Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Эксперименты в образовании нужны. На благо детей

]Эксперименты в образовании нужны. На благо детей
28.05.2008

Ирина Козак

По такому принципу десять лет строит работу Хмельницкий институт социальных технологий
Открытого международного университета развития человека <Украина>.

Ректора Михаила Чайковского (на снимке) можно назвать настоящим экспериментатором.
На голом, как говорится, месте ему удалось создать учреждение, в котором
в настоящее время учится две с половиной тысячи студентов.

<Правда, из этих десяти лет три пришлось просидеть в приемных и кабинетах разных
чиновников, убеждая, агитируя, склоняя на свою сторону>, - шутит Михаил
Евгениевич. Но эти старания не напрасны. Университет, который был создан для
того, чтобы поддержать и дать шанс в жизни детям из бедных семей и тем, у
кого проблемы со здоровьем, отлично выполняет свою задачу.

- Мы не создавали оазис для людей с особыми потребностями, - вспоминает ректор.
- Наоборот, у нас равные условия для больных и здоровых. Каждый должен не
только овладеть специальность, но научиться зарабатывать на жизнь.

Для этого разработали методики совместного обучения студентов с разным состоянием
здоровья и физического развития в интегрированных группах. Далее - выбор
специальностей, которые сделали бы выпускников затребованными. Социально-гуманитарный
факультет готовит социальных работников, психологов и специалистов
по физической реабилитации. А отделение подготовки младших специалистов - правоведов
и специалистов в сфере финансов и кредита.

При этом учли сотни моментов: от финансирования и обустройства бытовых удобств
до создания морально-психологической атмосферы, когда никакие физические
недостатки не могут стать предметом обсуждения или непонимания.

Ректор и преподаватели так внимательно подошли к делу, что, изучая его, защитили
несколько кандидатских диссертаций, а потом воплотили в жизнь немало идей.
Теперь тексты лекций демонстрируются на большом экране. Для тех, кто не слышит
или плохо видит, это, пожалуй, единственный шанс сравняться в возможности
усвоения материала. Использование современных технических средств обучения для
студентов с недостатками зрения и слуха стало возможным благодаря совместному
с Украинским фондом социальных инвестиций микропроекту, который обошелся в полмиллиона
гривен. Теперь в ресурсном центре для студентов с особыми потребностями
есть увеличительные лупы, проекторы, слухоречевые тренажеры, компьютеры со специальными
программами.

И тесты здесь - давно не новинка. Не только прием, но и все зачеты и экзамены
- на их основе. Но у каждого остается выбор: не хочешь тесты - отвечай устно,
письменно, знания проверит комиссия.

Тесты - это инструмент, который ставит студентов в равные условия, - убежден
М. Чайковский. - Но к ним есть определенные требования: в частности, результаты
объявлять сразу. Каждый должен видеть свои ошибки, за что снижены баллы. Тогда
можно отстаивать свое мнение, доказывать правоту. Если этого нет, тесты
теряют демократизм и объективность. Поэтому в институте тесты проводятся в информационно-компьютерном
центре, где сразу на дисплей выводятся результаты
тестирования и ошибки.

Нельзя не оценить старания, которые прилагают в институте, чтобы ввести в учебный
процесс все новинки. При этом стараются сделать плату за обучение минимальной,
ведь учиться приходят дети из небогатых семей. Ректорат приложил все силы, чтобы
студенты с особыми потребностями, сироты, дети из малообеспеченных семей
могли учиться бесплатно. В этом помогает и областное отделение Фонда социальной
защиты инвалидов Украины, и городские власти. И здесь институт пошел своим
путем: не просит деньги на образование вообще, а добивается адресной помощи для
каждого, кто в ней нуждается.

Проблема доступности и качества образования здесь настолько актуальна, что уже
в третий раз институт проводит Всеукраинскую научно-практическую конференцию
<Социально-педагогическая реабилитация в учебных заведениях: проблемы и перспективы>.
Ведущие ученые страны, представители власти, социальные работники,
психологи, специалисты по физической реабилитации едва ли не впервые заговорили
о том, что подготовку студентов с особыми потребностями, их сопровождение
нужно начинать с... детского садика. Должна действовать единая система, которая
проследит как за учебным, так и за лечебным и оздоровительно-реабилитационным
процессами каждого ребенка. <Почему бы не создать такой центр на базе управления
семьи и молодежи? - размышляет Михаил Чайковский. - Иногда на местах трудно
найти даже статистику о детях-инвалидах. Каждая инстанция ведет свой учет. А
уж о социально-педагогическом сопровождении на пути детский садик - школа
- вуз даже говорить не приходится. Кому-то надо браться и за это дело>.

"Голос Украни"
http://invak.info/content/view/6133/1/

Выпуск листа на новом месте: 3446
количество подписчиков: 188

Ответить   Mon, 2 Jun 2008 10:52:14 +0400 (#750725)