[TIFLO] В Крыму будет больше инклюзивных школ

В Крыму будет больше инклюзивных школ
21.12.2010
Наталья Дремова
Не так давно будущее большинства людей, родившихся не такими, как все, было предсказуемо:
детдом или интернат, если от них отказались родители. Или жизнь
дома, в четырех стенах. Мама любит свое чадо любым: больным, здоровым, с увечьем
и умственной отсталостью, но с этой любовью соседствуют стыд оттого, что
ребенок отличается от сверстников, страх, что его обидят, не поймут, не примут.
Но оберегать его от всего мира неправильно и недальновидно.
Получается, детей, растущих в изоляции от общества, к социальной смерти - лишению
шанса войти в жизнь на равных с остальными - приговаривают самые близкие
и родные люди. Хорошо, что в последние несколько лет благодаря усилиям самих
украинцев все больше родителей принимают иное решение: сделать все, чтобы
ребенок рос среди ровесников и учился в меру своих возможностей.
На равных
Нужно сказать, что задолго до появления в Крыму первой экспериментальной школы
(N3 в Симферополе), где внедряется инклюзивное обучение, то есть совместное
для обычных детей и тех, кто имеет физические или психические особенности, в
классах появлялись дети-инвалиды. Но в каждом случае только благодаря настойчивости
родителей и человечности директора и учителей. Сегодня отказать особенным детям
в обучении в обычной школе никто не имеет права. Но их мамы и папы не всегда
и не везде находят понимание - как у других родителей, растящих здоровых детей,
так и у педагогов. Руководитель региональной рабочей группы <Гражданское
общество> Кира Пальваль считает, что в школах и детсадах должны работать программы,
которые могли бы познакомить людей с правами инвалидов и возможностями
их обучения в детских учреждениях. Но так сложилось, что большинство здоровых
людей не очень-то вникают в эти проблемы. Нет, они не против того, чтобы
дети-инвалиды учились, но ведь есть немало специальных школ, интернатов, пусть,
мол, там и находятся. Заместитель начальника отдела социальной защиты детства
и воспитательной работы Министерства образования и науки АРК Сергей Трифонов
столкнулся с такой позицией, объездив почти все районы полуострова и предложив
родителям заполнить анкеты об отношении к совместному обучению обычных детей
и особенных. Еще весной Минобразования АРК разослало приказ всем городским
и районным отделам образования: создать как минимум по одному базовому учебному
заведению с инклюзивным обучением. Где-то закипела работа, где-то на приказ
не отреагировали. Тем не менее перечень этих заведений уже есть. Разработаны
методические рекомендации по обучению детей с особыми потребностями и разосланы
в каждую школу и детсад Крыма. И никто не имеет права родителей, пытающихся отдать
такого ребенка в школу, заворачивать с порога под тем предлогом, что
<не знают>, как его учить.
Обычные или специальные?
Сейчас в нашей стране действует совместный украино-канадский проект по инклюзивному
обучению детей с особыми потребностями, который поддерживает государство.
Тем не менее есть в продвижении инклюзивного обучения и видимые рифы, и подводные
камни. Например, в обычных школах и детсадах не предусмотрены ставки
ассистентов-помощников, которые введены в экспериментальных инклюзивных классах.
Нет, оказывается, места дефектологам - а этих специалистов выпускает Крымский
инженерно-педагогический университет, а также реабилитологам. С другой стороны,
говорит национальный координатор <Гражданского общества> Николай Сварник,
если ждать, пока появится вся база, необходимая для того, чтобы в школах и детсадах
учились особенные дети, пройдут годы. На самом деле и эти вопросы можно
решить на уровне местных советов. Так, например, сделали в Львове, когда в каждом
из 5 районов города появилась базовая школа с инклюзивными классами,
- нашли возможность в каждой ввести ставку социального педагога и одного реабилитолога
на всех. Этот странствующий по всем учебным заведениям специалист
прекрасно успевает поработать с каждым из школьников. В Крыму сейчас из 649 школ
социальные педагоги есть только в 270.
Инклюзия не означает, что в обозримом будущем исчезнут специальные учебные заведения.
Но родители, планируя будущее ребенка, должны иметь выбор: обучать
его дома, в интернате или обычной школе. Общественные организации некоторых крымских
городов уже поднимают вопрос о появлении в своем городе сурдолога,
чтобы глухие и слабослышащие дети могли учиться дома, чтобы не отрывать их от
семьи, не отправлять в Симферополь или Феодосию, где есть специальные интернаты.
Но реальность такова, что ни этих редких специалистов, ни лишней ставки для них
не находится. Так что либо интернат - либо неполноценное образование без
знания языка жестов, тогда ребенок даже в своем микромире глухих будет изолирован.
Сергей Трифонов сообщил, что еще сложнее ситуация с незрячими и слабовидящими
детьми, всего их в Крыму около 8 тысяч, причем 1 тыс. нуждается в специальном
обучении. А получить его могут лишь слабовидящие, причем только симферопольцы.
<Министерство образования автономии уже предлагало передать его из городского
подчинения в республиканское, открыть при нем интернат, и тогда здесь могли бы
учиться дети со всего полуострова, - сообщил он. - Кроме того, можно было
бы создать и условия для обучения незрячих школьников, которых родители сегодня
вынуждены отправлять в специнтернаты далеко за пределы Крыма. Но бывший
мэр Симферополя был против этого. Возможно, нынешний городской голова будет не
так категоричен>.
К барьеру!
В одной бахчисарайской семье произошло важное событие: здесь появился приемный
ребенок. Процесс притирки и привыкания шел не гладко, а между тем девочке
нужно было учиться. Легкая умственная отсталость ребенка вовсе не препятствие
для того, чтобы он посещал школу и по мере сил осваивал программу либо учителя
посещали его на дому. Но в отделе образования проявили твердость: только интернат.
А каково будет ребенку, если оторвать его от людей, к которым он только
начал привыкать, и вернуть в казенный дом? Там же, в Бахчисарае, был случай,
когда ребенок-инвалид должен был пройти лечение в санаторной школе, получил
путевку из Минобразования, прибыл на место. А директору заведения <не понравился>
диагноз школьника, и она пошла на принцип: не возьму его, и все. Такой
же случай был и в Евпатории. В Судаке, как сообщил председатель крымского объединения
потребителей психиатрической помощи Андрей Федосов, директор школы
негативно отнесся к просьбе родителей принять на обучение ребенка с синдромом
Дауна и даже пообещал, если те будут настаивать, обратиться с жалобой в прокуратуру.
Евпаторийцы не первый год жалуются на специализированный детсад, где отношение
к детям с умственной отсталостью очень огорчает родителей. Для сравнения:
в инклюзивной группе обычного детсада того же города дети чувствуют себя гораздо
лучше и комфортнее.
Подобное отношение, говорит Сергей Трифонов, непозволительно, к таким руководителям
меры будут приниматься незамедлительно. Родители и представители общественных
организаций, столкнувшиеся с дискриминацией детей с особыми потребностями в сфере
образования, могут сообщить об этом в Министерство образования и науки
АРК по телефону (0652) 29-73-00.
Это все барьер, который здоровые люди возвели между собой и гражданами - маленькими
и большими, возможности которых ограничены. А между тем каждый из нас
в любой момент может оказаться по другую сторону этого барьера.
"Первая крымская"
Выпуск листа на новом месте: 5886
количество подписчиков: 252
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru
Уважаемая Ирина Николаевна!
Интересная статья, а когда такие инклюзивные школы для незрячих и
слабовидящих детей появятся в России?
С уважением П. Егоров
Выпуск листа на новом месте: 5888
количество подписчиков: 252
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru