Все выпуски  

вып. #3191 *святая вода: наше хотение и Божья воля* / 15-18/I/15 (чт-вс)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 18-Jan-2015 10:39

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

* 5 января 2015 г. ст.ст., воскресенье перед Богоявлением (Крещением),
  Навечерие Богоявления.
  литургические чтения: 2Тим.4:5-8; Мк.1:1-8.

 

 

 

 

> Освящение

> Исторически освящение воды – часть "белой магии", огромного комплекса религиозных действий, который был достаточно сознательно заимствован церковными лидерами у язычников в середине I тысячелетия.

> Логика заимствования проста: демоническое – не в конверте, а в адресе на конверте. Меняем адресата – и получаем не суеверие, а веру.

> На самом деле, это просто чудо, что в конверте не так уж часто бывали и бывают дьявольские заявочки. Хотя и в наши дни ползают муравьишки по коже от освящения какой-нибудь атомной ракеты "Сатана". Так ведь оно и не у язычников есть! Рассказы о завоевании Палестины переполнены освящением – освящением как посвящением Богу трофеев. "Спасибо Деду за победу – всё и всех уничтожаем, принося Тебе!" Это – "святая война", когда ничего себе, всё – Богу. И можно написать "Б-гу", но святее это безобразие не станет.

> На этом фоне как-то приятнее смотрится освящение не как уничтожение, не как благословение оружия или какой-нибудь другой дряни, а как молитва над водой, молитва смирения, телесное выражение простой мысли "не мы, а Ты". Не мы спасаем – Ты спасай! Не наши слова, а Твоя воля!

> Да, эту волю загоняют в бутылку. Ну не человека же – значит, допустимо. Важно, что освящение – это проявление прежде всего человеческой воли уступить Богу место. Могли бы и от себя возгласить: "Освящаю и благословляю!" Нынче тоже много таких… освятителей… И не они рождают спрос, спрос рождает их… Нет уж, христианская воля – это воля уступить место Божьей воле.

> И на вопрос "а когда ж пить эту освященную воду" – ответ прост: "а когда захочется". Потому что молитва об освящении – это молитва о том, чтобы в мгновение, когда человеку что-то захочется, он захотел этого от Бога. "Хотение" – ключевое слово. Вера не приходит к тому, кто ничего не хочет – уже или ещё. Без духа – духа желания, духа ярости, духа страсти – богач и нищий равны. Оба апатичны.

> Любой материальный, физический религиозный акт – крестное знамение, коленопреклонение, подымание рук, наклонение головы, питьё освященной воды, приход в храм – помогает внутренней жизни. В физическом мире – большой взрыв, из которого целая вселенная. В духовном мире – крохотный огонёк, и чтобы он не потух, иногда нужно и водой его полить. А что она "святая" – буквально, "Божия" – это, конечно, символ, но как на автотрассе символ – дорожный знак – выполняет отнюдь не символическую роль, так и в духовной жизни символ помогает реальности. Реальности Божьего присутствия и человеческого принятия этого присутствия.

> "Святая вода" – смешнее этого словосочетания только "водянистый бог". Так ведь есть и такой – это каждый человек. Две трети воды – Боже, неужели нельзя было если не из мрамора, то хотя бы из целлюлозы? Вон, у Толкина ходящие деревья симпатичнее даже эльфов. На худой конец, человек может пофантазировать о жизни в воде – русалкой или ихтиандром. Но быть в воде и быть водою – большая разница!

> Освящение воды – и освящение чего угодно, но особенно воды – воспринимается как язычество, "дикость" (дикарство), подмена духа материей. Возвращение к какому-то культу духов. В крещенской проруби просматриваются наяды, к тому же побеждаемые силой животворящего креста, что даже как-то неучтиво, раз, и неэкологично, два.

> Современная российская дикость явила уж такую безумную пародию на святую воду – веру в воду заряженную – что после этого как молиться Богу об освящении воды?

> Как-как – от сердца молиться. От сердца – значит, понимая, что молишься о невозможном. Зарядить воду – а кто его знает, может, это и реально. Серебрящиеся ионы по воде расползаются, это уж точно. Поэтому да здравствует бедность, когда погружаешь в крещенскую воду жестяной крест. Тут уж без сомнения – если кому-то крещенская вода поможет, то не от материальных обстоятельств.

> Конечно, можно прожить без святой воды. Точнее, можно прожить со святой водой, не осознавая её освящённости. Когда молятся об освящении воды, то в качестве прецедентов вспоминают воды, которые никто не освящал. Разве Иоанн Креститель освящал воды Иордана? Нигде ничего такого не сказано. Моисей разве освящал воды Красного моря перед спринтом, который потом окрестили исходом? Точно нет, он слишком спешил. Спаситель не молился над водой, которая стала вином. Слава Богу, что наша святая вода не превращается в вино и что нам не от кого бежать через моря, потому что бежать нам надо от самих себя. Вот поэтому лучшее, что можно сделать со святой водой – выпить её. Где грехи ваши, там и святая вода ваша!

> Тончайшая грань отделяет суеверное и верное отношение к святой воде – как и обезьяну от человека. Это даже не грань, это порядок слагаемых. Если переставить местами веру в Бога и веру в святую воду, то из христианства выходит язычество. Если просто вылить святую воду, то – нет, всё останется на месте, вера, благодать, набожность... Только будет зудеть вопрос: почему остановились? Почему не выкинуть крестное знамение, поклоны, молитву губами, хоть вслух, хоть шёпотом? Долой корабль с корабля современности, пусть остаётся одна "глубина души".

> Святая вода – не консерв Святого Духа, не губка, которую надо сперва намочить, чтобы потом можно было ею что-то протереть. Конечно, обычно с нею обращаются именно так, и это очень плохо.

> Святая вода называется так не потому, что вода – свята, а потому что Дух – Свят. Человек разумный называется так не потому, что человек – разумен, а потому что разум – человечен. А если не человечен, то это не разум.

> Человек – носитель разума, не наоборот. Чудо освящения воды – лишь повторение в миниатюре чуда человека. Правда, человек – дух, освятивший прах – это уж такое чудо, что оно даже в миниатюре святой воды не вмещается в разум. Зато вмещается в бутылку, и это куда лучше! Чтобы, когда уже и разум не помогает (а это бывает чаще, чем хотелось бы), помог Тот, кто освящает воду, очеловечивает обезьяну и никогда не загоняет в бутылку, но всякому готов из бутылки помочь, не будучи ни в малейшей степени рабом ни воды, ни бутылки, ни её хозяина.

> Только – чур не жаловаться, потому что Бог не джинн, и помощь Божия такова, что лучше всегда хорошенько подумать, готовы ли мы к ней. Он, конечно, выполнит нашу молитву... Как гениальный музыкант может сыграть "Чижик-пыжик", только чижик-пыжик может не узнать себя в этом исполнении – он-то привык пить совсем другое...

[ Яков Кротов. ]

 

 

 

 

к чтениям воскр. перед Богоявлением

 + + + Том Райт: народный пророк-вождь, предтеча Иисуса (+ссылки)

 + + + В.Н. Кузнецова: Иоанн Креститель и Сын Бога (+ссылки)

 + + + Яков Кротов об Иоанне Предтече (см. также)

 + + + он же в очерке ЖИЗНЬ ИИСУСА, см. главку СПАСИТЕЛЬ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:alr_pol0@mtu-net.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Иисус учил народ и говорил:
  - Остерегайтесь учителей Закона,
    которые любят расхаживать в длинных одеждах
    и чтобы их почтительно приветствовали на площадях;
    в синагогах они стремятся сидеть в первом ряду
    и на пиру - на почетных местах.
    Они пожирают имущество вдов, а потом напоказ долго молятся!
    Этих ждет самый суровый приговор!
 Иисус, сев возле сокровищницы,
 смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу.
 Многие богачи клали помногу.
 А потом подошла одна бедная вдова
 и положила две медные монетки - один квадрант.
 Иисус подозвал учеников и сказал им:
  - Верно вам говорю: эта бедная вдова положила больше всех остальных.
    Все, кто клал деньги в сокровищницу, клали излишек,
    она же, такая нищая, положила всё, что у нее было,
    всё, на что жила.* (Мк.12:38-44/**/)

* * *

*Да, бесспорно, велика тайна истинного богопочитания:
  Тот, кого Бог явил в человеческом теле,
    кого Дух оправдал,
  кого видели ангелы,
    о ком возвестили народам,
  в кого поверили в мире
    и кто вознесен был во славе.* (1Тим.3:16/***/)
                                * * *
*В те дни в Иудейской пустыне появляется Иоанн Креститель.
 Он возвещает: "Вернитесь к Богу! Ведь Царство Небес уже рядом!"
 Ведь он был тот, о котором сказал пророк Исайя:
        "Голос глашатая в пустыне:
           Проложите путь Господу,
        прямыми сделайте Его тропы".
 Этот самый Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса
 и подпоясывался кожаным поясом,
 а пищей ему была саранча и дикий мед.
 К нему приходили все жители Иерусалима,
 а также всей Иудеи и окрестностей Иордана.
 Они признавались в грехах, а он омывал приходивших в реке Иордане.
 Увидев, что приходят к нему для омовения многие фарисеи и саддукеи,
 он сказал им:
    - Змеиное отродье! Кто внушил вам мысль,
    что вы избежите грядущего возмездия?
    Докажите на деле, чего стоит ваше обращение!
    Только не вздумайте говорить в душе: "Наш отец - Авраам!"
    Говорю вам, Бог из этих камней может сделать детей Аврааму.
    Уже лежит наготове топор у ствола деревьев:
    дерево, которое не приносит хороших плодов,
    срубают и бросают в огонь.
    Я омываю вас всего лишь водой в знак возвращения к Богу,
    но Тот, кто идет за мной, сильнее меня,
    я недостоин даже сандалии Его нести.
    Он омоет вас Духом Божьим и огнем.
    У Него в руках лопата, Он провеет зерно на току:
    пшеницу соберет в закрома,
    а мякину сожжет в огне неугасимом.* (Мф.3:1-12/&/)

* * *

*А ты обо всём суди трезво, умей переносить тяготы,

 делай свое дело - возвещай Радостную Весть,

 в совершенстве исполняй свое служение.

 Что же касается меня, жизнь моя уже на алтаре, как возлияние.

 Приближается время ухода.

 Я хорошо провел бой, я пробежал весь забег, я был верен правилам.

 И теперь меня дожидается приз - венок праведности,

 который вручит мне Господь в тот День, а Он - праведный Судья.

 И Он вручит его не только мне,

 но и всем, кто с любовью ждет Его возвращения.* (2Тим.4:5-8/*/)

             *********************************************

/*/ апостольское чтение воскр. перед Крещением.

/**/ рядовое евангельское чтение четверга.

/***/ из апост. чтения субботы перед Богоявлением.

/&/ включает еванг. чтение субботы пред Богоявлением.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 HTML-версия в архиве –> www.messia.ru/rasylka/015/3191.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm


В избранное