Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-12-01

[TIFLO] Год монетизации глазами инвалидов

Институт "Коллективное Действие"
Год монетизации глазами инвалидов

Год монетизации глазами инвалидов
1.12. Пресс-конференция руководителей крупнейших инвалидных организаций России
состоялась в Белом зале Дома журналистов в Москве.

Участвовали: А. Ломакин-Румянцев (Всероссийское общество инвалидов), А. Неумывакин
(Всероссийское общество слепых), А. Чепурной (организация инвалидов войны
в Афганистане), В. Гришин (Союз <Чернобыль России>), а также представитель Всероссийского
общества глухих.

Заявленная тема встречи - "Участие государства в судьбе инвалидов: надежды и
реалии".

Фактически же пресс-конференция стала подведением итогов одного года монетизации.
Как известно, монетизационный закон 122 вступил в действие с 1 января
2005 года. С чем же столкнулись инвалиды - одна из самых многочисленных категорий,
подвергнутых новому закону? Ведь инвалидов в России по официальным данным
около 12 млн.

В выступлениях лидеров инвалидных организаций при описании текущего положения
преобладали негативные оценки.

Две основных проблемы, которые были отмечены всеми выступающими - это трудоустройство
инвалидов и изменение процедуры освидетельствования инвалидов для
назначения пенсии.

"Отреформированное" трудоустройство

В сфере трудоустройства за последние годы произошли негативные изменения. С
2002 года предприятия инвалидов лишились льгот по налогообложению, которые
были призваны компенсировать уязвимость инвалидов на рынке труда. Правительство
мотивировало эту меру тем, что этой льготой часто пользовались нечистоплотные
люди, к инвалидному движению не имеющие отношения. Такие факты действительно
имели место, однако, в результате пострадали не столько мошенники, которые
быстро нашли другое поле приложения своих сил, сколько реальные инвалидные предприятия,
которые теперь чтобы выжить вынуждены увольнять инвалидов и набирать
обычных граждан, труд которых более производителен.

Эта ситуация вызывала много критики со стороны руководства организаций инвалидов.
Государство в ответ обещало проблему решить, но давало понять, что в свою
очередь ожидает от инвалидов <хорошего> поведения в плане одобрения правительственных
инициатив в социальной сфере. В итоге, 10 февраля 2004 года президент
Путин дал письменное поручение правительству разработать механизм возвращения
средств, уплаченных общероссийскими общественными организациями инвалидов
и их предприятиями в виде налогов и взносов в период с 2002 года. Инвалидные
функционеры возрадовались, но как вскоре выяснилось, рано. Их попросили еще
потерпеть. Они послушно терпели, в т.ч. весь бурный период подготовки к монетизации,
боясь потерять столь трудно вновь вымоленные льготы. ВОГ и ВОС, имеющие
особенно густую сеть собственных предприятий даже отказались от всех форм акций
протеста и даже пытались закон хвалить в том смысле, что <реальные деньги
лучше чем неисполняемые льготы>.

Однако, и теперь, год спустя почти два года после пресловутого президентского
поручения воз и ныне там - инвалидные организации платят налоги по полной
программе, а механизма возмещения уплаченных сумм все также нет. Впрочем, даже
в этой ситуации лидеры инвалидов не решаются критиковать главу властной
вертикали, предпочитая критиковать за <неисполнительность> министров и чиновников
рангом пониже.

Серьезное негативное значение имело и повышение для предприятий планки, при которой
они освобождаются от квотирования рабочих мест для инвалидов с 30 до
100 работающих. Таким образом, гарантий трудоустройства лишилась львиная доля
инвалидов, так как в регионах они как правило могли трудоустроиться именно
на предприятиях среднего и мелкого бизнеса.

Освидетельствование "от фонаря"

Другим фактором, уменьшающим количество трудоустроенных инвалидов является введенная
с нового года новая система освидетельствования инвалидов. Если раньше
основанием присвоения инвалиду какой-либо группы и соответствующей пенсии служило
наличие определенного заболевания, то теперь введен новый критерий -
степень утраты трудоспособности. При этом совершенно не учитывается, может ли
данный, абстрактно трудоспособный человек реально найти работу в данном населенном
пункте. В результате , тысячи инвалидов получили снижение степени утраты трудоспособности,
а вместе с тем и суммы назначенной пенсии. Особенно, повально
данная мера затронула работающих инвалидов, которые раньше имели и пенсию и зарплату.
Теперь они вынуждены выбирать, продолжать работать или уволиться
и еще раз идти на переосвидетельствование, в надежде теперь получить дающую право
на пенсию <неработоспособную> степень И учитывая, что зарплата инвалида
как правило ниже средней и сопоставима с пенсией, можно ожидать что выбор будет
сделан в пользу последней. Можно ли на эту пенсию прожить - вопрос отдельный.
Однако, в особо трагичном положении оказались те, кто не мог работать, но по
прихоти комиссии получил первую степень, т.е. формально признан трудоспособным.
Возможности получить работу такое решение МСЭК им, конечно, не дает, но пенсию
отнимает. Правда, по 122 ФЗ инвалиды <первой степени> имеют право на денежную
компенсацию в 500 руб., однако 450 руб. из них изымаются для оплаты <соцпакета>.
Так что на руки несчастные получают .целых 50 руб. в месяц. Если это не
фашизм, то что!? С будущего года эти инвалиды получат возможность отказаться
от соцпакета и прибавить к полтиннику еще 450 р., однако, как всякий понимает,
на 500 руб. тоже выжить нельзя.

Собаки как "технические средства", а автомобиль как роскошь

Неблагополучно и в вопросах обеспечения инвалидов медицинскими изделиями и техническими
средствами реабилитации.

Что касается лекарств, то жалоб на пресс-конференции по этому поводу практически
не было, видимо, на фоне прочего здесь ситуация выглядит все же лучше.
Однако, известно, что не все лекарственные препараты, необходимые больным, вошли
в утвержденный Правительством перечень. <Выпали>, как, правило, именно
дорогостоящие. Например, недоступны некоторые препараты, позволяющие снять осложнения
диабета. Ссылки на то, что больной при необходимости может получить
их по решению Врачебно-консультационной комиссии часто являются формальными.
И все же большинство инвалидов, по данных мониторинга ВОИ, свои лекарства
пока получает. Пока. Как известно, более 50% федеральных льготников отказалось
от получения натурального соцпакета в 2006 году. Т.е. эти люди, немалую
долю среди которых составляют инвалиды, со следующего года лишатся права на бесплатные
лекарства. К каким последствиям это может привести, на пресс-конференции,
к сожалению, не было сказано.

Более подробно выступающие коснулись вопросов технических средств реабилитации,
т.е. тех приспособлений, которые позволяют инвалиду как-то компенсировать
свой физический недуг.

Здесь огромное количество претензий к государству у каждой категории.

Слепые недоумевают, почему внесли в <технические средства> собак-поводырей, которые
раньше проходили по другой статье. Более того, формально признав право
слепых на эту льготу, правительство <забыло> утвердить механизм компенсации расходов
инвалида на содержание и ветеринарное обслуживание собаки. Видимо,
<техническому средству> по мысли чиновников, ни еда, ни лечение не требуются.

Что касается слабослышащих, то у них в результате монетизации в числе бесплатно
выдаваемых техсредств остались только слуховые аппараты. Все остальное ,
без чего жизнедеятельность полностью глухих людей крайне затруднена, текстовые
телефоны, световые и вибрационные сигнализаторы и т.д. - предлагается покупать
самостоятельно.

Резко снизился и уровень поддержки инвалидов со стороны региональных властей.
Причины тому как объективные, так и не очень. После проведенного 122-ФЗ <разграничения
полномочий> между разными уровнями власти, инвалиды оказались закреплены за федеральной
властью. С одной стороны хорошо, местные бюджеты почти везде дышат
на ладан, но с другой - всякая попытка местных властей помочь инвалидам отныне
может быть квалифицирована как <нецелевое расходование средств> со всеми
вытекающими из этого выводами. Пример такого рода приводился на конференции.
Однако, многие регионы предпочитают снимать с себя финансирование программ
для инвалидов даже там, где это не запрещено под ем же предлогом - За вас теперь
Центр отвечает. Ударило это, прежде всего, по глухим. Одна из острейших
проблем - нехватка переводчиков жестового языка. До этого года удавалось побуждать
местные администрации брать на себя оплату этих специалистов. С 2005
года эти статьи расходов в региональных бюджетах отсутствуют.

Для инвалидов-колясочников чрезвычайно болезненной стала отмена с этого года
обязательства государства обеспечить инвалида автомобилем. С одной стороны,
перекрываются возможности для ведения активной жизни, с другой - рушится специализировавшаяся
на производстве малолитражек для инвалидов промышленность.
Два завода, В Набережных Челнах и Серпухове уже объявили, что будут вынуждены
снять <Оку> с производства и перейти к изготовлению более комфортных машин
для более состоятельных граждан.

Взамен правительство предлагает <коляску с электроприводом>. Сами инвалиды эту
идею оценивают крайне скептически. В российских климатических условиях, да
еще почти полного отсутствия безбарьерной среды инвалид от этого <транспортного
средства> ничего кроме мучений не получит.

Кто виноват и делать что? К вопросу о политической программе инвалидного движения

Осветив свои проблемы, перешли к вопросу, что делать? И тут выяснилось, что все
участники рассчитывают исключительно на <конструктивные переговоры> с властью.
Митинги и пикеты по их мнению не дают результата. А. Ломакин-Румянцев, впрочем,
оговорился, что акции протеста тоже имеют право на существование, но к
таким сильным средствам можно прибегать только в крайнем случае. Видимо, по мнению
уважаемого Члена Общественной палаты то о чем говорилось выше - еще
не край. А В. Гришин в обоснование свого нежелания заниматься акциями протеста
привел и вовсе сногсшибательный аргумент. <У нас среди чернобыльцев 38%
психо-соматических заболеваний. Если мы еще эту категорию будем раскачивать (надо
понимать, подбивать на <бунт>), то последствия могут быть непредсказуемы.
Хорош общественный лидер, представляющий своих товарищей в виде сумасшедших,
а себя (в глазах власти, видимо) в качестве санитара с великим трудом удерживающего
буйных от погромов и прочих безобразий. Что можно сказать по поводу таких <лидеров>?
Видимо, их время проходит и, как ни странно, залог тому - нынешний
период развития российского капитализма. Как сказал на той же пресс-конференции
лидер инвалидов-афганцев А. Чепурной - "мы видим, что социальное государство
демонтируется и осуществляется переход к либерально-демократической модели>.
А это означает, что демонтаж системы социальной защиты инвалидов - не прихоть
или <недомыслие> отдельных чиновников, типа М. Зурабова, а стратегическая линия,
которая с течением времени (и вполне вероятным падением цен на нефть и
газ) может только усугубляться. И, следовательно, переговорами и прочими "конструктивными"
методами по большому счету ничего решить невозможно, а действенным
может быть лишь один метод - заставить силой (прежде всего, массовых акций протеста,
подкрепленных солидарностью за пределами круга инвалидной общественности)
власть отступить, оставив людям с инвалидностью право на поддержку и защиту общества.
И в этом плане опыт участия инвалидных организаций ( ВОИ, чернобыльцев
и др.) в протестной кампании против 122-ФЗ в составе коалиции СОС, первый шаг
того пути, который неизбежно предстоит пройти. И он будет пройден, независимо
от воли отдельных лиц, ибо ставка в этой борьбе максимально велика - жизнь и
достоинство миллионов. А тех, кто из корыстных или иных побуждений попытается
тормозить данный процесс, ждет по старому выражению - <сорная корзина истории>.

А. Демидов

Выпуск листа на новом месте: 1525

   2005-12-01 22:38:15 (#483306)

[TIFLO] Панорама высоких технологий

Радио "Свобода"
Панорама высоких технологий. В 2006 году выйдут первые голографические диски
емкостью 300 гигабайт

В сентябре 2006 года производитель носителей информации компания Maxell выпустит
свои первые голографические запоминающие устройства.
В продажу поступят дисководы и съемные диски емкостью 300 гигабайт. Послушаем
эксперта Владимира Губайловского: <Как утверждает Maxell, один диск размером
13 см сможет хранить 240 часов телетрансляций. Его емкость в 63 раза больше,
чем емкость стандартного DVD. Это уже второе за последние две недели сообщение
о выпуске голографических дисков. Компания Turner Entertainment также сообщила
о своей разработке, которая будет выпущена в 2006 году. Объем ее голографического
диска также 300 гигабайт, но как утверждает представитель компании - это только
первый шаг. В дальнейшем емкость голографических дисков может превысить
полтора терабайта>.

Новости коротко

Ученые из университета Токио разработали дисплей на базе органических транзисторов,
который предназначен для отображения символов Брайля.
Символы Брайля представляют собой рельефные комбинации из нескольких точек, с
помощью которых кодируются алфавит, знаки препинания и другие символы. Дисплей
предназначен для слабовидящих людей. Он обладает рекордно малой толщиной - около
одного миллиметра и массой в несколько граммов. Дисплей имеет размер 4
на 4 сантиметра и способен отобразить 24 символа Брайля.

Компания Samsung продемонстрировала прототип гибкого жидкокристаллического дисплея.
Разработчики утверждают, что прототип имеет самый большой размер среди всех аналогичных
разработок: его диагональ составляет семь дюймов. Вместо стандартной
стеклянной подложки инженеры Samsung использовали пластик. Это сделало экран
гибким. Новинка поддерживает разрешение 640 на 480 пикселей, и может использоваться
в портативных устройствах, например, электронных книгах.

Аналитическая компания Jupiter Research провела исследование, в котором принимали
участие пользователи интернета из шести стран западной Европы.
Согласно полученным результатам, нелегальный обмен музыкой через файлообменные
сети - самый популярный способ получения цифровых композиций среди пользователей
в возрасте от 15 до 24 лет. По данным опроса, 34% молодых респондентов скачивают
музыку бесплатно. Платят за музыкальные композиции только 6% молодых людей.

Ученые из Сингапура начали работу над технологией, позволяющей передавать через
интернет тактильные ощущения.
Они разработали <тактильную одежду>. Если ее подключить к компьютеру, человек
надевший эту одежду сможет ощущать прикосновения, передаваемые отправителем.
Разработчики считают, что технология будет востребована родителями, чтобы общаться
с детьми, если их будет разделять непреодолимое расстояние.

Выпуск листа на новом месте: 1524

   2005-12-01 22:26:42 (#483301)

[TIFLO] Инвалиды должны быть включены в общую жизнь де-факто

Обозреватель РИА <Новости> Ольга Соболевская.

Инвалиды должны быть включены в общую жизнь де-факто. Таков главный посыл новой
Концепции федеральной целевой программы <Социальная поддержка инвалидов
на 2006-2010 годы>. Государство всерьез намерено не просто выполнять денежные
обязательства перед 11,5 млн российских инвалидов, но и помочь им интегрироваться
в общество. <К человеку стали подходить не как к единице рабочей силы, а как
к полноправному члену общества, и цель реабилитации инвалидов теперь - дать
им возможность жить как можно более полноценной жизнью>, - отмечает председатель
Всероссийского общества инвалидов, член Общественной палаты при президенте
России Александр Ломакин-Румянцев.

В России из-за техногенных аварий, природных катаклизмов, высокой заболеваемости
и травматизма, недостаточного качества медпомощи и услуг число инвалидов
ежегодно растет. Каждый год признаются инвалидами 3,5 млн человек, причем 1 млн
- впервые, и при этом увеличивается число инвалидов трудоспособного возраста
и детей-инвалидов. 10 лет назад таких ребят насчитывалось 453,7 тыс, сейчас -
613 тыс. Свыше 120 тыс человек стали инвалидами после боевых действий и военных
травм. При этом лишь 15% инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в трудовую
деятельность.

Объем финансирования программы на 2006-2010 г составит около 2 147 млн рублей
(свыше $753 млн). Признавая, что существующие ныне 221 реабилитационный центр
для инвалидов, 350 центров реабилитации для детей-инвалидов, 296 отделений реабилитации
детей-инвалидов в центрах социального обслуживания семьи и детей
и в детских домах-интернатах <не удовлетворяет потребности инвалидов> (так, устранить
ограничения жизнедеятельности удается пока только 3-5% инвалидов),
государство намерено развивать реабилитационную индустрию. Появится новая система
реабилитационных организаций, оснащенных оборудованием, будет сформирован
национальный рынок средств реабилитации. Это должно обеспечить инвалидам беспрепятственный
доступ в здания и расширить им возможности для трудоустройства.
Задача Программы - ежегодно возвращать к нормальной жизни до 160 тыс инвалидов
и оснащать современным оборудованием по 16-19 федеральных учреждений медико-социальной
экспертизы, а также по 11 реабилитационных учреждений.

<Инвалидная> программа влияет на строительные нормативы. Города мало-помалу приспосабливаются
к потребностям инвалидов. Но проезд в городском транспорте
для человека в инвалидной коляске - по-прежнему тяжелейшая проблема. Выходом
может стать развитие сети социальных такси, считают в Министерстве здравоохранения
и социального развития. Инвалид сможет по телефону вызвать машину, чтобы отправиться,
скажем, к врачу.

Десять лет назад в России было в несколько раз меньше специальных средств для
реабилитации инвалидов, чем в западных странах. В городах передвижение людей
с ограниченными возможностями было крайне затруднено. Теперь инвалиды должны
стать более мобильными. <5-6 лет назад в регионах многие жаловались на то,
что не было колясок. Теперь человек с инвалидностью получает коляску, бесплатно,
от местной власти>, - отмечают в неправительственной гуманитарной организации
<Перспектива>. Сейчас все чаще закупают моторизованные коляски, чтобы на них
человек мог ездить на работу или учебу.

С 1995 года в России разработано много новых средств реабилитации. Кстати, региональная
общественная организация <Стратегия>, цель которой - развитие инвалидного
спорта и туризма, наладила выпуск легких и надежных титановых колясок весом 8,5
кг. Коляски, использовавшиеся до этого, весили по 32 кг. Но развитие инвалидного
спорта, в том числе альпинизма (а российские инвалиды уже покоряли Эльбрус),
победы россиян в параолимпийских играх - особая статья. Программа же предусматривает
серийное производство средств малой механизации, подъемных устройств и вспомогательных
приспособлений для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата. К 2010 г креслами-колясками должны быть обеспечены 75% нуждающихся
в них.
В Совете Федерации убеждены в том, что предприятиям, на которых работают инвалиды,
должны быть возвращены льготы по уплате части налогов. Спикер Сергей
Миронов на заседании Совета по делам инвалидов (координирующий орган с совещательным
статусом) заявил, что недавняя отмена этих льгот <привела к падению
объема производства и сокращению численности занятых>. Александр Ломакин-Румянцев
приводит данные: за последних 2 года было сокращено 39 тыс рабочих мест
на предприятиях, где трудились инвалиды.

Для военных инвалидов в лечебно-профилактических учреждениях будут созданы специальные
отделения. Задача - вернуть 20850 таких инвалидов к нормальной жизни.
Их будут обучать новым профессиям, в том числе по современным технологиям - дистанционно.

Эксперты убеждены: должны быть детские телепрограммы с сурдопереводом, специализированные
детские журналы. Нужно решать проблему обучения детей с ограниченными
возможностями в общеобразовательных школах, считает зампредседателя Комитета
Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. <Люди с ограниченными возможностями
могут все. Им только нужно вовремя помочь>, - заключает он.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Выпуск листа на новом месте: 1523

   2005-12-01 22:23:01 (#483299)

[TIFLO] Избирательные права инвалидов ущемлены

Казинформ
30.11 / 14:35
Избирательные права инвалидов ущемлены - общество инвалидов
АЛМАТЫ. 30 ноября. КАЗИНФОРМ /Сергей Шипулин/ - Участвовать в выборах имеет право
каждый гражданин страны, но органы, ответственные за их подготовку и проведение,редко
обращают внимание на людей с ограниченными возможностями. Об этом сегодня в Алматы
заявил председатель общества инвалидов с высшим образованием <Намыс>
Кайрат Иманалиев, сообщает корреспондент Казинформа.

<Мы осмотрели большинство избирательных участков в шести районах города и обнаружили,
что они совершенно не оборудованы для доступа инвалидов. Либо избирательные
участки находятся на втором этаже, либо при входе в здание возникают трудности
с крутыми лестницами и отсутствием поручней>, - сказал К.Иманалиев.

Среди вариантов решений данной проблемы инвалидами было предложено оснастить
избирательные участки специальными приспособлениями, например, временными пандусами,
которые можно соорудить буквально за три дня. Также можно подключить дежурных,
которые бы помогали немощным людям пройти на участок. По словам К.Иманалиева,
это - проблема не только инвалидов, но также и пенсионеров, и тех людей, которые
временно стали нетрудоспособными.

Есть проблемы и с электронным голосованием, особенно это касается инвалидов по
зрению.

Еще один казус - голосование на дому, но и здесь инвалид сначала должен подать
заявку, потом сам явиться в избирательную комиссию и написать заявление,
только после этого к нему придут. Так, прошлый опыт выборов в Мажилис показал,
что из тех заявлений, которые подали члены общества инвалидов, избирательная
комиссия учла только 30%. Налицо нарушение гражданских прав. <Мы готовы принять
активное участие в избирательном процессе, но, к сожалению, наши права
ущемлены>, - подчеркнул К.Иманалиев.

Только в Алматы насчитывается более 37 тысяч инвалидов и более 120 тысяч пенсионеров.
Получается, что порядка 150 тысяч человек с ограниченными возможностями
практически не имеют доступа к избирательным участкам, сказал К.Иманалиев.

Выпуск листа на новом месте: 1522

   2005-12-01 22:16:49 (#483297)

[TIFLO] Рада преодолела вето Президента

Рада преодолела вето Президента на закон о профессиональной и трудовой реабилитации
инвалидов
proUA /
01.12.2005 14:42
Верховная Рада преодолела вето Президента на Закон Украины "О внесении изменений
в некоторые законодательные акты Украины относительно профессиональной
и трудовой реабилитации инвалидов". За преодоление вето проголосовало 311 народных
депутатов, передает корреспондент
<proUA>.

Закон предусматривает изменения в законы Украины "Об основах социальной защищенности
инвалидов в Украине", "О налоге на добавленную стоимость", "О налогообложении
прибыли предприятий", "О системе налогообложения", "О плате за землю", "О местном
самоуправлении в Украине" и Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Отмеченные изменения предусматривают передать финансирование мероприятий по социальной
защищенности инвалидов и детей-инвалидов не только Фонду социальной
защиты инвалидов, а также и органам местного самоуправления по местным программам
социальной защиты; определить межведомственную Комиссию по вопросам деятельности
предприятий и организаций, общественных организаций инвалидов специальным уполномоченным
органом относительно предоставления разрешений на право пользования
льготами по налогообложению предприятиям и организациям инвалидов; распространить
действие нормативов рабочих мест для трудоустройства инвалидов, предусмотренных
Законом "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" на физических
лиц, которые используют наемный труд, и предприятия, организации общественных
организаций инвалидов; предоставить предприятиям, учреждениям и организациям,
физическим лицам, которые используют наемный труд, возможность выполнения
нормативов рабочих мест для инвалидов путем создания хозяйственных объединений
с предприятиями, организациями общественных организаций инвалидов с целью
координации производственной, научной и другой деятельности; установить ответственность
за невыполнение должностным лицом, которое пользуется правом принимать
на работу и освобождать из работы, физическим лицом, которое использует наемный
труд, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, и за неподачу
Фонда отчета о занятости и трудоустройства инвалидов в виде штрафа в размере
от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан; урегулировать вопрос налогообложения
предприятий и организаций, основанных общественными организациями инвалидов,
земельным налогом, налогом на добавленную стоимость и на прибыль предприятий.

Президент наложил вето на этот закон, отметив, что не может подписать его, поскольку
с приобретением действия Закона все предприятия, учреждения и организации,
где численность работающих инвалидов меньше, чем установленная нормативом, должны
платить административно-хозяйственные санкции за каждое рабочее место,
предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое им. Президент замечает,
что уплата отмеченных санкций бюджетными учреждениями, предприятиями
и организациями является очень проблематичной из-за ограниченности бюджетных
ресурсов. В связи с этим он предложил освободить их от уплаты таких санкций.

Выпуск листа на новом месте: 1521

   2005-12-01 22:09:46 (#483292)

[TIFLO] Обеспечение компьютерной техникой

Центр поддержки

и социально-творческой реабилитации инвалидов

Архангельского регионального отделения Всероссийского общества глухих

Россия 163046, Архангельск, улица Р.Люксембург, 78,

тел./факс: (8-182)46-77-18, E-mail: arov***@a*****.ru

Пресс-релиз

Северное морское пароходство поддержало в благотворительную акцию <Компьютеру
- вторую жизнь!>

Северное морское пароходство (Генеральный директор - Избицкий Виктор Антонович)
поддержало в благотворительную акцию <Компьютеру - вторую жизнь!>.

1 декабря шесть комплектов компьютерного оборудования (компьютер + принтер)
переданы в организации инвалидов, входящие в Союз общественных объединений
инвалидов Архангельской области и будут ими использованы для организации делопроизводства
и создания информационных баз.

Центр поддержки и социально-творческой реабилитации инвалидов АРО ВОГ с 2004
года проводит благотворительной акции <Компьютеру - вторую жизнь!>.За это
время восемь инвалидов получили компьютеры.

Мы обращаемся в крупные организации и предприятия города, с просьбой передать
инвалидам морально устаревшую компьютерную технику, которая не востребована
или будет не востребована в этих организациях в ближайшее время.

Технический прогресс зачастую оставляет не у дел компьютеры на базе процессоров
Pentium-1 и Pentium-2.

Но эти компьютеры могут начать жить второй жизнью, став окном в мир информации
для многих инвалидов по слуху, зрению, опорно-двигательного аппарата.

Кроме того, имея компьютер, многие инвалиды-спинальники (прикованные к коляске)
смогут иметь больше шансов для выполнения работ на дому секретарем, диспетчером,
веб -дизайнером и др.

В настоящее время список инвалидов Архангельска и области, нуждающихся в компьютерной
техники - свыше тридцати.

Предприятия, организации, граждане Архангельска поддержавшие благотворительную
акцию <Компьютеру - вторую жизнь!> могут обращаться в Центр поддержки и социально-творческой
реабилитации инвалидов АРО ВОГ по адресу: г.Архангельск, ул.Р.Люксембург,78,
тел: 292-290, 27-12-80

e-mail:
arov***@a*****.ru
(Светлана Ватага, Николай Мякшин).

Контакт: Николай Мякшин, директор центра, Тел/факс: 27-12 -80

Выпуск листа на новом месте: 1520

   2005-12-01 21:21:55 (#483273)

[TIFLO] Закон об общественных организациях

Радио "Свобода"
[30-11-05]

Екатеринбург занимает первое место в Уральском федеральном округе по количеству
общественных организаций

Программу ведет Евгения Назарец. В программе принимают участие - Татьяна Мерзлякова,
уполномоченный по правам человека в Свердловской области, и Владимир
Панасенков, ведущий эксперт по вопросам развития гражданского общества в Омской
области.

Евгения Назарец: Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении
законопроект <О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации>. Изменение <некоторых законодательных актов> касается в первую очередь
общественных организаций. Теперь и они будут поставлены под жесткий контроль
государства. Законодатели планируют окончательно принять закон до конца года,
чтобы с 1 января он уже вступил в силу.

Екатеринбургские общественники по-разному оценивают происходящее. С подробностями
екатеринбургский корреспондент Радио Свобода Дарья Здравомыслова.

Дарья Здравомыслова: Екатеринбург занимает первое место в Уральском федеральном
округе по количеству общественных организаций. По данным Министерства юстиции,
их насчитывается более полутора тысяч. Но, возможно, в скором времени их станет
меньше. В Государственную Думу поступил законопроект <О внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской Федерации>. Если законопроект примут,
то уже с нового года всем иностранным и российским общественным организациям
придется пройти обязательную перерегистрацию по более жестким правилам в государственных
органах. Говорит президент Уральской ассоциации переселенческих
организаций Людмила Лукашева.

Людмила Лукашева: Мы сами постоянно инициируем создание маленьких общественных
объединений, которые не прошли регистрацию в Министерстве юстиции. Поскольку
это позволяет нам более оперативно делать какие-то проекты, выполнять какие-то
общественно значимые дела. А если сейчас это будет запрещено, то мы считаем,
что это будет серьезным ущемлением прав человека.

Дарья Здравомыслова: Директор Центра индивидуальной подготовки детей <Пеликан>
Зоя Глухих считает, что большинство общественников негативно относятся к
этому возможному нововведению потому, что тогда им придется нести ответственность
за все сказанное и сделанное.

Зоя Глухих: Сейчас общественная организация сделала какую-то акцию, а уровня
ответственности нет: <А мы вот общественники... А мы вот высказали свое мнение...>.
А то, что, например, они высказали мнение - и это повлекло за собой определенные
последствия, за это они ответственности не несут. Они не озвучивают это,
но они этого не хотят. В этом законе будет прописана ответственность.

Дарья Здравомыслова: Под контроль будут взяты также и все поступающие иностранные
гранты. Зоя Глухих говорит, что многие зарубежные грантодатели не имеют
аккредитации в стране. Поэтому налоговая служба не может отслеживать те деньги,
которые приходят из-за рубежа. А это, по мнению Глухих, неправильно.

Зоя Глухих: Не всегда грантодатели, отдавая деньги в Россию, могут проверить,
как они прошли. Все равно нужно ставить какие-то органы в известность, что
пришел зарубежный грант. И кто-то еще об этом должен знать, кроме той организации,
которая получила этот зарубежный грант. Чтобы они, может быть, им помогали
более профессионально эти деньги использовать. Хочется верить, что законодатель
именно об этом думает.

Дарья Здравомыслова: Контроль над общественными организациями Министерство юстиции
проводит и сейчас. Но выборочно. Вскоре проверка станет повсеместной.
По опыту прошлых лет, в среднем в год на приостановление деятельности поступает
полтора десятка исков.

Евгения Назарец: Стремление федеральных властей к контролю над некоммерческим
сектором мы обсуждаем сегодня с нашими гостями в Екатеринбургской студии и
в студии Омской телерадиокомпании <Антенна-7>. В Екатеринбурге рядом со мной
- уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова.

Доброе утро, Татьяна Георгиевна.

Татьяна Мерзлякова: Доброе утро.

Евгения Назарец: Вы государственный правозащитник. С одной стороны, вам известны
мотивы властей в их поступках, с другой стороны, вы прекрасно знаете о
чаяниях общественных организаций. Насколько вам близка та или другая точка зрения
в этом споре по поводу контроля над некоммерческими общественными организациями.

Татьяна Мерзлякова: Во-первых, я уж не так хорошо знаю мотивы властей, потому
что я живу в Екатеринбурге. И вы знаете, что ни одной попытки контроля или
приостановления деятельности общественных организаций мы здесь не пытались даже
допустить.

Что касается Государственной Думы и принятия этого закона. Вы знаете, часто говорят:
<благими намерениями строится дорога в ад>. И вот я боюсь, что в данной
ситуации, возможно, так и есть. Потому что вот речь шла о поправках в этот закон
еще в конце сентября прошлого года, когда было принято решение о создании
Совета по содействию гражданскому обществу, то есть Комиссию по правам человека
переориентировали именно на содействие развитию гражданского общества.
Речь пошла уже и о создании Общественной палаты. И тогда же говорилось и о том,
что требуются серьезные поправки в закон об общественных организациях.
В принципе, и самими общественниками нашими кое-какие поправки были востребованы.
И то, что вносится в закон, там есть и какие-то моменты, которые наши
общественники поддерживают.

Но то, что нас беспокоит, оно беспокоит не только меня, оно беспокоит и нашего
уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, - то, что если
сегодня общественные организации, они так же, как и любой гражданин, были под
контролем общеизвестных наших правоохранительных органов - милиция, прокуратура,
и с этим мы научились работать, то теперь это отдано на откуп чиновнику Министерства
юстиции.

У меня есть свои варианты выхода из сложившейся ситуации в Свердловской области.
Но, прежде всего, мы 7-го числа собираем такое экстренное совещание наших
неправительственных общественников и наши организации с предложением внести какие-то
поправки. Все эти поправки так же быстро мы отберем, и они будут направлены
нашим депутатам в Государственную Думу и членам Совета Федерации от Свердловской
области.

Евгения Назарец: В связи с темой разговора о контроле государства над некоммерческим
сектором мы спрашиваем слушателей - состоите ли вы в общественной организации?
И объясните, пожалуйста, нам свой выбор.

А теперь познакомимся с нашим собеседником в студии Омской телерадиокомпании
<Антенна-7> - это Владимир Панасенков. В 1996-2004 годах он работал консультантом
Комитета по делам национальной политики, религии и общественных организаций администрации
Омской области. А сегодня он является одним из ведущих экспертов
в регионе по вопросам развития гражданского общества.

Здравствуйте, Владимир Николаевич. Как вы полагаете, в чьих интересах принимается
этот закон на самом деле? Цели нам декларируют - упорядочить, посчитать,
противостоять экстремизму, импорту идеологий, отмыванию денег. А на самом деле,
на ваш взгляд, в чьих интересах вносятся изменения в законодательство?

Владимир Панасенков: Идет совершенствование законодательства вслед за развитием
общества. И надо сказать, что этот процесс, он постоянный. Так, первый закон
об общественных объединениях был принят еще в 1990 году в СССР накануне серьезных
преобразований в политической и экономической сферах общества. Дальнейший
толчок в развитии гражданского общества дал новый закон уже России об общественных
объединениях, который был принят в мае 1995 года, как раз накануне выборов
в Государственную Думу второго созыва и самых драматических выборов президента
Российской Федерации в 1996 году.

Евгения Назарец: Владимир Николаевич, вот этот закон будет способствовать развитию
гражданского общества? Или будет только способствовать в том смысле,
что гражданское общество будет развиваться, несмотря на эти законы?

Владимир Панасенков: Гражданское общество будет развиваться в любом случае, несмотря
на принимаемые законы. Потому что мы знаем, что законы можно издавать,
но не всегда их можно выполнять.

А формальным поводом для принятия этого закона послужило высказывание президента
Российской Федерации о недопустимости финансирования из-за рубежа политической
деятельности. Ну а поскольку правительство России в силу различных причин функционирует
по принципу <приказ - рапорт>, то и приняли высказывание к исполнению,
как приказ.

И к тому же, закону исполнилось уже 10 лет, и впереди выборы в Государственную
Думу в 2007 году, а также, возможно, самые серьезные выборы президента в
России в 2008 году. И поэтому нужно почистить игроков на этом поле, удались непредсказуемых,
уточнить правила игры.

Евгения Назарец: Понятно. Следующий вопрос к нашим гостям. Татьяна Георгиевна,
вот порядка 20 членов создаваемой российской Общественной палаты по собственной
инициативе высказали свое мнение по поводу этих изменений. И вы говорите, что
в Екатеринбурге соберутся общественники, и снова по собственной инициативе
будут обсуждать эти самые изменения. Никто общественников об этом не просил.
Они только сами включаются в это, без чьих-либо просьб. О чем это говорит?

Татьяна Мерзлякова: Я еще раз говорю, нашим общественникам надо жить. И поэтому
все возможные варианты защиты от того, что неприятного их может ожидать
в будущем, мы не первый раз...

Евгения Назарец: Я о том, что не пригласили собственно самих виновников торжества,
так сказать.

Татьяна Мерзлякова: Не пригласили. И только Олег Смолин на заседании Думы сказал
о том, что <давайте пригласим хотя бы уполномоченного по правам человека
Российской Федерации на это заседание Думы>, когда оно уже шло, и разговор был
в остром ключе и в самом разгаре. Тем не менее, законодатели проголосовали
достаточно дружно - вы это видели. Это очень беспокоит.

Но я бы хотела еще раз подчеркнуть, что это не первый случай. И сегодня при отсутствии
этих поправок нашим общественникам очень нелегко работается. Поэтому
мы будем искать все варианты возможной защиты, и, прежде всего, конечно, недопущения
этого на территории области - я имею в виду какие-то еще новые механизмы
контроля. То, что будет на федеральном уровне, это будет. Мы будем вносить свои
поправки. Мы надеемся, что часть наших поправок будут увидены и услышаны
нашими депутатами.

Евгения Назарец: Владимир Николаевич, как вы считаете, о чем говорит то, что
к обсуждению этих поправок не пригласили самих общественников?

Владимир Панасенков: Это говорит о том, что закон инициируется сверху - правительством.
И, по сути дела, мнение регионов не учитывается.

Евгения Назарец: А будут ли омские общественники по собственной инициативе вступать
в процесс обсуждения, рекомендовать что-то?

Владимир Панасенков: Конечно, будут. Буду направлены и письма в Государственную
Думу, и на местном уровне будут проходить обсуждения - на уровне Совета
общественных организаций, <круглых столов>. Ну а какой будет результат и будет
ли возможность повлиять на принятие поправок в закон, трудно спрогнозировать.
Потому что в Госдуме своеобразный постсоветский синдром - там делают вид, что
решают проблемы.

Евгения Назарец: Напомню, что Государственная Дума Российской Федерации приняла
в первом чтении законопроект <О внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации>. Изменения некоторых законодательных актов касаются
в первую очередь общественные организации. Все экспертные оценки <за> и
<против> сводятся к одному - государство собирается контролировать сектор некоммерческих
общественных организаций.

Мнения омских общественников узнал журналист Омской телерадиокомпании <Антенна-7>
Вячеслав Суриков.

Вячеслав Суриков: В начале 90-х годов возможность получить деньги из зарубежных
фондов дала толчок к развитию уже существующих общественных организаций
и позволила появиться новым.

Спустя три года после своего возникновения объединение тяжелых инвалидов <Лювена>
стало одной первых получательниц гранта фонда <Евразия>. Почти десять
лет назад он позволил приобрести компьютер. Техника до сих пор в строю. Она помогает
<Лювене> не только вести отчетность, но и писать заявки на новые гранты,
выделяемые уже из регионального бюджета. Говорит Николай Морохов, президент общественной
организации <Лювена>.

Николай Морохов: Мы уже входим в международную сеть Интернет. И, естественно,
имеем возможность общаться и с американскими коллегами.

Вячеслав Суриков: В прошлом году <Ресурсный Центр общественно активных школ>
получил деньги от Комиссии по демократии посольства США для реализации проекта
<Шаг навстречу>. Его целевая группа - воспитанники детских домов. Рассказывает
член совета <Ресурсного Центра общественно активных школ> Ирина Сербина.

Ирина Сербина: Сама идея была такая: создать на базе детских домов пресс-центры
ребят, которые смогли бы для жителей сел, для местного сообщества рассказать
о том, что они делают, а самое главное, провести какие-то добровольческие акции.

Вячеслав Суриков: 10 лет назад в Омске возникла общественная организация <Сибирская
альтернатива>. Она занимается проблемами ВИЧ и СПИДа. По словам ее лидера,
Дениса Ефремова, средства, выделяемые зарубежными фондами, играют решающую роль
в ее деятельности.

Денис Ефремов: Если брать последние два года нашей деятельности, то в общей сложности
проведено 238 мероприятий по нашим программам с участием почти 30
тысяч человек из числа молодежи.

Вячеслав Суриков: Если новая редакция закона об общественных организациях будет
окончательно утверждена, <Сибирской альтернативе> придется проходить перерегистрацию.
В ее ныне действующем уставе есть положение о возможности участия в составе учредителей
иностранных граждан. Это не соответствует одному из положений новой
редакции закона. С перерегистрацией связаны не только затраты времени на оформление
документов, а также средств на уплату госпошлины, но и предположения,
что государственные органы могут потребовать внесения дополнительных изменений
в устав <Сибирской альтернативы>.

Кроме того, новая редакция требует постановки на учет в государственных органах
неформальных объединений. В их число входят незарегистрированные объединения
тех, кто ВИЧ-инфицирован и болен СПИДом. Сейчас им даже порядок постановки на
учет в новой редакции закона неясен. Это лишний раз увеличивает уязвимость
инфицированных и больных людей. В данном случае они высказывают опасения, что
у чиновников появляется лишний повод объявить их вне закона.

Евгения Назарец: Уж коль скоро у нас сейчас прозвучал рассказ об общественных
организациях в Омске, то вопрос к нашему омскому собеседнику. Владимир Николаевич,
как вы полагаете, если у общественных организаций возникнут проблемы с зарубежным
финансированием и получением грантов, насколько это пагубно отразится
на деятельности, и какого количества, организаций, в частности, в Омской области?

Владимир Панасенков: Что касается организаций, которые получают грантовую поддержку
зарубежных фондов, то эта проблема в основном коснется Москвы. В Омске
таких организаций сравнительно немного. И им придется искать спонсоров, работать
с российскими фондами, в том числе и с региональными грантами. Но я думаю,
что наших добровольцев-общественников не испугаешь ни перерегистрацией, ни отсутствием
средств. Нам не привыкать работать с опорой на собственные силы
и внутренние резервы.

Евгения Назарец: По крайней мере, одно из положений, вновь вводимых в закон об
общественных организациях, - это положение о том, что Минюст может контролировать
финансы общественных организаций, - вызывает тревогу у многих. Как вы полагаете,
что на сегодняшний день мешает контролировать эти самые финансы и деятельность
организаций, другие отрасли деятельности общественных организаций существующим
уже сейчас ФСБ, прокуратуре, налоговой инспекции? Что нового даст им этот
закон?

Владимир Панасенков: Законодательная база позволяет контролировать финансовую
деятельность общественных организаций со стороны налоговой инспекции и других
служб. Поэтому, я думаю, этот закон нового ничего и не добавляет. Ну а в России
исполнение законов всегда носило субъективный характер, то есть зависело
от конкретных исполнителей, рядовых чиновников. А они, как правило, знают местную
специфику и особенности третьего сектора. Я в Омске этих людей знаю.
И надеюсь, что те общественные организации, чья деятельность социально полезна,
переживут новые поправки.

Евгения Назарец: В том, что переживут, не сомневаемся и мы. Но вопрос - насколько
легко это будет сделать? Татьяна Георгиевна, вам тот же вопрос о контроле
над некоммерческими общественными организациями. И так ведь контролеров много.

Татьяна Мерзлякова: Да, и так много. И я не знаю, что нового может дать контролерам
вот этот закон. Потому что в меньшей степени он коснется и наших свердловских
организаций. У нас буквально единицы общественных организаций, которые работают
по зарубежным грантам. И надо сказать, что, в том числе, и работают по
социально значимым, очень важным общественным грантам наши организации, такие
как против насилия в семье, против работорговли, и ряд других проектов финансируются
зарубежными грантодателями. Но, тем не менее, я думаю, что мы будем точно так
же противостоять тем каким-то попыткам чиновников злоупотребить своей возможностью
контроля над общественными организациями. Когда будет принят закон, мы, конечно,
попробуем сесть за стол переговоров и с нашей регистрационной службой,
с одной стороны, и с нашими правозащитниками, с другой стороны. Хотя, действительно,
такие примеры есть и сегодня, их не надо скрывать. Несмотря на то,
что я каждый раз пытаюсь как-то поработать и с той, и с другой стороной, порой
встречаю такие вопиющие факты... Например, недавно студенты незрячие перерегистрировались,
и вот рассказывает руководитель этой организации - достаточно деятельной, достаточно
нужной нам, уж казалось бы, куда полезнее - как какая-то молодая совершенно
чиновница (конечно, не руководитель) пыталась просто издеваться, с его точки
зрения. Возможно, это было, с ее точки зрения, что вот она государственный
человек, и она теперь получила право контроля. Нет.

Наши организации достаточно сильны так же, как и в Омске. И мне кажется, что
имена очень многих руководителей более известны жителям области, чем имена
каких-то чиновников и политиков даже. Поэтому выстоим, выживем, будем учиться
работать в новых условиях. И самое главное, не допустим чего-то нового на
территории Свердловской области.

С другой стороны, я хотела бы сказать, что, наверное, хватит, может быть, действительно
лишний раз заглядывать куда-то на Запад. Давно пора уже ввести серьезную
практику и на территории области. Хотя надо сказать, неплохо работает со своими
грантополучателями город Екатеринбург. И сегодня социально значимые проекты
финансирует область. Несколько очень хороших социально значимых проектов, крайне
необходимых для, допустим, реабилитации детей из отдаленных, депрессивных
территорий, ведут общественники. Мы только недавно на средства Министерства социальной
защиты оздоравливали детей переселенцев, и дальше будем вести этот
грант. И много еще каких-то примеров можно привести. И, наверное, пора уже по-настоящему
начать работать и нашим деньгам - деньгам, которые имеются в распоряжении
области.

Вот Зоя Александровна Глухих выступала у вас. Мы вместе с министром социальной
защиты однажды побывали в этой организации. И он сам признал, что то, что
она делает, имея четырех сотрудников у себя, у него бы в учреждении работало
на этот объем работы 33 сотрудника.

То есть пора уже давно нашему государству смотреть и учиться у общественных организаций.
И я думаю, что какое-то очередное желание сломить, оно наши организации
заставит только окрепнуть. Мне не нравится, что периодически между собой наши
общественники ссорятся, конкурируют. Наверное, желание государства немножко
над ними подовлеть заставит их только объединиться. И я думаю, что мы справимся
с этой задачей, общественники. И я здесь больше на стороне общественников.

Я прогноз Владимира Петровича Лукина не очень разделяю, в том плане, что он говорит
<уйдут в подполье>. Возможно, это для москвичей все-таки более характерно.
Мы здесь все-таки не дадим нашим организациям погибнуть только по той причине,
что они достаточно сильны и будут лишены именно каким-то чиновником дальнейшего
своего развития.

Евгения Назарец: И зачитаю сообщение с пейджера. <Николай Ломов, Санкт-Петербург.
Почему общественность не поднимает вопрос о соответствии данного закона
Конституции России? А если закон соответствует Конституции, то, значит, надо
менять Конституцию>. Татьяна Георгиевна, вот суждение слушателя. Что вы по
этому поводу можете сказать?

Татьяна Мерзлякова: Я еще раз хотела бы сказать, что мы дали возможность своим
общественникам очень внимательно изучить проект закона, внести свои поправки
и влиять на принятие этого закона тем механизмом, который сегодня существует,
благодаря Конституции, в нашем государстве. И будем и дальше работать. Попробуем
работать совершенно законным путем над принятием этого закона, а потом и над
исполнением. Вот с точки зрения Свердловской области, сегодня другого механизма
нет.

Евгения Назарец: Владимир Николаевич, вы отметили в тех поправках, которые вводятся
в законодательство об общественных организациях, что-либо неконституционное,
не соответствующее Конституции?

Владимир Панасенков: Нет, нельзя сказать, что поправки противоречат Конституции.
Но дело в том, что закон требует совершенствования. Допустим, я считаю
излишней необходимость регистрации всех первичных профсоюзных организаций, а
их у нас более 800, или мелких спортивных организаций, которых более 300.
Их деятельность, как правило, известна. Они не имеют счета. И их регистрация
- это излишний процесс.

Евгения Назарец: На ваш взгляд, каков прогноз относительно принятия этих поправок?
Они будут приняты до нового года, в 2005 году, или все-таки под давлением
общественности обсуждение закона продолжится и это все будет перенесено на следующий
год?

Владимир Панасенков: Я думаю, что они будут приняты уже в этом году. Поскольку,
по-видимому, поставлена задача перед Государственной Думой, чтобы уже в
будущем году закон начал действовать.

Евгения Назарец: Татьяна Георгиевна, ваше мнение на этот счет?

Татьяна Мерзлякова: Я думаю, что они будут приняты в этом году, но с существенным
изменением по сравнению с проектом закона, принятым в первом чтении. Я
не сомневаюсь все-таки в том, что давление общественности повлияет на наших депутатов
обязательно.

Евгения Назарец: Остался буквально месяц для того, чтобы давить. Но один ключевой
вопрос еще хотелось бы мне задать относительно этих изменений. Ни одна
общественная организация не декларирует цели неконституционные на момент своего
создания. Так что при регистрации заметить неконституционную деятельность
будущей организации практически невозможно - а это один из поводов запрета на
регистрацию. Так что тогда может стать поводом для запрета?

Татьяна Мерзлякова: Я думаю, что мелкие придирки чиновников, они могут осложнить
жизнь нашим организациям. У нас есть Полевской Комитет солдатских матерей,
и была оштрафована мать погибшего солдата. Возглавляет Вера Горбунова эту организацию.
Ну, будем дальше судиться, доказывать. Я думаю, что правозащитное
движение и многие общественные организации сегодня настолько сильны, что то,
что будет делаться противозаконного, мы постараемся сегодня доказать это в
судебном порядке.

Евгения Назарец: Итак, заканчиваем на сегодня обсуждение темы. Надеюсь, поводы
для этого еще возникнут, и более ясные, чем нынешний.

Благодарю вас за участие в программе.

Выпуск листа на новом месте: 1519

   2005-12-01 13:05:36 (#483033)