Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Человек в поисках Истины

  Все выпуски  

Человек в поисках Истины


НАУКА И РЕЛИГИЯ:

Современная естественно-научная картина мира:

Эволюция Вселенной

Биологическая эволюция

Проблемы отношений между наукой и религией:

Эволюция и креационизм

Библейская критика

Гомосексуальность и гомофобия

Вера и разум: точки зрения

Материалы о религии:

Научное религиоведение

История и учения религий мира

История христианства

Фундаментализм в свете истории

Об инакомыслии и сектантстве

Материалы о религии в современном мире:

Религия, права человека и гуманизм

Религия и общество

Позиция атеиста

Проблемы ОПК

А так же:

Видеофильмы

Видеоролики

Наша позиция:

"Моё кредо"

Статьи Елены Преображенской

Статьи Александра Грайцера

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

Cogito ergo sum

(Мыслю, следовательно, существую)

Здравомыслие против фундаментализма

 Выпуск 16 / 2008-09-08 

Уважаемые подписчики!

В этой рассылке мы хотим вам рассказать о том, что мы начинаем разработку ещё одного сайта, который будет назван "Тайны мироздания" и посвящён преимущественно научным и философским вопросам.

Что нас к этому привело?

Возможно, вы обратили внимание, что недавно сделанный сайт "Наука и религия" имеет некоторый оттенок отрицания: своими материалами он как бы указывает на то, что плохо, и то, как не следует поступать. Этот сайт и назван "антифундаменталистским", чтобы сказать о том, что фундаментализм - это плохо.

Но что же тогда хорошо, помимо принципа свободы совести, о котором нами приведено множество материалов?

Новый сайт "Тайны мироздания" задуман в качестве альтернативы (я бы даже сказала, контр-альтернативы). В нём мы хотим показать, как решаются научные, философские и духовные проблемы нерелигиозными учёными, а так же либеральными богословами и представителями новых духовно-философских движений.

Нужно отметить, что в борьбе с фундаментализмом разрушаются старые стереотипы мышления, и одним из вариантом реакции является атеизм. Примечательно, что я получила поддержку и одобрение по поводу проекта "Наука и религия" от атеистов. Я им весьма благодарна, однако мне хочется сказать о том, что атеизм - лишь один - наиболее крайний и наиболее резкий - из возможных альтернативных путей антифундаментализма. Существуют и другие альтернативы, и о них мне бы хотелось рассказать на новом сайте "Тайны мироздания".

Новый сайт существует всего два дня и поэтому ещё не разработан и не оформлен до конца. Первым размещённым на нём материалом является цикл лекций по истории естествознания. Вся история науки проходит через эти, с моей точки зрения весьма интересные, лекции.

Вот они:

Краткий курс истории естествознания (в 20 лекциях). От автора

Эта общеобразовательная дисциплина предназначена для подготовки специалистов по гуманитарным направлениям. Ее назначение – содействовать получению широкого базового высшего образования, способствующего дальнейшему развитию личности. Изучение «Концепций современного естествознания» преследует цели ознакомления с неотъемлемым компонентом единой культуры – естествознанием, и формирования целостного взгляда на окружающий мир...

 

Лекция 1. Место естествознания в современной научной картине мира. Движущие силы науки

Цель предстоящих занятий – не только понять, как сформировалось и чем занимается современное естествознание, изучить его наиболее универсальные методы и законы, но и научиться самостоятельному независимому научному мышлению, взять на вооружение методы современной науки, осознать, что научные знания – не набор сухих фактов, а живая основа мировоззрения любого человека, желающего быть активным членом социума. Одной из задач можно считать овладение естественнонаучным методом познания и умением использовать его в сфере гуманитарных наук...

 

Лекция 2. Становление естествознания

Не будет ошибочным утверждать, что естествознание зародилось фактически одновременно со становлением на планете Земля вида Homo sapiens – Человека Разумного, то есть еще в далекой палеолитической эпохе, среди приледниковых степей и стад мамонтов, бизонов и лошадей. Потребность познания – одна из основополагающих, фундаментальных потребностей человека, имеющая как чисто практический, так и внутренний духовный стимул...

 

Лекция 3. Античная натурфилософия

Кому не известны ставшие символами древней культуры Парфенон, Афинский Акрополь, Олимпийские игры, Колизей? Великая и прекрасная античная цивилизация относится к цивилизациям второго круга, собравшим в своей основе главные достижения и знания более древних сообществ, сложившихся в зонах орошаемого земледелия...

 

Лекция 4. Положение естествознания в эпоху Средневековья

Средневековое сознание было ориентировано, прежде всего, на межличностные отношения, на эмоциональную сторону жизни. Любая вещь воспринималась с точки зрения ее полезности, без учета ее объективных связей с миром. Точно так же и человек характеризовался не по своим объективным чертам – талант, деловитость, ум и т.д., а через социально-иерархические ценности – власть, авторитет, богатство, престиж. Знание же рассматривалось всего лишь как побочный продукт духовно-религиозной деятельности...

 

Лекция 5. Естествознание в эпоху Возрождения

Пришедшая на смену средневековью эпоха Ренессанса (Возрождения) принципиально отличалась от него. ... В наступившем времени был преодолен средневековый дуализм сознания и восприятия мира, мир Дольний и мир Горний представлялись уже близкими и даже взаимопроникающими: все связано со всем, а значит все, а не только божественное, достойно быть предметом познания. Не божество, а человек – мерило всего сущего. Такой вектор мышления породил множество гениальных умов. Титанами мысли ренессанса на базе бескорыстного, объективного познания мира, была подготовлена основа классического естествознания, испытавшего невиданный взлет в в XVIIIXIX вв... 

 

Лекция 6. Золотой век Просвещения и путь к новой научной революции (XVIII – XIX вв.)

Золотой век просвещения – такое название получил период подлинного расцвета классического естествознания, наступившего после ньютонианской революции в физике. Множество открытий и смелых гипотез охватывали области физики, космогонии, биологии и химии, основанные на них изобретения оперативно внедрялись в повседневную жизнь...

 

Лекция 7. Релятивистская и квантовая революции в физике начала ХХ столетия

На рубеже столетий в классической физике все было ясно, оставалось решить лишь некоторые тонкости. Говорят, «дьявол кроется в деталях». Одной из них была нестыковка теоретических и экспериментальных результатов при излучении «абсолютно черного тела», которое, будучи нагретым до определенной температуры, способно излучать и поглощать, но не отражать электромагнитные волны...

 

Лекция 8. Микромир. Современные представления о строении материи

Весь наш мир мы условно делим на три уровня – мегамир, макромир и микромир. Мегамир – это космические системы и неограниченные масштабы. Макромир – это макроскопические тела размером от 10-6 до 107 см. Микромир сам делится на два подуровня: атомно-молекулярный (10-8-10-7 см) и квантовый (область, порядка 10-15 см). Это деление мира на уровни весьма условно, и все же процессы микромира нельзя рассматривать так же, как макропроцессы в неком уменьшенном масштабе, поскольку явления микромира подчиняются другим закономерностям и изменяются на основе иных принципов...

 

Лекция 9. Пространство и время

Но что же такое собственно время и пространство, образующие пространственно-временной континуум нашей Вселенной? Системы взглядов на устройство мира, которые формировались в рамках космологической модели, включали в себя понятия пространства и времени. Но при рассмотрении сущности этих категорий им придавались различные значения. Одни мыслители вообще отрицали наличие пустого пространства, другие говорили, что пустота существует, но она непосредственно нужна для перемещения тел в пространстве. Большим вкладом Ньютона в развитие научной картины мира было введение понятий абсолютного и относительного...

 

Лекция 10. Мегамир. Звезды. Строение Вселенной

В настоящее время наука шагнула очень далеко от галилеевой трубы-"перспективы". Диаметр зеркал двух телескопов на Гавайях – 10 м (они вступили в строй в 1992 и 1996 гг.), у знаменитого Паломарского телескопа, начавшего работать в 1950 г., диаметр зеркала 5 м; российский телескоп БТА в Зеленчуке имеет зеркало диаметром 6 м (работает с 1976 г.). Очень эффективен и внеземной телескоп «Хаббл» (запущен в 1990 г., модернизирован в 2002 г., диаметр зеркала 2,4 м). Строятся новые телескопы для различных диапазонов – от рентгена до радиоволн. Радиоастрономия родилась в 1931 г., рентгеновская астрономия возникла в 1962 г., гамма-астрономия и нейтринная астрономия еще моложе. С развитием гравитационно-волновой астрономии будет освоен последний известный канал получения астрофизической информации. Астрономия активно развивается и позволяет заглянуть далеко за пределы Солнечной системы...

 

Лекция 11. Макромир. Солнечная система

Среди разнообразных классификаций звезд имеется и такая: по скорости вращения звезды вокруг своей оси. Для звезд вплоть до класса F5 характерно быстрое вращение, а звезды последующих классов вращаются примерно как наше Солнце. Если бы все планеты Солнечной системы упали на Солнце, то, согласно закону сохранения момента количества движения, Солнце закрутилось бы в 50 раз быстрее – так, как и быстровращающиеся звезды. Это наводит на мысль об образовании планетных систем в процессе эволюции звезд...

 

Лекция 12. Макромир. Планета Земля

Прежде, чем заняться знакомством с концепциями зарождения и эволюции жизни, антропогенеза, необходимо подробнее познакомиться с нашей родной планетой, представляющей собой сложный, активный, подвижный мир. Науки, изучающие нашу планету (геология, тектоника, климатология, гидрология и т.д.), объединяются в раздел естествознания, называемый землеведением...

 

Лекция 13. Эволюционизм и креационизм. Происхождение жизни

Первые достоверные признаки жизни появляются в геологических слоях архейской эры. Пока наука не может дать однозначный и всеобъемлющий ответ на вопрос о том, как возникла жизнь. Много сложного и неясного и в дальнейшей «карьере» жизни на Земле, но основные вехи этого процесса нам хорошо известны, а детали непрерывно уточняются палеонтологами, биологами, генетиками...

 

Лекция 14. Эволюция жизни на Земле

Наука не способна сказать, как выглядел самый первый организм, появившийся на Земле, – предок, от которого берут начало три основные ветви древа жизни. Одна – эукариоты (растения, грибы и животные), клетки которых имеют ядро с генетическим материалом и специализированные органеллы. Вторая – прокариотные (доядерные) одноклеточные организмы (бактерии), не имеющие ядра и органелл. Третья – архебактерии, клетки которых устроены так же, как и у прокариот, но совсем с другой химической структурой липидов...

 

Лекция 15. Генетика, молекулярная биология, генная инженерия

Начало XX века ознаменовалось бурным ростом и серией фундаментальных открытий в области генетики. В это время были переоткрыты законы Менделя, обоснованы представления о носителях наследственной информации – гене и хромосоме, установлены принцип чистоты гамет, законы доминирования, гибридологический анализ. В середине XX века произошел революционный переход от белковой к нуклеиновой трактовке наследственности...

 

Лекция 16. Антропосоциогенез. Древнейшее прошлое человечества

Антропогенез - процесс исторического развития человека, того биологического вида, к которому принадлежим мы все. Важнейшее значение в разработке теории антропогенеза имеет положение Ф. Энгельса о ведущей роли социальных факторов труда в формировании человека. Другой краеугольный камень учения об антропогенезе – общая теория эволюции и ее крупнейшее достижение – гипотеза происхождения человека от обезьян, сформулированная Чарльзом Дарвином...

 

Лекция 17. Человек: мозг, сознание, нераскрытые возможности. Искусственный интеллект

Одним из самых загадочных объектов исследования естествознания являемся мы сами – люди. Наиболее же удивительным органом является наш мозг – центр управления нашим организмом, состоящий из 1011 нейронов, связанных между собой десятками тысяч нитей-аксонов. Информационный объем человеческого мозга, по мнению фон Неймана, превышает 1016 гигабайт...

 

Лекция 18. Экология. Учение о ноосфере

Великий мыслитель И. Гете, писал: «Всегда существуют два вопроса: зачем и как. Наука занимается только вторым». Ограниченность и противоречивость классического рационализма отмечали ученые, философы и писатели. В России во второй половине XIX века возникло философское течение, называемое теперь русским космизмом...

 

Лекция 19. Ритмы в природе и в истории

Миром правит Ритм. Ритмично пульсируют звезды-цефеиды, ритмично вздымаются волны, ритмично бьются сердца, ритмично сменяются день и ночь, и времена года. Определенному ритму, похоже, следуют фазы горообразования в истории Земли. Имеется достаточно четкий ритм и в изменениях климата в течение, по крайней мере, последних 100.000 лет (одна климатическая пульсация равна примерно 2000 лет). Наконец. Подчиняется ритмам все живое – многие птицы, рыбы, звери совершают сезонные миграции, имеется сезонный ритм жизни и у большинства растений...

 

Лекция 20. Внеземной разум, проблема НЛО

Одиноки ли мы во Вселенной? Этот вопрос мучил еще гения эпохи возрождения Джордано Бруно. Существуют ли Внеземные цивилизации (ВЦ)? Казалось бы, что проще: нужно полететь, к примеру на Марс, и проверить. Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) обосновал возможность межпланетных сообщений и эта идея получила свое развитие...

 

Вместо заключения

Философское стихотворение и список литературы

Вы можете прочитать лекции на сайте по приведённым ссылкам. О дальнейшей разработке сайта "Тайны мироздания" мы так же будем сообщать вам в рассылках.

Далее я предлагаю вашему вниманию третью часть цикла статей Александра Грайцера "Человек творящий" (две первых части были опубликованы в предыдущих рассылках, и если кто-то не читал, но хочет прочесть, можно найти в архиве рассылки).

ЧЕЛОВЕК ТВОРЯЩИЙ

ЧАСТЬ 3. СТАНОВЛЕНИЕ БОГОЧЕЛОВЕКА
 
 ГОРЬКИЙ ПЛОД ПОЗНАНИЯ

Итак, человек должен стать не меньше, чем Богом через открытие в себе самом Божественного потенциала творчества и его реализации. К этому он призван и для этого снаряжен всем необходимым. Осталось пройти сам путь, реализовать свое призвание. В чем и состоит смысл человеческой жизни. Однако достичь этого чрезвычайно трудно.

Любой творец, мастер знает о том, как нелегко бывает создать совершенное произведение и преодолеть «сопротивление материала». Так же, как он знает о том, что в основе любого значительного произведения лежит конфликт, то есть борьба, без которой невозможна сама победа и достижение результата. Любой сюжет обязательно содержит в себе путь или развитие, которое и есть суть борьба противоборствующих сторон. Завязка - кульминация - развязка. Чем выше напряжение, чем драматичнее борьба, тем значительнее победа. Сама борьба оказывается необходимой для утверждения торжества добра над злом. Без умения побеждать, герой произведения просто не является героем. Как победитель не может стать таковым без наличия противника.

Так и для того, чтобы стать Богом, человеку нужно победить своего духовного противника. И здесь на арену выходит дьявол, сатана. Библия называет его еще искусителем. Именно он искусил Еву, а затем и Адама, подтолкнув их на путь познания.

На самом деле искушение необходимо человеку именно для того, чтобы сделать его искусным, искушенным, то есть совершенным. Любое дело требует своего умения или искусности, преодоления неумения способом научения и тренировки или, как можно еще сказать, искушения. Когда человек становиться все более и более искусным.

К примеру, человек не может научиться ходить, если не научится держать равновесие и двигаться при этом вперед. Научившись ходить, он может усовершенствоваться настолько, что даже сможет ходить с закрытыми глазами по очень тонкому канату. Равно человек не станет Богом, если не научиться подчинять плоть духу и преодолевать все искушения. Если не сможет побеждать дьявола.

Но дело обстоит таким образом, что победить дьявола может только Бог, а не человек. Поскольку дьявол превосходит человека и по силе и по мудрости и по знаниям. Ведь дьявол — это духовная сущность и, в отличие от человека, лишен немощей плоти. Поэтому человек вынужден в этой борьбе искать Бога, идти к Богу за спасением, за силой, за мудростью, за всем, что будет необходимо ему для победы над противником.

Познавая зло, человек вынужден искать ему противоядие или спасение от зла. Чем больше зла познает человек, тем больше силы добра ему нужно, чтобы преодолеть, победить зло. Так человек вынужден искать Бога и облекаться в Его мудрость и силу, фактически в Самого Бога. Ведь дьявол — это воплощение зла, тогда как Бог — воплощение добра. Так человек, сталкиваясь с препятствием, которое кажется ему непреодолимым, обращается к тому, что выше и больше него, чтобы и самому возрастать и преодолевать самого себя.

СМЫСЛ ИСКУШЕНИЯ

Именно этим обстоятельством — наличием двух противоположных начал — Бога и дьявола — объясняется весь накал трагизма в человеческой истории. Бог — это бесконечность и поэтому нет предела человеческому совершенствованию в Боге. Но и дьявол — это бездна, поэтому нет предела и человеческому падению в дьяволе. И как Христос — совершенный человек, Бог во плоти, так и Его антипод - антихрист — это дьявол во плоти человека. Познание добра и зла, выпавшее на долю человека — это познание глубины зла, самого ада, так и познание спасающей силы Бога, Его любви и милосердия.

Почему же нельзя избежать столь трудного пути?  Давайте посмотрим, кто же такой первый человек, о котором повествует Библия, Адам?

В  определенном смысле Адам — это каждый человек, приходящий в мир и все, что произошло с ним, происходит с каждым из нас. Каждый (за некоторым исключением) проходит через период счастливого и беззаботного детства подобно жизни Адама в Эдемском саду. И каждый неизбежно теряет это состояние, вкушая плоды познания добра и зла.

Иными словами, каждый пребывает в неосознанной близости с Богом, и каждый теряет это состояние невинного блаженства. «Куда уходит детство? В какие города? И где найти нам средство, чтоб вновь попасть туда?» - поется в известной песне. А Библия говорит об этом так: все согрешили и все лишены Божьей славы. Детство уходит вместе с беззаботностью, наивностью и безмятежностью, вместе со счастьем, с детским счастьем, которое есть ничто иное, как Царство Божье. «Детям принадлежит Царство Божье» - говорит Христос.

Но так ли это плохо, как обычно представляют грехопадение верующие, сладостно предаваясь мечтаниям о том, что было бы с человечеством, если бы Ева не вкусила тот злополучный плод или если бы Адам не последовал ее примеру? А ничего бы не было. В смысле, что не было бы пути развития человека. И он никогда бы не смог стать Богом. Хотя именно для этого, он и был создан.

Библия говорит, что Адам, первый человек находился в тесной близости с Богом, так что мог слышать Его голос и разговаривать с Ним. Вот это состояние и потерял человек в результате познания зла. Но где был Бог, Который говорил с Адамом? Откуда Адам слышал Его голос? Я думаю, что Бог пребывал в Адаме и Адам слышал голос Божий изнутри себя самого. Однако понять этого он не мог. Чтобы Адам мог понять это, ему нужно было... лишиться Бога.


ДИАЛЕКТИКА ПОЗНАНИЯ

Известна диалектическая закономерность: чтобы найти что-либо, это самое необходимо вначале потерять. Как говорится в известной поговорке: что имеем, не храним, потерявши, плачем.

Почему же, имея, не храним? Да, потому что не ценим.

Более всего мы не видим самого очевидного и менее всего мы знаем то, что к нам ближе всего, то есть, самих себя.

Ценность познается только через ее потерю. Таков путь познания или осознания. Чтобы оценить добро, нужно сравнить его со злом. Что возможно, когда мы познаем зло, теряя добро.  Так и с Богом. Человек не может найти, познать и оценить Бога, пребывая с Богом и в Боге. Чтобы человеку открыть Бога, Его необходимо сначала потерять. В этом суть познания добра и зла — качество явлений познается через их противоположность.

«И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги...» - сказано в Библии об Адаме и Еве, вкусивших плоды познания. Открытые глаза — это приобретенное знание.  «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло и теперь, как бы не простер он руки своей и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» - сказал Бог. « Как один из Нас» - это, вероятно, как Бог и как дьявол.

Чью же сторону выберет человек? Кем он станет — дьяволом или Богом? Вот что должно выясниться в процессе искушения или испытания человека. И именно потому, что подобный эксперимент имеет открытый финал и неизвестно, чем он может закончиться, ибо зависит от свободной воли человека, Бог и лишает человека древа жизни, то есть, вечной жизни и высылает его из Эдема, Своего Божественного сада. Теперь человеку предстоит пройти путь познания добра и зла до конца, выбрав либо добро, либо зло в качестве своей путеводной звезды.

Но не только лишь человеку необходимо это отчуждение от Бога и  путь познания, он необходим и Богу, Творцу человека. Дело в том, что, когда творец уже создал свое творение, оно отчуждается (отделяется от автора) и начинает свою самостоятельную жизнь. Писатель отпускает от себя свою книгу, режиссер — фильм, учитель — ученика. Это неизбежный этап творчества за исключением некоторых его видов, где предмет творчества не отчуждаем от его исполнителя, как например, актерское искусство в театре. Да и то, образ, созданный актером, уносит в своей памяти с собою зритель, отчуждая в какой-то мере его от актера.

Процесс отчуждения творения от творца в Библии описан как грехопадение первого человека и изгнание человека от лица Божьего из Эдемского сада. Для чего такое отчуждение нужно автору? Сoздав произведение, автор отстраняется от него, чтобы оценить, насколько оно получилось или не получилось. То есть отстранение необходимо для осознания и оценки творения творцом.

Пребывая в творчестве, в творении, творец не видит  достоинств и недостатков творения, ни себя самого при этом. В том-то и суть творчества, что, творя произведение, творец становится одним целым со своим произведением. Как мать, несущая ребенка в чреве, составляет одно целое с ним. Или как отец, в чреслах своих несущий потенцию будущего сына, одно целое с ним. Творец охвачен творчеством — это состояние единства. «Я и Отец — одно» - так выразил эту гармонию Христос.

Бог творит мир из Своего чрева, из Себя, так как Он творит человека из Себя. Танец и танцор сливаются воедино, как песня и певец, как слово и поэт. Но, сотворив нечто, творец может отойти на некоторое расстояние, чтобы оценить свое творение. «Хорошо весьма!» - говорит Бог, сотворив мир. «Ай да Пушкин, ай, да сукин сын!» - говорит Александр Сергеевич, глядя на свое очередное удавшееся произведение.

Но в случае с сотворением человека Бог не может оценить Свое творение до момента отстранения, отделения его от Себя. Что приводит нас к мысли о том, что первый человек уже был создан как Богочеловек. То есть Бог пребывал в Адаме, и чтобы оценить Свое творение, Богу и нужно было отчуждение от него.

И, конечно же, оценивая свое творение, исследуя свое творение, творец начинает видеть и оценивать самого себя со стороны. Отчужденное от творца творение дает тому необходимую дистанцию, чтобы посмотреть и оценить самого себя со стороны. Ведь творение несет в себе образ творца. Так Бог познает Себя в Своем творении, в человеке. Равно и человек познает себя в своем творчестве. А в творчестве Бога человек познает свой идеал, свое совершенство.

Но самому человеку необходимо было отчуждение от Бога, чтобы понять свое Богочеловечество. В этом смысл отстранения или абстрагирования. Таким образом, этап Богооставленности необходим не только человеку. Отчуждение Творца от творения необходимо и Самому Богу для оценки его творения - человека. И не только для оценки творения, но и для самопознания.

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

Архив Рассылки


В избранное