Литературная критика – обзор состояния
Великолепен, информативен очередной выпуск еженедельной газеты писателей России
«Литературная Россия» (18 февраля 2005 года, № 7). Молодец главный редактор Вячеслав
Вячеславович Огрызко. После тоже неплохой и в то же время местами пресноватой
«Литературной газеты» - испытываю здоровый читательский интерес, читаю от корки
до корки. И, кстати, согласен с оценками В. Рязанцева «Ударим рейтингом по критике»
(http://www.litrossia.ru/latest/points/3276.html):
«Понятно, что любые рейтинги - дело неблагодарное. Всегда кто-то будет недоволен
распределением мест среди своих любимцев и недоброжелателей. Я, например, удивлён
тем, что составители рейтинга лучших современных критиков России («ЛР», 2005,
№ 4) зоилом номер один определили Дмитрия Быкова.
Во-первых, критика для Быкова — отнюдь не главное занятие. Когда-то он числил
себя по цеху поэтов, сочинял забавные стишата и какое-то время даже примыкал
к Ордену куртуазных маньеристов. Правда, увлечение поэзией у него прошло очень
быстро. Последние лет пять Быков чуть ли не каждый год выдаёт по новому роману
(один из них народ даже почти признал национальным бестселлером). Ну а в перерывах
между романами преуспевающий сочинитель не прочь поиграться и с различными вспомогательными
жанрами (говорят, в серии
«ЖЗЛ» вот-вот появится написанная им биография Пастернака).
И во-вторых, есть большие сомнения в том, что Быков умеет объективно судить о
современном литпроцессе.
Скорее всего, на выбор составителей рейтинга повлияло то, что Быков везде и всюду
мелькает. Он постоянно вещает по телевизору, не сходит со страниц «Огонька» и
«Вечернего клуба» и заполонил своими книгами все книжные развалы страны. Но количество
- это ещё не всегда показатель качества.
Была б моя воля, я первые строчки рейтинга лучших критиков отдал бы Павлу Басинскому
(вот уже Владимир Личутин, ещё недавно считавший, что этот критик лишь умел подвизгивать
щенком в либеральной подворотне, вдруг решил, что Басинский - самый справедливый
прокуратор), Валентину Курбатову и Капитолине Кокшенёвой.
Но это - частности. Главное - в другом. Рейтинг «ЛР» вольно или невольно помог
уловить основные тенденции происходящих в современной критике перемен.
Первое. Надо честно признать, что сегодня на критическом поле доминируют либералы.
Патриоты пока терпят поражение.
Второе. Либералы литературную критику считают чуть ли не главным своим оружием.
Не случайно критические колонки сейчас присутствуют практически во всех либеральных
ежедневных газетах. Так, в «Коммерсанте» эту колонку ведёт Лиза Новикова, в газете
«Время новостей» - Андрей Немзер, в «Известиях» - Николай Александров. И ничего
подобного, увы, нет ни в «Советской России», ни в «Правде». И не потому, что
у патриотов перевелись свои критики. Руководители патриотической печати до сих
пор к статьям о книгах относятся
более чем пренебрежительно.
Третье. Либеральные «толстые» журналы научились критику вкусно подавать. Тон
тут задают «новомирцы». Помимо дискуссионных статей, привычных обзоров и рецензий
«Новый мир» регулярно, чуть ли не в каждом номере предлагает ведущим критикам
составить свою личную книжную полку, но при условии, что все отобранные книги
будут сопровождены не обезличенными, издательскими аннотациями, а авторскими
комментариями.
И, конечно, особое украшение «Нового мира» - библиографические листки, нетрафаретно
составляемые А.Василевским, С.Костырко и П.Крючковым.
Не отстают от «новомирцев» и «знаменосцы». В «Знамени» не жалеют места для описания
литературного ландшафта в конкретных регионах России.
Есть свои изюминки и в журнале «Октябрь».
И лишь у патриотов царит одно уныние. Ведь только слепой не видит, в каком загоне
оказалась критика, например, в журнале «Наш современник».
Если и происходят какие-то подвижки на критическом фронте у патриотов, то разве
что в редакции журнала «Москва», где уже давно пытается править бал Капитолина
Кокшенёва.
Четвёртое. Увы, критики до сих пор не могут выйти из состояния гражданской войны.
Либералы по-прежнему предпочитают писать в основном о своих авторах. Если они
и касаются чужих, то, как правило, с позиций огульного охаивания. Я что-то не
могу припомнить, когда Андрей Немзер, например, доброжелательно оценивал романы
Юрия Козлова, Владимира Личутина или Александра Сегеня.
Впрочем, консерваторы чаще всего платят либералам тем же. За исключением всё
той же Кокшенёвой. Она умеет писать не только о Леониде Бородине или Михаиле
Попове, но и о Юрии Буйде и Игоре Клехе, а если понадобится, то, несмотря на
свою приверженность реализму, готова в пух и прах разгромить самого что ни на
есть традиционалиста Романа Сенчина.
Пятое. И «левые», и «правые» сейчас насоздавали кучу всяких премий, как очень
денежных, так и чисто символических. Естественно, практически все награды раздаются
только своим. Но либералы делают это немного изящней. Причём первую скрипку в
премиальном процессе у них играют прежде всего критики. Они умеют выстраивать
интригу буквально из ничего. Сначала привлекут внимание к очередной премии звёздным
составом жюри. Потом обнародуют лонг-лист. Через какое-то время подбавят жару,
сократив число претендентов до
пяти-восьми человек. Затем начнут в подконтрольных или дружественных им изданиях
раскручивать имена, оставшиеся в шорт-листе. В общем, каждую премию критики разыгрывают
в целый сериал.
А что патриоты? Ну выбили они для Большой и Малой литпремий России из солидной
компании «АЛРОСА» 20 тысяч долларов. А дальше-то что? А ничего. Никаких публичных
обсуждений претендентов, ни лонг-, ни шорт-листов, ни звёздного жюри. Всё известно
заранее. Одну премию обязательно дадут представителю Якутии (и уже практически
все якутские сочинители у нас олауреачены), а другую, самую весомую в денежном
выражении, непременно получит или кто-то из руководства Союза писателей России,
или кто днюет и ночует на Комсомольском
проспекте, 13. Консерватору пусть и с именем, но не вхожему в кабинеты Сергея
Лыкошина или Ларисы Барановой-Гонченко, можете не беспокоиться, ни Большая, ни
Малая литпремия России не светит.
Так же кулуарно распределяют патриоты и премии имени Фета, имени Тютчева и имени
других классиков. С оценками критиков у патриотов считаться как-то не принято.
Шестое. Не всё так уж и безнадёжно. Пока «левые» дрались с «правыми», возникли
новые, в какой-то мере аполитичные издания, неравнодушные к современному литпроцессу
и выпестовавшие целую когорту критиков нового плана. Я имею в виду прежде всего
журнал «Афиша», в котором так ярко раскрыл свои критические способности Лев Данилкин.
И, наконец, стали прорезываться зубки и у провинциалов. В ещё вчера умиравшем
журнале «Сибирские огни» вдруг очень резво на ноги встал критический отдел, тон
в котором задают прежде всего статьи Владимира Яранцева.
Так что если один всего лишь рейтинг способен привести к семи выводам, значит,
путь выбран в целом верный».
На самом деле современная российская литературная критика и литературоведение
ещё разнообразнее, если вспомнить добротные «интеллектуальные» журналы или Ex
libris «Независимой газеты» (сейчас как раз читаю выпуск за 17 февраля 2005 года)
или даже «Книжное обозрение». Однако в целом палитра представлена верно. Кстати,
в ближайших номерах редакция «ЛР» опубликует рейтинг писателей, умеющих лоббировать
интересы писательских сообществ в структурах власти.