Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Литературные встречи и впечатления

В пятницу 25 ноября 2005 года в Центральном Доме Литераторов встретился с давним
приятелем поэтом Вячеславом Глебовичем Куприяновым. Он дал мне газету Союза писателей
России «Российский писатель» (Москва, № 21 /120/, ноябрь 2005 г.), в которой
на 15-ой полосе под рубрикой «Судьба» размещены четырнадцать фотографий о его
жизни. На снимках – и его жена Наталья, участница наших сабантуев. Прекрасно
она выглядит на фото 1993 года – конный клуб, Германия. Отлична и фотография
с философом Георгием Гачевым и поэтом-академиком
Гане Тодоровским во время получения Македонского жезла поэзии (Охрид, 1999).
Гачев, как и Куприянов, - с темноволосой шевелюрой.

Спросил у Вячеслава, прочел ли он последнюю книгу Георгия «Осень с Кантом: Образность
в «Критике чистого разума»» (Москва: Институт философии РАН, 2004. – 215 стр.)?
Я её видел на стенде Института философии под замком и не смог даже перелистать,
хотя тема жгуче интересная. Вячеслав сказал, что прочитал и получил массу импульсов
и мне советует скорее ознакомиться. «А где её достать?». «Позвони Георгию, он
подарит экземпляр». Я ответил, что мне неудобно перед Георгием Дмитриевичем –
он передал мне несколько своих
книг с надписями и с просьбой прочитать и написать своё мнение, и книги лежат
у меня на столе, а я никак до них не доберусь, между тем как более сорока лет
он мне дает читать свои рукописи, чтобы я критиковал и отмечал нюансы. А пока
– сбой, у меня цейтнот.

По мнению Вячеслава Куприянова, сумел Георгий Гачев взглянуть на терминологию
Канта настолько оригинально, что уже не обойти эту книгу. Из аннотации – «А так
ли уж чист <чистый разум>? - таким вопросом задался филолог Гачев, в ревности
к философии приступая к скрупулезному перепрочтению философской <библии> - классического
труда Канта. Обнаруживается, что в подспуде логического построения залегает некое
исходное видение, образный априоризм, который являет именно германский образ
мира. Кант роет фундамент для
дома разума. Рас-су-док (der Verstand - <стояк>), мужчина, ориентирован на Опыт
(die Erfahrung - <поездка>), женщину. В основе <строгих> терминов <точной> науки
залегает метафора, что особенно проступает при сопоставлении немецкого текста
и руcского перевода, который не просто с языка на язык, но с одного национального
Космо-Психо-Логоса на другой. Книга написана в жанре дневника жизни и размышления,
и их диалог выражен двумя шрифтами. Книга рассчитана на философов, филологов
и всех интересующихся национальными
особенностями в культуре».

Молодец Гачев! Перевод Verstand как мужского «стояка» совпадает с моим переводом
из «Постигая Хайдеггера». Масса и других прозрений и подсказок наверняка есть
в книге. Скорее бы её обрести. Я застоялся. Страстно хочется ещё раз насладиться
«Критикой чистого разума» и наконец приступить к переводу Sein und Zeit Хайдеггера
и ряда других его работ. Введение в философию Хайдеггера - «Кант и проблема метафизики»
- я разобрал как надо в «Постигая Хайдеггера», и сгораю от нетерпения погрузиться
в магию «Бытие и Время».
На следующей неделе заеду домой к Сергею Хоружему и возьму на время Sein und
Zeit.

К сожалению, из-за проклятого цейтнота не успеваю следить за современной русской
прозой и поэзией, а ведь Вячеслав издал уже несколько новых сборников, надо дегустировать.
Вот одно из его архетипичных стихотворений (Новый мир, Москва, 2003, № 8):

Вода

Покой и волю зрению суля,
Неутоленной жажде на потребу
Вода лежит, прозрачней, чем земля,
И параллельно видимому небу.

Вода в себя легко вбирает свет,
У пустоты пространство отнимая.
И плачет, натыкаясь на предмет,
Значения его не понимая.

Вода в себе нащупывает дно,
Ей ведомо томленье и слиянье,
Ей застывать и хмуриться дано
И каплей колыхаться в океане.

И нам вольготно на ее волне.
Вода до слез над звездами смеется.
Она под солнцем не верна луне,
А ночью от луны не оторвется.

Раз уж речь пошла о поэзии и философии, то вспоминаю Николая Лисового, у которого,
кстати, я и познакомился с Вячеславом Куприяновым. Звонил ему на днях, он весь
в работе, в истории русской церкви. Наверное, перекос в историю может вредить
как поэзии, так и богословию. Давно не читал его последних вещей. Надо заехать
и вникнуть.

И нельзя не вспомнить о Николае Рубцове, строчки которого звучат в душе, передают
моё настроение и отношение к своей Родине. Впервые услыхал о Николае Рубцове
от Вадима Кожинова, который горячо продекламировал несколько его стихотворений.
Будучи одним из руководителей Общества книголюбов, очень загорелся я и помог
организовать вечер поэзии Николая Михайловича. Это было уже после его гибели.
Многие строки Рубцова выразили судьбу России. И вот в газете Московской городской
и Московской областной организаций Союза
писателей России «Московия литературная», которую редактирует Лев Константинович
Котюков, прочел об учреждении литературной премии имени Николая Рубцова. И вдохновенную
статью «Посланник вечности» Льва Котюкова (ноябрь 2005, № 5, стр.8), который
также является председателем Правления Московской областной организации Союза
писателей России и лауреатом премии Равноапостольных Кирилла и Мефодия. Под этой
статьей подписался бы искренне, почти нечего добавить:
 
«Настоящий поэт - явление природы, а потом уже литературы и культуры. Николай
Рубцов - абсолютное явление русской природы, её Божественное проявление в отчем
слове. И не случайно он - последний русский поэт XX века, практически при жизни
ставший классиком.

Но судьба с малых лет не щадила его. Раннее военное сиротство, беспризорство,
детдом, суровая морская работа, а потом четыре года службы на эсминце в северных
морях - и опять работа, бездомство, полуголодное студенчество - и проклятая бытовая
неустроенность до ранней, трагической смерти. Всего неполных 35 лет земного бытия,
ничто по сравнению с вечностью. Но!.. Но в 1965 году он выпустил свою первую
книгу, а через двадцать лет на родине ему поставили памятник.

Николай Рубцов был настоящим русским человеком, а не пресловутым чудиком и бомжом,
как пытаются иные его представить. Он умел безоглядно любить и был любимым. Но
как часто любовь и смерть идут рука об руку. И пусть любовь бессмертнее самой
жизни. Но нет, нет утешения сердцу и разуму. Поэт был нормальным русским человеком,
обладал ясным сознанием, но волею судьбы его упорно сносила вниз река жизни.

О, песни Николая Рубцова! Это поистине бесценный дар нам, многогрешным. Когда
я вспоминаю его негромкий голос - меркнет даль и глохнет шум сторонний. Я вновь
въявь слышу, как он поёт свои знаменитые стихи "В горнице моей светло", "Звезда
полей", "В минуты музыки печальной", "Замерзают мои георгины"... Неповторимы,
завораживающи были песни в авторском исполнении. И остаётся только клясть себя
и неловкое время, что
не было под рукой магнитофона, да и не могло быть по бедности, дабы записать
для вечности его проникновенное, необъяснимо чарующее пение. Эх, наше вековечно
русское: "Если бы знать!.. Если бы знать!.." Но, увы, никто ничего не знает...

Николай Рубцов - прорыв! Его творчество восстало над официозом советской литературы,
восстановило прерванную на Есенине нить русской поэзии. Песенное есенинское начало
продолжилось в Николае Рубцове и зазвучало во всю мощь в самый разгар нашего
зловещего уранового века. Сколько душ спасла музыка его стихов?!. Кто сочтёт?..
И скольким ныне дарует она спасение? Стихи Николая Рубцова вечны, как сама Россия.

Стынут бронзовые изваяния поэта над землёй, летят осенние листья, шумят снегопады...
Но горестно остаётся вздохнуть о какой-то роковой тайне посмертного признания
многих и многих русских гениев. И нет разрешения сей страшной тайне.

Ныне, когда теле- и радиоэфир засорены эстрадной мутью, когда истинные творцы
в загоне, когда умышленно подменное выдается за истинное, стихи и песни Николая
Рубцова - как лесной воздух при кислородном голоде, как глоток родниковой воды
на безводном, горючем пути. Нет возврата домой! Но Родина вечна в мире этом и
ином. И вечны вещие образы поэзии Николая Рубцова. Они с нами, в нас! Они остаются
с душой человека навсегда».

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Несколько смутила только мысль о том, что между Есениным и Рубцовым
– якобы прервалась нить русской поэзии. Мне кажется, это не так. Сколько было
замечательных поэтов – не только Твардовский или Пастернак, но и проникновенные
поэты-песенники. Не прерывалась нить русской поэзии, потому что жива была русская
душа.

А теперь - Положение о Всероссийской премии имени Н.М. Рубцова Московской областной
организации Союза писателей России (МОО СП России) и Профсоюза писателей России:

«В целях активизации творчества членов Союза писателей России по созданию высокохудожественных
литературных произведений Московская областная организация СП России и Профсоюз
писателей России постановляют:

1.  Учредить Всероссийскую премию имени Н.М. Рубцова за вновь созданные высокохудожественные
литературные произведения, воспевающие величие  России,   высокую  духовность
и патриотизм её граждан, а также пропаганду творчества выдающегося русского поэта.

2.  Выдвижение кандидатов на соискание премии имени Н.М.Рубцова производить МОО
СП России и Профсоюзом писателей России, редакционными коллегиями телевидения,
радиовещания, издательств, журналов и газет, общественными организациями и объединениями,
организациями-спонсорами.

3.  Для рассмотрения представленных на премию имени Н.М. Рубцова работ и вынесения
решения создать Творческую комиссию в составе:
Председатель комиссии:
-  Л.К. Котюков - председатель   Правления   МОО  СП России;
Ответственный секретарь комиссии:
-  Г.Б. Осипов - секретарь Правления МОО СП России;
Члены комиссии:
-   В.И. Гусев  -  председатель Правления МГО СП России;
-  В.Г. Бояринов - Генеральный директор МГО СП России, 1-й секретарь Правления
МОО СП России;
-  С.Н. Лебедев - секретарь Правления МОО СП России;
-   Ю.В. Коноплянников - председатель Правления Профсоюза писателей России;
-  Н.А. Соляник - член редколлегии журнала '"Поэзия";
-  А.П. Зименков - член-корреспондент Международной Академии информатизации

4.   В Творческую комиссию по присуждению премии имени Н.М.Рубцова представлять:
-  решение о выдвижении кандидата на звание лауреата премии;
-  литературные произведения кандидатов на соискание премии (в трёх экземплярах);
-  рецензии на опубликованные произведения.
Регистрация кандидатов на соискание премии заканчивается 1 ноября.

5.     Присуждение премии имени Н.М. Рубцова производить не позднее 25 декабря.
Премия  имени Н.М.Рубцова вручается председателем Правления МОО СП России в присутствии
членов Творческой комиссии и членов Правления МОО и МГО СП России.
Лауреатам вручаются дипломы и денежное вознаграждение, исходя из финансовых возможностей
и в соответствии с решением Правления МОО СП России.

6.   Произведения кандидатов на соискание премии имени Н.М. Рубцова представлять
в Правление МОО СП России.

7.  Материалы о присуждении премии имени Н.М. Рубцова публиковать в журнале "Поэзия"
и газетах "Московия литературная" и "Московский литератор".

Председатель Правления
МОО СП России
Л. К. Котюков

Председатель Правления
Профсоюза СП России
Ю.В. Конопляников».

Как же сделать так, чтобы не отрываться от писательской братии и отслеживать
современный литературный процесс в России. Наверное, прежде всего надо закупить
выпуски журнала «Новый мир» за последние пять лет и читать регулярно часа по
два в день и впечатления свои и критические заметки размещать в данном Ежедневнике,
в «Философско-политическом дневнике». Мало обличать Путина и его хунту, с ними
всё ясно – а вот тексты интересны.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное