[TIFLO] Б.В. Зимин

"Наша жизнь" N4, 2005г.
Интервью главного редактора журнала <Наша жизнь> Евгения Агеева с Борисом Зиминым,
председателем Совета ветеранов ВОС и военноослепших
Читателям <НЖ> не нужно представлять Бориса Владимировича Зимина. Сорок лет,
с 1946-го по 1986-й, из них 28 - в должности председателя ВОС, он последовательно
добивался решения на государственном уровне важнейших социальных проблем инвалидов
по зрению и успешного претворения их в практической деятельности нашего Общества.
Насколько изменилась система ВОС за все послевоенные годы, вплоть до конца горбачевской
перестройки, достаточно хорошо известно. Стремясь к интеграции инвалидов по зрению
в общество, ВОС смогло выйти на путь окончательного решения проблемы трудоустройства
слепых на рациональном и качественном уровне. Оно последовательно развивало
жилищное и капитальное строительство, было вдохновителем и организатором решения
такого комплекса задач, как социальная реабилитация незрячих, этой формально
признаваемой социальной функции государства.
И государство шло к такому осознанию своей роли в решении проблем инвалидов.
В год пятидесятилетия за достижения в области социальной реабилитации и трудоустройства
ВОС было награждено орденом Трудового Красного Знамени. Нельзя не напомнить и
о том, что международное общественное движение слепых, несмотря на <холодную
ВОС в решении социальных проблем поставило в один ряд с самыми высокими достижениями
мира в этой области. Избрание Б.В. Зимина Президентом Всемирного Совета благосостояния
слепых, а затем - вице-президентом Всемирного Союза Слепых стало своего рода
политическим и гуманистическим символом высокого международного признания.
Готовясь к встрече с Борисом Владимировичем, я ставил перед собой единственную
задачу - донести до читателей его мнение о том, что в нынешних социально-политических
и экономических условиях возможно и необходимо предпринимать для поддержки и
сохранения ВОС, дальнейшего его развития и решения социальных проблем инвалидов.
Все вопросы, так или иначе связанные с настоящим положением Общества и его будущим,
приходится решать в условиях нынешнего грабительского российского капитализма.
До развала Советского Союза источниками средств ВОС была экономическая деятельность
его двух сотен специализированных предприятий. Теперь же добыча средств зависит,
к сожалению, не только от работы предприятий Общества, но и в решающей мере от
позиции власти, ее реальной социальной политики.
Агеев: Охарактеризуйте, пожалуйста, восовскую систему советского периода.
Зимин: ВОС, объединяя инвалидов по зрению с целью их социальной реабилитации,
трудоустройства, развития творческих способностей, гражданского самосознания
и активности, всегда было самостоятельной организацией. Советское государство
определяло развитие всех аспектов общественной жизни, что выражалось в его социальной
политике, в том числе и в отношении инвалидов. Наше Общество было одним из звеньев
этой социальной системы, что обуславливало необходимость прочных связей с правительством,
государственными структурами и другими организациями инвалидов. Именно благодаря
поддержке государства ВОС в своей деятельности добилось таких результатов, которые
навсегда войдут в историю общественного движения слепых России и всего мира,
как убедительнейшее доказательство того, насколько эффективными могут быть отношения
сотрудничества государства и организации инвалидов в решении социальных проблем.
Благодаря льготам, предоставленным ВОС правительством Российской Федерации, мы
смогли отказаться от государственной дотации, самостоятельно проводить политику
развития производства, строительства промышленных зданий и жилых помещений, расходовать
средства на содержание и развитие школ реабилитации, культурных, спортивных
и оздоровительных учреждений. Таковы были возможности восовской системы.
Изменения, произошедшие в нашей стране после 1991 года, разрушили сложившиеся
экономические связи, дезорганизовали механизмы деятельности восовской системы.
Страна, народное хозяйство до сих пор не могут выбраться из состояния кризиса,
восстановить нормальную деятельность всех сторон жизни общества. Нужно ли говорить,
что в этих условиях резко снизился уровень социального обеспечения, опеки и реабилитации.
Все это, естественно, резко осложнило всю деятельность ВОС.
Справедливости ради, необходимо подчеркнуть, что, несмотря на все сложности,
переживаемые страной, ВОС всё-таки смогло сохранить производственный потенциал
и продолжает жить и работать. Конечно, возможности его деятельности сократились.
Например, количество работающих слепых в советское время составляло 78 тысяч
человек, в том числе около 58 тысяч на предприятиях ВОС. Предприятия на 70 процентов
кооперировались с более чем 1700 заводами, имели государственный план и твердое
материально-техническое обеспечение. Производство развивалось. Это было по силам
многоотраслевой индустриальной промышленности ВОС и позволило окончательно решить
проблему трудоустройства слепых. Так было.
А сейчас на предприятиях ВОС работают около 16 тысяч инвалидов по зрению с очень
невысокой средней заработной платой. Из 163 предприятий около 100 работают на
самообслуживании и самоокупаемости, из них доходных предприятий, или <доноров>,
- 40, которые отчисляют средства в бюджет ВОС. В этих условиях трудно с определенностью
говорить о перспективе Общества. Думаю, что в ближайшее время просветления и
облегчения в работе не будет. Потребуется немало лет упорнейшего труда, чтобы
поднять предприятия и закрепиться на рынке с конкурентоспособной продукцией.
Потребуются и немалые капиталовложения.
Агеев: А где и как найти необходимые капиталовложения на модернизацию производства?
Зимин: Самое интересное и удивительное то, что в доходной части бюджета нашего
Общества очень весомую часть составляют средства, получаемые от сдачи в аренду
помещений, которые мы построили в годы советской власти. Предприятия-<доноры>
дают определенные средства. Да и региональные организации за последние годы стремятся
расширить масштабы поддержки предприятий ВОС за счет местных бюджетов и льгот.
Но тем не менее этих средств для решения неотложных задач недостаточно. Без
серьезной и целенаправленной государственной поддержки вряд ли можно рассчитывать
на восстановление восовской экономики до такого уровня, чтобы можно было финансировать
социальные программы Общества.
Агеев: На первоначальном этапе развития ВОС в условиях НЭПа тоже был рынок, конкуренция.
Но вряд ли можно копировать в современных условиях опыт тех рыночных отношений.
Как сегодня, с учетом вышесказанного, обеспечить вживание ВОС в требования времени?
Зимин: Конечно, современный рынок не сравнить с тем, который был в краткий период
НЭПа. Достаточно сказать, что широкий приток зарубежных более качественных и
дешевых товаров зачастую вытесняет российскую продукцию, не говоря уже о восовских
товарах. Значит, необходимо учиться работать по-новому. Возможно, например, использование
практики социально-трудовой реабилитации инвалидов на специализированных предприятиях,
на которых работают различные категории инвалидов (слепые, глухие и др.). При
этом выдерживается довольно высокий процент занятости инвалидов, превышающий
50. На таких предприятиях проще организовать обычный процесс производства, используя
лишь необходимый минимум адаптированных производственных операций и рабочих мест
(например, для слепых). Речь идет не только о создании предприятий, которые
используют труд инвалидов, но, прежде всего, о более рациональных формах и условиях
их работы. Осознание необходимости и целесообразности такого пути будет приходить
постепенно.
Но на данном этапе руководящим работникам ВОС всех уровней полезно использовать
опыт своих предшественников. У меня такое чувство, что моё поколение восовцев
было более активным и воинственным в отстаивании своих законных интересов. Поставленную
задачу мы решали, как единая бригада, только каждый член - на своем участке работы.
И мы добивались от чиновников понимания и удовлетворения наших требований. Правда,
в то время многие наши работники были вчерашними фронтовиками. И чиновник не
мог им просто сказать <нет>, предварительно не обдумав обоснованность их предложений.
А дела ВОС говорили за себя.
Агеев: Известно, что у нас с инвалидностью такая же тревожная тенденция, как
и в демографии. Ежегодный прирост инвалидов в стране - не менее миллиона человек.
По неофициальным данным, в России сейчас не 11, а 15 миллионов инвалидов, т.е.
более 0,1 части населения. Отмахнуться от этого факта нельзя. Значит, нужна новая,
действительно социально ориентированная политика государства. Что Вы можете
сказать в этой связи?
Зимин: На мой взгляд, большую ошибку совершило Правительство, когда ликвидировало
Министерство социального обеспечения. Социальное обеспечение сначала объединили
с Министерством труда, заменив <обеспечение> <социальным развитием>. Сейчас мы
имеем Министерство здравоохранения и социального развития. Созданная система
соцзащиты не влияет на гуманизацию социальной политики государства.
Агеев: Зная об опыте международного общественного движения слепых, что Вы можете
сказать по вопросу единства действий организаций российских инвалидов в нынешних
условиях?
Зимин: В современной социально-политической обстановке вопрос о единстве действий
становится всё более актуальным. Об этом говорит, прежде всего, тот факт, что
уже создан Совет общероссийских общественных организаций инвалидов, председателем
которого является президент ВОС А.Я. Неумывакин. Но, к сожалению, до сих пор
не воссоздан Совет по делам инвалидов при Президенте РФ, а ведь такой Совет ещё
совсем недавно был. На встречах с Президентом России В.В. Путиным среди прочих
вопросов обсуждался и этот.
Общеизвестно, что обсуждавшиеся на встречах с Президентом РФ вопросы получили
его поддержку. Даны соответствующие указания Правительству РФ. Но на практике
результатов пока не видно. Невольно вспоминаю, как в советских условиях, когда
мы получали принципиальную поддержку Правительства по конкретным вопросам, ходили
в министерства, которым были даны соответствующие поручения. Не просто ходили,
а настаивали, <выбивали>, участвовали в редактировании предложений, проходили
все чиновные ступени и добивались нужных решений. Так постепенно возникла атмосфера
обязательности нашего присутствия на всех этапах процесса подготовки министерством
проектов решений для Правительства, касающихся слепых. Нас уважали и с нами
считались. О том же, как нынешние чиновники готовят проекты документов, насколько
понимают потребности и социальные проблемы инвалидов, говорят принимаемые законы.
Агеев: Если говорить об инвалидах по зрению, то в России, помимо ВОС, насчитываются
сотни самых разных региональных, городских, районных, местных организаций слепых
и для слепых. Считаете ли Вы, что большое количество организаций способствует
решению социальных проблем инвалидов?
Зимин: Небольшие организации незрячих возникали и раньше. Но они так или иначе
были связаны с ВОС, потому что все более или менее существенные вопросы могли
решать только при его поддержке. Да и правительственные органы всегда рекомендовали
им обращаться, прежде всего, в наше Общество. Недаром ВОС в свое время так и
называли - <ходатаем по делам слепых>. Не кто-нибудь, а именно представители
ВОС активно посещали школы-интернаты для слепых детей, проводили там различные
беседы, встречи с интересными людьми и другие мероприятия. Все это во многом
способствовало социальной реабилитации и профориентации учащихся. И худо приходилось
председателям тех правлений, которые забывали об этой своей обязанности. Сегодня
необходимо возрождать живой контакт между организациями ВОС и школами для слепых
детей, налаживать сотрудничество с другими невосовскими организациями незрячих.
ВОС был и должен оставаться лидером общественного движения слепых.
От имени членов Совета ветеранов ВОС и военноослепших сердечно поздравляю всех
ветеранов и членов Всероссийского общества слепых с 80-летием.
Всем нам необходимо приложить максимум усилий для преодоления сложившихся трудностей,
для дальнейшего развития Общества. Желаю всем его членам здоровья и успехов в
этой сложной работе.
Выпуск листа на новом месте: 840