Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #2769 *Последний суд* -19-21/II/12- (вс-вт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
                                      Будьте внимательны!

Отправлено: 19-Feb-2012 11:39

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

* 6 февраля 2012 г. ст.ст.,

  воскресенье, посвященное грядущему Страшному Суду.

  литургические чтения: 1Кор.8:8-9:2; Мф.25:31-46.

 

 

 

к апостольскому чтению:

 + + + В.Н.Кузнецова: пища, свобода, грех

        www.messia.ru/rasylka/010/2518.htm#0

 + + + Виктор Попков: Мы непримиримы к нарушителям традиций...

                          www.messia.ru/rasylka/005/1082.htm#0

 + + + архиеп. Георгий (Вагнер)

        www.golubinski.ru/academia/vagner/strashnyj_sud.htm

 

 

 

 

 

31     Когда придет Сын человеческий в славе
>    и с Ним все Его ангелы,
   Он сядет тогда на царский престол
> 32       и приведут к Нему все народы.
   Он разделит их на две части,
>       как пастух отделяет овец от коз.
> 33    Он поставит овец по правую руку,
>         а по левую руку – коз.
> 34    И скажет тогда Царь стоящим по правую руку:
>       «Идите сюда, благословенные Моим Отцом!
     Владейте предназначенным вам со дня сотворения мира.
> 35    Потому что Я голоден был – и вы Меня накормили,
>       жаждал – и вы Меня напоили,
>       был чужестранцем – и вы Меня приютили,
> 36       был наг – и вы Меня одели,
>       был болен – и вы ходили за Мной,
>       был в тюрьме – и вы Меня навестили».
>    Тогда ответят праведники:
>      «Господь, когда мы видели Тебя голодным –
>             и накормили,
>          жаждущим – и напоили?
> 38      Когда видели Тебя чужестранцем – и приютили,
>          нагим – и одели?
> 39      Когда видели Тебя больным – и ходили за Тобой
>          и когда навестили Тебя в тюрьме?»
> 40    И скажет им Царь в ответ:
     «Говорю вам, всё, что вы сделали
>             для одного из самых малых братьев Моих
>          вы сделали для Меня».
> 41    А потом Он скажет тем, кто по левую руку:
>      «Прочь от Меня, проклятые!
>      Ступайте в вечный огонь,
>        предназначенный дьяволу и его ангелам!
> 42      Потому что Я голоден был – и вы Меня не накормили,
>          жаждал – и вы Меня не напоили,
> 43          был чужестранцем – и вы Меня не приютили,
>          нагим – и вы Меня не одели,
>          больным был и в тюрьме –
>          и вы не позаботились обо Мне».
> 44    Тогда скажут и они:
>      «Господь, когда мы видели Тебя голодным,
>       жаждущим, чужестранцем, нагим, больным, в тюрьме –
>           и не помогли Тебе?»
> 45    И тогда Он ответит им:
>      «Верно вам говорю, чего вы не сделали
>            для одного из самых малых,
>       того и для Меня не сделали».
> 46    И пойдут они на вечную муку,
>          а праведные – в вечную жизнь.
 

31 ангелы – в поздних рукописях: «святые ангелы».

31 Втор 33.2; Зах 14.5; Мф 16.27; 19.28; Иуд 14; Откр 3.21; 20.11
32 Иез 34.17   33-34 Лк 12.32   34 Лк 22.30   35-36 Ис 58.7
40 Притч 19.17; Мф 10.42; 18.5; Мк 9.41
41 Мф 7.23; Мк 9.48; Иуд 7; Откр 20.10    46 Дан 12.2; Ин 5.29

 

> Разные комментаторы по-разному определяют жанр этого отрывка: одни называют его речью, а другие – притчей.

Ст. 31 – Ср. 16.27: «Сын человеческий придет в сиянии славы Отца Своего с Его ангелами и воздаст каждому по делам Его» (см. также 24.30). Сядет на царский престол – царское достоинство Помазанника наконец будет явлено всем (ср. 19.28).

Ст. 32 – Так как в древности царю принадлежала также функция судьи, то Царь начнет Свой Суд, и к Нему приведут ( буквально: «будут собраны») для суда все народы (ср. 24.31). С ранних времен велись споры о том, кого следует понимать под словами «все народы», хотя сам текст не дает никаких оснований для исключения тех или иных людей. Вот основные точки зрения: все народы – это 1) всё человечество вообще; 2) все христиане; 3) все не христиане и не евреи; 4) все не христиане; 5) все не евреи. Обычно в качестве доказательства того, что язычники не могут фигурировать на этом суде, приводится довод, что язычники не могут быть подвергаться суду на основании неизвестных им стандартов. Те, кто считает, что на суд не предстанут христиане, аргументируют это словами 4-го Евангелия: «Не предстанет он перед Судом – он уже перешел от смерти к жизни» (5.24), не понимая ни символического характера этих слов, ни того, что там Суд тождественен обвинительному приговору. Другие напоминают, что Иисус обещал Своим апостолам, что они сами будут судить двенадцать племен Израиля (). Но верность христиан своему Учителю и Спасителю и будет проверена на суде. См. 1 Петр 5.17: «Потому что близко время Суда. И начнется он с Божьих домочадцев. А если он начинается с нас, то какой конец ждет тех, кто отвергает Божью Весть?!» Потому что никто из них не получает индульгенцию за внешнюю принадлежность Иисусу, первый еще может стать последним, как это случилось с одним из апостолов, а последний первым. Для язычников и людей, живших до Христа, тоже вряд ли предусмотрен отдельный суд. Ведь критерием суда является не признание догматов или правильный символ веры, а плоды, которые приносит их любовь и вера. На суде задается вопрос: «Что ты сделал?», а не «Как ты верил?»

> Сейчас мнение большинства ученых, основанное как на текстах Евангелия (см., например, 13.47 и 22.10), так и на духе учения Христа, таково: суд будет всеобщим, причем критерий один и для тех, кто является верующим, и для язычников, не знающих истинного Бога.

> Действия Царя напоминают поведение пастуха, который каждый вечер разделял стадо, в котором козы и овцы паслись вместе. Это было необходимо потому, что козы больше боятся холода и их нужно было на ночь загнать в загон, а овцы остаются на свежем воздухе. Теперь все люди тоже будут разделены на две части.

Ст. 33 – Овцы будут поставлены по правую руку. В древности всё то, что было «справа», было «правым», правильным, праведным, в отличие от того, что слева. Под овцами понимаются праведники, во-первых, потому, что они были более ценными животными, чем козы, а во-вторых, в Палестине овцы были, как правило, белыми, а белый цвет символизирует праведность и святость, козы же черными.

Ст. 34 – Приговор, вынесенный стоящим по правую руку Царя, оправдательный. Им предназначено Царство, они получили благословение Бога, Отца Иисуса Христа. Чтобы подчеркнуть вечность и неизменность их награды, говорится о том, что она предназначена им со дня сотворения мира. Здесь нет речи о предопределении.

Ст. 35-45 – Эти стихи представляют собой повторы, когда четыре раза подряд повторяются одни и те же слова. Эта невероятная простота придает повествованию истинную величавость.

Ст. 35-36 – Царь перечисляет причины, по каким им даровано Царство. Они проявили к Царю деятельную любовь: накормили, напоили, приютили, одели, ухаживали и посетили в тюрьме. В древних обществах чужестранцы были ущемлены в правах и относились к тем, кто нуждался в помощи и защите. Список добрых дел традиционен, у евреев в него не входило лишь посещение заключенных. Надо помнить о том, что этот список не является исчерпывающим, в нём лишь перечислены некоторые примеры. Иоанн Златоуст специально отмечает, что в нём отсутствуют чудеса, следовательно, все эти требования легки для исполнения и не требуют особой одаренности. И язычники, накормившие и напоившие нуждающихся, окажутся оправданными. Несмотря на то, что большинство евреев того времени были уверены, что все язычники будут осуждены, в Талмуде есть слова, утверждающие, что и среди язычников есть праведники, которые получат удел в грядущем мире.

Ст. 37-39 – Слова Царя вызывают недоуменный протест праведников: они не могли этого сделать, ведь они ни разу не видели Его в нужде. Здесь полезно сравнить этот евангельский отрывок с очень похожим текстом из египетской Книги Мертвых. Там тоже критерием суда служит милосердие умершего и перечислены практически те же дела: «Я сделал то, что восхваляют люди и чему рады боги. Я угодил Богу исполнением того, что Он любит: я дал хлеб голодному, воду жаждущему, одежду нагому, перевоз тем, у кого нет лодок». И всё же, при несомненном сходстве, разница огромна: здесь умерший гордо перечисляет свои заслуги, а в Евангелии праведники сами не знают о собственной праведности. Их любовь к Богу проявлялась так, что была незаметна для них самих, они исполнили идеал, который был провозглашен Иисусом: «А когда ты подаешь милостыню, пусть твоя левая рука не знает, что делает правая» (6.3). Они и сейчас восприняли награду не как заслуженное ими воздаяние, а как великую милость от Бога. 

Ст. 40 – Царь объясняет праведникам, что они оказали помощь не Ему лично, а кому-то из Его самых малых братьев. Кто такие братья? Существует мнение, что это миссионеры и руководители церквей. Но если сравнить этот стих со ст. 45 («для одного из этих малых»), то становится понятно, что «братья» Иисуса – это все бедные, нуждающиеся, униженные. Ср. слова Мидраша на Втор 15.9, где Бог говорит Израилю: «Дети Мои, когда вы дали пищу бедному, Я засчитал это, как если бы вы дали ее Мне». Ср. также: «Кто нищему подает – одалживает Господу, и Господь вернет ему сполна» (Притч 19.17). Таким же было мнение Григория Нисского и Иоанна Златоуста. Но Ориген, Василий Великий, Августин, Фома Аквинский, Лютер и Кальвин полагали, что имеются в виду только христиане.

Ст. 41 – Те же, кто по левую руку, прокляты Богом и отправятся в вечный огонь геенны (см. коммент. на ст. 46). Прокляты – то есть осуждены. Сын человеческий явится для Суда со Своими ангелами, а у дьявола есть собственная свита ангелов, это, вероятно, бесы (в кумранских свитках упоминается ангел тьмы; см. также Иуд 6; Откр 12.7; ср. 2 Кор 11.14-15). Они будут там с дьяволам и его приспешниками, потому что сами оказались детьми тьмы, а не света.

Ст. 42-43 – Им выдвинуты обвинения, сформулированные теми же словами, которые были употреблены выше. Но если «овцы» позаботились о Царе, грешники этого не сделали.

Ст. 44-45 – Они тоже недоумевают. «Если бы грешники видели Его когда-нибудь таким, каким Он себя изображает, т. е. голодным, жаждущим и проч., то, о, конечно! послужили бы Ему».{Толковая Библия. т. 3, с. 393.} Но они не сделали этого для бедных и нуждающихся, а следовательно, не сделали и для Него. Это напоминание нам всем, что в Божьих глазах наши самые страшные и непростительные проступки – это не какие-то грехи, а дела милосердия, которые мы не совершили из-за лени или нежелания.

Ст. 46 – Этот стих подводит итог всему вышесказанному, подтверждая приговор в ст. 34 и 41. Если в ст. 34 в награду праведным назначалось Царство, то здесь в том же значении употреблена «вечная жизнь», а слова «вечный огонь» заменены «вечной мукой» (буквально: «вечным наказанием»). Ср. Дан 12.2.

> Что же значит «вечное наказание»? Большинство понимает это как бесконечные пытки и страдания, как мучительное умирание без наступления смерти. Но некоторые исследователи даже в древние времена понимали «вечный огонь» как средство очищения и исцеления (Ориген и Григорий Нисский). Другие же указывают на то, что слово «вечный» в еврейском языке имеет не только количественное, но и качественное измерение, часто выступая в метафорическом смысле (ср. «вечный суд» – Евр 6.2; 2 Фес 1.9; «вечный грех» – Мк 3.29). Иногда слово почти теряет свое семантическое наполнение, практически становясь синонимом слов «Божий, божественный». «Вечный приговор» в таком случае говорит об окончательности, о неизменности Божьего волеизъявления на Суде. Вот как говорит о вечной гибели апостол Павел: «Приговором им будет вечная гибель: они будут удалены от лица Господа, от сияния Его славы и силы» (2 Фес 1.9). В Книге Откровения в огненное озеро будут брошены не только грешники, но и смерть и ад (Откр 20.14). В еврейской мысли того времени не было четкого представления о продолжительности мучений осужденных грешников. Так, рабби Акива утверждал, что они будут длиться двенадцать месяцев, а рабби Йоханан бен Нур – что с Пасхи по Пятидесятницу. В персидской религиозной мысли, оказавшей большое влияние на формирования еврейского мировоззрения, священный огонь окончательно уничтожает грешников, там нет идеи вечных страданий.

 

                 [ Валентина Николаевна Кузнецова.
                   Евангелие от Матфея. Комментарий. // М., 2002 ]

 

 

+ Яков Кротов:

   Вера в Христа есть вера в то, что "Христос посреди нас"

                      www.messia.ru/rasylka/010/2519.htm#0

+ он же: козлиность в овцах & почему в мире так мало добра?

   & Рай там, где меряют не усилием, а бессилием

            www.messia.ru/rasylka/011/2654.htm#0

+ свящ. Александр Мень: воскресенье Страшного Суда

              www.messia.ru/rasylka/009/2381.htm#0

+ из богослужебных песнопений Мясопустного воскресенья

                  www.messia.ru/rasylka/008/2123.htm#0

+ свящ. Сергий Булгаков: эсхатология (+ссылки!)

           www.messia.ru/rasylka/006/1697.htm#0

+ продолжение (+ссылки!) www.messia.ru/rasylka/007/1763.htm#0

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:alr_pol0@mtu-net.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Пища не приведет нас к Богу.

 Если мы не едим, мы ничего не теряем,

 если мы едим, ничего не приобретаем.

 Но смотр`ите, чтобы эта ваша свобода

 не стала камнем преткновения для слабых.

 ...

 А поэтому, если пища может стать причиной падения моего брата,

 я лучше не буду есть мяса вовек,

 лишь бы не стать причиной падения моего брата.* (1Кор.8:8-9,13/*^/)

                                * * *

*Придя на место, Он сказал им:

 "Молитесь, чтобы устоять в испытании!"

 А сам отошел от них на расстояние брошенного камня

 и, став на колени, молился:

 "Отец, прошу Тебя, избавь Меня от этой чаши!

 Но пусть не Моя воля исполнится, а Твоя!"* (Лк.22:40-42/*/)

             *********************************************

 

 

/*^/ из апостольского чтения "воскресенья о Страшном суде".

/*/ - из еванг. чтения вторника.

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/012/2769.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 !!!NEW!!! страничка сайта в facebook:

                       www.facebook.com/pages/messiaru/166052580123199

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm


В избранное