[TIFLO] Год монетизации глазами инвалидов
Институт "Коллективное Действие"
Год монетизации глазами инвалидов
Год монетизации глазами инвалидов
1.12. Пресс-конференция руководителей крупнейших инвалидных организаций России
состоялась в Белом зале Дома журналистов в Москве.
Участвовали: А. Ломакин-Румянцев (Всероссийское общество инвалидов), А. Неумывакин
(Всероссийское общество слепых), А. Чепурной (организация инвалидов войны
в Афганистане), В. Гришин (Союз <Чернобыль России>), а также представитель Всероссийского
общества глухих.
Заявленная тема встречи - "Участие государства в судьбе инвалидов: надежды и
реалии".
Фактически же пресс-конференция стала подведением итогов одного года монетизации.
Как известно, монетизационный закон 122 вступил в действие с 1 января
2005 года. С чем же столкнулись инвалиды - одна из самых многочисленных категорий,
подвергнутых новому закону? Ведь инвалидов в России по официальным данным
около 12 млн.
В выступлениях лидеров инвалидных организаций при описании текущего положения
преобладали негативные оценки.
Две основных проблемы, которые были отмечены всеми выступающими - это трудоустройство
инвалидов и изменение процедуры освидетельствования инвалидов для
назначения пенсии.
"Отреформированное" трудоустройство
В сфере трудоустройства за последние годы произошли негативные изменения. С
2002 года предприятия инвалидов лишились льгот по налогообложению, которые
были призваны компенсировать уязвимость инвалидов на рынке труда. Правительство
мотивировало эту меру тем, что этой льготой часто пользовались нечистоплотные
люди, к инвалидному движению не имеющие отношения. Такие факты действительно
имели место, однако, в результате пострадали не столько мошенники, которые
быстро нашли другое поле приложения своих сил, сколько реальные инвалидные предприятия,
которые теперь чтобы выжить вынуждены увольнять инвалидов и набирать
обычных граждан, труд которых более производителен.
Эта ситуация вызывала много критики со стороны руководства организаций инвалидов.
Государство в ответ обещало проблему решить, но давало понять, что в свою
очередь ожидает от инвалидов <хорошего> поведения в плане одобрения правительственных
инициатив в социальной сфере. В итоге, 10 февраля 2004 года президент
Путин дал письменное поручение правительству разработать механизм возвращения
средств, уплаченных общероссийскими общественными организациями инвалидов
и их предприятиями в виде налогов и взносов в период с 2002 года. Инвалидные
функционеры возрадовались, но как вскоре выяснилось, рано. Их попросили еще
потерпеть. Они послушно терпели, в т.ч. весь бурный период подготовки к монетизации,
боясь потерять столь трудно вновь вымоленные льготы. ВОГ и ВОС, имеющие
особенно густую сеть собственных предприятий даже отказались от всех форм акций
протеста и даже пытались закон хвалить в том смысле, что <реальные деньги
лучше чем неисполняемые льготы>.
Однако, и теперь, год спустя почти два года после пресловутого президентского
поручения воз и ныне там - инвалидные организации платят налоги по полной
программе, а механизма возмещения уплаченных сумм все также нет. Впрочем, даже
в этой ситуации лидеры инвалидов не решаются критиковать главу властной
вертикали, предпочитая критиковать за <неисполнительность> министров и чиновников
рангом пониже.
Серьезное негативное значение имело и повышение для предприятий планки, при которой
они освобождаются от квотирования рабочих мест для инвалидов с 30 до
100 работающих. Таким образом, гарантий трудоустройства лишилась львиная доля
инвалидов, так как в регионах они как правило могли трудоустроиться именно
на предприятиях среднего и мелкого бизнеса.
Освидетельствование "от фонаря"
Другим фактором, уменьшающим количество трудоустроенных инвалидов является введенная
с нового года новая система освидетельствования инвалидов. Если раньше
основанием присвоения инвалиду какой-либо группы и соответствующей пенсии служило
наличие определенного заболевания, то теперь введен новый критерий -
степень утраты трудоспособности. При этом совершенно не учитывается, может ли
данный, абстрактно трудоспособный человек реально найти работу в данном населенном
пункте. В результате , тысячи инвалидов получили снижение степени утраты трудоспособности,
а вместе с тем и суммы назначенной пенсии. Особенно, повально
данная мера затронула работающих инвалидов, которые раньше имели и пенсию и зарплату.
Теперь они вынуждены выбирать, продолжать работать или уволиться
и еще раз идти на переосвидетельствование, в надежде теперь получить дающую право
на пенсию <неработоспособную> степень И учитывая, что зарплата инвалида
как правило ниже средней и сопоставима с пенсией, можно ожидать что выбор будет
сделан в пользу последней. Можно ли на эту пенсию прожить - вопрос отдельный.
Однако, в особо трагичном положении оказались те, кто не мог работать, но по
прихоти комиссии получил первую степень, т.е. формально признан трудоспособным.
Возможности получить работу такое решение МСЭК им, конечно, не дает, но пенсию
отнимает. Правда, по 122 ФЗ инвалиды <первой степени> имеют право на денежную
компенсацию в 500 руб., однако 450 руб. из них изымаются для оплаты <соцпакета>.
Так что на руки несчастные получают .целых 50 руб. в месяц. Если это не
фашизм, то что!? С будущего года эти инвалиды получат возможность отказаться
от соцпакета и прибавить к полтиннику еще 450 р., однако, как всякий понимает,
на 500 руб. тоже выжить нельзя.
Собаки как "технические средства", а автомобиль как роскошь
Неблагополучно и в вопросах обеспечения инвалидов медицинскими изделиями и техническими
средствами реабилитации.
Что касается лекарств, то жалоб на пресс-конференции по этому поводу практически
не было, видимо, на фоне прочего здесь ситуация выглядит все же лучше.
Однако, известно, что не все лекарственные препараты, необходимые больным, вошли
в утвержденный Правительством перечень. <Выпали>, как, правило, именно
дорогостоящие. Например, недоступны некоторые препараты, позволяющие снять осложнения
диабета. Ссылки на то, что больной при необходимости может получить
их по решению Врачебно-консультационной комиссии часто являются формальными.
И все же большинство инвалидов, по данных мониторинга ВОИ, свои лекарства
пока получает. Пока. Как известно, более 50% федеральных льготников отказалось
от получения натурального соцпакета в 2006 году. Т.е. эти люди, немалую
долю среди которых составляют инвалиды, со следующего года лишатся права на бесплатные
лекарства. К каким последствиям это может привести, на пресс-конференции,
к сожалению, не было сказано.
Более подробно выступающие коснулись вопросов технических средств реабилитации,
т.е. тех приспособлений, которые позволяют инвалиду как-то компенсировать
свой физический недуг.
Здесь огромное количество претензий к государству у каждой категории.
Слепые недоумевают, почему внесли в <технические средства> собак-поводырей, которые
раньше проходили по другой статье. Более того, формально признав право
слепых на эту льготу, правительство <забыло> утвердить механизм компенсации расходов
инвалида на содержание и ветеринарное обслуживание собаки. Видимо,
<техническому средству> по мысли чиновников, ни еда, ни лечение не требуются.
Что касается слабослышащих, то у них в результате монетизации в числе бесплатно
выдаваемых техсредств остались только слуховые аппараты. Все остальное ,
без чего жизнедеятельность полностью глухих людей крайне затруднена, текстовые
телефоны, световые и вибрационные сигнализаторы и т.д. - предлагается покупать
самостоятельно.
Резко снизился и уровень поддержки инвалидов со стороны региональных властей.
Причины тому как объективные, так и не очень. После проведенного 122-ФЗ <разграничения
полномочий> между разными уровнями власти, инвалиды оказались закреплены за федеральной
властью. С одной стороны хорошо, местные бюджеты почти везде дышат
на ладан, но с другой - всякая попытка местных властей помочь инвалидам отныне
может быть квалифицирована как <нецелевое расходование средств> со всеми
вытекающими из этого выводами. Пример такого рода приводился на конференции.
Однако, многие регионы предпочитают снимать с себя финансирование программ
для инвалидов даже там, где это не запрещено под ем же предлогом - За вас теперь
Центр отвечает. Ударило это, прежде всего, по глухим. Одна из острейших
проблем - нехватка переводчиков жестового языка. До этого года удавалось побуждать
местные администрации брать на себя оплату этих специалистов. С 2005
года эти статьи расходов в региональных бюджетах отсутствуют.
Для инвалидов-колясочников чрезвычайно болезненной стала отмена с этого года
обязательства государства обеспечить инвалида автомобилем. С одной стороны,
перекрываются возможности для ведения активной жизни, с другой - рушится специализировавшаяся
на производстве малолитражек для инвалидов промышленность.
Два завода, В Набережных Челнах и Серпухове уже объявили, что будут вынуждены
снять <Оку> с производства и перейти к изготовлению более комфортных машин
для более состоятельных граждан.
Взамен правительство предлагает <коляску с электроприводом>. Сами инвалиды эту
идею оценивают крайне скептически. В российских климатических условиях, да
еще почти полного отсутствия безбарьерной среды инвалид от этого <транспортного
средства> ничего кроме мучений не получит.
Кто виноват и делать что? К вопросу о политической программе инвалидного движения
Осветив свои проблемы, перешли к вопросу, что делать? И тут выяснилось, что все
участники рассчитывают исключительно на <конструктивные переговоры> с властью.
Митинги и пикеты по их мнению не дают результата. А. Ломакин-Румянцев, впрочем,
оговорился, что акции протеста тоже имеют право на существование, но к
таким сильным средствам можно прибегать только в крайнем случае. Видимо, по мнению
уважаемого Члена Общественной палаты то о чем говорилось выше - еще
не край. А В. Гришин в обоснование свого нежелания заниматься акциями протеста
привел и вовсе сногсшибательный аргумент. <У нас среди чернобыльцев 38%
психо-соматических заболеваний. Если мы еще эту категорию будем раскачивать (надо
понимать, подбивать на <бунт>), то последствия могут быть непредсказуемы.
Хорош общественный лидер, представляющий своих товарищей в виде сумасшедших,
а себя (в глазах власти, видимо) в качестве санитара с великим трудом удерживающего
буйных от погромов и прочих безобразий. Что можно сказать по поводу таких <лидеров>?
Видимо, их время проходит и, как ни странно, залог тому - нынешний
период развития российского капитализма. Как сказал на той же пресс-конференции
лидер инвалидов-афганцев А. Чепурной - "мы видим, что социальное государство
демонтируется и осуществляется переход к либерально-демократической модели>.
А это означает, что демонтаж системы социальной защиты инвалидов - не прихоть
или <недомыслие> отдельных чиновников, типа М. Зурабова, а стратегическая линия,
которая с течением времени (и вполне вероятным падением цен на нефть и
газ) может только усугубляться. И, следовательно, переговорами и прочими "конструктивными"
методами по большому счету ничего решить невозможно, а действенным
может быть лишь один метод - заставить силой (прежде всего, массовых акций протеста,
подкрепленных солидарностью за пределами круга инвалидной общественности)
власть отступить, оставив людям с инвалидностью право на поддержку и защиту общества.
И в этом плане опыт участия инвалидных организаций ( ВОИ, чернобыльцев
и др.) в протестной кампании против 122-ФЗ в составе коалиции СОС, первый шаг
того пути, который неизбежно предстоит пройти. И он будет пройден, независимо
от воли отдельных лиц, ибо ставка в этой борьбе максимально велика - жизнь и
достоинство миллионов. А тех, кто из корыстных или иных побуждений попытается
тормозить данный процесс, ждет по старому выражению - <сорная корзина истории>.
А. Демидов
Выпуск листа на новом месте: 1525