> В прошлой беседе, посвященной апостолу Павлу, я говорил
о его обращении, которое сделало этого фанатического гонителя
христиан неутомимым проповедником Христа, основателем христианских
церквей в Малой Азии, Греции, Италии и одним из главных
организаторов исторического христианства.
> В книге Деяний рассказано о проповеднических
путешествиях Павла и о выпавших на его долю страданиях.
Проповедь других апостолов никогда не сталкивалась с таким
ожесточенным сопротивлением, не вызывала такого взрыва ненависти.
Наибольшие же гонения претерпел он не от иудеев и не от римской
языческой власти, а от собратьев из числа христиан.
На эти гонения, на эти следовавшие за ним повсюду
клевету и доносы Павел постоянно жалуется в своих посланиях.
Чем же объясняется такое отношение к нему части христиан?
> В первую очередь тем, конечно, что Павел, в отличие
от других апостолов, не был свидетелем жизни Христа, не принадлежал
к тем двенадцати, кого избрал Сам Господь и кому
поручил Он проповедь Своего учения. Апостол Павел мог ссылаться
только на свое чудесное обращение, на таинственный свет,
озаривший его по дороге в Дамаск, куда он шел для преследования
и ареста христиан. Он мог лишь утверждать, что призвал его
Сам Христос. Истинность же этого избрания доказывалась лишь
силой его любви к Христу и проповедью о Нём.
> Но люди любят авторитет, любят гарантии, проповедь же
Павла вся была пронизана и вдохновлена свободой, утверждала первенство
духа над всяким законом и авторитетом. Павел был и остается
апостолом свободы, и это главное, что нужно увидеть и полюбить
в нём и в его учении. Это учение о свободе связано
была с вопросом о том, обязательно ли для христиан
соблюдение всех установлений еврейской религии и прежде всего
– обрезания. Все первые христиане были из евреев и продолжали
соблюдать этот обычай как бы по инерции. Но вот
в Церковь стали приходить бывшие язычники, и сразу же встал
вопрос, следует ли их подвергать обрезанию. Многие христиане,
в том числе и некоторые апостолы, считали, что это необходимо
главным образом ради мира, чтобы не соблазнять и не раздражать
приверженцев древнего и, по иудейской вере, богоустановленного
обычая.
> И тут выступил со своей проповедью Павел, который
до своего обращения был фанатическим ревнителем закона. Спор
об обрезании затрагивал в его понимании не столько
обряд как таковой, сколько саму сущность христианской веры. До Христа
люди спасались законом, т.е. строгим исполнением правил и предписаний,
во Христе же – таково непрестанно-радостное утверждение апостола
– спасение не от закона, но от веры и любви, а значит
– от свободы. Ибо закон был только путем, или, как говорит
Павел, детоводителем ко Христу (Гал. 3:24), но с пришествием
Христа открылось Царство благодати и любви. Нет уже Иудея,
– восклицает апостол, – ни язычника; нет раба, ни свободного;
нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе
Иисусе (Гал. 3:28). И потому, продолжает он, стойте в свободе,
которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять
игу рабства... Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание,
ни необрезание, но вера, действующая любовью... К свободе
призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом
к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь
закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого
себя (Гал. 5:1, 6, 13–14).
> Как бесконечно важно для нас напомнить себе <.>
это потрясающее благовестие любви и свободы, эту безмерную
широту веры! Ибо в нашем темном и холодном мiре люди непрерывно
враждуют, ненавидят и преследуют друг друга во имя
«принципов». И даже в религии так часто сквозит дух
мелкого законничества, приверженности к букве в ущерб духу!
> И вот, как порыв свежего воздуха, как радость
освобождения врываются к нам в сердце эти слова
апостола свободы: К свободе призваны вы, братья. И еще,
в другом послании: Будьте в мире между собою. Умоляем
также вас, братия: вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте
слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому
не воздавал злом за зло, но всегда ищите добра и друг
другу, и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё
благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе
Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Всё испытывайте,
хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла.
Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте,
и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится
без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен
Призывающий вас, Который и сотворит сие (1Фес.5:13–24).
> Читаешь эти удивительные слова, повторяешь снова и снова
и узнаёшь в них разрешение всех наших «проклятых вопросов»,
конец духовного порабощения, отравлявшего воздух, которым мы дышим.
Как случилось, что люди забыли эти слова, почему мы сами
так часто предаем и заглушаем в себе этот призыв
к свободе и любви, радости и добру? Всегда радуйтесь.
За всё благодарите – это пишет человек, испытавший полную
меру страданий и жизнь свою окончивший мучеником. И вот
– эта радость, эта широта сердца, это абсолютное доверие
к Богу и лучшему в человеке!
> О, если бы вошла в нашу жизнь хоть малая часть этого
доверия, если бы открылось наше сердце к этой любви и радостной
свободе, если бы ощутили мы, что «верен Призывающий»! Тогда через
малый подвиг каждого из нас началось бы разрушение опутывающего
нас зла и упразднение покрывающей нас тьмы мiра. К этому
призывает всех апостол свободы, твердо знавший, на что призвал
его Сам Христос.
[ протопр.
Александр Шмеман.
оп. в сб. "Беседы
на Радио «Свобода»", т. I ]
# Буду
рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#