[TIFLO] зАКОН О нко

Комитет Госдумы РФ по общественным объединениям представил поправки к законопроекту
о НПО
16.12.2005 МОСКВА
15 декабря Комитет Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных
организаций рассмотрел поправки к законопроекту о неправительственных
организациях и рекомендовал депутатам принять во втором чтении около 50-ти
поправок, сообщает ИА Regnum. Второе чтение законопроекта намечено на 21
декабря. Председатель комитета Сергей Попов напомнил, что 9 декабря замечания
к
проекту федерального закона представил президент, а еще раньше министр юстиции
Юрий Чайка получил заключение на законодательный акт от Совета Европы, которые
к сегодняшнему дню уже оформлены в виде поправок. По словам С. Попова, Владимир
Путин поддержал концепцию, но попросил изменить подход в отношении некоторых
положений: иностранные НПО и их филиалы не обязывать регистрироваться в
качестве российских общественных организаций; отменить обязательный принцип
уведомления регистрирующего органа со стороны тех, кто хочет работать без
государственной регистрации и получения статуса юридического лица; упростить
порядок регистрации российских НПО.
Парламентарии добавили еще три задачи, которые необходимо решить ко второму
чтению: перевести нормы, касающиеся филиалов, представительств, отделений
иностранных НПО из закона "Об общественных организациях" в закон "О
некоммерческих организациях"; вносить поправки в другие законодательные акты,
чтобы "вопрос взаимодействия общественных объединений с властью не завис после
принятия законопроекта"; пересмотреть положения о переходном периоде в
заключительной статье, чтобы "не было неточностей, из-за которых возникают
претензии, что всем придется проходить перерегистрацию". Как заявил Попов, "ни
для кого никакой перерегистрации не потребуется, даже если свидетельство о
регистрации общественное объединение получило от налогового органа. Депутаты
предлагают записать в законопроекте, что изменения, вносимые в уставы
общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке
и в те же сроки, что и государственная регистрация объединений, и приобретают
юридическую силу с момента регистрации". Как подчеркнул председатель комитета,
они рекомендуют принять весьма либеральную поправку, касающуюся учредителей-
иностранцев и лиц без гражданства. По многочисленным просьбам иностранных
фондов отменяется обязательство указанных лиц постоянно проживать на территории
России, а взамен предложена формула "находящиеся на законных основаниях".
Отметим, что согласно поправкам, не могут быть учредителями, членами и
участниками общественных объединений: иностранные граждане или лица без
гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их
пребывания на территории России; лица, включенные в перечень, предусмотренный
п. 2 ст. 6 закона "О противодействии (отмыванию) денежных средств, полученных
преступным путем и финансировании терроризма"; лица, деятельность которых
приостановлена в соответствии со ст. 10 закона "О противодействии
экстремистской деятельности"; лица, в отношении которых вступившим в законную
силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки
экстремистской деятельности.
Дополнительной обязанностью общественного объединения станет информирование
федеральный регистрирующий орган об объемах получения им финансовых средств от
международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без
гражданства, о целях их использования и фактическом расходовании по форме и в
сроки, установленные Правительством РФ. В случае непредоставления этих сведений
регистрирующий орган имеет основание для обращения в суд с заявлением о
признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве
юридического лица. Орган, принявший решение о государственной регистрации,
осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных организаций
уставным целям. Он вправе запрашивать их распорядительные документы, не чаще
одного раза в течение года проверять соответствие деятельности уставным целям,
расходам и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности, но, в
отличие от редакции первого чтения, не у общественного объединения, а у
налоговых органов, органов госстатистики, в финансово-кредитных организациях
и
иных органах надзора и контроля. "Мы не даем право в любой момент
регистрирующему органу вмешиваться в дела НПО, но в ходе плановой проверки не
чаще одного раза в течение года могут посмотреть все, в том числе и финансы",
-
заметил председатель комитета. По его словам, предполагается, чтобы получившую
от указанных органов информацию о хозяйственных делах объединения
регистрирующий орган лично проверил с точки зрения ее достоверности. Только в
этом случае, полагает Попов, удастся избежать неприятных последствий, связанных
с тем, что контролирующие органы могут предоставить ошибочные сведения, а
регистрирующий вынесет по ним предупреждение или начнет процесс ликвидации НПО.
В случае выявленных нарушений предусмотрено вынесение предупреждения со сроком
на исправление неточностей до одного месяца. Важным правом НПО депутаты считают
возможность обжаловать это решение в суде и в вышестоящем органе. "Это для
того, чтобы была возможность выбора: судебное обжалование - это длительный
срок", - отметил Сергей Попов. Перечень документов, необходимых для
регистрации, в законопроекте будет закрытым.
Сергей Попов также заявил, что замечания Совета Европы были учтены посредством
включения в основания для отказа в регистрации общественному объединению
положения, перечисленные в декларации ООН от 9 декабря 1981 года "О
недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств".
Выпуск листа на новом месте: 1583