>Преобразился ecu
на горе, Христе Боже,
показавый учеником Твоим славу Твою,
якоже можаху:
да возсияет и нам грешным
свет Твой присносущный,
молитвами Богородицы,
Светодавче, слава Тебе.
Преобразился Ты на горе, Христе Боже,
показав ученикам Твоим славу Твою,
насколько это было для них возможно.
Да воссияет и нам, грешным,
свет Твой вечный,
по молитвам Богородицы;
Податель света, слава Тебе!
(Тропарь праздника)
> Почему среди многих событий жизни Христа Церковь особенно выделила
Преображение и даже посвятила ему специальный праздник (6/19 августа)?
Свидетелем его было всего три человека, какого-то исключительного
места в Истории Спасения он, по-видимому, не занимает. И всё же
есть в этом празднике нечто относящееся к самой сути Боговоплощения.
> Апостол Павел говорит, что Христос на земле "уничижил
Самого Себя". Он пришел к людям не как признанный
царь, пророк или священник. Свои чудеса Он чаще всего скрывал.
Его не поддерживали никакие церковные авторитеты. За исключением
единственного раза Он уклонялся от почестей и восторгов
толпы. Одним словом, Мессию в Иисусе Назарянине узнать было нелегко.
> Отрешившись от привычных взглядов, попробуем увидеть Иисуса
глазами Его современников, и тогда мы поймем, какой
веры потребовало исповедание Петра.
> Ремесленник из провинции, презираемый учителями Закона,
ненавидимый духовенством, окруженный грубыми крестьянами и отбросами
общества, претендует на божественное посланничество, дерзает
исправлять самое Писание. В Назарете Его отвергли, даже близкие
не верят в Него. Чудеса? Их легко объяснить сатанинским
волшебством. Слова Его для многих звучат порой просто кощунственно.
Немало учеников покинуло Назарянина, будучи не в силах принять
то, что Он сказал о Себе. А где Его полки
и сонмы ангелов, которые вышвырнут язычников из святого
града? Нет, не таким рисовался Мессия народному воображению...
> Однако нашлось несколько человек, которые духовно оказались
выше архиереев и законников, людей мудрых и набожных. И их вера,
преодолевшая все преграды, познала Христа в Его уничиженном
виде.
> После того как Петр прямо назвал Его Мессией, ему и еще
двум апостолам было дано узреть Славу Сына Человеческого.
> Христос молился на вершине горы, а Петр, Иоанн и Иаков
спали неподалеку. Когда же они пробудились, то увидели Учителя
преображенным: лик Его после молитвы излучал сияние, одежда была
пронизана светом. Рядом, беседуя с Ним, стояли два пророка...
> Чувство невыразимой радости и покоя охватило души учеников.
Им захотелось продлить этот неповторимый миг. "Равви!
пролепетал Петр, не зная, что сказать. Хорошо нам здесь
быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии..."
> Слово "кущи" он произнес не случайно. Праздник
Кущей знаменовал пребывание Господа в сердце избранного народа.
В этот день сооружали шалаши из ветвей (кущи), вспоминая
о странствии в пустыне и о Славе Вечного, явленной
светлым облаком в центре стана. И сейчас на горе
Петру казалось, что праздник близости Божией настал. {По мнению
многих библеистов Преображение произошло незадолго до праздника
Кущей.} И, словно в ответ ему, из облака, осенившего
вершину, прозвучали слова: "Сей есть Сын Мой возлюбленный,
Его слушайте".
* * *
> Невольно хочется спросить: помнили ли ученики гору Преображения,
когда увидели Господа на другой горе Голгофе? Если помнили,
то почему поддались страху и отчаянию?
> Но ведь подобное происходит и с нами. И нам
подчас приоткрывается божественный Свет, и мы вместе с Петром
говорим: "Хорошо нам здесь быть", а потом всё исчезает.
Маяк блеснул, и вновь темное море, бурное и грозящее. Как дорога
тогда память о Преображенском Свете, посетившем нас! Только храня
ее, можно остаться твердым, когда наступит время испытания.
> Молния, расколовшая мрак на святой горе, возвещает также
и о будущем преображении твари. Христианство учит о теозисе,
конечном "обожении" мира и человека. Поэтому праздник
Славы Христовой был отнесен Церковью к концу года.
> В Ветхом Завете праздник Кущей был "днем урожая",
в христианскую эпоху Преображение было отнесено ко времени
сбора плодов.
> Церковный устав хранит благочестивый обычай первый раз в году
есть виноград только после его освящения. {У нас
виноград заменяют яблоки.} Совершается оно в конце Преображенской
Литургии.
> В этот праздник мы приносим Богу благодарение за все
труды, которые Он помог нам завершить.
> Кондак праздника:
>На горе преобразился
ecu,
и якоже вмещаху ученицы Твои,
славу Твою, Христе Боже, видеша:
да егда Тя узрят распинаема,
страдание убо уразумеют вольное,
мирови же проповедят:
яко Ты ecu воистинну Отчее сияние.
На горе преобразился Ты,
и, насколько могли вместить ученики Твои,
они славу Твою, Христе Боже, созерцали,
чтобы, когда Тебя увидят распинаемым,
уразумели, что Твоё страдание - добровольное
и миру возвестили,
что Ты - воистину Отчее сияние.
[ священник
Александр Мень. из кн.
"Таинство, слово и образ" (из гл. 4)
(дополнено переводом песнопений
на русский язык иером. Амвросия (Тимрота), с небольшими
изменениями)
]
+ + + свт.
Иоанн (Максимович):
Он пришел воссоздать
по образу Божию созданную нашу красоту
& митрополит Сурожский
Антоний: минутами и нас обдает свет www.messia.ru/rasylka/011/2712.htm#0
+ + + присутствие
вечности во времени;
митр.
Сурожский Антоний (Блум): общение с Богом преображает нас