Что ж, с целями и терминами мы определились в прошлых выпусках рассылки,
дело осталось за малым - начать фотографировать. Вы уже начали? Сколько
снимков вы сделали со времени выхода прошлого выпуска рассылки? Как это
ни сколько? Так дело не пойдет :) Мы же собрались тут, что бы учиться,
а какое обучение без практики?
Да, если вы думаете, что сняв 5-10 кадров вы достаточно попрактиковались,
то вы сильно заблуждаетесь. Даже профессиональные фотографы, что бы получить
один действительно достойный снимок, делают несколько десятков, а то и
сотен кадров. А что же говорить про начинающих?
Так что я хочу, что бы после прочтения этого выпуска вы взяли свой фотоаппарат,
зарядили бы в него новую пленку, или очистили бы память, если у вас цифровик,
и начали бы снимать. Кстати, для этого даже не обязательно выходить на
улицу, ведь есть такой жанр как, например, натюрморт или портрет. Кстати,
хорошо бы завести за правило всегда держать под рукой фотоаппарат готовый
к съемке, ибо жизнь порой очень быстротечна и, потеряв время на подготовку
аппарата, вы упустите уникальный момент.
Но не все так просто, взял фотоаппарат и начал щелкать налево и направо
:) Если вы приступите к съемке с мыслью "сейчас сниму что-нибудь
красивое", то вряд ли достигните нужного результата. В любой художественной
фотографии, а я сейчас говорю именно о художественной съемке, должна изначально
присутствовать идея, начальный замысел, то, о чем ваш снимок, какие чувства
он должен пробудить у зрителя. И во время съемки эта идея постоянно должна
присутствовать в голове, делая очередной кадр, спросите себя, как я в
данном случае передаю свой замысел? Поначалу это может показаться несколько
сложным - держать в голове еще и это, но уверяю, что постепенно это войдет
в привычку.
И так, я предлагаю вам сначала сформулировать свой замысел, идею предстоящей
съемки, запишите ее. Потом берите фотоаппарат и снимайте. Вы, кстати,
сразу заметите, как изменился ваш взгляд на окружающее. Во всем, что вы
видите вокруг, вы начнете подмечать то, что выражает вашу идею. Это весьма
интересное занятие. Обязательно попробуйте! И напишите
о своих результатах и впечатлениях.
Далее хочу привести отрывок из статьи А. Васильева на эту тему ("Советское
фото", #7, 1990):
На вопрос: "для чего мы снимаем?" - ответ, по-видимому,
может быть однозначен. Во всех случаях, всегда - для того, чтобы донести
до зрителя свой собственный, оригинальный взгляд на мир. Нужно суметь
отразить на фотографии то, что незаинтересованный наблюдатель просто не
заметит, на что не обратит внимания. И к форме, и к содержанию это имеет
одинаковое отношение. Когда условие оригинальности, нестандартности авторского
видения не соблюдается, можно говорить лишь об учебном этюде, но никак
не о выставочной фотографии. Здесь, естественно, возникает вопрос: "Как?"
В плане учебном этот вопрос можно разложить по полочкам: композиция,
свет, динамика и так далее. Сейчас же несколько слов о специфическом фотографическом
видении. Для пояснения этого понятия начнем с примера. Представьте, что
вы стоите на берегу моря. Вы ощущаете дуновение ветра и брызги волн, чувствуете
на губах вкус морской воды и характерный запах морских водорослей, слышите
шум прибоя и, разумеется, видите движение волн, парус на горизонте, ощущаете
простор и мощную стихию моря. Одним словом, в восприятии морского пейзажа
участвуют все пять органов чувств, возбуждающих вашу фантазию. Начинающие
в таких случаях берут фотоаппарат со штатным объективом и фотографируют
море, и чтобы обязательно попал парус. Нетрудно представить, что из этого
может получиться: серый плоский снимок, разделенный пополам линией горизонта.
А парус превратится в белую точку: Ибо фотограф имеет возможность из пяти
органов чувств практически воспользоваться лишь зрением. Да и "зрение"
фотоаппарата ущербное, не под стать человеческому. Оно, во-первых, не
объемное, во-вторых, воспринимает ничтожно малый интервал яркостей, в-третьих,
имеет низкую, по сравнению с глазом, разрешающую способность, в-четвертых,
имеет ограниченное поле, в-пятых, не в состоянии следить за движением.
Кроме того, человек в процессе восприятия окружающего может поворачивать
голову, сам передвигаться. Это тоже не под силу фотоаппарату. Казалось
бы, что же остается? На долю зрителя приходится ничтожно малая часть впечатлений,
получаемых автором. Поэтому изображение должно быть таково, чтобы зритель
без труда смог домыслить остальное на основании своего предыдущего жизненного
опыта.
Естественно, такое изображение может быть получено по принципу: "что
понравилось, то и снял". Искушенный фотограф поэтому строит изображение
с учетом законов композиции при помощи видоискателя своей камеры. Однако
не только в повседневной жизни, но даже во время съемки непрерывно смотреть
на мир через видоискатель невозможно.
К тому же этот взгляд будет разным в зависимости от применяемой оптики.
Фотографическое видение как раз и заключается в умении без видоискателя,
умозрительно представить себе будущий снимок. При этом у опытного фотографа
как бы присутствует мысленный трансфокатор, позволяющий ему воспринимать
натуру под разными углами зрения и, соответственно. Выбирать объектив
для съемки.
Приобрести способность к фотографическому видению можно только с помощью
тренировки. Поэтому полезно на первых порах побольше ходить с фотоаппаратом
и, если даже снимать нечего, заглядывать в видоискатель, сравнивать свое
представление о кадре с его реальным построением. Неоценимую помощь в
этом случае окажет зеркальная камера, поскольку изображение там проецируется
на плоскость и полностью соответствует будущему снимку с учетом глубины
резкости.
дею уже сформулировали? Не бойтесь, если она будет банальной - мы же
только учимся. Я специально не буду давать вам примеров того, как сформулировать
идею, ибо я считаю, что результат гораздо ценнее, если он достигнут самостоятельно.
Действительно, представьте себе, что я, или кто еще, будет говорить вам:
возьми вот такой кадр, снимай вот от сюда, чуть правее, чуть выше, вот
так, давай, нажимай спуск! Вполне возможно, так получиться великолепный
кадр, но только чья это заслуга? :)
И так, задание понятно? Учимся формулировать идею будущего снимка, а
потом воплощать его в фотографии. И не экономьте пленку (или память цифровика),
если видите интересный сюжет, сделайте 5-7 снимков, немного меняя ракурс
и параметры съемки. Лучше пусть будет из чего выбирать. Особенно это касается
тех, кто снимает на пленку, на цифровике хоть сразу видно, что получилось.
Ну а потом пришлите мне лучшее
из того, что у вас получилось, обязательно напишите, какой был начальный
замысел. Хорошо, если еще и параметры съемки напишите. Лучшие снимки опубликую
в рассылке. (Фото присылать размером не более 640х480, объемом не более
150 килобайт.)
Так же жду ваши вопросы и пожелания, относительно того, какие темы вас
интересуют в первую очередь.