Павлова Лариса Октябристовна
- член правления некоммерческого партнерства "Родительский комитет".
Павлова Л.О. Дорогие друзья, наверное, я - первый и пока еще единственный представитель,
но того самого гражданского общества, которого еще нет, совершенно
правильно, я согласна, которое только нарождается. Но, тем не менее, я представляю
общественную организацию, куда обращаются десятки и сотни родителей,
которая давно занимается вопросами защиты прав ребенка и семьи в системе образования,
здравоохранения и в других областях. И нас очень давно волновал вопрос
эксперимента - Единого государственного экзамена. Родители прислали нам тома,
подборки материалов по ЕГЭ и говорили: помогите понять, что же это такое,
кому это надо и зачем и как нам себя вести...
Но сегодня, послушав множество специалистов, чиновников, бывших министров, заместителей
министров, представителей Государственной Думы, я поняла одно, что
мы совершенно правы были, когда говорили родителям о том, что наше государство
не разобралось, наверное, до конца в том, что такое ЕГЭ. По существу, мы
сегодня имеем "лебедя, рака и щуку", который каждый думает о своем: вузы думают
о том, как им принять учеников, но далеко не все заканчивающие школы идут
в вузы; родители думают о том, как им ребенку дать качественное образование,
которое даст ему возможность быть творческой, самореализованной личностью
и продолжить свое образование в случае желания; школы боятся, что их совершенно
неправильно оценят, они, конечно, тоже хотя дать качество образования,
но всех интересует оценка.
Я хочу вас вернуть, уважаемые друзья, к вопросу о правах того ребенка, о котором
мы сегодня говорим. Говорили о монетизации льгот. Льгота - это то, что
сегодня и для пенсионеров, и для инвалидов. А образование - это будущее. Это
будущее не только наших детей, но и наше с вами, дорогие друзья. И именно
поэтому в этом вопросе, в вопросе об образовании мы должны быть наиболее внимательны,
и четко прослеживать, что же даст нам это самое ЕГЭ и вкладывание
бешеных средств в непонятный эксперимент, насильное вовлечение в эксперимент
все большее количество регионов.
Каков конечный результат и надо ли это делать? Окончательного ответа у родителей
на этот вопрос нет. Родители, как правило, придерживаются той точки зрения,
что, да, возможно тестирование является определенной формой проверки знаний,
определенной. Здесь совершенно правильно сказали о том, что это в определенной
степени социальный эксперимент для возможности государственного администрирования
системы образования. Мы с этим можем согласиться.
Но что мы имеем на сегодняшний момент, то, о чем здесь не говорилось?
Я думаю, что многие родители, вот у нас будет конференция 2 февраля "Родители
за доступность качества образования, в том числе по вопросам ЕГЭ". И, к сожалению,
у общественности очень мало возможности контактировать и с чиновниками и с учеными.
Потому что мы не входим в эту систему образования, мы работаем, что
называется, вот от земли, с людьми. Но мы предлагаем всем придти на эту конференцию,
которая будет в Доме славянской культуры и письменности 2 февраля
в 10 утра тех, кого интересует мнение родителей.
Так вот мне бы хотелось бы обратить внимание на следующее.
Мы говорим, что мы живем в правовом обществе. Но, по-моему, Министерство образования
про это просто забыло, что у нас есть Конституция, которая гарантирует
доступное и полное образование, о чем президент нам напоминает.
Так вот давайте ответим на основные вопросы. Единый государственный экзамен доступен
ли он для всех учеников нашего государства? Родители ведь являются
естественным гарантом ребенка в его праве на образование. И никто больше родителя
не заинтересован в этом. Поэтому мне очень жаль, что вот я единственная
представляю интересы родителей здесь сегодня.
Так вот доступно ли образование? Решает ли вопрос доступности ЕГЭ?
Не всем. Во-первых, разный уровень школ, разная степень подготовки учителей,
разная наполняемость учителями. Даже в городе Москве проблемы с учителями.
Далее. Разный уровень подготовки учеников. Что такое Единый государственный экзамен?
Это стресс. Давайте позовем Министерство здравоохранения. Они нам скажут
статистику о состоянии наших детей. Чуть не 30 процентов у детей неврозы. И сам
по себе государственный экзамен по неизвестным тестам - это уже нервный
срыв.
Говорить о том, что родители кричат ура! И вот привели сейчас цифры о том, как
относятся школы, кто-то из выступающих. Так больше 50 процентов учеников
возражает против ЕГЭ. Почему? Они просто интуитивно возражают, интуитивно, потому
что они не справляются с этим.
Далее. Личностные особенности учеников. Один может быстро в короткий период ответить
"да", "нет", другому для этого надо 15 минут, а иному полчаса.
Поэтому все дети, включая их индивидуальные личностные особенности, находятся
в совершенно разных стартовых условиях при написании единого государственного
экзамена.
Поэтому вопрос выбора личности права на экзамен - это ключевой вопрос.
Простите, пожалуйста, а куда мы денем коррекционные классы, которые в Москве
уже имеются в каждой школе, и которые имеются и у нас в глубинке? Куда мы денем
детей, которые учатся в школах различного, так сказать, тоже коррекционного плана?
Куда мы денем тех детей, которые освобождаются от сдачи экзамена в силу
состояния здоровья? Об этом кто-нибудь думает?
Кроме этого, мне хотелось отметить, что Единый государственный экзамен с точки
зрения закона - это эксперимент и государство пошло сознательно на нарушение
прав учащихся и родителей, как участников образовательного процесса, насильственно
внедряя его в регионах.
Получается, что в 2000 году, в 2001 году инициатива отдельных чиновников, она
просто лавиной обрушилась на неподготовленных родителей, учеников, на неподготовленную
школу.
Таким образом вопрос достижения цели доступности образования ЕГЭ не решает. И
с этой точки зрения представленная нам резолюция, которую я вот сейчас посмотрела,
парламентских слушаний, она неправильно отражают суть того, что здесь происходило
и говорилось. Я думаю, что требует существенной корректировки та резолюция,
которая нам представлена.
Еще один момент, на который бы мне хотелось обратить внимание. Мы говорим о содержании
образования. У нас есть Закон "Об образовании", там написано, что
является целью образования. Развитие творческой личности, уважаемые господа,
творческой личности, а не мартышки, которые чертят крестики и нолики и нажимают
на две кнопки. Решает ли вопрос развития творческой личности ЕГЭ как базовый
и единственный вариант государственной аттестации? Это любой ответит - не
решает.
Далее.
Председательствующий. Я прошу прощения, Лариса Октябристовна, у нас регламент.
Павлова Л.О. Заканчиваю.
Далее на что мне хотелось бы обратить внимание, буквально две минуты. Есть проблема
содержания образования. Родители постоянно пишут письма и задают вопросы:
а кто делает тесты, кто готовит тесты? Ведь понимаете, что у нас получается.
Тест зависит от учебника или учебник зависит от теста? И мы много говорили
о том и разъяснили родителям, что большое достижение нашего образования это,
во-первых, выбор школами образовательных программ, свобода школы, творческая
свобода учителя, право родителя на участие в образовательном процессе. А сегодня
с внедрением ЕГЭ мы получаем зависимость тестов от конкретных учебных
программ, и прощай наша творческая деятельность школы по свободе программ. Поэтому
это тоже очень важный вопрос - наполняемость качества образования.
И последнее, о чем мне хотелось бы сказать. Получается таким образом, что у нас
система ЕГЭ, внедрение, она, получается, настроена на единое образование,
она уравнивает всех, ограничивает объем программ школьных, она не отличает творческого
ученика от нетворческого, она не учитывает индивидуальные особенности
ученика. И, кроме этого, совершенно речь о коррупции, перешли в зону коррупции.
Так 15 тысяч пунктов с нашей системой Интернета кто же это сохранит в тайне,
если у нас даже налоговые базы на сегодняшний день продаются по дорогам?
Поэтому все эти разговоры о достоверности знаний являются, с нашей точки зрения,
с точки зрения родителей, интересы которых я представляю, надуманными.
И нам хотелось бы поддержать точку зрения Драгункиной Зинаиды Федоровны, которая
сказала так: "Да, возможно, есть полезное в ЕГЭ, это может быть одной из
форм социального эксперимента". Поэтому мы полагаем, что вот такой эксперимент
в такой форме как он ведется, он должен быть приостановлен. И должен быть
сделан мониторинг результатов, которые общественности и ученым будут представлены,
и только по результатам, по итогам и достигнутым результатам надо решить
о том, вкладывать ли в это деньги и если вкладывать, то в какой форме и во что
именно.
Выпуск листа на новом месте: 1548