Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
27-Apr-2019 17:34
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
* 14 апреля 2019
г. ст.ст., Великая Суббота - Схождение
Христа во ад. литургические чтения: Рим.6:3-11;
Мф.28:1-20.
>
<1Петр.>3.15-22 ДОВЕРЯЙТЕ
БОГУ
>
15 Но Господа Христа чтите свято в сердцах
своих. Будьте всегда готовы дать ответ любому, кто спросит вас, на чём основана
та надежда, что живет в вас; 16 только
отвечайте кротко и уважительно. Храните свою совесть чистой, чтобы те люди,
что хулят вашу добрую жизнь, которой вы живете, веруя в Христа,
устыдились собственных слов. 17 Ведь гораздо лучше
страдать, если на воля Божья, за то, что делаете добро, а не за то,
что делаете зло! 18Потому
что и Христос пострадал за грехи — раз и навсегда, праведный
за грешников, чтобы привести вас к Богу. Он был умерщвлен телесно, но Духом
возвращен к жизни. 19 И в Духе
Он отправился проповедовать ду́хам в темнице, 20 что некогда
отказались покориться Богу, в те времена, когда Бог терпеливо дожидался,
пока Ной построит ковчег. Немногие спаслись тогда в нём по воде, только
восемь душ. 21Это
символ крещения, которое теперь спасает вас. Крещение — это не смывание
грязи с тела, но обещание, данное чистой совестью Богу, спасающее вас
воскресением Иисуса Христа. 22 Взойдя на небо,
Он теперь пребывает по правую руку Бога, и Ему покорились все ангелы,
власти и силы.
>
3.15 Христа —
в некоторых рукописях: «Бога».
З.16 хулят — в ряде рукописен: «хулят вас»; «хулят
вас как злоумышленников».
3.18 пострадал за грехи — разночтения: «за грехи
за вас умер»: «за грехи за нас умер».Привести вас — разночтение: «привести нас».
>
Ст. 17 — Ведь
гораздо лучше страдать, если на воля Божья, за то, что делаете добро,
а не за то, что делаете зло! — Апостол по опыту
знает, что далеко не всегда гонения и клевета прекращаются, когда люди
осознаю́т, что они возводят напраслину на христиан. Поэтому нельзя
рассчитывать, что те делают это исключительно по неведению. По страдания
только тогда получают хвалу и славу у Бога, когда они незаслуженны.
См. также 2.20-21.
Ст.
18 — Потому что и Христос
пострадал за грехи — раз и навсегда, праведный за грешников,
чтобы привести вас к Богу — См. 2.21. Он пострадал
раз и навсегда —
«В ст. 18 содержится одно из наиболее кратких, емких и глубоких
утверждений в Новом Завете доктрины об искуплении. Иисус тремя путями
разрешает проблему восстановления нарушенных отношений человека с Богом.
1. Он приносит совершенную жертву за грех (ср.: Евр.9.11-14; 10.1-10)
и тем самым исполняет требования закона. 2. Он претерпел смерть за неправедных
как наказание, предусмотренное законом для грешников (ср.: Рим 6.23;
2Кор 5.21). 3. Тем самым Он уничтожил барьер между человеком
и Богом, воздвигнутый грехом, и заново открыл путь к Богу (Ин.14.6)».
{Новый Библейский Комментарий, часть 3, с. 331.}
Заместительная жертва Иисуса столь совершенна, что может очистить всех поверивших
в Него — и тоже раз
и навсегда.Очень похожая
мысль содержится в Письме евреям: «Ему не нужно, как другим первосвященникам,
день за днем приносить жертвы сначала за собственные грехи, а потом
уже за грехи народа. Он сделал это раз и навсегда, принеся в жертву
самого себя» (7.27). Ср. Рим 6.9-10: «Мы знаем, что Христос,
поднятый из мертвых, уже не умрет, смерть над Ним уже не властна.
Он однажды умер — и для греха Он мертв». «Новозаветные
авторы убеждены в том, что на Кресте было совершено нечто такое,
чего уже никогда больше не нужно было повторять, и что при этом
был окончательно побежден грех. На Кресте Бог так рассчитался с человеческим
грехом, что это применимо ко всякому греху, к каждому человеку, во все времена».
{У.Баркли. Толкование
Посланий Иакова и Петра, с. 248.} Ведь Иисус умер не за Свои
грехи, а Своей кровью очистил грешников. Только люди, очищенные от грехов,
могут соединиться с Богом.
> Он
был умерщвлен телесно, но Духом возвращен к жизни — Иисус
действительно умер, и тело Его было погребено. Но Бог воскресил его.
«Христос умер физической смертью на кресте, и Его плоть прекратила свое
существование (дыхание и кровообращение прекратились). Он также испытал духовную
смерть в смысле разделения с Богом вследствие того, что понес на Себе
грехи мира: крик отчаяния вырвался из Его уст (Мк.15.34)».
{Новый Библейский Комментарий, часть 3, с. 331.} Духом
возвращен к жизни — Спустя три дня Дух, который испустил
Иисус, вернулся и воскресил Его тело к жизни. Возможно также иное
понимание: «возвращен к жизни в Духе», то есть Он отныне живет
на небесах, в сфере Духа, в отличие от материальной жизни.
>
Ст. 19-20 — И в Духе
Он отправился проповедовать ду́хам в темнице, что некогда
отказались покориться Богу, в те времена, когда Бог терпеливо дожидался,
пока Ной построит ковчег — Эти стихи чрезвычайно трудны. Вероятно,
это единственно по-настоящему трудное, непонятное и вызывающее споры место
в этом письме, которое в остальном не представляет особых затруднений.
Есть несколько его толкований. Вот наиболее привычное, особенно в нашей
стране: идет речь о сошествии Христа после смерти в Шеол, или Аид
(не в ад!), то есть в преисподнюю, где Он возвестил Радостную
Весть тем, кто жил до Него и по этой причине не мог услышать
Его проповедь. Таким образом, им был дан шанс услышать Весть, поверить
и быть спасенными. Кроме того, считается, что подобное понимание поддерживается
таким новозаветным текстом, как Эф 4.9. Слова́ Эф 4.9 о том,
что Иисус «нисходил в самые недра земли», казалось бы, подтверждают
«схождение в ад». Но большинство современных толкователей уверено в том,
что нисхождение — это воплощение Христа и Его смерть, как
и в Флп 2.6-8. Но точка зрения о «схождении во ад» существует
с давних пор (уже в апокрифическом Евангелии от Петра —
около 130 г.) и распространена настолько, что стала церковным догматом.
>
И всё же остается ряд вопросов, например, что в этом контексте
означает слово ду́хи.Сторонники традиционного взгляда утверждают, что это умершие люди. Но они
никогда не назывались в Библии духами. Правда, они названы так в более
поздних апокрифических книгах, пользовавшихся очень большим авторитетом, по не вошедшими
в канон Библии, например, в 1-й Книге Еноха. Обычно духи —
это духовные существа, как добрые (ангелы Бога), так и злые (бесы).
Если бы даже речь шла об умерших людях, они были бы названы духами
мертвых. Если Христос проповедал умершим, то почему Он сделал это только
для людей, живших и умерших до потопа? В чёsм заключалась
их непокорность Богу? Известно, что Бог уничтожил человечество, когда
их греховность, особенно под влиянием падших ангелов, перешла все границы.
>
И где находится та темница,
куда отправился Иисус? Мы привыкли считать, что место пребывания умерших и заточения
злых сил — внизу, в «недрах земли, в бездне».
Но в древности отнюдь не все думали так. Поскольку небеса воспринимались
как многослойные, какой-то нижний их «этаж» был населен ду́хами.
Поэтому Иисус мог не нисходить, а восходить к ним. Ведь в Откр 12.7-9
говорится следующее: «А в небе началась война: Михаил и его ангелы
сражались с драконом. Дракон сражался вместе со своими ангелами, но
не смог одолеть, и они потеряли свое место на небе. И был сброшен
великий дракон, древний Змей, по прозванию Дьявол и Сатана, вводящий
в заблуждение всю вселенную, — сброшен на землю, а вместе
с ним были сброшены и его ангелы».
> Об Иисусе сказано,
что Он отправился туда в Духе.
Это может значить и то, что Он проповедовал современникам Ноя в его облике
(или в облике Еноха) до Своего воплощения. Ведь в Новом Завете
есть несколько мест, где говорится об участии Христа в событиях
Священной истории. Так, в 1-м Письме коринфянам апостол Павел прямо
называет Христом скалу, шедшую с израильтянами в пустыне (10.4); из Письма
евреям можно понять, что Мельхиседек был ветхозаветным Мессией; там же
Он прямо назван автором некоторых псалмов Давида.
> Итак, существует
несколько вариантов понимания этого отрывка.
> 1) Иисус, сойдя в преисподнюю,
в которой пребывали все мертвые до времени Суда, призвал грешников
к раскаянию, тем самым дав им еще один шанс на спасение.
>
2) Сойдя в ад, Он возвестил окончательный приговор всем умершим грешникам.
>
3) Он возвестил Весть людям, жившим до потопа и раскаявшимся накануне
потопа, и увел их из преисподней.
> 4) Будучи в Духе,
Он устами Ноя призвал раскаяться грешников, которые тогда жили на земле,
а ныне находятся в преисподней.
> 5) Христос после смерти сошел
в преисподнюю, где возвестил окончательный приговор ду́хам (падшим
ангелам, согрешившим против Бога тем, что покинули небеса, женились на земных
женщинах и стали причиной потопа). Там они находятся в заточении
в узах и дожидаются окончательного Суда. Существует также вариант предыдущего
толкования, но различие в том, что Иисус возвестил Весть о спасении
даже этим отъявленным грешникам (кроме падших ангелов и их потомков —
исполинов).
> Этот последний вариант, несмотря на то, что звучит,
на первый взгляд, очень непривычно, является сейчас, вероятно, наиболее распространенным,
тем более что он поддерживается ст. 22, а также Письмом Иуды
6 и 2-м Письмом Петра 2.4, где говорится о падших ангелах
в аду.
> И всё же нельзя исключить и первого понимания.
Во-первых, он очень древний. О нём говорится уже в апокрифическом Евангелии
от Петра (около 130 г.). Во-вторых, его сторонники привлекают наше внимание
к тому, что в ст. 19 сказано, что Иисус отправился проповедовать,
а греческий глагол «керю́ссо» в Новом Завете практически всегда
означает «возвещать Радостную Весть». Правда, не только в Септуагиите,
но и в некоторых текстах Нового Завета он употреблен в самом
обычном значении (см. Ион 3.2,4; Рим 2.21). Кроме того, в
1-й Книге Еноха духами названы не только ангельские духи, но и человеческие,
причем и те, и другие заточены и ждут Суда. Но только надо помнить,
что речь идет всё же о событии потопа, который в христианской традиции
становится прообразом гибели грешников и одновременно спасении праведников.
>
Интересно, как возникла в христианской мысли идея схождения Христа в Шео́л,
воспринимавшийся в это время уже не как место вечного пребывания
всех умерших, но как место временного пребывания до окончательного
Суда и как место частичного наказания? Согласно общим представлениям
того времени, после смерти на кресте Иисус должен был оказаться
в Шеоле. Но в Деян 2.27 Петр цитирует слова Пс 16(15).10:
«Ты не оставишь меня в Шеоле, не дашь праведнику увидеть мир тлена».
Молитва псалмопевца была отнесена к судьбе Иисуса. Но был еще один
великий текст в Библии: «На мне — Дух Господа Бога, Господь
меня избрал! Он отправил меня — нести радостную весть обездоленным,
исцелять сокрушенных сердцем, пленникам возвещать свободу, узникам —
освобождение» (Пс 61.1). А поскольку и сам Иисус, цитировавший
эти слова Исайи (Лк 4.17-18), и ранняя Церковь были уверены
в том, что Исайя пророчески говорил о Мессии, то Его появление
в месте заточения мертвых был понят как исполнение слов о вести
об освобождении.
{А.М.Hunter. 1 Peter. The Interpreter’s Bible, vol. 12, p. 133.}
И если в Новом Завете об Иисусе говорилось, что Он будет судить
живых и мертвых, то, следовательно, Его Весть была предназначена и тем,
кто умер до Его воплощения и пришествия на землю,
даже таким отъявленным грешникам, каким было поколение людей, погибших в водах
потопа.
> Духам... что некогда отказались покориться —
Непокорность ангелов выразилась в том, что они покинули свое место,
предназначенное им Богом, и спустились на землю, чтобы соединиться
с земными женщинами. Именно это нарушение Божьей воли главным образом вменяется
им в вину, это неповиновение Богу. Кроме того, они и их потомки-исполины
продолжают оказывать тлетворное влияние на людей, будучи «патронами» языческих
правителей и склоняя людей к идолопоклонству. Если же речь идет
о человеческих духах, то это грешники во времена Ноя. Еврейские
легенды утверждают, что его современники насмехались над ним, говоря:
«Эй, старик, для чего этот ковчег?» Они не захотели услышать его призыв
к раскаянию и к спасению. В темнице — вероятно,
в преисподней, в которой согласно древним представлениям, царил вечный
мрак, или в каком-то месте на земле или даже на небе. Терпеливо
дожидался — Бог терпел греховное человечество, дожидаясь их раскаяния,
несмотря на то, что крайняя развращенность людей вызывала у Него гнев.
В Книге Бытия сказано, что век человека — сто двадцать
лет <(6:3)>, но это было истолковано как то,
что Бог терпел крайнюю греховность допотопных людей сто двадцать лет.
> Немногие спаслись тогда в нём по воде, только восемь
душ — Это Ной и его семейство: его жена, три сына
и жены сыновей. Еще в еврейской традиции Ной назван образцом праведности
(Иез 14.14; Прем 10.4), с которыми Бог заключил вечный договор (Сир 44.17-18),
родоначальником нового человечества.
{J.N.Kelly. The Epistles of Peter and of Jude, p. 157.}
По воде — дословно: «через воду». С одной стороны,
вода потопа стал средством уничтожения грешников, а с другой, стала
средством «доставки Ноя и его семьи к новому старту, к началу
новой жизни». {Новый Библейский
Комментарий, часть 3, с. 333.} Итак, посреди гибели развращенного мира
от воды посредством воды спасаются восемь человек. Так будут спасены на Божьем
Суде те, кто поверили в Христа и крестились. К этому времени
число восемь становится священным, обозначающим полноту и святость даже бо́льшую,
чем число семь. Недаром христиане стали называть воскресение восьмым днем недели.
{В.Reicke. The Epistles of James, Peter, and Jude, p. 112.}
[
В.Н.Кузнецова. Из кн. "Письма апостола Петра
и Иуды. Текст и комментарий" // М.: ОПУ, 2018, стр. 116-7,119-121
]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Мы
для греха умерли! Разве мы сможем и дальше жить в грехе? Или вы забыли,
что, когда мы крестились, чтобы соединиться с Христом Иисусом, мы
тем самым разделили Его смерть: крещением - соучастием в смерти
- мы погребли себя с Ним. И теперь, подобно Христу, поднятому
из мертвых величием славы Отца, мы тоже сможем жить новой жизнью.
И если мы умерли такой же смертью, как и Он, и тем соединились с Ним,
то и воскреснем, подобно Ему. Мы знаем, что прежний человек в
нас умер вместе с Ним на кресте, чтобы наша греховная сущность лишилась
силы, чтобы мы перестали быть рабами греха. Ведь умерший освобождается
от греха. Мы верим, что, раз мы умерли с Христом, то и жить будем с
Ним. Мы знаем, что Христос, поднятый из мертвых, уже не умрет, смерть
над Ним уже не властна. Он однажды умер - и для греха Он мертв. Он теперь
жив - и живет для Бога. Так и вы, соединясь с Христом Иисусом, считайте
себя мертвыми для греха, но живыми для Бога.* (Рим.6:2-11/*/)