Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Европа поможет нам "приделать" к закону об образовании руки и ноги

]Европа поможет нам "приделать" к закону об образовании руки и ноги

Версия для печати
Отправить на e-mail

27.05.2008

Светлана Гаврилова

26 мая в Архангельске снова поднимали тему доступного образования для детей-инвалидов.
На пресс-конференции в "Двине-Информ" общественники, педагоги и юристы
говорили о том, что законы, запрещающие дискриминацию инвалидов, хорошие, но
механизмов их реализации нет.

То есть, грубо говоря, нет рук и ног, которыми тот или иной закон может работать.
"Приделать" руки и ноги поможет двухгодичный проект "Партнерство: путь
к инклюзии", который поддержала программа ТАСИС.

Председатель союза общественных объединений инвалидов Николай Мякшин говорит,
что в плане защиты прав людей с ограниченными возможностями мы в последние
четыре года с места не сдвинулись:

- Единственный прогресс - это изменения в законе об образовании. Едва ли не единственная
в России наша область ввела повышенный коэффициент при нормативно-подушевом
финансировании обучения детей-инвалидов в обычных муниципальных школах. Он больше
обычного в 3,4 раза. Хотя тут тоже есть много вопросов. Если только один,
допустим, ребенок будет учиться, то это все равно копейки. И школа на эти копейки
вряд ли сможет организовать ему полноценное инклюзивное образование.

А я его слушаю и думаю, что инклюзия - это зверь, который кусается, если не научиться
обращаться с ним. Вот когда департамент соцзащиты пытался закрыть
архангельское профессиональное училище интернатного типа, что на улице Дачной
- чиновники к чему апеллировали? "Вы же боретесь за включенное обучение,
пусть дети-инвалиды и учатся не в интернате, а в обычных училищах!" Чему, в каких
условиях... Или еще пример, который приводит заведующая кафедрой логопедии
Института развития ребенка ПГУ Елена Шлай: сегодня специальное образование для
детей с задержкой психического развития и нарушениями речи заканчивается
на уровне 4-го класса. А потом их инклюзируют в массовые классы. Просто, без
особых условий и сопровождения. А в результате дети в лучшем случае плетутся
в троечниках.

Юрист областного отделения всероссийского общества глухих Елена Шинкарева констатирует:
не хватает необходимых законов. Вернее, они вроде бы и есть: прописано
же в законе об образовании право любого ребенка учиться в школе по месту жительства,
а в законе о социальной защите инвалидов, что должна быть обеспечена
доступность среды. Но на деле-то как?

- Чтобы попасть в школу, нужно как-то минимум десять ступенек пройти, - разводит
руками Шинкарева. - Или вот здание нашего областного Собрания депутатов.
У входа есть пандусы. Инвалид на коляске даже сможет пройти через вахту, даже,
наверное, коляска поместится в один из лифтов. Но поднялся человек на восьмой
этаж в зал, где проходят сессии - и что ему остается? Только скатиться кубарем
по ступенькам зала. Подумайте: если мы завтра выберем депутатом областного
Собрания человека с инвалидностью - как он будет работать? Когда мы сможем решать
эти вопросы - тогда мы сможем сказать, что заработали хорошие и нужные
нам законы.

Заставить закон заработать - это, наверное, не только определить источники финансирования.
Это - найти добрую волю его исполнять. Добрую волю нужно найти
у педагогов, у администраций обычных школ, у родителей детей-инвалидов и у родителей
здоровых детей. Массе людей перестроить психологию...

И в этом году, осенью, если всё сложится нормально, в Архангельске начнет работать
проект "Партнерство: путь к инклюзии". Мы будем пятым регионом, который
за него возьмется (еще его будут реализовывать Москва, Санкт-Петербург, Ухта
и Томск). Помимо обучающих семинаров о методах, приемах, условиях работы с
особыми детьми, помимо информационных акций, видеоконференций и учебной поездки
в Великобританию, проект - это открытие экспериментальной площадки, на
которой станут отрабатывать инклюзию. Пока неизвестно, правда, на базе какой
школы будет открыта площадка. Сначала нужно опросить родителей детей-инвалидов:
насколько инклюзивное образование нужно им. Потом - школы: насколько они готовы
принять таких детей. Выбрать для площадки школу из тех, которые согласятся.

А вот согласятся, уверена Елена Шлай, которая входит в междисциплинарную команду
проекта, далеко не все. Николай Мякшин добавляет: вот выделялись же деньги
на оборудование архангельских школ "под" физическую доступность. Заявки подали
только две школы - Н 5 и Н 8...

"Северный Комсомолец"
http://invak.info/content/view/6117/1/

Выпуск листа на новом месте: 3440
количество подписчиков: 188

Ответить   Mon, 2 Jun 2008 05:55:01 +0400 (#750690)