Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] ИНКЛЮЗИВНЫЕ ДЕТИ

]ИНКЛЮЗИВНЫЕ ДЕТИ
Шестеро детей с ограниченными возможностями 1 сентября, вместо специализированных,
пошли в обычные школы Улан-Удэ

"Мама, я больше не хочу учиться в специализированной школе" - заявила однажды
Виктория Сидоренко. У Вики синдром ДЦП, и весь первый класс она проучилась
в специализированной школе. А это значит: четыре стены и разные учителя, которые
приходят на дом.
Теперь у Вики появилась полноценная жизнь
Теперь у Вики появилась полноценная жизнь
- В специализированной школе все до пятого класса обучаются на дому, - рассказывает
Галина Горбатых, заместитель председателя организации "Фонд создания
безбарьерной среды в Бурятии". - Дети, соответственно, лишены общения. Образовательная
же программа включает в себя только основные предметы, то есть отсутствуют
такие занятия, как, например, рисование, пение.

Вика и не предполагала что-либо менять в своей жизни, по крайней мере, в отношении
школы. Но после того как девочка побывала в инклюзивном лагере, который
был организован этим летом, она наотрез отказалась от обучения в специализированной
школе. В инклюзивном лагере, помимо детей с ограниченными возможностями,
отдыхали и веселились дети, у которых подобной проблемы нет. Вика поняла, что
учиться в простой школе вместе с другими ребятами не страшно, а даже интересно
и весело.

- Желание ребенка - это, как вы знаете, главный аргумент, который заставляет
родителей изменить что-то, - говорит Галина Горбатых.

Вика Сидоренко пошла в школу 4. Теперь каждое утро вместе с мамой они ездят из
поселка Тальцы до центра города.

- Я не знаю, насколько их хватит, - делится Галина Горбатых, - потому что это
физически сложно - ездить каждый день. И в финансовом отношении тоже нелегко.
В Улан-Удэ работает социальное такси. Но каждая поездка обходится в 60-70 рублей.
Проблема также в том, что и учителям немного сложно. В школах отсутствуют
ассистенты, наличие которых предполагается при инклюзивном образовании, для того
чтобы помогать обучать ребенка.

Но эти трудности - ничто по сравнению с главной наградой родителей: счастливое
лицо ребенка, который нормально развивается, заводит друзей, радуется с ними
и чувствует себя в этом мире комфортно.

- Я считаю, что наиболее гармоничное развитие ребенок получает в коллективе,
- делится Татьяна Легостаева, мать Виктории Сидоренко. - И это должно идти
с детства. С нашим заболеванием мы не ходили в садик. Первый класс отучились
в 60-й школе. Учились довольно успешно. Но ребенок рос без общения. Конечно,
решение нам далось непросто. Мы живем далеко. С поездками проблемы бывают. Но
интересы ребенка для нас приоритетны. И мы видим, что пришли в обычную школу
не зря.

Как говорит мама Вики, за эти две недели девочка очень поменялась. Каждый день
Вика просыпается с радостью, что сейчас отправится в школу. У нее появились
подружки. Раньше старшая сестра приходила из школы и рассказывала о своих подругах,
о том, как прошел день. А Вика не имела представления, о чем говорит
старшая сестра. Сейчас же дочери разговаривают на одном языке. То есть у Вики
теперь полноценная жизнь. Однако, чтобы это произошло, одного желания ребенка
мало.

- Шесть человек - цифра не такая и большая, - говорит Эржена Будаева, председатель
организации "Фонд создания безбарьерной среды в Бурятии". - Но, например,
в Нижнем Новгороде обустроили для прихода детей с диагнозом ДЦП три школы. Установили
пандусы, провели семинары, тренинги с учителями. И ни один ученик
не пришел. Потому что родители боятся отдавать детей в обычную школу. Они считают,
что там их детей будут дразнить, унижать. Ничего хорошего не будет.
Это произошло, потому что был сделан фокус на работе с учителями, школами. Мы
же сделали фокус на работе с родителями. Смысл не в том, чтобы подготовить
школы, а в том, чтобы создать атмосферу инклюзии, когда дети воспринимают своего
сверстника с ограниченными возможностями как обычного ребенка.

Как отмечает Эржена Будаева, инклюзивное образование - это не просто "дети-инвалиды
получают образование по той же системе, что и остальные дети". Инклюзивное
образование - это жизнь и развитие детей с ограниченными возможностями в том
же обществе, где здоровые дети.

Конечно, можно выделить множество "за" и "против" инклюзивного образования, что
и будет сделано в начале октября на общественной дискуссии по этому поводу,
которую проводят Фонд безбарьерной среды совместно с Клубом "Фирн" и Агентством
социальной информации. Но счастливое лицо уверенного в себе ребенка говорит
само за себя.

Екатерина Хыртыгеева, "Номер один".
http://pressa.irk.ru/number1/2008/38/010001.html

Выпуск листа на новом месте: 3802
количество подписчиков: 206

Ответить   Mon, 29 Sep 2008 06:47:08 +0400 (#778290)