Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Человек в поисках Истины

  Все выпуски  

Человек в поисках Истины


НАУКА И РЕЛИГИЯ:

Современная естественно-научная картина мира:

Эволюция Вселенной

Биологическая эволюция

Проблемы отношений между наукой и религией:

Эволюция и креационизм

Библейская критика

Гомосексуальность и гомофобия

Вера и разум: точки зрения

Материалы о религии:

Научное религиоведение

История и учения религий мира

История христианства

Фундаментализм в свете истории

Об инакомыслии и сектантстве

Материалы о религии в современном мире:

Религия, права человека и гуманизм

Религия и общество

Позиция атеиста

Проблемы ОПК

А так же:

Видеофильмы

Видеоролики

Наша позиция:

"Моё кредо"

Статьи Елены Преображенской

Статьи Александра Грайцера

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

Cogito ergo sum

(Мыслю, следовательно, существую)

Здравомыслие против фундаментализма

 Выпуск 19 / 2008-09-23 

Дорогие друзья!

Оповещаем вас о наших обновлениях.

1. На сайте «Путь в бесконечность» размещено RSS новостей Информационно-аналитического Центра «Сова» (http://religion.sova-center.ru/). Центр освящает проблемы религии в светском обществе. Теперь на нашем сайте будет ежедневное обновление этих новостей.

На сайте «Тайны мироздания» аналогичным образом будут транслироваться новости науки.

2. Так же на сайте «Путь в бесконечность» начато (и в перспективе будет продолжено) размещение видеофильмов. По техническим соображениям добавление видео, вероятно, будет в основном происходить на сайте «Путь в бесконечность», а не на «Науке и религии»: это гораздо быстрее и удобнее, а мы всё же – обычные люди, время и силы которых небезгранично.

3. На сайт «Тайны мироздания» в раздел «Из истории библейской критики» размещены циклы статей: О поисках исторического Иисуса и Научное изучение Библии

А так же в раздел «Проблемы гомосексуальности» размещены статьи о проблемах гомосексуализма в двух категория: Современный научный подход и Либерально-богословский подход

Эти материалы аналогичны размещённым ранее на «Науке и религии», поэтому от подробных описаний я воздержусь.

4. В категорию «На стыке науки и мира непознанного» добавлены материалы:

Исследования доктора Масару Эмото

Японский исследователь Масару Емото (Masaru Emoto) приводит еще более удивительные доказательства информационных свойств воды. За время работы он сделал более 10000 фотографий, некоторые из них опубликованы в его книгах "The Messages from Water" 1, 2 и "Water knows the answer"...

Так же размещены файлы книг: Эмото Macapy. Послания воды. Тайные коды кристаллов льда и Эмото Масару. Энергия воды

Книги объёмные, с иллюстрациями, для чтения их можно скачивать.

5. В категорию «Из истории философии» размещены следующие статьи:

Философия Джордано Бруно

Имя Джордано Бруно считается символом эпохи Возрождения, давшей первый толчок к последующему разрыву с традиционно-христианским мировоззрением, углубившемся  в Новое Время (о чём будет сказано в других статьях).  Вне всяких сомнений, Джордано Бруно является ярчайшим примером бунтаря, противопоставившего свою философию официальной доктрине церкви. Ниже представлены материалы из разных источников на тему мировоззрения Джордано Бруно и причин его осуждения и казни. 

 ... Мир — бездна бездн. И каждый атом в нем

Проникнут богом — жизнью, красотою.

Живя и умирая, мы живем

Единою, всемирною Душою...

 

За что сожгли Джордано Бруно?

... бруновское учение о множественности миров затрагивало святая святых христианской веры, и именно поэтому следователи настойчиво предлагали Бруно отказаться от еретических взглядов, будто душа человека подобна не аристотелевской форме (неотделимой телесным образом от материи), а кормчему на корабле.  Бруно  отказался это сделать, потому что именно такая душа была необходима ему для связи с иными мирами, образующими, по мысли философа, некоторую целостность, аналогичную организму.  В число важнейших составляющих философии Бруно входил гилозоизм - учение, отождествляющее "живое" и "сущее" и, в частности, рассматривающее Космос как живой организм. Понятно, что такой душе уже не нужна прежняя церковь (как посредник между принципиально различными земным и небесным мирами), однако самой церкви вряд ли могла понравиться перспектива лишиться человеческих душ, а вместе с ними и прихожан. Гораздо проще было навсегда расстаться с одним из них...

 

Религиозная философия Спинозы

СПИНОЗА, БЕНЕДИКТ (Spinoza, Benedictus) (1632–1677), или Барух д'Эспиноза, – известный голландский философ, один из крупнейших рационалистов 17 в. Родители Спинозы были еврейскими эмигрантами, переселившимися из Португалии, и он был воспитан в духе ортодоксального иудаизма. Годы жизни Спинозы совпали с началом эпохи Нового времени. В своем творчестве он осуществил синтез научных идей эпохи Возрождения с греческой, стоической, неоплатонической и схоластической философией...

 

Учение Спинозы о единой субстанции (Боге) и особенности пантеизма Спинозы

... Существует одна субстанция, которая и есть причиной самой себя. Понятие «причина самой себя» (causa sui) является важнейшим понятием метафизики Спинозы. Он пишет: «Под причиной самой себя я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе как существующее». Можно сделать вывод о совершенности субстанции, о том, что кроме нее ничего более совершенного быть не может. Она существует необходимо, ее существование непосредственно совпадает с ее сущностью. Субстанция не может не существовать, поскольку она бы утратила свою абсолютную совершенность, так, она не требует творения, т.е. какой-либо высшей субстанции...

 

Эпоха Просвещения

...Название "Просвещение" закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Enlightenment; фр. Les Lumières; нем. Aufklärung; ит. Illuminismo), восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума...

 

Философия и творчество Вольтера

Жизнь и творчество Вольтера

Зашита деизма от атеизма и теизма

 "Великий драматический дар Вольтера сравним с греческим по масштабу таланта и многообразию интересов мятежной души, рожденной для глубочайших трагических потрясений. Он добился того, чего не достиг ни один немец, ибо природа французов намного ближе, чем у немцев, к греческой; поэтому он явился последним великим писателем, который, говоря языком прозы, слышал, как грек, обладал художественным сознанием грека, простотой и изяществом грека". Так оценивал Вольтера Фридрих Ницше. Вольфганг Гёте полагал, что "именно Вольтер способствовал формированию таких личностей, как Дидро, Д'Аламбер, Бомарше и др., поскольку, чтобы представлять собою что-то по сравнению с ним, необходимо обладать очень многими достоинствами". И действительно, саркастической прозой, острым и элегантным стилем, страстью к справедливости и беспредельной терпимостью, со своим смехом и неистовыми вспышками Вольтер стал эмблемой культуры эпохи Просвещения...

 

Философия и творчество Вольтера (продолжение)

"Защита человечества" от "возвышенного мизантропа" Паскаля

Против Лейбница и его "лучшего из возможных миров"

Основы веротерпимости

"Дело Каласа" и "Трактат о веротерпимости"

..."великие принципы устройства светского государства, верховной власти народа, равенства в правах и обязанностях, уважения к естественным правам индивидуумов и народов, необходимости мирного сосуществования разных мнений в общественной жизни, неотъемлемых прав на свободу мысли и возможность свободной критики; благородная и оптимистическая идея неутомимой борьбы против предрассудков и невежества и соответствующей пропаганды, направленной на распространение культуры как главных орудий прогресса нашей цивилизации, - все эти вопросы с большим или меньшим энтузиазмом уже обсуждались и пропагандировались многими писателями XVIII (и даже XVI и XV вв.); они вновь были подняты Вольтером, приведены в соответствие с новой эпохой и изложены с такой аналитической проницательностью, остроумием, убедительностью и ясностью, с таким богатством исторических примеров, с силой обобщения, беспримерным мужеством и нравственной последовательностью, что их действенность возросла во много раз; можно сказать, что только благодаря Вольтеру эти вопросы приобрели решающее значение, остроту и актуальность" (М. Бонфантини)...

 

Философия и творчество Руссо

Жизнь и сочинения

Человек в "естественном состоянии"  

Руссо против энциклопедистов

Руссо-просветитель

...Просветитель и романтик, индивидуалист и коллективист, предшественник Канта и Маркса, Руссо стал объектом многих исследований и различных интерпретаций. Например, Кант назвал его "Ньютоном нравственности", а Г. Гейне - "революционной головой, исполнительной рукой которой стал Робеспьер". Для некоторых он является теоретиком сентиментализма - нового и прогрессивного для того времени течения в литературе; для других он - защитник полного слияния индивида с общественной жизнью, противник разрыва между личными и коллективными интересами; кто-то считает его либералом, а кто-то - теоретиком социализма; некоторые принимают его за просветителя, но для кого-то он - анти-просветитель. Но для всех - первый крупный теоретик современной педагогики. Во всяком случае, по прочтении его книг становится ясно, что Руссо - сын эпохи Просвещения и отец романтизма...

 

Философия и творчество Руссо (продолжение)

"Общественный договор"   

"Новая Элоиза"   и "Эмиль", или Педагогический путеводитель 

Естественность религии и отношение к христианству

 ..."Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах" - такими словами открывается трактат Руссо "Об общественном договоре". Освободить человека и вернуть ему свободу - вот цель женевского философа...

 

Жизненный путь и философия Канта

В заключении "Критики практического разума" Кант писал: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее я размышляю о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне"...

 

Кант и религия

... В одной из поздних работ, «Религия в пределах только разума», Кант отмечает, что упование на загробное воздаяние и всесправедливейшего устроителя мира искажает чистоту морального мотива. Ведь нравственный долг не предполагает никаких дополнительных желаний и надежд. Иначе говоря, нравственный ригоризм Канта оказывается трудно совместимым с религиозным сознанием его современников...

 

Гегель и религия

Гегель убежден в том, что религия является “одним из самых важных дел нашей жизни”, в религии прежде всего заинтересовано сердце. Подлинная, живая, “субъективная” религия выражается в чувствах и поступках. Ей противостоит или, точнее, в нее включена “объективная” религия, существующая в виде мертвого знания о боге. Если первую можно сравнить с живой книгой природы, то вторая - кабинет натуралиста, который умерщвляет насекомых, засушивает растения, заспиртовывает животных, укладывает в единую рубрику все то, что природа разъединяет, устанавливает единую цель там, где природа связывает узами дружбы бесконечное многообразие целей...

 

Лекции по философии религии Гегеля

В курсе лекций по философии религии Гегель разрешает противоречие между философией и теологией, и как только противоположность между обеими сторонами достигает той степени на которой каждая из них враждебно отталкивает от себя другую, возникает потребность в сближении, где бесконечное являло бы себя в конечном, а конечное - в бесконечном, и каждое из них составляло бы более особенного царства. Это было бы примирением чистого религиозного чувства с познанием и интеллектом...

 

Гегель и гегельянство

ГЕГЕЛЬ, (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1831) - немецкий философ, создатель философской системы, являющейся не только завершающим звеном в развитии немецкой трансцендентально-критической философии, но и одной из последних всеобъемлющих систем классического новоевропейского рационализма. Гегель разработал теорию диалектики на основе философии абсолютного (объективного) идеализма...

 

Людвиг Фейербах и религия

Людвиг Фейербах (Feuerbach, 1804 – 1872) известен как материалист и критик религии. Однако суть его антирелигиозных убеждений заключалась в том, что на смену традиционным религиям должна прийти "религия" любви человека к человеку...

 

Из категории «Новые формы религиозного сознания»:

Космическая философия Циолковского

К.Э. Циолковский, постоянно провозглашая научный характер своей философии, высказал редко цитируемое признание:"... я не могу руководствоваться исключительно научными выводами, сделанными нами ранее. Помимо того, что они не могут решить мне всех вопросов, которые возникают в жизни, мое сердце жаждет большего, видит дальше, чем разум, и чище его. Смутные чувства и желания влекут меня к великому учителю, с его великою любовью... Только непонятно, откуда эти чувства, которые выше разума"...

 

6. Теперь предлагаем вашему вниманию 4 часть статьи Александра Грайцера «Человек творящий» (три первые части можно читать как в архиве рассылки, так и на персональном сайте Александра Грайцера http://cetroi.ucoz.ru/publ/1-1-2)

ЧЕЛОВЕК ТВОРЯЩИЙ. Часть 4.

Самопознание через самораскрытие

 Чего не знает Творец?


Итак, мы пришли к тому, что творчество - это самопознание. Творец познает себя через познание своего творения. И для этого ему необходимо творить. Но неужели Бог Сам Себя не знает? - может быть, спросит удивленный читатель. Разве у Него есть потребность в самопознании? В дерзновении предполагаю, что, таки да, Господь Бог, благословенно Имя  Его, до конца и не знает, на что Он еще способен. А если бы знал, то, вероятно, Ему было бы уже не столь важно и интересно творить.

Видите ли в чем дело, любой истинный творец (а не ремесленник) в процессе творчества никогда не знает, как в конечном итоге, будет выглядеть его произведение. Почему? Потому что творчество — созидание нового. Чего еще не было и не существовало. Иными словами, Бог — это первооткрыватель и у кого из людей хватит смелости сказать, что Бог не испытывает удивления и радости открытий! Какая-то необъяснимая тайна присутствует в творчестве, благодаря которой и возникает это новое, неведомое до определенного момента даже самому творцу. А Бог, как сказано в Библии, творит все новое. Новое даже для Самого Себя. А в противном случае, Бог не творец, а ремесленник, создающий под копирку. Что, конечно же, не так. Творец творит и до конца не знает, что у него получится.

Бывает и так, что произведение не удовлетворяет автора, и он его уничтожает. Как произошло, к примеру, со вторым томом «Мертвых душ» Гоголя. Да и первый вариант мира, в какой-то момент перестал удовлетворять Творца и Он его уничтожил в водах потопа. Дав человеку свободную волю, Бог увидел, к чему это может привести.  Повествуя об этом, Библия говорит, что Бог раскаялся в том, что сотворил человека на земле и восскорбел в сердце Своем. И это не просто красивый поэтический образ или «антропоморфизм», как говорят некоторые исследователи Библии. Через акт раскаяния происходит совершенствование, осуществляется изменение способа жизни или творчества. Творец пребывает в поиске и ищет лучшие решения. Бог неустанно продуцирует новые идеи и осуществляет их. Представляете, какая у Него мотивация для творчества! Меня, вашего покорного слугу, например в творчестве привлекает именно это — чудо, тайна. Ты садишься за стол и склоняешься над чистым листом бумаги или над клавиатурой фортепиано — и в какой-то момент ты переходишь рубеж извесного и отправляешься в свободный полет. Что ведет тебя в этом полете, ведь ты не знаешь, где приземлишься?

А что ведет Бога? Я думаю, что Бог обладает коллосальнейшей потенцией творчества, которая жаждет реализоваться. Это вечно неиссякающий источник, чрево творящее, создающее из хаоса гармонию и красоту. Именно этим — вечно новым творчеством и творением Себя и объясняется потребность сапопознания. Ведь творец, как мы уже упоминали, занимаясь творчеством, не просто творит мир, он еще и творит самого себя. И оценивая свое творение, познает самого себя. Он обновляется вместе со своим творчеством и вместе со своим творением. Более того, Он обновляется именно своим творчеством. Творчество — это инструмент обновления!

Оборотная сторона познания

За счет чего происходит это обновление или каков его механизм? Дело в том, что в творчестве одновременно присутствует два противоположных момента — небытие и бытие. Небытие, которое в творческом акте Бога  становится бытием. Или незнание и знание. Незнание, назовем его духовной  нищетой, которое в процессе творчества становится знанием. И здесь мы подступаем к феномену веры. Духовная нищета или незнание — основной элемент веры. Потому что нельзя верить в то, что знаешь. Знание не требует веры. Знание самодостаточно. И об этом нам говорит хотя бы история с грехопадением человека, о которой мы уже говорили. Вкусив плод познания, Адам согрешает против Бога. Фактически Адам меняет Бога на самого себя или на предмет своего познания. Его внимание теперь уже сосредотачивается не на Боге, а на предмете познания. И Адам сразу же теряет глубину бесконечности, которую дает ему пребывание Адама в Боге. И Адам теряет вечную жизнь, когда слава Божья, в которую был облачен Адам, покидает его.

Таким образом, питание плодами познания приводит человека к тому, что он лишается, теряет Бога. Почему же так происходит? Нам, людям двадцать первого века очевидны преимущества знания перед  незнанием. Мы стремимся к знаниям и недаром наш век назван веком информационных технологий. Знание постоянно растет. Но рост знания достигается через веру, через поиск. Ученый ищет, потому что верит, что там, за пределами его знаний, что-то есть. То, что еще не познано. Проще говоря, человек не может искать, если он считает себя уже нашедшим. Не может узнать что-то новое, если он уже считает себя знающим. Знание закрывает перед ним тот факт, что за этим знанием он чего-то и не знает. И что за знанием есть иное знание, которое, может быть, опровергает первое. Чтобы искать новое, нужно отдавать себе отчет, что твои знания недостаточны и несовершенны.

Таким образом нам открывается символика библейского грехопадения. Знание, имеющее свою конечную форму, закрывает от человека вход в бесконечность, саму потенцию развития, все то, чем и является Бог, как Творец нового и неизведанного. Знание представляет человеку образ истины, который тот охотно воспринимает за саму истину. И подменяет истину лишь одним из многочисленных ее образов. К примеру, если человек принимает доктрину о том, что Бог — это не человек, а человек — не Бог, и никогда Им не станет, - то, как такой человек может принять истину о том, что напряму противоречит его доктрине? И поэтому Бог вынужден отвергнуть от Себя, от бесконечности, человека, предпочившего Ему, Богу, — знание уже сотворенного и существующего. 

Тайна творчества

Творчество — это рождение нового или создание нового. «И сказал Сидящий на престоле: «Вот, Творю все новое». И говорит мне: «Напиши, ибо слова эти истинны и верны». (Откровение Иоанна 21, 5). Идеал творчества, веры и жажды Бога выразил апостол Павел, сказав, что он и весь мир почитает тщетой, за ничто перед Богом. Все свои большие знания, которые тем не менее вели Павла, тогда еще Савла, в обратном
направлении, побуждая преследовать и расправляться с иноверцами, он отвергает ради превосходства познания нового. Новое возникает через отказ от старого. 

«Отвергнись себя, - говорит Бог человеку, - возьми то, что Я даю тебе». «Возьми свой крест и следуй за Мной» - говорит Христос. Крест — это орудие умервщления, на котором умирает конечность, чтобы через нее проявилась бесконечность. Старое умирает, чтобы дать дорогу новому. Человеческая сила умирает на кресте, чтобы дать место силе Божьей. Фактически на кресте умирает старый — греховный мир, чтобы дать место новому. Христос, взявший на Себя все грехи человечества, прибивает их вместе с Собой на крест, чтобы воскреснуть новым и преображенным, свободным от
тления смерти.

Для чего-же умирать Богу, зачем понадобилась смерть Христа? В этой смерти и воскрешении содержится тайна обновления, тайна творчества. Вы не воскреснете, если не умрете. Вы не можете творить новое, будучи старым. Вы не создадите ничего нового, если будете держаться за старое. Ведь все наши знания наряду с тем, что они что-то объясняют и проясняют, наряду с этим и пленяют и рождают в нас ложные представления о реальности. Мир обновляется через умирание старого и рождение нового.

Иными словами, вы не можете творить новую реальность, если вы знаете, какая она есть на примере старой. Вам тогда уже нечего творить, вам остается лишь принимать уже существующее. К примеру, вы не сможете написать книгу, если думаете, что все книги уже написаны и вы не можете сказать ничего нового. Вы не можете идти вперед, если думаете, что вы уже пришли к желаемому. Или если вы думаете, что все новые места на планете открыты, вы и не мечтаете о том, чтобы найти место, куда бы еще не ступала нога человека.

Обновление, движение вперед, творчество возможны только там, где вы переосмысливаете предыдущие знания, в каком-то смысле отказываетесь от них, пересматриваете их, разрушаете прежднюю картину, чтобы создать новую. Один мир разрушается, другой мир создается. Тот, кто идет вперед, забывает себя прошлого, чтобы стать новым. Бог ежедневно творит все новое, обновляя лицо мира и цивилизации, обновляя человека. Так Творец постоянно обновляет Свое творение и Сам обновляется Своим творчеством. Он умирает и воскресает уже обновленный новым видением и пониманием. В Своем творчестве Он проявляет, открывает Себя и познает Себя Самого. Равно и человек, покуда он вовлечен в творчество Бога, обновляется и возрастает, приносит плоды и результаты своего труда и творчества.

Александр Грайцер

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

Архив Рассылки


В избранное