Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как стать мастером фотографии?


  Особенности репортажной съемки

  Здравствуйте, уважаемые подписчики! В этом письме Вы познакомитесь с основами репортажной съемки. Получите представление о статике и динамике фотографического изображения и способах его получения при помощи специфических приемов. А еще научитесь выбирать интересные и важные сюжеты для съемки.

   Репортаж – это достоверный, выразительный и динамичный рассказ о том или ином событии. Репортажный стиль легкий и стремительный, обеспечивающий эффект присутствия и направляющий мысль зрителя по определенному курсу. Репортаж является методом документальной съемки, предполагающий минимальное вмешательство фотографа в течение изображаемой жизни, из которой выхватываются какие-то важные, определяющие суть происходящего фактические или эмоциональные моменты.

   Специалисты продолжают спорить о том, соотносятся статические и динамические кадры в репортажном жанре, возможно ли вмешательство фотографа-документалиста в реальную жизнь и этично ли называть постановочные снимки репортажем? Можно построить изображение так, чтобы наш мозг, активизируя свою замечательную способность к фантазии, «домысливал» то, чего нет в данный момент перед глазами. Фотография как раз тем и привлекательна, что позволяет воображению дорисовывать, додумывать то, чего нельзя увидеть непосредственно на снимке.

  Если взгляд зрителя не останавливается в своем движении на какой-то точке, а передвигается по всему полю изображения, то фотография считается динамичной. Если же зрителю нечего разглядывать и его взгляд застывает где-то в области центра, то такой кадр называют статичным. Настоящее искусство репортажа состоит в том, чтобы снять кадр «на лету», экспромтом, точно находя точку съемки, план, ракурс.

 

  Репортаж, состоящий только лишь из одних средних планов, утомителен и невыразителен. На общих планах или панорамах, где широк охват ситуации, желательно представить конкретно узнаваемые детали, как говорят журналисты, «дать адрес». Это могут быть хорошо известные символы места действия: здания, памятники характерные силуэты на заднем плане. Разнообразить репортаж можно не только композиционно, но и стилистически, включая в него, к примеру, портрет, детали, фрагменты – как крупный план, пейзаж – как общий, и жанровый снимок – как средний план.

   Репортажную съемку можно условно разделить на несколько категорий. Новостная фотография, ньюз-фото или пресс-фото – это съемка текущих событий от местного до международного масштаба. Такая съемка характеризуется оперативностью, высокой степенью объективности или нейтральности (фактичности). Это кадры для новостных передач или газет. Собственно репортаж – это то же новостное фото, но с элементами осмысления, анализа причин, последствий. Фотограф работает не как фиксатор события, но пытается быть и аналитиком. Сюда относятся фотографии, показывающие обычных людей в повседневном творческом труде, за общественной работой, в семейном кругу, во время учебы или занятия спортом, на отдыхе и т.д. Это материал для еженедельников.

   Документальная репортажная фотография – тот же репортаж, но снимаемый в течение длительного периода времени, иногда годами. Эта работа может реализовать авторские индивидуальные интересы. Стрит-фото – категория, выделившая и получившая свое название совсем недавно (англ. street – улица). К ней относятся кадры, выхватывающие сиюминутные жанровые или городские сценки, «непричесанные», забавные или философские, такая мозаика разнообразной жизни, зависимая не от событий, а только от субъективного взгляда фотографа. Стрит-фото следует снимать, находясь в самой гуще обыденной жизни, штатными объективами или широкоугольниками.

 

   Динамически насыщенный кадр может получиться и из статистического момента, но при этом демонстрирующего хрупкое состояние неустойчивого равновесия в кадре. Поза, жест, поворот головы могут быть схвачены фотографом в последний перед началом движения момент. Эта фактическая неустойчивость приводит к тому, что снимок будет восприниматься как вполне динамичный. Динамика изображения может обуславливаться также фиксацией движущихся объектов, человека, животного или предмета в момент какого-то действия, которое совершается над ними или совершают они сами, т.е. в момент движения. Хорошо, когда фотограф-репортер знает заранее, как развивается событие, и чувствует его внутреннюю логику, тогда он не пропустит основные моменты и будет в нужной точке в нужное время.

   Об эффекте треугольника, композиции «связей», соотношении резкости объекта и фона, многократном экспонировании и других конкретных приемах при съемке репортажа Вы сможете узнать на нашем курсе «Искусство фотографии». Много полезной информации находится в бесплатном пробном уроке, не забудьте скачать его.

  А знаете ли Вы что? Самый известный поцелуй запечатлел фотограф Альфред Эйзенштадт 14 августа 1945 года. Позже он вспоминал, что заметил матроса, который «носился по площади и целовал без разбору всех женщин подряд: молодых и старых, толстых и тонких. Я наблюдал, но желания сфотографировать не появлялось. Неожиданно он схватил что-то белое. Я едва успел поднять камеру и сфотографировать его целующего медсестру». Для миллионов американцев эта фотография, которую Эйзенштадт назвал «Безоговорочная капитуляция», стала символом окончания второй мировой войны.

 

  В следующей рассылке Вы узнаете о правилах постановки света в условиях студийной съемки, изучите базовые правила постановки модельных поз. Пополните свои знания законов композиции. Научитесь применять их при съемке постановочного портрета. 


В избранное