Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Человек в поисках Истины

  Все выпуски  

Человек в поисках Истины


НАУКА И РЕЛИГИЯ:

Современная естественно-научная картина мира:

Эволюция Вселенной

Биологическая эволюция

Проблемы отношений между наукой и религией:

Эволюция и креационизм

Библейская критика

Гомосексуальность и гомофобия

Вера и разум: точки зрения

Материалы о религии:

Научное религиоведение

История и учения религий мира

История христианства

Фундаментализм в свете истории

Об инакомыслии и сектантстве

Материалы о религии в современном мире:

Религия, права человека и гуманизм

Религия и общество

Позиция атеиста

Проблемы ОПК

А так же:

Видеофильмы

Видеоролики

Наша позиция:

"Моё кредо"

Статьи Елены Преображенской

Статьи Александра Грайцера

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

Cogito ergo sum

(Мыслю, следовательно, существую)

Здравомыслие против фундаментализма

 Выпуск 18 / 2008-09-14 

Дорогие друзья!

Сегодня у нас много обновлений.

1. Александр Грайцер на своём персональном сайте «Внутри» разместил собственный музыкальный альбом. С моей (Елены Преображенской) точки зрения, замечательная музыка и исполнение. Адрес альбома: http://cetroi.ucoz.ru/index/0-37. Представляю вам этот альбом в том виде, как он размещён на сайте:

Музыкальный проект

"Привет Из Львова в Иерусалим"

Исполнители - Александр Грайцер и Ирина Андрийчук 

Музыкальный альбом, которые вы услышите, был создан при активном участии Ирины Андрийчук. Она организовала запись в студии, разработала макет обложки аудиокассеты, а также исполнила вокальные партии в ряде песен. Автор и исполнитель выражает ей глубокую признательность и благодарность за этот труд. 

Чтобы посмотреть обложку аудиокассеты, щелкните по ссылке:

http://cetroi.ucoz.ru/IMG_0004.jpg - Обложка (лицевая сторона).

http://cetroi.ucoz.ru/IMG.jpg - Обложка (внутренняя сторона). 

Чтобы прослушать песню, щелкните по ссылке:

Сторона 1

http://cetroi.ucoz.ru/17.mp3 - О, Израиль! (музыка и слова автора).

http://cetroi.ucoz.ru/16.mp3 - Любил я жечь свечу...(музыка и слова автора).

http://cetroi.ucoz.ru/18.mp3- Повстречался раз мне (музыка и слова автора).

http://cetroi.ucoz.ru/19.mp3 - Молитва (музыка автора - слова неизвестного мне автора).

http://cetroi.ucoz.ru/20.mp3 - Давно отмерен срок (музыка Валерия Лучко - слова Иегуды Галеви).

http://cetroi.ucoz.ru/21.mp3 - Рождение Слова (музыка и слова автора).

http://cetroi.ucoz.ru/22.mp3 - Я иду за Тобой (музыка и слова автора).

http://cetroi.ucoz.ru/23.mp3 - Тропиночка (музыка и слова автора).

http://cetroi.ucoz.ru/24.mp3 - Рождение мира (Осень золотая) (муз. и слова автора).

http://cetroi.ucoz.ru/26.mp3 - Ничто не проходит бесследно (муз. и слова автора).

http://cetroi.ucoz.ru/25.mp3 - Я иду из Иерихона (музыка и слова автора). 

Сторона 2 

Традиционные еврейские песнопения. 

http://cetroi.ucoz.ru/1.mp3 - Осе Шалом.

http://cetroi.ucoz.ru/2.mp3 - Как раб взирает (Псалом 123).

http://cetroi.ucoz.ru/3.mp3 - Кадош.

http://cetroi.ucoz.ru/4.mp3 - Шалом Алейхем.

http://cetroi.ucoz.ru/5.mp3 - Горит Твой свет.

http://cetroi.ucoz.ru/6.mp3 - Ходу Адонай ки тов.

http://cetroi.ucoz.ru/7.mp3 - Руах.

http://cetroi.ucoz.ru/8.mp3 - Царь царей.

http://cetroi.ucoz.ru/9.mp3 - Я поднимаю очи.

http://cetroi.ucoz.ru/10.mp3 - Хава Нагила.

http://cetroi.ucoz.ru/11.mp3 - Эдит Нефеш.

http://cetroi.ucoz.ru/12.mp3 - Исмеху ха Шамаим.

http://cetroi.ucoz.ru/13.mp3- Авину Малкейну.

http://cetroi.ucoz.ru/14.mp3 - Тот мир, что я даю тебе.

http://cetroi.ucoz.ru/15.mp3 - Эвену Шалом алейхем.

2. На сайте «Тайны мироздания» сделано два небольших фотоальбома:

Парк Орхидей : В Израиле в кибуце Бахан, что недалеко от Нетании находится удивительный парк орхидей, который называется Парк "Утопия". Парк "Утопия", один из немногих парков в мире, на территории которого причудливым образом совмещены орхидеи, хищные растения, пернатые, рыбки, водные растения, и редкие тропические растения.

Первобытные люди - Рисунки Николая Ковалёва

3. Размещено несколько статей в категорию «В поисках синтеза науки и философии»

Картер Фиппс. Космос, душа и Вы

Карл Юнг нарисовал карту потайных уголков человеческой психики. Пьер Тейяр де Шардена обладал духовным видением развивающегося космоса. Узнайте, как выдающийся психолог и иезуитский священник радикальных взглядов определяют способ того, как вы представляете себе то, что должно случиться…

 

Аркадий Гепп. Поиски души в природе

...Вселенная на отдельных своих участках может иметь «серое вещество», качество и масштабы которого человеческому гению несоизмеримы и недостижимы. Человечество готово избавиться от иллюзии своей уникальности и превосходства своего разума. Осталось сделать шаг и согласиться с тем, что природа имеет душу, то есть, способна в определённом смысле переживать, сопереживать, чувствовать красоту, где та является синонимом существующей в мире гармонии...

 

Новое понимание реальности, существования и человеческой природы (по С. Грофу)

Практическое мышление отдельного человека в его обыденной жизни все еще определяется терминами твердой материи, трехмерного пространства, времени, направленного в одну сторону, и линейной причинности, философское понимание существования становится уже значительно более сложным и искушенным, оно приближается к образцам, открытым великими мистическими традициями мира. Вселенная предстает бесконечной сетью путешествий в сознании, а думающий индивид выходит за границы дихотомии испытывающего и испытываемого, формы и пустоты, времени и безвременья, детерминизма и свободной воли, существования и не существования...

 

Панпсихизм синергетики

Неживые, биологические и социальные системы обнимают друг друга в едином дыхании бесконечной «творческой эволюции». Синергетика подтверждает и наполняет конкретным научным смыслом древнейшие представления об одушевленности сущего, присутствии в нем вечного божественного начала. «Бог не творец, а разум Вселенной», - такими словами завершил свою книгу об универсальном процессе самоорганизации друг и сотрудник Пригожина, австрийский философ Эрих Янч.

 

К.Э.Циолковский. Монизм Вселенной

"Я хочу привести вас в восторг от созерцания Вселенной, от ожидающей всех судьбы, от чудесной истории прошедшего и будущего каждого атома. Это увеличит ваше здоровье, удлинит жизнь и даст силу терпеть превратности судьбы. Вы будете умирать с радостью и в убеждении, что вас ожидает счастье, совершенство, беспредельность и субъективная непрерывность богатой органической жизни..."

 

4. На сайте размещена книга Черниковой И. В. «Философия и история науки». Книга является учебным пособием по философии, вследствие чего написана несколько специальным языком. Вероятно, она будет интересна  интересующимся философскими проблемами, особенно тем, кто имеет гуманитарное образование. Если кому-либо она покажется сложной, не пугайтесь: я планирую ориентироваться преимущественно на широкую публику читателей, и таких сложных материалов будет немного. Однако я хочу представить широкий спектр научно-философских проблем на сайте, и поэтому материалы по философии так же считаю необходимыми.

Вот содержание этой книги:

Предисловие

Предлагаемая вниманию книга обращена к тем, кто интересуется наукой и научным познанием. Изучение природы науки, критериев научности, оснований и генезиса научного знания имеет смысл не только с целью развития науки, хотя наука является вполне достойным предметом исследования. Сегодня знание, именуемое философия науки, приобретает судьбоносное для цивилизации значение...

 

Современный цивилизационный кризис

Раздел 1. Наука и предпосылочное знание

Глава I. Холистическое мировидение и наука

Начинается третье тысячелетие. Как чувствует себя человек, о чем задумывается в этот знаменательный период? ...

 

Наука и поиск путей развития цивилизации

Современная эпоха показала, что научный разум, ориентированный на физические критерии силы и технократические критерии роста и потребления и лишенный метафизических ориентиров, способен обернуться против человечества. Научный разум обнаружил техническую и теоретическую мощь и, в то же время, нравственную, гуманистическую беспомощность. Стала очевидной необходимость иных, чем научные, оснований и критериев разумного. Это не означает отказ от научной рациональности, а означает стремление найти новые метафизические основания научности...

 

От картезианского дуализма к холистическому мировидению

В современную эпоху начинает складываться целостное, холистическое мировидение. Оно формируется, с одной стороны, самим естествознанием, с другой, - науками о человеке, психологией. Особо интересны исследования, связанные с идей синхронистичности, высказанной К. Юнгом...

 

Проблема восприятия в философском дискурсе

Глава II. Реальность и ее восприятие

Известно, что в процессе восприятия мира, большая часть информации поступает через канал зрения. Глядя на вещь, мы всегда одновременно творим некий смысловой горизонт, на фоне которого эту вещь воспринимаем, т. е. творим контекст ее восприятия, задаем "геометризм восприятия" (К. А. Свасьян). Мы видим в определенной системе координат, в определенном пространстве, в определенном диапазоне восприятия...

 

Обусловленность восприятия социокультурными и физическими параметрами

Наиболее стереотипно, традиционно для современного человека механистическое видение реальности, которое складывалось в классической науке XVI - XVII в.в. Мир здесь предстает, как сложная иерархическая система, состоящая из элементарных частиц. Мир как бы сконструирован из блоков, относительно самостоятельных структур...

 

Психологизм видения реальности

В добавление к тому, что восприятие реальности обусловлено социокультурно, физическими параметрами воспринимающего субъекта, что оно определено нашей разумностью, юнгеанец сказал бы, что еще и "разумностью бессознательной"...

 

Гармоничное тело - образ природы в античности

Глава III. Отношения "человек-природа" от античности до современности

Каждая историческая эпоха в качестве мировоззренческого основания системы интеллектуальной и нравственной ориентации имела свою концепцию природы и человека. Но концепция эта всегда являлась многослойной, содержащей разные аспекты рассматриваемого отношения, которые могут переплетаться и создавать противоречивую картину. На наш взгляд, можно выделить, по крайней мере, этический, деятельностный, религиозный, экологический аспекты отношения "человек-природа"...

 

Текст как образ природы в христианской культуре

В центре мировосприятия средневековья вместо безличного космоса оказался Бог - создатель всего сущего, а монистическое видение сменилось дуалистическим. Формируются дуалистические концепции мира природы и истории: мир природы в известной лестнице творений разделяется на мир небесный и мир подлунный (земной), а история - на историю светскую и историю священную. Удваивается и способ деятельности человека, не только созерцание, но, прежде всего, вера позволяет ориентироваться в мире. Дуализм деятельности Августин выразил так: "То, что мир есть, мы видим, в то, что Бог есть, мы верим"...

 

Образ природы в эпоху Возрождения

Следующий исторический этап западной культуры, эпоха Ренессанса, - чрезвычайно многозначна. По крайней мере, в развитии рассматриваемого отношения "человек-природа" Ренессанс предстает как своеобразный рубеж, как эпоха перехода от одухотворенного космоса к "нейтральной почве". Прежде, чем надолго померкнуть, природа блистала всеми своими красками, она предстала как средоточие красоты и источник радости человека, как объект любви и преклонения, как дом человека. Функционирование Вселенной все еще описывается в терминах "любовь", "симпатия" и "антипатия"...

 

Механизм - образ природы Нового времени

В античной ментальности космос являлся источником гармонии и порядка. В средние века - все сообразно Богу, в рационализме Нового времени источником феноменального порядка стал человек, Бог "остался ответственным" за сферу нравственности (ноуменальный порядок). Природа же, лишившись внутренней гармонии и живых красок, окончательно "испустила дух" (К. А. Свасьян)...

 

Организмическое и холистическое видение природы

Альтернативное механистическому представление о природе складывалось в рамках организмического видения. Оно не было настолько популярным в культуре XVIII-XIX в.в. как механистическое, но, тем не менее, выражалось не одним ученым и философом. Такого представления о мире придерживались, некоторые западные мыслители, например, Гете, Шеллинг, Уайтхед и др...

 

Художественное изображение природы

Интересно сопоставить результаты изменения образов природы, полученные выше в ходе социокультурного и гносеологического анализа, с эволюцией художественного видения природы. Мировоззрение находит художественно-образное выражение в искусстве, прежде всего, в живописи...

 

Природа научного знания

Раздел 2. Наука и научное познание

Глава I. Концептуальная история науки

В западноевропейской культуре наука является не просто одной из форм общественного сознания наряду с религией, мифом, искусством, философией..., но ядром культуры. Она есть "фактор всех факторов" современной цивилизации. Человечество обрело инструмент науки и поставило его на службу прогрессивного развития общества в своем овладении природой...

 

Генезис и эволюция науки.Эпистемологическое обоснование научных концепций

По вопросу о том, когда возникла наука, в литературе существуют разные мнения, которые зависят от того, в каком аспекте рассматривается, как трактуется феномен науки. Если науку отождествлять со знанием вообще, то можно такие достижения еще первобытного общества, как земледелие, скотоводство, изобретение колеса, металлоплавки и др., рассматривать как часть истории науки...

 

Научное и ненаучное знание. Проблема демаркации

Рефлексию по поводу методов научного познания осуществляет методология науки. Исторически первой формой философской методологии стал позитивизм. В развитии позитивизма можно выделить три "волны": первый позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Д. Миля; физический позитивизм (махизм, энергетизм); логический позитивизм...

 

Классическая наука. Критерии научности. Типы научности

Глава II. Динамика науки в западноевропейской культуре 

Совокупность критериев научности определяет вполне конкретную модель науки, которую обозначают термином классическая наука. Система выделенных критериев научности может быть представлена следующим образом. Во-первых, научность отождествляется с объективностью. Объективность понимается как нацеленность на объект, как объектность. Для науки - все объект, постигаемый через опыт...

 

Неклассическая наука

Если проследить развитие науки в западноевропейской культуре, начиная с XVI в. - времени становления классической науки, то можно увидеть изменения научного мировоззрения и методологии познания, позволяющие выделить наряду с классической наукой еще два образа науки - неклассическую и постнеклассическую. Формирование неклассической науки началось с исследования Фарадеем и Максвеллом явлений электричества и магнетизма, которые не допускали механического толкования. В классической физике взаимодействие вещества описывалось ньютоновской механикой, где основными понятиями были пространство, время, материя, сила...

 

Постнеклассическая наука

Во второй половине XX в. в науке произошли изменения, позволившие говорить о новом, постнеклассическом, этапе ее развития... В "науке второй половины XX в. обозначились человеческие ориентации" как в методах исследования, так и во внешнем общекультурном и философском осмыслении. Вышли обобщающие работы, в которых современная научная деятельность, принципы, установки науки характеризовались существенно изменившимися...

 

Становление синергетической парадигмы

В 70-х годах XX в. возникает новое направление в развитии науки - синергетика (от лат. "sinergeia" - сотрудничество, кооперация, содружество), которое новое системное видение мира поднимает на новый уровень - динамического подхода к структурированным целостностям. Основатель синергетики Г. Хакен рассматривал ее как междисциплинарную область исследования кооперативных процессов самоорганизации в системах разной природы. Другой подход, но к тому же явлению - самоорганизации - осуществляет брюссельская школа во главе с И. Пригожиным...

 

Категориальный каркас синергетики

Являясь междисциплинарным знанием, синергетика изучает системы, но не любые, а определенный класс динамических систем. Динамической системой можно считать любой объект или процесс, для которого можно определить понятие состояния, как некоего мгновенного описания этой системы. Подклассом динамических систем являются линейные динамические системы, примером которых является свободное колебание маятника...

 

Синергетическая парадигма: основные характеристики

Не разбирая систему на части и не сводя ее к функционированию на макроуровне, синергетика пытается понять взаимодействие между микро- и макроуровнем, понять взаимодействие между частью и целым. Г. Хакен проводит сопоставление между традиционным описанием сложных систем и синергетическим описанием...

 

Познавательные отношения в синергетике

Поставим проблему следующим образом: что кардинально нового происходит в нашем понимании мира в связи с синергетической парадигмой мышления? Прежде всего, можно утверждать, что синергетика формирует новую познавательную ситуацию...

 

Мировоззренческое значение синергетики

Мировоззренческая значимость синергетики заключается, прежде всего, в том, что впервые в рамках научного подхода появилась возможность понять мир как целое, понять, как осуществляется переход от неживого к живому. Синергетика, на наш взгляд, является сегодня самым сильным научным аргументом в пользу холистического мировидения, выявляя универсализм в процессах самоорганизации...

 

Идея глобального эволюционизма

Глава II. Концепция глобального эволюционизма

Важнейшей составляющей современной эволюционно-синергетической парадигмы является эволюционизм, понимаемый не в традиционном дарвиновском смысле, а через идею глобального (универсального) эволюционизма. Термин "глобальный эволюционизм" вошел в язык современной философии в начале 80-х годов. Прежде всего, об идее глобального эволюционизма стали говорить в аспекте изучения интегративных явлений в науке, связанных с обобщением эволюционных знаний, полученных в разных отраслях естествознания. В этой связи такое явление, как стремление эволюционных дисциплин - биологии, геологии, астрономии, физики к экстраполяции и обобщению закономерностей, механизмов эволюции, стали обозначать как глобальный эволюционизм...

 

Становление эволюционизма в естествознании

Известно, что эволюционный взгляд на природу - заслуга естествознания конца XVIII века. С этого момента в господствовавшей механистической научной картине мира начались преобразования, которые можно обозначить как историаризация науки - формирование исторического видения природных процессов, эти преобразования затронули астрономию (небулярная космогония Канта), геологию (униформизм Чарльза Лайеля), но лидером эволюционного естествознания, начиная с XIX века, являлась и является биология. Начиная со второй половины XX века, "стрела времени", по выражению И. Пригожина, проникает в физику...

 

Глобальный эволюционизм - феномен современной науки

Открытие единства, основанного на системной организации объектов разной природы, и универсальности процессов самоорганизации явилось, как покажем далее, основанием, на котором стало возможным построение в естествознании универсальной модели глобальной эволюции. Опираясь на эти достижения, американский исследователь Э. Янч предпринял попытку создать единую теорию эволюции, основанную на парадигме самоорганизации...

 

Системность эволюции, или процесс как система

Начнем рассмотрение всеобщности развития с системного сходства. Системная организация развивающихся объектов определяет ряд общих свойств объектов-систем, независимо от различия их субстратного состава. Само слово "система" (от греч. systema - целое, составленное из частей) означает совокупность взаимосвязанных элементов образующих единство (целостность)...

 

Универсализм механизмов и факторов эволюции

Существуют общие закономерности, проявляющиеся не только в структурообразовании, но и в функционировании, а так же в механизме эволюции разных природных систем. Эволюционному естествознанию известно несколько механизмов новообразований, среди которых наиболее распространенными в природе считаются дивергенция и конвергенция...

 

Многоаспектность эволюции:метастабильность, случайность, закономерность

В процессе познания эволюции, на уровне логического воспроизведения развития, исследователь сталкивается с проблемой, обозначенной классиком: "Как выразить движение в логике понятий?". Перефразируя афоризм об искусстве, можно сказать, "поистине развитие заключено в природе, кто умеет обнаружить его, тот владеет им". Любой развивающийся объект является не единым нерасчлененным абсолютом, а многоуровневым системным образованием...

 

Объяснение и понимание эволюционных процессов

В философии сложились следующие подходы к объяснению глобальной эволюции: механистический (Г. Спенсер), телеологический (П. Тейяр де Шарден). Особую позицию занимал А. Бергсон, который попытался преодолеть метафизическую односторонность физикализма и телеологизма в понимании эволюции. Физикалистскую доктрину он отрицал на том же основании, на каком отрицал и телеологизм, считая, что ни причинная детерминация, ни детерминация конечной причиной (целью) не в состоянии объяснить эволюцию, поскольку в обоих случаях "время становится бесполезным"...

 

Экология как самосознание цивилизации и как наука

Раздел 4. Человечество и культурные стратегии развития науки

Глава I. Наука и философия о путях выхода из экологического кризиса

Существенные изменения, происходящие в современной науке, характеризуются учеными и философами как "радикальные изменения видения природы" (И. Пригожин), парадигмальный сдвиг, "эпистемологический поворот" и еще более сильно, как вообще смена вектора движения научной мысли в связи с синергетической парадигмой. Действительно, наблюдаемые перемены затрагивают как структурные, так и содержательные стороны научного знания...

 

Экологизация науки и энвайроментализм

Экология изначально понималась как наука об окружающей среде. Причем, среда воспринималась как нечто внешнее по отношению к познающему субъекту. Задача современной экологии может быть интерпретирована как построение интегральной теоретической модели такой нелинейной системы, как биосфера, в единстве ее биотических, абиотических и антропогенных характеристик...

 

Философия природной среды

Классическая философская и научная мысль, ориентированные на познание всеобщего, создали представление о природе как объективной реальности, дистанцированной от субъекта. Живое бытие было преобразовано в "окружающую среду", но вместе с этим "ушел из жизни" и живой человек, вытесненный трансцендентальным субъектом, вобравшим в себя идею всеобщности человека без обращения к индивидуальному сознанию. В таких условиях сформировалась техногенная культура и технократическое сознание...

 

Глубинная экология

Термин "глубинная экология" предложен норвежским философом А. Нейсом в 1973г. В глубинной экологии ставятся под вопрос "базисные принципы нашего общества" (Нейс), при этом глубинная экология не чувствует себя ограниченной рамками науки. Уорвин Фокс, еще один представитель глубинной экологии, предложил переименовать глубинную экологию в трансперсональную экологию: это говорит о родстве глубинной экологии с восточным опытом познания души и с западной философской психологией...

 

Наука. Этика. Экология

Одна из наиболее обоснованных гипотез по объяснению причин обострения отношений "Человек - Природа" такова: причиной экологических кризисов является разрыв между духом и жаждой материальных ценностей. Перед лицом экологической опасности должен быть плюрализм способов возрождения духовности через религию, искусство, философию и, добавим, экологию...

 

Онтологии единства: корреляции реальности и сознания

Категории "бытие", "материя", "реальность", "природа" являются основными в философской онтологии. Исконно философский смысл сущего содержит категория бытия, выражая способ человеческого существования. Экзистенциализм известен как философия, сложившая гимн бытия, Хайдеггера называют поэтом бытия. Категория материи - фундаментальное понятие материалистической и, в частности, марксистской философии. Категории "природа" и "реальность" гораздо меньше удостоены философского внимания...

 

Рациональность в постнеклассической науке

Обсуждение научной рациональности и рационализма вообще стало едва ли не основным содержанием философских дискуссий нашего времени. Конец XX в. и третьего тысячелетия - это не только временной рубеж, это период поиска новых смыслов бытия человека в мире. Рациональность всегда являлась тем стандартом, которым руководствовались в выборе ориентиров. Однако сегодня в эпоху, которая характеризуется как глобальный цивилизационный кризис, когда происходит смена культур, старые стандарты не устраивают, а новые еще предстоит обозначить...

 

Ноосферное знание и новая философия науки

Наука на современном этапе развития не может быть задана однозначно, в частности, теми критериями научности, которые сформулированы в рамках позитивистко-аналитической философии науки. Современное научное сообщество не просто объединяет ученых, специализирующихся в разных областях научного знания, в нем можно выделить сторонников, по крайней мере, трех научных программ, или парадигм, которые складывались исторически - классической, неклассической и постнеклассической...

 

Ноосферные идеи в космизме и в современной науке

Ноосферное учение В. И. Вернадского возникло и развивалось в интеллектуальной среде, имя которой - русский космизм. В современной философии науки обращение к космизму связано с теми проблемами, которые возникают в ситуации глобального цивилизационного кризиса - это экологические, эволюционные, проблема выживания. Традиционная научность, опирающаяся на "чистый разум", не включает в себя ни ценностей, ни нравственно-этической составляющей. Осмысление того, что наука не является знанием о мире самом по себе, способствовало возникновению новых моделей научного знания...

 

История и перспективы развития западного мышления

Завершая рассмотрение истории и философии науки и поднявшись до определенных высот в понимании процессов научной динамики, хотелось бы с этих позиций увидеть новый горизонт - динамику западноевропейского мышления и в этом новом пространстве наметить контуры и перспективы современной науки...

 

Вместо заключения

...Обращаясь к анализу оснований науки, выявляя обусловленность научной деятельности не только объектом, но и культурными нормативами, стандартами рациональности, новая философия науки сближается с антропологией. В современной философии науки снимается дуализм практического и теоретического разума, дуализм естественного закона ("звездное небо над головой") и моральных принципов ("моральный закон во мне")...

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

Архив Рассылки


В избранное