Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Человек в поисках Истины

  Все выпуски  

Человек в поисках Истины


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Путь в бесконечность": проект о религиях и духовном поиске

"Мудрость": проект священных книг, этническая музыка

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

 

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

Cogito ergo sum

(Мыслю, следовательно, существую)

Здравомыслие против фундаментализма

 Выпуск 20 / 2008-09-26 

Дорогие друзья!

Сегодня я хочу представить вам подборку материалов категории Новые формы религиозного сознания, размещённую на сайте "Тайны мироздания".

Начну с того, что предложу вашему вниманию одну из статей, которую, признаюсь честно, давно хотела предложить вам.

Алла Авилова. Религиозные индивидуалы

Появилась категория людей, которой еще нет названия, однако назвать их как-то, по-моему, надо. То, что не названо, вроде и не существует, а люди, которых я имею в виду, заслуживают внимания. Их можно встретить во всех странах, в том числе и в России. Их становится все больше. Это люди со своей религиозностью, сложившейся после продолжительного духовного бродяжничества, знакомства с самыми разными традициями и чтения множества книг о религии, философии и психологии. При этом они по складу характера - индивидуалы, то есть люди, привыкшие принимать решения и действовать самостоятельно. Я бы так и назвала их: религиозные индивидуалы, а еще лучше: "ре-индивидуалы" ("ре" здесь хорошо тем, что является частью слова "религия" и одновременно созвучно латинской приставке со значением "вновь").

В научной литературе есть такое понятие, как "индивидуальная религиозность". Такая религиозность существовала всегда и бывает она самой разной. Между прочим, уже имеется наш российский тест этого явления, разработанный Ю.В.Щербатых, который так и называется: "Тест для определения структуры индивидуальной религиозности",. Поскольку там есть такие вопросы, как: "Можно ли при помощи магических приемов приворожить любимого человека?" или "Считаете ли вы, что если во время молитвы поставить свечку, у нее будет больше шансов быть услышанной Богом?", вряд ли он подходит для характеристики ре-индивидуалов. Их религиозность другого порядка: серьезная, продуманная, трезвая, спокойная, самостоятельная.

Однако такие качества не проявляются при первом знакомстве и в разговорах обо всем сразу, и потому ре-индивидуалов легко принять за других. Не очень искушенный человек наверняка отнесет их при поверхностном впечатлении к какой-то уже проэтикетированной разновидности: к нео-язычникам, например, или к эзотерикам, или к богословствующей самодеятельности. Ре-индивидуалы похожи в чем-то на всех других богоискателей и одновременно не вписываются в утвердившиеся религиозные структуры. Они живут со некой собственной смесью религиозных представлений и в этом похожи также на нью-эйджеров. Но ре-индивидуалы, о которых идет речь, не нью-эйджеры. Они олицетворяют по сути "пост-нью-эйдж". Их религиозность - как бы следующая станция де-традиционализации, так сильно проявившейся в движении нью-эйдж. На этой станции отношение к традициям хотя и остается избирательным и, если хотите, потребительским, то становится вместо с тем серьезнее и уважительнее - ну что ли, более взрослым. И смесь представлений ре-индивидуала по сравнению с "методиками" и "учениями" нью-эйджеров качественно другая: более органичная и уравновешенная, и при этом в ней имеется, как правило, некое ядро. У российских ре-индивидуалов это часто христианство в, если так можно выразиться, надконфессиональной форме. Они не смотрят на источники с точки зрения их конфессиональной принадлежности или каноничности. Для ре-индивидуала каноническое Евангелие от Матфея и гностическое Евангелие от Фомы совместимы, как и совместимы Серафим Саровский и Мейстер Екхарт или еще кто-то с кем-то. Интересно, что в российском интернете попадается такое выражение, как "индивидуальное христианство". Его английский аналог Гугл мне не нашел. Спешить с выводами, конечно же, не стоит, однако вышеназванный факт показателен.

Мне приходилось общаться в Голландии, где я уже давно живу, с самыми разными ре-индивидуалами. В основном это люди с высшим образованием, которым за 40. Каждый из них не только перечитал горы книг и знает мировой духовный Олимп не хуже древнегреческой мифологии, но и по крайней мере испробовал какую-то духовную практику, не говоря о психотреннингах. Чаще всего ре-индивидуал имеет многолетний опыт медитации, дойдя при этом до фазы, когда медитация начинает приносить плоды. Вопреки традиционным представлениям, современный ре-индивидуал убежден, что духовный поиск водиночку может подвести к встрече с Богом.

Скорее всего, это будет Бог не в каком-то каноническом облике, а в том образе, в котором данный конкретный человек в состоянии Его узнать. Можно ехидно спросить: а Бог ли это? Но это для ре-индивидуала пустой вопрос: кто может знать Бога? Пути Господни неисповедимы, да и пути к Нему - тоже. Правда, можно упрекнуть ре-индивидуалов в том, что "Бог в себе" у них как-то очень уж похож на "Бога для себя". И в этом обстоятельстве скрывается драма ре-индивидуалов.

Надо сказать, что ре-индивидуалы не индивидуалисты, интересующиеся только собой. Из публикаций по этой теме в той же Голландии (а то, что здесь происходит в духовной сфере, показательно и для всей Европы) мне известно, что многие из ре-индивидуалов хотели бы больше участвовать в общественной дискуссии о духовном состоянии общества и в соответствующих проектах, но не знают как. Сложившиеся в религиозной сфере отношения не включают в дискуссии и проекты индивидуалов. В России же социальная активность ре-индивидуалов еще более проблематична, так как у нас бытует подозрительное отношение к индивидуальной религиозности. Интересный это, между прочим, парадокс: наше общество, переполненное индивидуальной религиозностью, продолжает считать ее по инерции "блажью", "дурью", "галиматьей" и даже социально опасным явлением. Уютна мысль, что традиции - это "верное дело": все же коллективный опыт. Что касается коллективного опыта - все правильно, а вот "верное дело"... Ре-индивидуал скажет на это, что и батюшки, носители коллективного опыта, ошибаются, и богословы впадают в опасные ереси, которые не сразу распознаются церковным руководством.

Ре-индивидуалы, по сути, первое поколение самостоятельных богоискателей, которым никто не мешал выйти за пределы доставшейся им от родителей конфессии и даже за пределы христианства. Они не просто что-то слышали или читали о единстве религий - они установили это сами. У них несравненно более широкий кругозор, чем у предыдущих поколений, в их распоряжении психологические знания, помогающие разобраться в себе (что очень важно в духовном поиске), и они способны мыслить и действовать самостоятельно. Им не свойственно где-то и как-то тусоваться, кричать о своих открытиях, бить в колокола или лезть со своими теориями в ток-шоу. Они не критикуют церковь и тем более не борются с ней, - им это просто незачем. Такое поведение делает ре-индивидуалов незаметными в обществе, хотя их численность вполне может быть не меньшей, чем количество воцерковленных верующих. Логично предположить, что ре-индивидулов будет все больше и больше.

Де-традиционализация - неизбежное последствие индивидуализации. Широкое распространение внеконфессиональной религиозности в самых разных формах как на Западе, так и в России показывает, куда дует ветер перемен в ХХ1 веке. Немыслимо, что современный человек, ориентированный всеми социальными и экономическими структурами на самостоятельность (быть личностью, хозяином своей судьбы, свободным человеком и т.п.) может и ныне в какой-то сфере жизни беспрекословно следовать возложенным свыше предписаниям и при этом слепо верить, что это "свыше" - сам Господь Бог. Такая раздвоенность смахивает на шизофрению и потому попадается редко. Что происходит чаще - это возникновение внутреннего конфликта у тех, кто желает приобщиться к традиционной вере, но, в силу своих личных особенностей, не может. Ре-индивидуалы, испытавшие этот конфликт на себе, разрешили его для себя лично в духе времени - по-своему, самостоятельно.

Слово "индивидуал" уже имеется в последнем издании Словаря Ушакова, где ему дается такое определение: "Лицо, выполняющее индивидуально, единолично какую-н. работу, в противоп. лицам, работающим группой, коллективом." Это не то же самое, что индивидуалист (У Ушакова индивидуалист - это "последователь, сторонник индивидуализма.", а индивидуализм - это "особая форма мировоззрения, противопоставляющая индивида обществу как таковому" и "нравственный принцип, ставящий интересы отдельного человека выше интересов общества").

Индивидуальная деятельность - в духе эпохи, а личность - в цене. Ре-индивидуал - по сути индивидуал, остающийся собой и в религиозной жизни. Я знаю, что это название - необязательно самое лучшее. Что ж, пусть кто-нибудь предложит более удачный вариант, я не против.

 (Babr.Ru)

Помимо приведённой статьи, предлагаю вашему вниманию другие статьи, размещённые на сайте: 

Алла Авилова. Иной выбор

Прежде вера расценивалась как часть судьбы, которую не выбирают. Когда "жить по-своему" становится общественной нормой, то меняется и отношение к вере. Свобода личности, означавшая прежде в религиозной жизни свободу выбирать общину и пастыря внутри доставшейся при рождении конфессии, в странах европейской культуры не имеет больше ограничений. Перейти из католичества в протестанство или наоборот, приобщиться к буддизму, стать астрологом, шаманом или кабаллистом отважится при желании теперь каждый...

... Я разделяю мнение тех, кто считает, что в религиозной жизни, а точнее - в ее парадигме, произошел сдвиг, и его последствия необратимы. Так заставляет думать в первую очередь проявление в поведении людей иной системы ценностей. Прежде фундаментом и каркасом религиозной жизни были вера, незыблимые истины, абсолютные авторитеты, обязательные для всех правила поведения, подчинение личной воли наложенным свыше требованиям, - теперь же ее все в большей мере определяют собственное религиозное чувство, свой опыт и духовный релятивизм, не признающий монополию на истину ни за кем и ни за чем...

 

Алла Авилова. О "Нью Эйдже" - "Новом веке"

... Я думаю, что западный Нью Эйдж у нас еще недостаточно хорошо известен, оттого параллели часто оказываются поверхностными, а оценки - огульными. Имеет смысл лучше разобраться в этом явлении, тем более что оно - интернационально и типично для нашего времени. С этой позиции, хочу попытаться дать общую картину Нью Эйдж -движения на Западе, с его философией, менталитетом и местом в обществе, как она мне представляется после 13 лет работы в голландской газете "Коорддансер", для которой Нью Эйдж - одна из главных тем...

 

Александр Кырлежев. "Безрелигиозное христианство" в "совершеннолетнем мире"?

... "Новая религиозность" постхристианской и постнаучной эпохи – это попытка создать религию нового типа, которая не связана религиозной традицией, идущей из средневекового прошлого, на которую не давит наследие эпохи тотальной религиозности. Произвольность, свобода комбинирования разнородных религиозных представлений, многообразие методик "духовной работы" позволяют соответствовать общекультурной ситуации нашего времени и, вместе с тем, реализовывать свои религиозные потребности. У людей, идущих этим путем, нет разрыва с современной секулярной цивилизацией. Близкие им идеи широко циркулируют в обществе, созвучны и современной психологии, и экологической проблематике, и общемировой тенденции к взаимовлиянию и взаимопроникновению различных культур и, соответственно, религий. "Новая религиозность" синкретична, она заимствует из разных религиозных традиций и областей знания, но она, без сомнения, утратила ключевой элемент европейской религии – веру в личностного Бога иудео-христианской традиции.

Какова же реакция традиционной религии на эти изменения в религиозной сфере? ...

 

Александр Кырлежев. "Безрелигиозное христианство" в "совершеннолетнем мире"? (окончание)

... Чтобы, согласно евангельской заповеди, выполнять миссионерское призвание, Церкви нужно говорить с миром людей. Чтобы говорить с миром людей сегодня, нужно говорить с безрелигиозными людьми постхристианской эпохи, которые не понимают религиозного языка или понимают его заведомо неадекватно. Чтобы идти на стогны, на форум, на агору, нужно знать тех, кто там собирается, и уметь – или, по крайней мере, учиться – разговаривать с другими, непохожими на тебя самого. Эта непохожесть, или "безбожие", не может означать "неполноценность"; напротив, христиане должны прежде всего ставить под вопрос себя самих, свою "адекватность" – как Богу, так и миру. Сегодня невозможно сообщать свое понимание веры и свой духовный опыт, не вступая в равноправный диалог, то есть не продумывая свою веру снова и снова, не делая усилия расслышать вопросы "безбожников", не формулируя по-новому ответы, не беря ответственности за исторические грехи христианства, не учась говорить "разными языками" культуры...

 

Джон Шелби Спонг. Крах миссионерских усилий

... Некоторые данные позволяют сделать ясный вывод, что цель христиан «обратить весь мир ко Христу» в значительной степени окончилась провалом, несмотря на всю миссионерскую риторику. Фактически, в настоящее время в мире живет меньший процент христиан, чем раньше в истории. Я утверждаю, что эти экспансионистские усилия были порочны с самого начала, поскольку за ними стояла плохо замаскированная погоня за властью, которая коренилась в человеческой сосредоточенности на себе... 

 

Джон Шелби Спонг. Проблемы христианского богословия

В своем стремлении перевести рассказ об Адаме и Еве из разряда буквальной истории в сферу символов, отражающих онтологию человеческого существования,  многие люди не осознали, что благодаря Дарвину ментальности прошлого был брошен вызов еще более серьезный, чем вопрос о буквальном существовании Адама и Евы. Дарвин весьма успешно поставил под сомнение совершенство самого творения. Утверждать, что творение «хорошо весьма» – значит, исходить из того, что этому творению присуща законченность. Между тем Дарвин дал нам понять, что творение не закончено даже сейчас. Галактики формируются до сих пор. Человеческая жизнь тоже эволюционирует. Таким образом, вся мифологическая структура, в которую был заключен образ Христа, и через которую он воспринимался, внезапно начала рушиться...

 

Джон Шелби Спонг. Реальность Бога

Я не могу объяснить кому бы то ни было, кто - или что - есть Бог. Не может этого и никто другой, хотя мы и пытаемся представить дело иначе через различные символы веры и доктрины. Реальность Бога не поддается никаким определениям. Ее можно лишь испытать на себе, и нам всегда следует отдавать себе отчет в том, что даже это переживание может оказаться не более, чем иллюзией. Теизм - лишь одно из несовершенных человеческих определений Бога, которое должно уступить свое место другому...

 

Джон Шелби Спонг. Упадок теизма

Признаки упадка теистического понимания Бога налицо. Многие из нас стараются их не замечать, поскольку у нас нет никакой другой альтернативы и мы скорее предпочитаем жить иллюзиями, чем принять реальность как она есть...

Мы больше не приписываем цунами, ураганы или периоды засухи желанию сверхъестественного Бога покарать злодеев. Мы больше не интерпретируем различные заболевания человеческого организма как своего рода наказание, наложенное на жертву разгневанным божеством. Мы больше не полагаемся на то, что Бог отомстит за нас нашим врагам или станет отстаивать наше дело на поле боя. Все это вещи, которые мы когда-то приписывали теистическому Богу, но которые сейчас обычно объясняют, не прибегая к какому бы то ни было сверхъестественному вмешательству. По словам английского исследователя Библии Майкла Гулдера, теистический Бог в наше время остался “безработным”. У этого Бога “просто не осталось ни одного сколько-нибудь значительного дела, которым Он мог бы заняться”...

 

Джон Шелби Спонг. Воззвание к Новой Реформации

Джон Шелби Спонг в течение 45 лет являлся служителем Епископальной церкви США в качестве священника и затем епископа Ньюарка (штат Нью-Джерси) вплоть до своего ухода с этого поста в 2001 г. Выступая с лекциями в Гарвардском университете, а также в ряде других университетов и церковных общин по всему англоязычному миру, он является одним из ведущих сторонников открытого, прогрессивного и ориентированного на науку христианства. Широкую известность получило его воззвание к новой Реформации христианской  Церкви, опубликованное им в диоцезиальной газете "The Voice" в мае 1998 г., текст которого приводится ниже. Подвергаясь оглушительной критике как со стороны других епископов, так и простых мирян, Спонг продолжает быть епископом  "верующих в изгнании", борясь за возможно более полную интеграцию христиан в современную жизнь общества и соответствующее переосмысление церковного учения. Возможно это наиболее радикальный призыв церковного иерарха к обновлению Церкви не только в наше время, но и за всю двухтысячелетнюю историю христианства...

 

Джим Мэрион. Смерть мифического Бога

«Бог мёртв. И это мы убили его»,- писал Фридрих Ницше в самом известном своём сочинении, «Так говорил Заратустра». Это утверждение совпало с началом эпохи религиозного преобразования, с которым человечеству ещё не доводилось встречаться в своей истории. С того момента, как Ницше провозгласил этот знаменитый тезис, минуло не более трёх поколений, но религиозный ландшафт западной культуры успел измениться до неузнаваемости. В Европе традиционные формы Христианства теряют свою популярность, а многие церкви и синагоги становятся не более чем памятниками уходящей эпохе. Что же касается США, то здесь уменьшение приверженности к традиционным католической и протестантской конфессиям идёт параллельно с возрастанием популярности нетрадиционных форм Христианства, в особенности Евангелистской церкви и Пятидесятничества. Уже один этот феномен заставляет социологов выбиваться из сил, однако картина ещё больше усложняется широкой экспансией нехристианских форм духовности. Новые религиозные течения, философия Нового Века (New Age) и мистические учения Востока продолжают привлекать миллионы так называемых «духовных искателей» с Запада, которых уже нельзя назвать религиозной паствой. Таким образом, после целого века изменений, подтвердились прозорливые слова Ницше столь же точные, сколь и преждевременные. Однако религия не погибла, как могло бы показаться, но претерпела значительные трансформации...

 

Чистяков Георгий. Религиозное чувство как психологический феномен

Размышления о самой природе религиозного чувства представляются очень важными, потому что зачастую человек не вполне понимает, что это такое - не следовать тем или иным традициям, правилам или установлениям, но именно чувствовать Божье присутствие или de Deo sentire, как говорил Барух Спиноза. «Чувство совести, как и чувство Бога, искусственно вызвать в себе невозможно». Такой замечательный и, на самом деле, очень глубокий по смыслу афоризм можно найти в Интернете в реплике корреспондента одной из газет, предназначенных для учителей. И не суть важно, чему была посвящена эта реплика, потому что значимо в ней именно это утверждение: «чувство Бога искусственно вызвать в себе невозможно». Оно посещает, поражает и останавливает человека всегда неожиданно. Чувство Бога непременно отличает внезапность...

 

Альберт Эйнштейн. Религия и наука (Космическая религия Эйнштейна)

... Какие же чувства и потребности привели людей к религиозным идеям и вере в самом широком смысле этого слова? ...

... Индивидуум ощущает ничтожность человеческих желаний и целей, с одной стороны, и возвышенность и чудесный порядок, проявляющийся в природе и в мире идей, – с другой. Он начинает рассматривать свое существование как своего рода тюремное заключение и лишь всю Вселенную в целом воспринимает как нечто единое и осмысленное. Зачатки космического религиозного чувства можно обнаружить на более ранних ступенях развития, например, в некоторых псалмах Давида и книгах пророков Ветхого завета. Гораздо более сильный элемент космического религиозного чувства, как учат нас работы Шопенгауэра, имеется в буддизме.

Религиозные гении всех времен были отмечены этим космическим религиозным чувством, не ведающим ни догм, ни бога, сотворенного по образу и подобию человека. Поэтому не может быть церкви, чье основное учение строилось бы на космическом религиозном чувстве. Отсюда следует, что во все времена именно среди еретиков находились люди в весьма значительной степени подверженные этому чувству, которые своим современникам часто казались атеистами, а иногда и святыми. С этой точки зрения люди, подобные Демокриту, Франциску Ассизскому и Спинозе, имеют много общего... 

 

Альберт Эйнштейн. Наука и религия

... Но когда я спрашиваю себя, что такое религия, я не могу ответить на этот вопрос так же просто. И даже найдя ответ на этот вопрос, который удовлетворяет меня в какой-то момент, я остаюсь при убеждении, что я никогда, ни при каких обстоятельствах не сведу вместе, даже в малейшей степени, всех, кто серьёзно размышлял над этим вопросом. Прежде всего, вместо вопроса о том, что такое религия, я бы предпочёл спросить, что характеризует стремления человека, который кажется мне религиозным. Религиозно просвещённый человек представляется для меня человеком, который в максимально возможной для него степени освободил себя от пут эгоистических желаний и поглощён мыслями, чувствами и стремлениями, которых он придерживается ввиду их сверхличностного характера. Мне кажется, что важна сила сверхличностного содержания и глубина убеждения в его всемогущей значимости безотносительно от того, делалась ли попытка объединить это с божественным Существом, ибо в противном случае нельзя было бы считать Будду или Спинозу религиозными личностями. Если религию и науку постигать в соответсвии с этими определениями, конфликт между ними невозможен...

 

Кен Уилбер. Кто я?

... Выдающийся американский психолог Уильям Джеймс неоднократно подчеркивал, что "наше нормальное бодрствующее сознание представляет собой лишь один определенный тип сознания, тогда как вокруг него, отделенные тончайшей из завес, лежат потенциальные формы сознания, совершенно от него отличного". Наше повседневное сознание происходящего подобно небольшому острову, окруженному огромным океаном непредсказуемого и неизведанного сознания, волны которого непрерывно бьют о барьерные рифы привычного нам сознавания, пока однажды совершенно неожиданно не пробиваются сквозь них и не заливают наш остров знанием широкой, преимущественно неисследованной, но в высшей степени реальной сферы сознания нового мира... 

 

Статья Кена Уилбера "Кто я?" является введением к его книге, которая размещена в каталоге файлов, и её можно скачать:

Кен Уилбер. «Никаких границ (или «Безграничное»). Восточные и западные пути личностного роста»

... Переживание высшего тождества – столь широко распространенное явление, что, вместе с учениями, претендующими на его объяснение, получило название "Вечной Философии". Согласно многочисленным свидетельствам, подобные переживания или постижения лежат в основе всех мировых религий – индуизма, буддизма, даосизма, христианства, ислама, иудаизма, – и мы не без оснований можем говорить о "запредельном единстве религий", их изначальном единодушии.

Основная идея настоящей книги в том, что данный тип сознания – сознание единения или высшее тождество – представляет собой естественное состояние всех живых существ; но мы постепенно ограничиваем наш мир и отвращаемся от нашей истинной природы, устанавливая границы...

 

Лучшие статьи Александра Грайцера вы можете прочитать в категории Избранное Александра Грайцера, но я не стану давать их перечень и описание, поскольку они уже были даны ранее на сайте "Наука и религия". Однако на сайте "Тайны мироздания" они размещены не все, а лишь лучшие из лучших, с моей точки зрения.

 Кроме этого всего, на сайте "Путь в бесконечность" в раздел "Религия и общество" размещено небольшое следующее сообщение:

Митинги в поддержку телеканала 2x2 прошли в Санкт-Петербурге и в Москве

Протестантские и исламские фундаменталисты объединяются в борьбе против телеканала 2x2. А сотни молодых людей Москвы и Санкт-Петербурга объединяется в его защите. Вы можете посмотреть видеозаписи митингов в защиту, перейдя по ссылке.

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

В избранное