеры "ВымпелКома", причем как нынешние, так и прежние, усилили позиции в августовском рейтинге. Генеральный директор "ВымпелКома" Александр Торбахов (12 место) и главный исполнительный директор оператора Борис Немшич (18 место) демонстрируют сильное влияние. Впервые за довольно продожительное время после своей отставки экс-глава "ВымпелКома" Александр Изосимов (20-21 место) занимает место в разделе "сильное влияние". Еще месяц назад топ-менеджер находился у линии отсечения.


Объем отгрузок ЖК-панелей с LED-подсветкой достигнет 115 млн штук

Во втором квартале 2009 года объем отгрузок ЖК-панелей с LED-подсветкой достиг отметки в 23 млн штук, показав 116-процентный рост в рамках квартала, отмечают аналитики DisplaySearch.

"Несмотря на то, что до сих пор остаются определенные вопросы, связанные с технической и финансовой стороной разработки LED-подсветок, вендоры ЖК-панелей агрессивно продвигают эту технологию из-за более высокой производительности, более эффективного энергопотребления и более тонкого форм-фактора, что, в свою очередь, сильно помогает росту сегмента", - объясняют аналитики DisplaySearch.

Отгрузки крупных ЖК-панелей по типу подсветки (млн штук)

Категория

Тип подсветки

1 кв. 2009г.

2 кв. 2009г.

Квартальный прирост

Доля рынка во 2 кв. 2009г.

Нетбуки Slim LED 0 0,1 N/A 1,40%
Wedge LED 4,2 7,8 87% 98,6%
Всего 4,2 7,9 89% 100,0%
Мониторы CCFL 36,8 51,2 39% 99,7%
Standard LED 0,1 0,15 45% 0,3%
Всего 36,9 51,3 39% 100,0%
Ноутбуки CCFL 17 18,9 11% 56,9%
Slim LED 1,4 2,4 68% 7,3%
Wedge LED 4,5 11,9 163% 35,7%
Всего 22,9 33,2 45% 100,0%
Телевизоры CCFL 24,2 34,4 42% 98,3%
Direct LED 0,03 0,05 56% 0,1%
Edge LED 0,3 0,5 60% 1,5%
Всего 24,6 35 42% 100,0%
Все крупные ЖК-панели Всего 88,6 127,4 44% 18,0%

Также следует отметить, что из 23 млн отгруженных во втором квартале LED-панелей 14,3 млн были панелями для ноутбуков, 7,9 млн - панелями для нетбуков, 0,6 млн - панелями для телевизоров и 0,1 млн - панелями для мониторов.

Отгрузки крупных ЖК-панелей по типу подсветки в 2009 году (млн штук)

Категория

Тип подсветки

1 кв. 2009г.

2 кв. 2009г.

3 кв. 2009г.

4 кв. 2009.

2009г.

Нетбуки LED 4,2 7,9 10,1 9,4 31,7
Мониторы CCFL 36,8 51,2 53,7 51 192,6
LED 0,1 0,1 0,6 1,5 2
Всего 36,9 51,3 54,3 52,4 195
Ноутбуки CCFL 17 18,9 17,5 11,7 65
LED 6 14,3 25,5 30,2 76
Всего 22,9 33,2 43 41,8 140,9
Телевизоры CCFL 24,2 34,4 40,6 41,2 140,4
LED 0,4 0,6 1,3 2,2 4,5
Всего 24,6 35 41,9 43,4 144,9
Всего CCFL 78 104,4 111,7 103,8 398
LED 10,6 23 37,6 43,3 114,5
Всего 88,6 127,4 149,3 147,1 512,4
Доля LED-подсветки 12% 18% 25% 29% 22%

Как ожидается, в третьем квартале объем отгрузок на данном рынке может достигнуть отметки в 37,6 млн штук, что составит 25% от всех отгруженных за этот отчетный период ЖК-панелей. В четвертом квартале, согласно прогнозам аналитиков DisplaySearch, доля LED-сегмента в рамках всего рынка вырастет до 29%. Таким образом, всего в 2009 году производителям ЖК-панелей удастся отгрузить порядка 114,5 млн панелей с LED-подсветкой.


"Эльдорадо" прикрыло "ЭТО"

Как стало известно "Ъ", группа "Эльдорадо" отказалась от развития премиальной сети ЭТО (средний чек - около 5,4 тыс. руб.): семь ее магазинов были переведены под основной бренд "Эльдорадо" (средний чек - 4,5 тыс. руб.). Глава ЭТО и бывший операционный директор Media Markt в России Бернд Ланг покинул компанию. Продвигать оба бренда в кризис стало слишком дорого, объясняют в "Эльдорадо".

Первый магазин ЭТО открылся в Москве на Рязанском проспекте в июне 2006 года. Новый формат отличался от традиционных дискаунтеров "Эльдорадо" более широкой ассортиментной матрицей (до 30 тыс. наименований против 20-25 тыс.) и большей площадью магазинов (до 6 тыс. кв. м против 1,5-2 тыс. кв. м). К сентябрю 2007 года планировалось открыть порядка сорока магазинов ЭТО в России, но удалось запустить только шесть. В этот период сеть возглавил бывший операционный директор российского подразделения сети Media Markt Бернд Ланг, пообещавший открыть в 2008 году еще "минимум десять магазинов". Но за три года сеть расширилась только до семи точек в Москве, Петербурге, Казани и Волгограде.

Теперь "Эльдорадо" и вовсе решило отказаться от премиального формата, ребрендировав все магазины ЭТО в "Эльдорадо", рассказал "Ъ" сотрудник магазина. Совладелец группы "Эльдорадо" Игорь Яковлев подтвердил, что ребрендинг последнего магазина ЭТО завершился в августе. Основной причиной закрытия проекта он называет "желание компании сконцентрироваться на продвижении флагманского бренда группы". "Особенно актуально это стало в период кризиса - продвижение двух марок обходилось бы очень дорого. Премиальное направление теперь будет представлено зонами в формате shop-in-shop под брендом HiTouch", - добавил бизнесмен.

Инвестиции в проект за три года, по его оценке, составили порядка $20 млн. "Как минимум проект окупился, средний чек в ЭТО примерно на 20% был больше, чем в "Эльдорадо" (5,4 тыс. руб. против 4,5 тыс. руб. - "Ъ")", - пояснил Игорь Яковлев. Вместе с закрытием проекта компанию покинул и господин Ланг.

Под брендом "Эльдорадо" работает около 770 магазинов бытовой техники в России и на Украине. Через СП группа развивает торговую сеть "Сулпак" в Казахстане. 50% плюс одна акция кипрской компании "Фасиперо" (материнская компания "Эльдорадо") принадлежат чешской PPF Group (сделка по покупке находится в стадии закрытия), остальные акции - у основателя группы Игоря Яковлева. Выручка собственного розничного бизнеса в России (без учета франчайзинга) по итогам первого полугодия 2009 года - 37,794 млрд руб. (с НДС).

Проект ЭТО с самого начал был спорным, считает один из знакомых Игоря Яковлева. "Игорь сделал блестящий бизнес именно на дискаунтерах, но неожиданно решил перейти в сегмент, где лидирующие позиции всегда занимало "М.Видео", - добавляет собеседник "Ъ". В 2007 году запуск нового проекта участники рынка также связывали с возможной продажей сети "Эльдорадо" британской DSG International, у которой был опцион на покупку 100% ритейлера до 2011 года. В случае сделки у господина Яковлева остался бы бизнес на рынке бытовой техники и электроники в формате ЭТО. Но в июне 2007 года DSG разорвала опционное соглашение.


Налоги вызывают все меньше споров

Статистика Высшего арбитражного суда зафиксировала почти 70-процентный рост числа споров компаний друг с другом в первой половине 2009 года по сравнению с таким же периодом 2008 года. При этом число разбирательств бизнеса с властью за этот период возросло лишь на 4%. Впрочем, по словам экспертов, приостановка роста числа споров с госорганами временная и носит искусственный характер - она вызвана вступившей в 2009 году правкой к законодательству.

Согласно данным Высшего арбитражного суда (ВАС), в первой половине 2009 года арбитражные суды рассмотрели 346 тыс. дел по спорам, возникающим из гражданских правоотношений ("бизнес-бизнес"). В первой половине 2008 года таких тяжб было 208 тыс. Рост, таким образом, составил 67%. Количество же споров, возникающих из административных правоотношений, то есть "бизнес-власть", возросло лишь на 4% - co 178 тыс. до 185 тыс. Судя по статистике, самая болезненная тема в отношениях между компаниями - это исполнение поставок по заключенным договорам (80 тыс. споров; рост на 31%). Однако самым "кризисным" показателем стал беспрецедентный рост числа споров, связанных со страхованием. Если в первой половине 2008 года их было 8,7 тыс., то за полугодие 2009 года - уже 34,7 тыс. Рост - 300%. "Это значит, что сейчас стороны подписывают договоры страхования, не собираясь их выполнять, - говорит управляющий партнер компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Сергей Пепеляев. - Страховщик рассчитывает уклониться от выплат при наступлении страхового случая - страхователь знает, что будет добиваться их вне зависимости от того, насколько они обоснованны". Такой подход юрист объясняет кризисом, вызвавшим нехватку средств у бизнеса.

В спорах правоотношений "бизнес-власть" главной темой по-прежнему остаются налоги. По этому виду дел ВАС неожиданно фиксирует снижение - число споров с налоговыми органами в сравнении с сопоставимым периодом сократилось на 13%. По словам Сергея Пепеляева, снижение числа таких дел носит "искусственный характер": связано оно с тем, что начиная с осени 2008 года декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС) компании подают не ежемесячно, а раз в квартал. Так что теперь связанные с НДС иски (основная часть всех споров) подаются не двенадцать, а четыре раза в год. Вторая причина - введенная с 2009 года норма о том, что компания может подать судебный иск к налоговой инспекции лишь после того, как дождется ответа на жалобу, направленную в вышестоящий налоговый орган. Из-за этого в январе-феврале налоговые иски почти не подавались.

"Вывод о том, что в кризис суды стали чаще вставать на сторону налоговых органов, сделать нельзя, - отмечает Сергей Пепеляев. - По-прежнему налогоплательщиками выигрываются около 70% споров". Ужесточение подхода, по его словам, можно отметить лишь в отношении фирм-однодневок. При этом с их создателями госорганы не борются - претензии "в неосмотрительном выборе" поставщиков сейчас в массовом порядке предъявляются добросовестным компаниям. Налоговики отказываются принимать затраты для исчисления налога на прибыль или вычеты по НДС, в случае если не могут найти компанию-поставщика. Напомним, что именно операции с однодневками налоговые органы вменили в вину таким сетям, как "Связной", "Техносила", "Эльдорадо". "Эта проблема касается любого вида бизнеса, и от нее невозможно уберечься. Как бы ни были предприниматели осторожны при выборе контрагентов, виновными в итоге оказываются они, а не мошенники, зарегистрировавшие однодневку", - отмечает партнер компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Валентина Акимова.


Российские инновационные предприниматели стали меньше доверять государству

58% инновационных предпринимателей не доверяют деятельности государственных инновационных структур и венчурным фондам с государственным участием.

Такие данные были получены в результате исследования инновационного рынка России, проведенного НАИРИТ на основании опроса представителей 750 компаний, занимающихся инновационной деятельностью, из 57 регионов России.

Как отметили исследователи НАИРИТ, два года назад ситуация была в корне обратной. Тогда 60% участников подобного исследования в своих комментариях указывали о необходимости усиления роли государства в формировании инновационной инфраструктуры, что, по их мнению, должно было дать определенные гарантии инноваторам в их взаимодействии с фондами (в плане защиты интеллектуальной собственности, корректности оценки проектов, увеличения шансов получения денег небольшими компаниями и т.д.). При этом 78% опрошенных инноваторов выражали желание работать с отечественными венчурными институтами.

По мнению президента НАИРИТ Ольги Усковой, на снижение доверия к государственным инновационным структурам повлияло отсутствие какого-либо результата в отрасли в течение ряда лет, а также проблемы с реализацией ключевых инфраструктурных проектов "Роснано", ОАО РВК и др. "Инноваторы просто потеряли веру в возможности государства и обратили свои взоры на запад", - добавила Ольга Ускова. По результатам последнего исследования, 66% респондентов из российских инновационных компаний, предпочли бы взаимодействовать с зарубежными венчурными структурами.

Вместе с тем, российские компании продолжают инвестировать в инновационную деятельность, при этом, как отмечают эксперты, инновационные проекты в России становятся все более качественными. Например, в августе 2009 года, доля проработанных заявок на инвестирование, поступающих в НАИРИТ составила 4,5%, что почти в полтора раза превысило соответствующий показатель апреля текущего года (3%) и существенно превысило показатель за аналогичный период прошлого года (0,5% - в августе 2008 года).


Аналитики назвали дебют Intel CULV разочаровывающим

Автор: Accent

Новая платформа Intel для сверхтонких ноутбуков стала разочарованием, утверждают аналитики компаний Citigroup и ThinkEquity. Она не получила ожидаемой поддержки у производителей.

Мобильные компьютеры на платформе Intel CULV виделись похожими на нетбуки по габаритам и весу, но более производительными, и в то же время - доступными по цене, не превышающей $500.

Ричард Гарднер (Richard Gardner), аналитик Citigroup, сказал: "Мы надеялись, что CULV-ноутбуки дадут потребителям достаточно оснований для перехода с нетбуков, начиная со второй половины 2009 года".

Однако, по его словам, большинство производителей ПК пришли к выводу, что "экономия 1 Вт энергии, обеспечиваемая CULV, не является достаточным оправданием надбавки в цене процессора".

В результате, как утверждает Гарднер, "лишь некоторые производители выпускают CULV-продукты в массовых количествах", а Intel "похоже, урезает маркетинговую поддержку платформы".

Своему коллеге вторит Вижай Ракеш (Vijay Rakesh) из ThinkEquity: "Текущие заказы Hewlett-Packard, Dell и Acer показывают, что [платформа] CULV принята меньше, чем ожидалось". Ракеш отмечает, что прием CULV ограничен, поскольку платформа оказалась дороже, чем рассчитывали.

Так что пока производители продолжают отдавать предпочтение классическим ноутбукам, что, в конечном счете, тоже неплохо для Intel, выпускающей львиную долю платформ для таких моделей.



Рейтинг ИТ-компаний в России в 2008г.
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное