[TIFLO] Политика доноров

Политика доноров
(фрагмент книги <Некоммерческие организации в России:
финансовое управление>)1
Е.Р. Баханькова,
финансовый директор РОО <Центр поддержки некоммерческих организаций>
М.Л. Макальская,
к.э.н., доцент,
гл. редактор журнала
<Некоммерческие организации в России>
Опубликовано в номере:
Некоммерческие организации в России
n5 / 2004
Донорами для целей статьи мы будем называть организации, рассматривающие заявки
проектов и предоставляющие гранты, целевые средства, целевое финансирование,
средства на осуществление благотворительной деятельности.
В роли доноров могут выступать государственные учреждения разных стран, международные
организации, частные благотворительные фонды, коммерческие структуры,
религиозные, научные и другие общественные некоммерческие организации, а также
частные лица. В нашей практике наиболее часто приходится иметь дело с фондами
разных типов и целевыми государственными программами.
Государственные доноры - государственные учреждения, получающие средства из бюджета
своего государства. Это наиболее требовательные доноры с очень сложной
бюрократизированной структурой и механизмами взаимодействия. Их программы помощи
всегда направлены на узко определенный круг потенциальных получателей,
а требования к оформлению заявок и отчетности наиболее строги. Очень часто такие
доноры ориентированы исключительно на граждан своего государства и не
финансируют работу иностранцев. Однако в некоторых случаях они все же предоставляют
гранты иностранным заявителям, но обычно не напрямую, а через организацию-посредника.
Доноры-посредники - организации, получающие средства от государственных доноров
и распределяющие их. Они являются первичными получателями государственных
средств. Эти организации подотчетны донорам первого типа, а потому их правила
подачи заявок отчетности по проектам еще более строгие по сравнению с государственными.
Доноры-посредники должны создать механизм внутри своей организации, позволяющий
собирать от получателей документацию и отчеты в определенной форме и в
определенные сроки, с тем чтобы составить собственный отчет в государственный
фонд.
Частные доноры - это независимые от государства фонды, частные некоммерческие
организации, получающие средства от частных граждан, коммерческих структур
и т.д. Получение средств и отчетность за них перед частными донорами обычно требует
меньше усилий, так как требования к оформлению заявки значительно менее
жесткие, а отчетность сильно упрощена по сравнению с государственными донорами.
Однако некоторые частные фонды могут быть тоже довольно требовательны.
Существует несколько типов частных доноров
Независимые фонды - как правило, организуются частным лицом, семьей или несколькими
лицами, а затем существуют на дивиденды с вложенного капитала. Такие
фонды обычно имеют четко определенный список приоритетных направлений и набор
стандартных критериев отбора финансируемых проектов.
Ассоциированные фонды - финансируются из средств компании (коммерческой организации),
с которой они ассоциированы. Обычно такие фонды предоставляют гранты
в области, совпадающей со сферой интересов корпорации. Решения о выдаче грантов
принимаются Советом фонда, включающим руководство финансирующей его компании.
Фонды прямого действия - фонды, использующие свои ресурсы для поддержки собственных
исследований или непосредственного предоставления услуг. Эти фонды специально
создаются для поддержки каких-либо проектов.
Местные фонды - создаются жителями конкретного района, города, села для удовлетворения
местных потребностей. Ориентированы почти исключительно на оказание
поддержки местным организациям. Организация таких фондов - одна из альтернатив
написанию заявок.
Помимо фондов возможно получение государственного финансирования в рамках конкретной
программы. Бюджетное финансирование будет иметь те же стимулы и те
же ограничения, что и финансирование, полученное от иностранных, благотворительных
и иных фондов.
Рассмотрим, каким образом влияют на НКО факторы, определяющие политику доноров.
География
Большинство фондов и других источников финансирования ограничивают свою деятельность
определенными частями света, регионами, странами, областями или районами.
Это может касаться как места проведения работы, так местоположения организации,
выполняющей проект. С одной стороны, это является ограничением для организаций,
действующих в определенном регионе, а зарегистрированных в другом. С другой стороны,
это будет дополнительным стимулом для организаций региона, так как
снижает конкуренцию проектов и отдает приоритеты местным НКО.
Тематика
Как правило, фонд финансирует проекты строго ограниченной тематики. Это может
являться как положительным, так и отрицательным моментом для финансовой активности
НКО в этом направлении. Например, если организация имеет четкую стратегию, не
совпадающую с тематикой фонда, то для нее этот фактор будет ограничивающим.
С другой стороны, ограничение тематики может заставить НКО по-другому взглянуть
на свою деятельность и увидеть ее новые аспекты.
Тип поддержки
Фонды часто ограничивают типы работ (мероприятий), которые они готовы финансировать,
как-то: поездки, приобретение оборудования, услуги консультантов, зарплата
персонала, капитальное строительство и т.д.
Типы получателей грантов
Различные источники финансирования и программы в рамках этих источников, как
правило, ограничивают тип получателей грантов, как-то: индивидуальные исследования,
студенты, неправительственные экологические организации, органы местного самоуправления,
научно-исследовательские институты и т.д.
Этот фактор действует аналогично предыдущему, только если не касается организационно-правового
статуса или других принципиальных моментов. Например, фонд
не финансирует религиозные организации и политические партии. Это пример отрицательно
направленной мотивации.
Размер финансирования
Любой источник финансирования характеризуется средним размером выдаваемых средств,
верхним и нижним пределом этих сумм. Многим фондам, и особенно государственным
агентствам зачастую бывает невыгодно присуждать гранты меньше определенной суммы
в связи с большими бюрократическими издержками по их рассмотрению.
Указание областей, в которых те или иные фонды не оказывают поддержки
Часто встречаются ограничения в финансировании отдельных направлений деятельности
некоммерческих организаций. Допустим, например: фонд <Z> не предоставляет
стипендии для учебы за границей.
Обычно фонды не предоставляют гранты на общую поддержку деятельности организации,
а финансируют реализацию конкретных программ, представленных в проектах.
Относительно небольшие суммы могут быть предоставлены для приобретения оборудования
в том случае, если организация обоснует, что это оборудование необходимо
для осуществления конкретного проекта.
Фонды, как правило, не предоставляют гранты на организацию международных конференций
и участие в них и только в отдельных случаях выделяют ограниченные
средства на покрытие дорожных расходов, если это необходимо для долгосрочного
развития деятельности в рамках программ, соответствующих целям фонда.
Программы партнерства
С целью дополнения программ по предоставлению грантов региональным организациям
фонды могут предоставлять финансирование зарубежным организациям для осуществления
программ партнерства. С помощью этих программ партнеры обмениваются опытом и
знаниями. Являясь долгосрочным каналом обмена информацией и опытом, программы
партнерства представляют собой важный элемент в укреплении связей и улучшении
взаимоотношений в среде некоммерческих организаций, развитии международного
сотрудничества и, тем самым, повышении устойчивости некоммерческих организаций.
Информационное письмо
В рамках программы группы и организации, желающие обратиться в фонд, могут информировать
его о своей деятельности и предлагаемом проекте информационным
письмом.
Информационное письмо может быть написано в свободной форме и включать следующие
аспекты:
Список из 6 элементов
проблема, которую призван решить проект;
краткое описание проекта: его цели и задачи, способы и пути их достижения, значимость
ожидаемых результатов;
предложенная дата начала и продолжительность проекта;
общая сумма запрашиваемых средств;
сведения об участниках проекта;
сведения об организации и ее деятельности.
конец списка
На основании этой информации фонд определяет, какие проекты и организации являются
перспективными с точки зрения оказания поддержки, и сам предлагает последним
подавать заявки. Фонд не принимает заявки без предварительного приглашения со
своей стороны.
Бюджет, по мнению фондов, - один из самых важных разделов проекта, и он должен
быть тщательно проработан и подробно объяснен. В этот раздел включается следующая
информация:
Общая стоимость проекта и запрашиваемый у фонда объем финансирования.
Бюджет должен быть расписан по статьям, обычно перечень статей регламентирован,
например:
Список из 8 элементов
оплата труда (включает заработную плату штатных и внештатных сотрудников);
гонорары - с указанием доли рабочего времени от полной ставки в %, оплата разовых
услуг консультантов по договору;
обязательные налоги и страхование - до 40,5% от фонда заработной платы;
основные прямые расходы: аренда помещений, оборудование;
офисные расходные материалы, командировки, связь, типографские расходы и др.;
непрямые расходы (если имеются);
размер вкладов в натуральной форме (включая добровольный труд);
уже изысканные средства из других источников (в долларовом эквиваленте).
конец списка
Кроме того, в данный раздел необходимо включить детальное описание каждой из
статей бюджета, привести обоснование расходов, указать источники поступления
имеющихся средств (денежных и в натуральной форме).
Требования доноров включают также:
Список из 3 элементов
описание бухгалтерской системы организации - то есть наличие финансовых процедур;
необходимость раздельного ведения учета по гранту;
документальное подтверждение любых расходов в рамках проекта.
конец списка
Эти требования стимулируют организации к правильному и разумному построению системы
учета и аккуратному ведению бухгалтерского учета и хранению документов.
Непрямые расходы
В большинстве фондов учитываются только аргументированные непрямые расходы в
тех случаях, когда проект использует общие ресурсы организации, что не нашло
отражения в иных статьях бюджета.
Необходимо предоставить подробные комментарии к бюджету с обоснованием необходимости
расходов по статьям, путей получения средств из других источников,
в том числе уже имеющихся у самой организации (включая все виды - денежные, в
натуральной форме и добровольный труд).
Рассмотрим, каким образом политика доноров мотивирует активность некоммерческих
организаций.
Мотивация, как уже отмечалось, может быть как положительной, так и отрицательной.
В первом случае она будет стимулировать экономическое развитие некоммерческой
организации, во втором - тормозить.
Отрицательно-направленная финансовая мотивация:
Список из 10 элементов
жесткое внешнее ограничение сроков выполнения проекта, как на стадии формирования
бюджета, так и на стадии выполнения проекта;
частое вмешательство внешних факторов в процесс работы;
налоговые ограничения по использованию средств, по закупленному на целевые средства
оборудованию и т.д.;
зависимость от приоритетных направлений финансирования;
ограничения доноров по расходованию средств;
детальная предварительная проработка проекта не только в соответствии с механизмами,
принятыми в организации, но и в соответствии с требованиями доноров
(двойная работа);
ограниченная гибкость и возможность изменений при осуществлении проекта;
жесткая отчетность;
ограничения по оплате накладных расходов;
необходимость подтверждения собственного вклада организации в проект, подаваемый
на финансирование.
конец списка
Положительно-направленная финансовая мотивация:
Список из 7 элементов
стабильность проекта если он изначально одобрен донором, то финансирование гарантировано
на весь проект;
авансовый метод получения средств - т.е. все затраты по осуществлению проекта
производятся тогда, когда финансирование уже гарантировано;
налоговые льготы по полученным средствам;
возможность получения финансирования на убыточные проекты или на продукцию и
услуги, потребности в которых существуют, но покупательская способность низкая
или отсутствует (проекты, направленные на социальнонезащищенные, финансовонеустойчивые
группы);
расширение деятельности и стимулирование развития в зависимости от приоритетных
направлений финансирования доноров;
получение на деятельность безвозмездно передаваемых средств, которые не нужно
возвращать;
ориентированность на достижимый исчисляемый результат проекта.
конец списка
Примеров стимулов, побуждающих деятельность в том или ином направлении или, наоборот,
тормозящих развитие, можно привести очень много.
При этом некоторые из них в определенный период для конкретной организации могут
быть положительными, а по прошествии некоторого времени для той же самой
организации - отрицательными и наоборот. Например, политика доноров по финансированию
определенного направления может быть стимулом к изменению направлений
деятельности, что в одном случае может быть положительным моментом для организации:
развитие, углубление и расширение сферы деятельности, а в другом случае
скажется отрицательно, так как существует опасность подмены миссии и целей организации
в результате погони за финансированием.
В заключение важно сказать, что основным положительным воздействием политики
доноров на некоммерческую организацию является мотивация тщательного финансового
планирования и управления в НКО.
По требованию донора мотивированная политикой фонда некоммерческая организация
планирует бюджеты еще до начала деятельности - при подаче заявок; составляет
бюджеты потоков денежных средств в виде заявок на финансирование, определяющих
потребности средств; учитывает все расходы строго целевым образом; группирует
и распределяет их между проектами; постоянно контролирует исполнение бюджета,
сверяя фактические показатели с плановыми, чтобы не допустить перерасхода
по различным статьям; составляет отчеты по бюджету и т.д.
Выпуск листа на новом месте: 790