Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Человек в поисках Истины

  Все выпуски  

Человек в поисках Истины


НАУКА И РЕЛИГИЯ:

Современная естественно-научная картина мира:

Эволюция Вселенной

Биологическая эволюция

Проблемы отношений между наукой и религией:

Эволюция и креационизм

Библейская критика

Гомосексуальность и гомофобия

Вера и разум: точки зрения

Материалы о религии:

Научное религиоведение

История и учения религий мира

История христианства

Фундаментализм в свете истории

Об инакомыслии и сектантстве

Материалы о религии в современном мире:

Религия, права человека и гуманизм

Религия и общество

Позиция атеиста

Проблемы ОПК

А так же:

Видеофильмы

Видеоролики

Наша позиция:

"Моё кредо"

Статьи Елены Преображенской

Статьи Александра Грайцера

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

Cogito ergo sum

(Мыслю, следовательно, существую)

Здравомыслие против фундаментализма

 Выпуск 17 / 2008-09-12 

Дорогие друзья!

Мы продолжаем вас оповещать о материалах наших сайтов. На сайте "Тайны мироздания" размещены циклы популярных статей:

Эволюция Вселенной и Биологическая эволюция

А так же мои (Елены Преображенской) собственные статьи, которые разбиты на два раздела: Мои статьи: избранное и Мои статьи о религии.

Мои статьи: избранное:

Фундаментальные статьи

Цикл "Моё кредо"

Религия и общество

Духовные размышления

Мои статьи о религии:

О религии в контексте наук

О христианстве для думающих

Дискуссии на христианских форумах

Далее предлагаем вашему вниманию статью

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ИДЕИ

Понятие эволюции намного старше дарвиновской теории. Эволюционные идеи встречаются еще у философов древности: Фалеса, Анакгимандра, Анакгимена, Эмподокла, Эпикура и Лукреция. Эмпдокл из Агригента (492 - 430 до н.э.) полагал, что растения и животные возникли не одновременно; по его представлениям, жизнь животных началась на земле гораздо позже, чем растений.

Анакгимандр из из Милета (610 - 547 до н.э.) полагал, что в начале существования нашей планеты водоемы были обжиты животными, которые по внешнему виду походили на огромных, покрытых чешуей рыб, которые позднее переселились на сушу и, потеряв чешую, превратились в других животных и человека (Grasse, 1973, с. 2). Эти представления возникли в какой-то мере под влиянием ближневосточных мифов о происхождении мира. Мифы об эволюционном развитии мира встречались еще в древнем Вавилоне. Таким образом, эволюционные идеи восходят еще к ранней истории человечества, и могут рассматриваться как официальный конкурент идеи сотворения мира.

В эпоху Ренессанса идеи эволюции получают новый импульс для своего развития, хотя, следует заметить, больше разделялись философами, чем биологами. При этом была введена идея телеологических (целенаправленных) рядов развития, которая, однако, либо не принималась совсем, либо принималась лишь частично. Эти представления подготовили почву для дальнейшего развития эволюционной идеи. Лейбниц (1646-1716), например, утверждал, что все виды животных связаны между собой переходными формами. Иммануил Кант (1724 -1804) выразил мысль о том, что высшие организмы могли развиться из менее развитых форм. Он охарактеризовал это представление как "рискованное приключение разума", в основе которого отсутствуют данные, полученные опытным путем. Эволюционные идеи выражали также Шеллинг (1775 -1854) и Гегель (1770 -1831). Голландский естествоиспытатель Я. Сваммердам (1637 - 1680) считал вполне возможным, что все виды могли произойти от одного. Дидро (1713 - 1784) был сторонником принципа естественного отбора, так же как и его соотечественник и современник Моро Де Мопертюи (1698 - 1759), изучавший гибридизацию (скрещивание различных видов) и разработавший теорию мутации. Еще раньше Бено де Маллье (1656-1738) выдвинул теорию развития, которая очень напоминала учение Ламарка. Необходимо также упомянуть Эразма Дарвина (1731-1804), деда Чарлза Дарвина, и Жоржа Бюффона (1707 - 1788). Оба выражали, хотя и сдержанно, эволюционистские воззрения. Далее следует целая череда менее известных ученых, которые еще до Чарлза Дарвина являлись сторонниками эволюционной идеи. Дарвин в своем основном труде (Происхождение видов, 1859) называет целый ряд таких ученых. Названные авторы не разработали все общую эволюционную теорию, но они своими идеями проложили ей путь.

Первая всеобъемлющая эволюционная теория приписывается Жану - Батисту де Ламарку (1744 - 1829). По его представлениям, все организмы на основании внутренне присущей им способности к развитию проходят в процессе смены поколений своего рода иерархическую лестницу, причем развитие происходит от низших форм к высшим. Эволюционные изменения организмов осуществляются путем приспособления к условиям окружающей среды, изменение которых является причиной возникновения новых потребностей и развития организмов. Свойства, приобретенные в течение жизни единичных особей, передаются потомкам (наследование приобретенных свойств, под которым понимается наследование признаков, приобретаемых в течение жизни, например, мозолей на руках и ногах). По Ламарку, организмы, живущие в определенный отрезок времени, не связаны между собой по признаку происхождения, они идут раздельными линиями развития по восходящей.

Трудами Жоржа Кювье (1769-1832), влиятельного сторонника теории катастроф и противника идей эволюции, до середины 19-го века эволюционная теория была опять вытеснена на задний план. Кювье явился основателем сравнительной анатомии позвоночных и научной палеонтологии. Но и в это время продолжали появляться труды по эволюции. Этьен Жоффруа Сент-Илер (1772 - 1844) был сторонником эволюции, происходящей под действием факторов окружающей среды. Следует упомянуть также работу Роберта Чэмберга (1802 - 1871) "Следы естественно-исторического творения", опубликованную в 1844 году, в которой эволюция представляется в виде процесса, протекающего естественным образом.

Что способствовало распространению эволюционной идеи?

"Прорыв" эволюционной идеи связывается по праву с именем Чарлза Дарвина. В 1859 году английский естествоиспытатель опубликовал свой труд, открывший новую эпоху: "О происхождении видов путем естественного отбора" - плод упорной двадцатилетней работы над этой темой. Первые импульсы, побудившие его к этой работе, Дарвин получил во время своего пятилетнего кругосветного путешествия, начавшегося в 1831 году. При этом большую роль сыграли раскопки ископаемых и различная распространенность живых организмов на разных континентах и на островах. Независимо от Дарвина А. Р. Уоллег (1823 - 1913) развивал теорию отбора, весьма схожую с дарвиновской. В 1858 году он написал трактат "О наклонности разновидностей неограниченно удаляться от первоначального типа".

Книга Дарвина была раскуплена практически в день выхода в свет, 24 ноября 1859 года. Это ясно демонстрирует, насколько точно книга соответствовала духовной атмосфере того времени, хотя она многократно подвергалась резкой критике и, прежде всего, со стороны церкви.

(…) На мировоззрение Дарвина большое влияние оказал актуализм. Книгу Чарлза Лайеля (1797 - 1875) "Основы геологии" Дарвин взял с собой на корабль в кругосветное путешествие. В этой книге автор излагает точку зрения униформизма в геологии, согласно которому единственным ключом к пониманию прошлого являются действующие в настоящее время силы и происходящие в данный момент процессы. Как следствие, Лайель обосновывал необходимость длительных временных периодов для преобразования земной поверхности. Если, например, по сегодняшней интенсивности образования пород судить о продолжительности возникновения всей толщи осадочных пород, то возраст Земли получится довольно большим. Обоснование таких длительных периодов времени явилось неотъемлемой предпосылкой для дарвиновской эволюционной теории. Дарвин руководствовался актуалистическим принципом, приведшим его к тому, что в поисках объяснения изменения видов он предложил описание процессов, по которым происходит изменение видов в настоящее время. Уоллег также ощутил на себе влияние идей Лайеля. Одна из причин популярности дарвиновской теории видится в том. что она как бы шла навстречу натиску эпохи Просвещения в стремлении объяснять все вещи естественным образом. Экклег и Робинсон пишут (1985, с. 97):

"Первое издание книги появилось к тому времени, когда эволюционное мышление почти в течение целого столетия питало международное научное сообщество. Почти все известные "прогрессивные" философы эпохи Просвещения признавали эволюцию социальной и экономической истории. Некоторые из них зашли в своих предположениях так далеко, что предлагали для объяснения развития общества процессы, очень сходные с законами естественного отбора и принципом выживания сильнейшего. Передовая идея 18-го века стала передовой религией викторианской эпохи. Обе они базировались на тезисах о том, что история органична и естественна, и наилучшие "формы", будь то в сфере экономики. искусства или личной жизни человека, достигаются путем свободной конкуренции".

Однако все эти обстоятельства сами по себе не объясняют успех дарвиновской теории, так как еще и до Дарвина предпринималось множество попыток сделать эволюционное мышление популярным. Дарвину удалось, в противоположность предшественникам, обосновать свою теорию на многих примерах и, что также выгодно отличало его от предшественников, он сумел предложить простой механизм изменения видов: теорию естественного отбора.

Хотя внешние доказательства, на которые опирался в своей теории Дарвин, были известны задолго до этого, никто до него не догадался построить из разрозненных фактов всеохватывающую эволюционную теорию. Еще до создания дарвиновской теории было известно, что абсолютно неизменных видов не существует, и что путем культивирования можно добиться некоторого изменения признаков вида. Дарвин отправился в кругосветное путешествие (1831 - 1836) явно с верой в постоянство видов. Эта вера поколебалась…

Некоторые исследователи истории науки склоняются к мнению о том, что возражения против теории Дарвина вызвала его идея естественного отбора, поскольку с ее приходом момент целенаправленности развития был выведен за рамки исследований. Идея же развития от низших форм к высшим не звучала так вызывающе. Первое отмечалось многими как огромный вклад Дарвина в науку. Он и сам ставил себе в заслугу то, что способствовал "опровержению догмы акта Божественного сотворения" (Darvin, 1871, с. 153).

Заключение

Корни эволюционистских воззрений лежат в дохристианской философии и религии. "Прорыв" дарвинизма и эволюционизма стал возможным благодаря взаимодействию двух основных факторов: духовного климата, сформированного философией эпохи Просвещения, с одной стороны, и богатым, но односторонне истолкованным Дарвиным и другими естествоиспытателями фактическим материалом - с другой. Неверно, однако, утверждение о том, что эволюционная теория, построенная на основании естественнонаучных данных, неизбежно должна была появиться на свет, равно как и утверждение о том, что дарвиновские наблюдения, изложенные в эволюционной теории, опровергли учение о сотворении мира. Опровергнуты были лишь отдельные из существовавших в рамках этого учения взгляды. 

Таблица 1. Естествоиспытатели и философы 17-19 века, сторонники и предвестники эволюционной теории Дарвина и его последователей.

АВТОР

ЖИЗНЬ

ИДЕИ

СВАММЕРДАМ

(1637 - 1680)

Все виды произошли от одного?

ЛЕЙБНИЦ

(1646 - 1716)

Все классы животных связаны между собой переходными формами.

ДЕ МАЛЛЬЕ

(1656 - 1738)

Теория развития, сходная с теорией ЛАМАРКА; сухопутные животные произошли от морских.

МОПЕРТЮН

(1698 - 1759)

Признано значение скрещивания и мутаций.

БЮФФОН

(1707 - 1788)

Эволюция под действием факторов окружающей среды.

ЛАМЕТРИ

(1709 - 1751)

Отсутствие существенных различий между животными и человеком.

ДИДРО

(1713 - 1784)

Естественный отбор.

БОННЕ

(1720 - 1793)

Отзвук известных филогенетических идей.

КАНТ

(1724 - 1804)

Возможное развитие более высокоразвитых организмов из более простых.

Э. Дарвин

(1731 - 1802)

Эволюция под влиянием окружающей среды.

ЛАМАРК

(1744 - 1829)

Тенденция развития всех организмов от низших форм к высшим; эволюция путем приспособления.

МАЛЬТУС

(1766 - 1834)

Прирост народонаселения опережает рост производства продуктов питания.

ГЕГЕЛЬ

(1770 - 1831)

Трехэтапное диалектическое развитие.

СЕНТ-ИЛЕР

(1772 - 1844)

Эволюция под воздействием окружающей среды.

ЛАЙЕЛЬ

(1797 - 1875)

Униформизм в геологии.

УНТЕР

(1800 - 1870)

Все формы растений, вероятно, произошли от морских растений, которые могли произойти от одной клетки.

ЧЭМБЕРС

(1802 - 1871)

Эволюция как естественный процесс.

СПЕНСЕР

(1820 - 1903)

Распространил эволюционные идеи

"Прорыв" эволюционного мышления был подготовлен многими факторами. Без многочисленных естественнонаучных фактов, которые сумел привлечь Дарвин, эволюционной гипотезе предстояло бы оставаться лишь умозрительной возможностью, хотя эти идеи и были близки духовному климату эпохи.

Из книги "ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ:
Основные положения и понятия для уроков биологии"
Райнхарт Юнкер, Зигфрид Шерер. Минск, 1997

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

Архив Рассылки


В избранное