Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #3707 *В какой мере опыт обращения определил богословие Павла?* 9-14/X/18 (вт-вс)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 14-Oct-2018 11:41

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 1 октября 2018 г. ст.ст., воскресенье 20-ое по Пятидесятнице,
  Покров Пресвятой Богородицы.
  литургические чтения: Гал.1:11-19; Лк.6:31-36;
  чтения праздника:     Евр.9:1-7; Лк.10:38-42; 11:27-28.

 

 

 

  С праздником!

 

 

 

 

 

 

> В христианской истории Павел впервые появляется как гонитель Церкви (Деян.7:58). Этого убежденного и принципиального фарисея ужасала секта, кощунственно проповедовавшая мессианство распятого преступника. Вскоре после мученичества Стефана мы находим Павла среди организаторов жестокой антихристианской кампании (Деян.8:3; 22:4; 26:10-11; 1Кор.15:9; Гал.1:13; Флп.3:6). Причем Павлу было мало гонений в Иерусалиме: он выпросил у первосвященника пи́сьма в дамасские синагоги, по которым имел право приводить оттуда любого найденного им иудея-христианина (Деян.9:1-2). Лука цитирует свидетельство самого апостола об этом периоде его жизни, где Павел предстает как фанатичный инквизитор, убежденный в том, что, жестоко искореняя новую секту, он служит Богу (Деян.22:3; 26:9).

> Таким был человек, который впоследствии стал одним из самых авторитетных руководителей ранней Церкви. Отчасти знакомый с греческой мыслью, он в первую очередь отличался пылкой приверженностью фарисейским толкованиям еврейского Закона. У него был гибкий и живой ум, причем способность обсуждать глубокие богословские идеи сочеталась в нём с практической хваткой и навыками прирожденного лидера. Из яростного врага Церкви он превратился в столь же убежденного проповедника новой веры.

> Лука явно считал обращение Павла одним из важнейших событий раннехристианской истории. В Деян. он приводит целых три рассказа об этом событии. Небольшие различия в них обусловлены разными целями рассказчика.

  • > Деян.9:3-19. Краткий рассказ о событии, принадлежащий самому Луке. Основной мотив Луки – исторический.
  • > Деян.22:6-16. Рассказ самого Павла. Контекст рассказа: защита на суде перед иудеями. Апостол подчеркивает ту роль, которую сыграл в данном событии Анания, «муж благочестивый по закону, одобряемый всеми иудеями, живущими в Дамаске» (Деян.22:12).
  • > Деян.26:12-18. Также рассказ самого Павла. Контекст: защита перед Агриппой. Павел не упоминает об Анании и убирает некоторые другие детали.

> Как мы видим, такие различия вполне естественны. Они даже удостоверяют надежность повествования.

> Совмещая эти три рассказа, мы получаем следующую картину. Встреча Павла с воскресшим Иисусом произошла на дороге в Дамаск, куда он отправился продолжать свои инквизиторские труды. Павел и его спутники следовали (видимо, на лошадях) обычной дорогой, ведущей из Галилеи через пустыню в древний город Дамаск. Внезапно в полдень их озарил свет ярче солнечного, и Павел упал на землю. Из света он услышал голос, говорящий ему по-еврейски: «Савл, Савл! Зачем ты гонишь меня? Трудно тебе идти против рожна» (Деян.26:14). Павел вопросил: «Кто ты, господин?». И последовал ответ: «Я Иисус, которого ты гонишь». Потрясенный небесной природой того, кото он гнал, и к тому же временно ослепленный светом, Павел был за руку отведен в Дамаск, где его приютил некий Иуда. Там Павел провел три дня в посте и молитве, размышляя над явленным ему откровением. На третий день иудеохристианин по имени Анания объяснил ему значение этих событий в связи с его будущей миссией (9:10-19; 22:10-16). Затем к Павлу вернулось зрение, и он принял христианское крещение.

> Конечно, всё это – и рассказы самого апостола, и рассказ Луки – попытки передать человеческим языком опыт, невыразимый в обычных категориях. Впоследствии Павел не раз говорил, что его обращение произошло исключительно благодаря силе и милости Божьей, которые сделали из него противоположность тому, чем он был (1Кор.9:17; 15:10; Гал.1:15 и т.д.). Он был убежден, что видел воскресшего Иисуса, а потому имеет все полномочия быть апостолом (1Кор.9:1; 15:8; ср. Деян.1:22).

> Таким образом, судя по словам самого Павла, а также по рассказам в Деян., опыт его обращения имел как объективную, так и субъективную стороны. Впрочем, всюду подчеркивается, что первична именно объективная сторона: Иисус зримо явился и словесно выразил свою волю, – и это стало основой для последующего субъективного просвещения (Павел принял новую истину и добровольно посвятил себя ей). Перемена на субъективном плане совершилась не сразу и не вдруг. Никакой магии: Павлу потребовалось три дня молитвы, чтобы завершилось его обращение. Однако апостол всегда подчеркивает непредвиденность объективного откровения, его обусловленность действием силы Божьей.

> В какой мере опыт обращения определил богословие Павла? По мнению одних ученых, этот опыт дал лишь первоначальный толчок; более или менее цельную систему мысли же апостол разработал впоследствии. Другие придерживаются противоположного мнения: уже тогда Павел осознал все те моменты, которые затем всю жизнь воплощал в своем богословии. Истину, наверное, следует искать где-то посередине.

> В любом случае не следует забывать, что Павел был хорошо знако́м с Ветхим Заветом. Ветхий Завет сформировал у него ряд базовых религиозных понятий:

  • > монотеизм;
  • > вера, что спасение состоит в обладании праведностью перед Богом;
  • > идея жертвы за грехи;
  • > учение о грядущем Суде, телесном воскресении и мессианском царстве.

> Вполне естественно, что свою новообретенную веру Павел осмыслял именно в этих категориях. Но какой же была сама эта новая вера? Что владело умом и сердцем бывшего гонителя?

  • > Павел уверовал, что Иисус из Назарета жив. Распятый Мессия более не мертв: он есть живой Господь и Владыка. Во время обращения на дороге в Дамаск Павел осознал это с такой силой, что вера не покидала его и впоследствии. Все его послания пронизаны уверенностью в живом присутствии воскресшего Христа Владыки.
  • > Ключевое значение в своем призвании апостол придавал милости Божьей. Соблюдением Закона Моисеева Павел не только не заработал статус перед Богом, но и впал в тяжкий грех – гнал учеников Иисуса. Никаких заслуг: Павел не выбирал Бога, – Бог сам его избрал; и Бог не наказал его за вражду делу Христову, но помиловал его.

> Вокруг этого вращалось всё Павлово богословие. Перемена, происшедшая с Павлом, имела важные последствия: он осознал, что место человека пред Богом не определяется тем, сколь успешно он соблюдал ветхозаветный Закон. А значит, от язычников, которые не следовали иудейским заповедям, касающимся субботы, кошерной пищи и разного рода юридических мелочей, не закрыта милость Божья. Таким образом, божественная благодать сотворила из Павла человека, которому суждено было освободить новую веру из рамок националистического иудаизма и раскрыть ее языческому миру.

[ Брюс М. Мецгер.
из кн. "Новый Завет: Контекст, формирование, содержание",
из гл. 9 ]

 

 

к апостольскому чтению:
+++ "ни к кому из людей не обратился за советом"
+++ митрополит Сурожский Антоний: о чём можно говорить достоверно
     (+ ссылки)

 

к евангельскому чтению:
+ + + о. Яков Кротов: любить врагов (+ссылки!)
                 messia.ru/rasylka/006/1646.htm
+ + + он же: Насилие требует ненависти
+ + + митрополит Сурожский Антоний: в Боге сошлись милость и правда
+ + + он же:
       "Из сегодняшнего Евангельского чтения...";
       "В сегодняшнем евангельском чтении Христос говорит..."
+ + + В.Н. Кузнецова: разница между Божьими людьми и грешниками
(+ссылки)

+ + + прп. Силуан: Если ты зло думаешь о людях ... (+ссылки)
+ + + поделиться силами с врагом &
        от нас самих зависит, как нас будут судить  (+ссылки!)
                                messia.ru/rasylka/010/2627.htm

 

 

 

 

 

к празднику:
+++ Н.Т. Райт: Мария у ног Иисуса (к евангельскому чтению)
    www.messia.ru/rasylka/010/2626.htm#0
+++ свящ. Александр Шмеман: Покров Богородицы
     www.messia.ru/rasylka/006/1645.htm#0 (+ссылки!)
+++ Св. Андрей Боголюбский. Праздник Покрова Богородицы
                    www.messia.ru/rasylka/004/941.htm#0

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Так желаю вам, братья, радости в единении с Христом! ...
 ...всё то, в чём я раньше видел свое приобретение,
 я счел – из-за Христа – потерей.
 Более того, я вообще всё считаю потерей, потому что нет ничего,
 что превзошло бы познание Иисуса Христа, моего Господа.
 Ради Него я потерял всё – и это всё для меня не дороже, чем мусор! –
 лишь бы приобрести Христа и обрести себя в Нём.
 Я стремлюсь уже не к тому оправданию,
 которое приобретается собственными усилиями, исполнением Закона.
 Нет, я ищу оправдания через веру в Христа,
 оправдания, которое дается Богом через веру.
 Я хочу одного: знать Иисуса Христа,
 то есть познать силу Его воскресения и разделить Его страдания,
 уподобляясь Ему соучастием в смерти, –
 в надежде, не достигну ли как-то и я воскресения мертвых.
 Это не значит, что я уже этой цели достиг, достиг совершенства.
 Я только рвусь вперед – завладеть призом,
 потому что Христос Иисус уже завладел мной.
 Братья, я не считаю, что уже победил.
 Одно скажу: забывая о том, что остается позади,
 и весь устремляясь к тому, что впереди,
 я стрелой лечу к цели – за призом.
 А приз этот – новая жизнь,
 к которой призвал нас Бог через Христа Иисуса.
 Значит, те из нас, кто достиг духовной зрелости,
 должны мыслить и чувствовать так!
 А если вы в чём-то не сходитесь с нами, Господь вам откроет и это.
 В любом случае, давайте продвигаться вперед,
 следуя тому, чего мы уже достигли. * (Флп.3:1,7-16/*/)

* * *

*Иисус, устремив глаза на учеников, заговорил:
"Как счастливы бедные! / Царство Бога ваше.
 Как счастливы те, кто голоден теперь! / Бог вас насытит.
 Как счастливы те, кто плачет теперь! / Вы будете смеяться.
 Так будьте же счастливы, / когда ненавидят вас люди
 и когда изгоняют вас, оскорбляют / и чернят ваше имя –
 и всё это из-за Сына человеческого.
 Радуйтесь в тот день, прыгайте от радости!
 Вас ждет на небесах великая награда!
 Ведь точно так же поступали с пророками / отцы этих людей.
 И, напротив, го́ре вам, богатые! / Вы уже натешились вдоволь.
 Го́ре вам, кто сыт теперь! / Вы будете голодать.
 Го́ре вам, кто смеется теперь! / Вы будете рыдать и плакать.
 Го́ре вам, когда хвалят вас все люди!
 Ведь точно так же хвалили лжепророков отцы этих людей.
 Но вам, тем, кто слушает Меня, говорю Я:
 люби́те своих врагов, / делайте добро тем, кто вас ненавидит,
 благословляйте тех, кто вас проклинает,
 моли́тесь за тех, кто вас оскорбляет.
 Тому, кто ударит тебя по щеке, / подставь другую
 и, если кто отнимает плащ, / не препятствуй забрать и рубашку.
 Всем, кто просит у тебя,
 дай и, если отнимает твое, не требуй обратно.
 Всё, что хотите, чтобы делали для вас люди, / делайте для них и вы.
 Если вы лю́бите тех, кто любит вас, / в чём тут ваша заслуга?
 Ведь и грешники любят тех, кто их любит.
 И если вы помогаете только тем, кто помогает вам,
 в чём тут ваша заслуга? / И грешники делают то же.
 И если вы даете взаймы только тем,
 от кого надеетесь получить обратно, / в чём тут ваша заслуга?
 И грешники грешникам дают взаймы,
 чтобы потом получить долг обратно.
 А вы поступайте не так! / Люби́те своих врагов,
 помогайте и давайте взаймы, / ни на что не надеясь в ответ.
 Тогда вас ждет великая награда: / вы будете сынами Всевышнего,
 который добр даже к неблагодарным и злым.
 Будьте милосердны, / как милосерден ваш Отец".* (Лк.6:20-36/@/)

             *********************************************

/*/ включает стихи из апостольского чтения четверга и пятницы.
/&/ содержит часть евангельского чтения вторника.
/@/ содержит часть евангельского чтения пятницы и чтения воскресенья и понедельника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3707.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru


В избранное