Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Семейное счастье


ОН ДОБР И ВСЕМОГУЩ?

Что такое это самое зло, заставляющее людей страдать, отку­да оно взялось, и почему Бог не унич­тожит его сразу и навсегда,если Он – добр и всемогущ?

Способность страдать, как счетчик Гейгера, помогает нам почувствовать прибли­жение зла, которое невозможно обнаружить иным способом. Страдание - не зло, это - протест против зла, это вспышка боли в месте прикосновения зла к добру.

Cвободу Буратино!

"Если Бог всемогущ, может ли Он создать такой тяжелый камень, что и сам его не подымет?" - до революции этой каверзной загадкой ставили в тупик новичков шкодли­вые семинаристы. Если не может сотворить, значит - не всемогущ; если сотворит, но не подымет, все равно - не всемогущ. При всем своем кажущемся легкомыслии эта головоломка содержит в себе очень серьезную философскую проблему: может ли творение быть неподвлас­тным Творцу? Возможно ли, чтобы всемогущий Бог создал нечто, над чем не будет обладать абсолютной властью? Способен ли Он ограни­чить собственное всемогущество?
Вопросы очень серьезные, но в православном вероучении на них имеется совершенно ясный ответ. Святитель Филарет Московский про загадку о камне сказал: "Бог не только может создать такой камень, но - уже создал его.
Камень этот - человек". Церковь учит, что Бог сотворил человека для его учас­тия в блаженстве бытия. Весь мир
был устроен так, что существова­ние людей в этом мире наполняло их жизнь радостью и весельем. А главной радостью бытия для чело­века была любовь к нему Бога. Но ответить на любовь может лишь тот, кто свободен в своем выборе. И Бог дал человеку эту удивительную воз­можность - любить или не любить своего Создателя. Так, в огромном сотворенном Им мире, который пол­ностью подчинялся своему Творцу, вдруг появилась территория, над
которой Он не имел власти. Это было сердце человека, которое только он сам мог наполнить любо­вью к Богу, но так же свободно мог и отказаться от этой любви.
Вот на этой-то, неподвластной Богу территории и рождается зло как результат свободы, неверно употребленной человеком. Зло не имеет сущности, потому что оно не сотворено Богом. Тьма - это всего лишь отсутствие света. Так и зло - не отдельная категория бытия, противостоящая добру, это просто - отсутствие добра там, куда человек не позволил войти Богу. Поэтому уничтожить зло невозможно, как невозможно стереть с земли тень. Зло - это мрак, который живет в сердцах людей, не желающих впус­тить в себя свет Божией любви. Но если бы Бог насильно изгнал этот мрак из человеческой души, то люди перестали бы быть людьми и превратились бы в зомби, в автома­ты, жестко запрограммированные на добро и послушание Богу. И ни о какой любви тогда уже не могло бы быть речи, потому что роботы не могут любить. Один духовный человек сказал: "Спасение для желающих, а не для насилуе­мых... Никто никогда не стал добрым по принуждению".
В этом смысле проблему челове­ческой свободы очень хорошо осве­щает всем известная сказка о дере­вянном человечке Буратино. Он не послушал папу Карло, проигнориро­вал наставления мудрого сверчка, прокутил в театре куртку и азбуку, купленные ему отцом на последние деньги, и связался с уголовника­ми. В результате - получил кучу неприятностей, много страдал, и не погиб в болоте лишь потому, что был абсолютно деревянным. Почему он страдал? Потому что "ушел в тень", пренебрежительно отвергнув любовь всех, кому он был дорог. Но был ли папа Карло виноват в его страданиях? Давайте разберемся.
Предположим, что папа Карло, выстругав из полена Буратино, решил лишить своего любимца самой возможности развлекать­ся предосудительным образом. И гвоздями прибил Буратино к полу. Он очень любил его, купил ему самую лучшую азбуку и самую кра­сивую бумажную курточку, кормил его самыми вкусными луковица­ми и... Нет, хватит. Что-то очень уж грустная сказочка получается. Такое благополучие страшнее любо­го Карабаса-Барабаса. Да и папа Карло здесь выглядит как-то сом­нительно.
Лучше уж оставить традиционную версию сказки, которая совершенно очевидно напоминает евангельскую притчу о блудном сыне. Потому что обе эти истории помогают понять важнейший смысл страданий чело­века, соприкоснувшегося со злом: страдая, люди приходят в себя. 
"Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою..." (Лк. 15, 17-18)

Дорогие читатели!

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ВЫПУСКЕ РАССЫЛКИ

С искренней любовью к вам и пожеланием постоянно находиться в состоянии счастья!

Ваш Светозар info@schastye.ru


В избранное