Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-05-27

[TIFLO] коммерциализация высшего образования

Выиграет ли Россия от коммерциализации высшего образования?

16 мая в Омском государственном педагогическом университете прошли общественные
слушания на тему <Стратегия образовательной политики: есть ли альтернатива?>
Представители пятисот образовательных организаций и учреждений Омска и области
собрались, чтобы обсудить последствия Федерального закона N 122 и предложения
по реформированию системы образования, разработанные Правительством РФ и Министерством
образования и науки РФ. Спор между сторонниками и противниками реформ
сфокусировался на проблеме коммерциализации высшего образования.

Против

Олег СМОЛИН, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке
Государственной Думы РФ: Парламентские методики не работают

Последние 15 лет в России идет борьба двух направлений в образовательной политике:
социального и элитарного. Сторонники элитарного полагают, что образование
должно быть доступным людям с высокими доходами, а в лучшем случае - еще и с
исключительными способностями. К сожалению, это направление в стране возобладало
на законодательном уровне. На мой взгляд, образование, реально доступное для
всех - это не только важнейшее гуманистическое требование и абсолютно необходимый
элемент социального государства, но и условие движения нашей страны к обществу
знаний. Поэтому мы категорически против приватизации образовательных организаций
в любой форме. Последствия очевидны: сокращение бюджетного финансирования, рост
доли платных услуг. Коммерциализация образования грозит стать главным направлением
в учебных заведениях - собственно образовательная деятельность может превратиться
во второстепенную. Изменение статуса государственных и муниципальных
учреждений на автономные учреждения и государственные автономные некоммерческие
организации открывает дорогу массовой приватизации.

Конечно, сейчас платное обучение в вузах - выход для тех ребят, что не попали
на бюджетные места. Но мы должны понимать, что платное - лишь дополнение к
бесплатному, а не наоборот. В вузах Франции и Германии, например, 85 процентов
бюджетных мест. В Бельгии плата за обучение существует, но составляет за
год одну месячную минимальную зарплату. Нужно разрабатывать механизмы, расширяющие
доступ к образованию, а не сужающие этот туннель к свету. Адресные субсидии,
как в некоторых европейских странах, у нас невозможны. Можно догадаться, что
с ними произойдет. Как в том анекдоте. Подорожала водка. Сын говорит отцу:
<Папа, теперь ты пить будешь меньше>. А тот отвечает: <Нет, сынок, теперь ты
есть будешь меньше>.

Мы категорически против принудительного введения двухступенчатого высшего образования
в вузах, против ограничения числа мест на ступени магистратуры, против
перевода этих ступеней на платную основу или возвратные образовательные кредиты.
Это ограничивает право на образование людей с низкими доходами, не говоря
уж о том, что затрудняет трудоустройство. Болонский процесс - это неплохо. Я
не против того, чтобы выпускники наших вузов могли работать за рубежом. Но
при разнице зарплат между Россией и Европой будет происходить утечка мозгов.

Надо повысить расходы на образование: в краткосрочной перспективе - в два раза,
в среднесрочной - до 10 процентов от валового внутреннего продукта. В СССР
в 1970 году было около 7 процентов, сейчас в России - меньше трех.

К сожалению, как показывает практика, парламентскими методиками изменить ситуацию
невозможно. Думский расклад не в пользу образования. Из 80 проектов моих
законов не было принято ни одного. Поэтому мы хотим с помощью общественного движения
<Образование для всех> заставить власть изменить свои взгляды.

Александр АСМОЛОВ, профессор кафедры психологии МГУ: Государство бежит от ответственности
- Образование - не большая парикмахерская, его нельзя сводить
к сфере услуг. Иначе мы утрачиваем главное: образование - это ресурс конкурентоспособности
личности и государства. Коммерциализация образования уже началась.
И не с вузов даже, а с дополнительного образования, которое всегда в России было
бесплатным: кружки, секции. Весь мир сегодня пытается перенять это у нас,
чтобы открыть образование как можно большему количеству людей. А мы - наоборот.
Все понятно. Платное дополнительное образование превращается в ту створку,
через которую потом и общее, и высшее пойдут в сторону коммерциализации. Только
в таком случае мы исключаем все социальные функции образования. Между тем
оно выступает как институт, который позволяет привести общество к единым ценностям.
Я считаю, что не может быть реформы образования, редуцированной экономикой,
где эта экономика диктует образованию, как жить. Министр образования не может
быть и министром финансов. Представители экономического блока, когда берутся
работать над реформой образования, все сводят к ситуации бюджетного дефицита.
Сегодня вопрос о реформе свели к тому, как по-новому поделить деньги на образование.

Если сравнивать реакцию студентов и пенсионеров на 122-й закон, то пенсионеры
вели себя решительнее. Но боюсь, дело этим не кончится. Молодежная революция
вполне реальна.

Виталий НАЙШУЛЬ, президент Института национальной модели экономики: Что общего
между реформаторами и архитекторами?

Экономисты всех времен просчитывали эффективность образования. Но это всегда
20-25 процентов финансирования государством, и от этого не уйти. Удачных экономических
реформ образования не существует - слишком уж консервативная статья расходов.
Проводить реформу образования с точки зрения экономики - это все равно, что
провести перестройку семьи с точки зрения рынка. Нынешние попытки похожи на строительство
пятиэтажек там, где ландшафт требует сложной архитектуры.

Константин ЧУРКИН, ректор Омского государственного педагогического университета:
Народ - не быдло

Реформы высшего образования преждевременны. Во всяком случае в таком виде они
больше годятся для общества явно побогаче нашего. Деление вузов на категории,
скорее всего, закончится перераспределением собственности, и не в пользу образования.
Педагогические институты создавались в 30-40-х годах, находятся они
в центре городов в хороших зданиях, желающие занять их найдутся. Если педагогический
университет перевести на региональное финансирование, он будет выполнять
заказы области. Количество студентов резко сократится. Но что ждет школу, когда
начнется обвальный уход на пенсию педагогов послевоенного поколения, которых
сейчас около 17 процентов? Увеличение доли платного образования не лучшим образом
отразится на подготовке кадров. Коммерческие услуги в вузе - это плохо.
Но это позволяет нам жить. Мы пытаемся с <коммерческих> студентов спрашивать
так же, как с бюджетных. Не всегда получается. Жуткая вещь - всеобщее платное
образование. Сколько людей смогут себе это позволить? А ведь каждый член общества
должен иметь право на образование и возможность это право реализовать.
Лучше, когда студентов больше, лучше, когда учатся многие. Даже если они не работают
по специальности. Потому что народ не должен быть быдлом. Тогда у
него хватит ума, чтобы устраивать свою жизнь. Высшее образование - не панацея
от бед, это просто нормальное состояние человека. Нынешние реформы опасны
с социальной точки зрения. Студенты могут взбунтоваться, если отобрать у них
последнее, если превратить вузы в ГАНО. И это будет страшно.

За

Александр СУНГУРОВ, председатель общественного экспертного совета по гражданскому
образованию и образованию в области прав человека при Комитете по образованию
и науке Государственной Думы РФ: Хватит оплачивать <зайцев>

Надо воскресить студенчество как сообщество людей, имеющих собственное мнение,
активную жизненную позицию. Университеты должны быть местом, где получают
не только знания, но и навыки гражданственности. У нас студенты - не партнеры,
а подневольные <слушатели>. И это выгодно вузам. Наша высшая школа коррумпирована.
Ректоры - почти абсолютные монархи. Так что можно сказать, что приватизация вузов
уже произошла, только неофициально. Пускай высшее образование будет платным
для всех. Приятное бесплатное исключение могут составить исключительно талантливые
дети - их немного. Бюджетные места можно оправдать лишь хорошей учебой,
научной работой... А сейчас... Куда исчезают выпускники? Хватит надеяться на
государство, хватит оплачивать за его счет <зайцев>.

Как вы считаете?

Насколько оправданы опасения по поводу тенденции коммерциализации высшего образования?

Возможны ли удачные экономические реформы в образовательной сфере?
"Учительская газета
Постоянный адрес статьи:
http://www.ug.ru/?action=topic&toid=9536

Выпуск листа на новом месте: 831

   2005-05-27 08:54:29 (#374462)

[TIFLO] Министр продолжает международное турне

Министр продолжает международное турне

На прошлой неделе началась череда важных международных событий в образовании.
19-20 мая в Бергене (Нидерланды) состоялась IV Конференция министров стран
- участниц Болонского процесса, на которой обсуждались Основной доклад и итоги
деятельности Болонской группы, а также проблема признания научных званий.
С докладом по итогам реализации принципов Болонской декларации в России выступил
министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Конференция завершилась
подписанием Бергенского коммюнике, а также принятием в Болонскую группу новых
стран - Украины, Молдавии, Армении и Азербайджана.

21-23 мая в Аммане (Иордания) прошла встреча министров образования стран <Большой
восьмерки>, расширенного Ближнего Востока и Северной Африки, на которой
Андрей Фурсенко выступил с докладом <Образование как фактор успешности жизни
индивида и устойчивости развития общества>. В ходе визита Андрей Фурсенко
также провел двусторонние встречи с министрами образования США, Италии и Германии.

А вчера в рамках поручения премьер-министра России Михаила Фрадкова и президента
Владимира Путина в Каире началась встреча Андрея Фурсенко и министра высшего
образования и науки Египта. На ней будут решены практические и организационные
вопросы открытия Российско-Египетского университета, запланированного на
сентябрь этого года. Тем самым Россия внесет свой вклад в реализацию принятой
на саммите <Большой восьмерки> декларации <Партнерство во имя прогресса и
общего будущего с регионами Большого Ближнего Востока и Северной Африки>. Также
министры собираются обсудить перспективы развития научного сотрудничества
России и Египта в области ядерных и космических исследований, природо- и водопользования.

По материалам пресс-службы Министерства образования и науки РФ

Версия для печати
Постоянный адрес статьи:
http://www.ug.ru/?action=topic&toid=9537

"Учительская газета"

Выпуск листа на новом месте: 830

   2005-05-27 06:09:20 (#374426)

[TIFLO] акция матерей детей-инвалидов

Участники акции матерей детей-инвалидов:

Участники акции матерей детей-инвалидов прибывают в Москву

Завтра 26 мая в Москву прибывают пять матерей с детьми-инвалидами в возрасте
от 8 до 16 лет, которые намереваются в Москве встретиться с Президентом России
Владимиром Путиным, чтобы сообщить ему о том, в какое тяжелое положение поставлены
в результате непродуманной реформы системы льгот семьи, имеющие детей-инвалидов.
Как ожидается, уже в столице к ним присоединится еще одна мама с ребенком-инвалидом
из Тюмени.

Как ранее сообщалось, участники акции "Защитим интересы наших детей!" выехали
из Барнаула 20 мая и собирались добираться до Москвы на электричках как на
единственном виде транспорта, на котором сохранен бесплатный проезд для инвалидов
и лиц, сопровождающих их.

На всем протяжении поездки участников акции принимали и поддерживали местных
отделения Всероссийского общества инвалидов. Значительный интерес происходящее
вызвало и у СМИ. Участники акции снимали фото- и видеоотчет о своем путешествии,
собирали в электропоездах подписи под своим обращением к Президенту, а
также вели дневник, записывая, что говорили им люди, как именно реагировала на
их действия власть.

По информации
ИА REGNUM,
информация об акции вызвала обеспокоенность Министерства здравоохранения и социального
развития России, представители которого в итоге взяли на себя функцию
принимающей стороны в Москве. Кроме того, в Перми матери с детьми получили возможность
облегчить свой путь и пересесть с электричек на комфортабельный
поезд.

Участники акции "Защитим интересы наших детей!" прибывают на Ярославский вокзал
Москвы в 11:37 в 11 вагоне поезда Москва-Хабаровск. Ожидается, что на вокзале
их встретят представители Минздравсоцразвития, организаций инвалидов и журналисты.

Матери с детьми-инвалидами собираются пробыть в столице до 2 июня. Планируется,
что в День защиты детей 1 июня в помещении Всероссийского общества инвалидов
состоится их встреча с председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ
Сергеем Мироновым, который возглавляет Совет по делам инвалидов при Совете
Федерации.

А на следующий день после прибытия, в 12 часов 27 мая в Независимом пресс-центре
по адресу Тверской бульвар, 20 состоится пресс-конференция, посвященная
положению инвалидов в России. Помимо участниц акции в ней примут участие независимый
депутат Госдумы, избранный по Барнаульскому избирательному округу,
Владимир Рыжков, заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и образованию,
являющийся также членом Центрального правления Всероссийского общества
слепых Олег Смолин, председатель Всероссийского общества инвалидов Александр
Ломакин-Румянцев, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций
Евгений Гонтмахер и заведующий детским ортопедическим отделением ФГУ "Федеральное
бюро медико-социальной экспертизы" Борис Спивак.

Как сообщил
ИА REGNUM
руководитель программ социальной защиты населения Центра социальных исследований
и инноваций Александр Лысенко, поддерживающий контакт с участницами акции,
матери детей-инвалидов надеются, что благодаря вниманию СМИ, представители государства
прислушаются к их справедливым требованиям. В частности, они ждут
конструктивной реакции не только от министра здравоохранения и социального развития
Михаила Зурабова, но и от Президента Путина.
Постоянный адрес новости:
www.regnum.ru/news/459777.html
18:30 25.05.2005

Выпуск листа на новом месте: 829

   2005-05-27 05:02:12 (#374411)

[TIFLO] Слепые читают пальцами

Слепые читают пальцами

Книгами со шрифтом Брайля пользуются примерно 50 человек из полутора тысяч незрячих.

Книгами со шрифтом Брайля пользуются примерно 50 человек из полутора тысяч незрячих.

Поход в областную специальную библиотеку для слепых подразумевал знакомство с
изданиями, набранными рельефно-точечными буковками. Изобретением Брайля люди
пользуются почти 200 лет. Пощупать пальцами перфорированные страницы <Робинзона
Крузо> Даниэля Дефо удалось. Понять что-нибудь - нет. Сложную азбуку нужно
долго осваивать.

- Многие заблуждаются, что основа нашего фонда - книги с брайлевским шрифтом,
- рассказала директор Татьяна Трубина. - Их используют всего около пятидесяти
человек. Как наша читательница Мария Мещерякова. Другие абоненты предпочитают
говорящие книги.

Технология озвучки любого произведения проста. Наговоренные чтецами тексты тиражируют
российские фирмы на магнитофонных пленках и компакт-дисках. Их помещают
в упаковки с сопроводительными надписями, которые могут прочитать и слепые. Сложнее
приобретать готовый продукт. Библиотеке приходится тратить до тысячи
рублей за одну <говорилку>, чтобы пополнить арсенал. Бюджет не резиновый. Хорошо,
что иногда на помощь приходят меценаты.

Для незрячих главное, чтобы дома техника для прослушивания имелась. Знакомство
с <томиком> Акунина занимает примерно 8 часов чистого времени. Есть говорящие
книги и на 15 часов. Иногда их слушают сутки напролет. Многих из читателей скоро
ждет радость. По специальной программе поддержки инвалидов, их обеспечат
плеерами для дисков.

Библиотекари гордятся, что среди постоянных посетителей 8 слепых студентов, обучающихся
в калининградских вузах.

Всего в фонде учреждения почти 35 тысяч экземпляров всевозможных изданий.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

За что поднимем бокалы завтра

В Калининградской области 292 публичные библиотеки.

Их обслуживает 820 библиотечных работников. Большинства из них работает на энтузиазме.
Оклад не дотягивает даже до 2 тысяч рублей.

***

Региональный библиотечный фонд - 6 миллионов 10 тысяч экземпляров печатных и
прочих изданий. Зарегистрировано 434 тысячи читателей. Лишь за один год зафиксировано
- 3 миллиона 342 тысячи 759 посещений. За 12 месяцев всевозможные издания востребовали
9 миллионов 190 тысяч 239 раз.

***

Ежегодно услугами Калининградской централизованной библиотечной системы пользуются
102 тысячи горожан.

***

В прошлом году библиотекари провели 23 тысячи 266 выставок, лекций, обзоров,
вечеров и других мероприятий. Их посетили 391 тысяча 489 человек.

МОДНОЕ ЧТИВО

Лучшая десятка весеннего сезона.

1. Дэн Браун

2. Борис Акунин

3. Харуки Мураками

4. Пауло Коэльо

5. Милорад Павич

6. Артуро Перес-Реверте

7. Юрий Поляков

8. Галина Щербакова

9. Александра Маринина

10. Людмила Улицкая

БАЙКОДРОМ

Нештатный сторож

Наблюдения и воспоминания сотрудников калининградской Центральной городской библиотеки
имени Чехова.

В одном из учреждений мужчина постоянно брал 36-ой том Ленина. Сотрудники стеснялись
спросить зачем. Оказалось, он его переписывал.

***

Самым распространенным явлением в читальных залах остается приклеивание жевательных
резинок к нижней части столешниц. Во время чтения посетители умудряются
грызть семечки, а некоторые проносят плюшки и беляши.

***

Однажды мужчина заснул за столом, просматривая подшивку газет. Его не заметили
и заперли. Пришлось ему всю ночь сторожить библиотеку.

***

Как-то читатель принес сдавать один из номеров журнала <Октябрь>: <А теперь дайте,
пожалуйста, <Ноябрь>.

Подготовил Валерий АБИБУЛАЕВ.

Комсомольская правда - Калининград
26 мая 2005

Выпуск листа на новом месте: 828

   2005-05-27 04:45:36 (#374410)

[TIFLO] Самарский проект "Визиология"

Самарский проект "Визиология" представлен на ярмарке "Арт Москва"

24 мая в Москве открывается Международная художественная ярмарка "Арт Москва".
Самым ярким социальным проектом на вернисаже можно считать проект "Визиология"
- он уже
помог прозреть
14-летней девочке - сообщает корреспондент
ИА REGNUM-ВолгаИнформ.

Социо-художественный проект Общественного благотворительного фонда "Центр современного
искусства" (г. Самара) "Визиология. В поле зрения" посвящен феномену
зрения и осуществлен при поддержке Самарской клинической офтальмологической больницы
им. Ерошевского.

Художников Нелю Коржову и Романа Коржова вдохновил хирург-офтальмолог Андрей
Золотарев (главный врач больницы им. Ерошевского, главный офтальмолог Самарской
области профессор, доктор медицинских наук). Он считает, что общество недооценивает
масштабы прогрессирующей слепоты. Фактически каждый второй житель России
имеет какие-либо проблемы с глазами, один из пятидесяти - инвалид по зрению.
По расчетам ВОЗ, если не будут предприняты срочные меры, к 2020 году число
слепых в мире удвоится. Между тем, 80% из всего множества случаев слепоты можно
вылечить или предотвратить, если выявить вовремя.

С января 2005 года на базе школы-интерната n17 для слабовидящих детей (г. Самара)
работала творческая лаборатория "Центра современного искусства": подростки
стали для художников "поводырями" в мир незрячих. Результатом встречи детей с
главным врачом офтальмологической больницы им. Ерошевского Андреем Золотаревым
стало их обследование на современном диагностическом оборудовании, которым оснащена
больница. Воспитанники школы-интерната N17 до сих пор не имели такой
возможности. В их семьях смирились с диагнозами, поставленными 5, а то и 10 лет
назад. За это время офтальмология шагнула далеко вперед.

Обследование детей показало, что у некоторых из них есть надежда на выздоровление.
А 14-летней Наташе Строгановой самарские врачи уже сделали сложную дорогостоящую
операцию за счет областного бюджета. Сегодня Наташа может читать, рисовать, а
когда подрастет - даже сможет водить машину.
Постоянный адрес новости:
www.regnum.ru/news/458736.html
11:30 24.05.2005

Выпуск листа на новом месте: 827

   2005-05-27 04:45:25 (#374409)

[TIFLO] Пять <надежд> Новосибирска

Пять <надежд> Новосибирска

В Большом зале молодежного театра <Глобус> состоялась IV церемония вручения общественных
межрегиональных премий <Достояние Сибири> в номинации <Надежда
Сибири>.

В этом году талантливых детей, добившихся серьезных профессиональных результатов
в творчестве и созидании, учредители премии насчитали девятнадцать человек.
Пятеро из них живут, учатся и творят в Новосибирске. Это ученик музыкального
лицея по классу скрипки при НГК Алексей Галиханов; Арина Недведская из студии
<Зазеркалье> при Новосибирском художественном музее; ученик специализированной
школы для слабовидящих и незрячих N 39 Семен Глаголев; ученик ДШИ районного
поселка Кольцово Алексей Коновалов; и, наконец, Александр Панов, ученик 11-го
класса специализированного учебного центра НГУ.

21 05 2005г.
Вечерний Новосибирск

Выпуск листа на новом месте: 826

   2005-05-27 04:45:05 (#374408)