>
3.7-19 ВТОРОЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ. ВЕЛИКИЙ ОТДЫХ НАРОДА
БОЖЬЕГО
> 7 Поэтому,
как говорит Святой Дух: > «Сегодня,
если голос Его слышите, >8 сердцам
своим не дайте стать строптивыми, > как
было в дни, когда те воспротивились, > в
дни испытания в пустыне — >9 там,
где отцы ваши > Меня
с пристрастием испытывали, > хотя
дела Мои видали 10 сорок лет. > Тогда
Я возмутился этим поколением > и
Я сказал: “Они всегда блуждают, > Моих
путей сердца их не постигли”. > 11 И
так Я в гневе клятву дал: “Не вступят > туда,
где ждет их отдых Мой!”»
> 12
Так смотри́те же, братья, пусть ни у кого из вас сердце
не будет настолько злым и неверующим, что вы окажетесь способны отступиться
от Живого Бога!
> 13
Напротив, изо дня в день ободряйте друг друга, пока еще время зовется
Сегодня, чтобы никто из вас, обманутый грехом, не сделался строптивым!
> 14
Ведь мы стали сподвижниками Христа, если, конечно, до конца сохраним
ту твердость, что была у нас с самого начала. 15 Когда
Писание говорит:
> «Сегодня,
если голос Его слышите, > сердцам
своим не дайте стать строптивыми, > как было
в дни, когда те воспротивились», —
>
16 кто были те, что услышали, но воспротивились?
Не все ли те, кого Моисей вывел из Египта? 17
А кем Бог возмущался сорок лет? Не теми ли, кто согрешил
и устлал своими телами пустыню? 18 А кому
Бог поклялся, что они не вступят в страну, где их ждет
Его отдых? Тем, кто не подчинился Ему! 19 И мы видим,
что они действительно не смогли войти туда — из-за
своего неверия!
>
Для нового предостережения снова избран текст Писания. Это псалом, в котором
отображены события, описанные в Книге Чисел 13–14. Целью Исхода была
обещанная израильтянам земля Ханаана. Соглядатаи, посланные разведать ее, возвратились,
устрашенные могуществом населяющих ее народов. Израильтяне, которые стояли лагерем
на самой границе, у Кадеша, были напуганы их сообщением и отказались
вступать в нее, что означало, что они отвергли Божье обещание и не захотели
исполнять Его волю. Слово «Кадеш» стало символом неповиновения.
>
Ст. 7-10а — Поэтому, как говорит Святой Дух: «Сегодня,
если голос Его слышите, сердцам своим не дайте стать строптивыми, как было
в дни, когда те воспротивились, в дни испытания в пустыне —
там, где отцы ваши Меня с пристрастием испытывали, хотя дела Мои видали сорок
лет — Как некогда Святой Дух говорил об израильтянах,
так и автор относит эти слова к своим читателям, призывая их не повторять
горького опыта поколения израильтян во время Исхода. Автор разделяет убеждение
всех еврейских верующих, а вслед за ними и христиан, что слова́
этого псалма принадлежат Святому Духу. Ведь именно Дух Божий вдохновляет пророков <....>.
И здесь Святой Дух говорит через псалмопевца Давида.
>
Сегодня — это очень важное слово этого фрагмента, оно будет употреблено
еще два раза (ст. 13 и 15), а кроме того, в 4.7. Бог говорит
«сегодня», но то, что Он велит, должно звучать в христианской Церкви
«изо дня в день» (см. 3.13 и комментарий <("Очень
возможно, что члены этой общины действительно встречались ежедневно,
и это может объяснять то, что для некоторых такие частые встречи становились
обременительными (см. 10.25)")>). Конечно же, это то «сегодня»,
которое было в прошлом и о котором говорит псалмопевец, но это «сегодня»
и в современной автору письма ситуации. «Святой Дух продолжает говорить
и последующим поколениям христиан, призывая их постоянно, «ныне», обновлять
свой слух, чтобы услышать Его голос и жить».[53] Это день исполнения обещания, данного
Богом. Голос Его — то есть голос Бога или Христа, обращенный
к верующим. Если слышите — Глагол «слышать» часто употреблялся
в значении «слушаться». Недаром во время чтения Закона Моисеем народ
отвечал ему: «Мы сделаем и услышим» (таков дословный перевод Исх 24.7).
Так и здесь те, кто слушает Его голос, должны исполнять то, что
Он велит, иначе они окажутся похожими на поколение Исхода, которое
традиционно описывалось как строптивое, мятежное и неверующее. Сердце
в библейской антропологии понималось как <вместилище> разума,
воли и высоких эмоций, оно часто обозначало всего человека, его внутреннюю
сущность. Строптивыми — дословно: «<.> жесткими».
Греческий глагол «склероо» не означает ожесточения в современном смысле
слова; он означает, что «сердце» (в переносном смысле) покрывается
жесткой коркой, через которую не проходят внешние импульсы и поэтому
не происходит понимания. Иногда такое сердце описывается как заплывшее жиром
или слепое. В результате человек становится не жестоким, а тупым,
непонятливым. В данном случае так описываются люди упрямые, которые
отказываются слушать, то есть повиноваться.
> Днями
сопротивления и испытания названо событие, о котором
повествуется в Исх 17.1-7: люди страдали от жажды и порицали
Моисея за то, что он вывел их из Египта. По велению Бога Моисей
ударил посохом по скале, и из нее потекла вода. Это место
называлось по-еврейски Масса́ и Мерива́, что переводится
как «испытание, искушение» и «спор, тяжба, взаимные обвинения».[54] Поэтому в этом отрывке псалма присутствуют такие же
слова. Отцы ваши — то есть предки, но, вероятно, не только
предки народа Израиля, но и всех тех, к кому обращается автор независимо
от их этнического происхождения. Испытывали — то есть
требовали от Бога подтверждения и доказательства, хотя Его дела́
говорили сами за себя. Так поступали и фарисеи, которые, испытывая
Иисуса, требовали, чтобы Он явил им какой-нибудь знак, подтверждавший, что Он пришел
от Бога. Подобного рода «испытания» говорят об отсутствии веры. Хотя
дела Мои видали — Чудеса и другие могущественные деяния Бога во время
исхода из Египта («казни египетские», переход через Красное море «как посуху»,
дарование манны и перепелов, вода из скалы и т. д., пребывание
самого Бога с ними) оказываются недостаточными, чтобы пробудить веру и доверие
к Богу (ср. Лк 11.29; Мк 8.11-13). Сорок лет —
Столько лет длилось их блуждание по пустыне, так что число «сорок»
стало символически означать время испытаний.
> Ст. 10б —
Тогда Я возмутился этим поколением и Я сказал: “Они
всегда блуждают, Моих путей сердца́ их не постигли” —
Бог, разгневавшись на упорное неверие народа, поклялся, что никто из них,
включая самого Моисея, не войдет в ту страну, которую Он им обещал.
Блуждают — Этот глагол метафорически означает «заблуждаются».
Причем здесь есть оттенок того, что они делают это сознательно, потому что
не хотят узнать волю Бога, или, согласно библейскому выражению, «ходить
Его путями». Сердце в библейской антропологии всегда
понимается как <вместилище> ума и очень часто выступает в значении
«внутреннего человека», то есть самой сущности человека.
>
Ст. 11 — И так Я в гневе клятву дал: «Не вступят
они туда, где ждет их отдых Мой!» —
Клятвы, обеты, благословения и проклятия очень важны в библейской мысли.
Клятва имела такую силу, что ничто не могло ее отменить Например,
когда Иаков получил благословение отца вместо Исава, отец, хотя и горевал,
но уже не мог ничего изменить (Быт 27.1-37). Здесь сказано
о клятве Бога, чтобы подчеркнуть, что Его решение неизменно и обязательно
будет исполнено. В этом письме несколько раз будет сказано о клятвах
Бога.[55]Не вступят они туда, где ждет их отдых Мой — дословно:
«они не вступят в Мой отдых». Первоначально под местом отдыха понималась
ханаанская земля, которую Бог обещал израильтянам, мирная жизнь и безопасность.
Ср. ИсНав 21.43: «Господь отдал израильтянам всю эту страну» и 21.44:
«Господь даровал им мирную жизнь (буквально: “отдых”)». Об этом свидетельствует,
казалось бы, странное словосочетание: «войти в отдых». Но позже это понятие
трансформировалось и стало пониматься в духовном, а не в сугубо
материальном смысле. См. коммент. на 3.18.
<.....>
>
<Ст. 18> — Если первоначально страной отдыха
была ханаанская земля, где народ Израиля отдохнул бы от скитаний в пустыне,
то в этом письме переплетены две темы: Божьего отдыха после завершения
Им всех Своих дел (Быт 2.2) и заповеданного Израилю субботнего
отдыха — и отдыха Израиля в земле
обетованной. Верующих ждет такой же небесный, духовный отдых, как у Бога.
Выражение вступить в страну, где ждет отдых означает то же, что
«вступить в жизнь» (Мк 9.43-47), «войти в Царство Бога» (Мк 10.15.23-25;
Ин 3.5 и др.) и «войти в город» (Откр 21.27).{}
Хотя на первый взгляд, можно было бы решить, что их наказание заключалось
в том, что им не дано было войти в землю Ханаана, автор дает нам понять,
что страна Его отдыха — грядущее Царство. Читатели должны задуматься
над их судьбой и понять, насколько серьезно их собственное
положение, если они, как и те, страдают неверием. Ср. 1Кор 10.1-12.
[53]
Новый Библейский Комментарий, часть 3, с. 672.
[55]
Современных христиан это обычно смущает, потому что Иисус в Нагорной проповеди
велел не клясться. Но Он запретил не саму клятву, а ложь.
Ведь люди были убеждены, что если человек что-то сказал, не поклявшись,
то не будет грехом сказать неправду.
[
В.Н.Кузнецова. Из кн. "Комментарий на Письмо
евреям" // М.: ОПУ, 2018, стр. 80-85,88-89 ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Сын!
Храни отцовский завет и не отвергай
материнского наказа. Носи их всегда в своем сердце, надень,
как ожерелье, на шею. Пойдешь - они поведут тебя, ляжешь
спать - будут хранить тебя, проснешься
- заговорят с тобой. Ибо заповедь - светильник, учение
- свет, а
строгое наставление - путь жизни. Они уберегут тебя от дурной женщины,
* от льстивых речей чужой жены. Не тревожь сердце ее красотой, не
пленяйся взмахом ее ресниц. Ведь блуднице цена - ломоть хлеба, а
за чужую жену заплатишь жизнью. Можно ли скрыть огонь за пазухой и
не подпалить одежду? Можно ль пройти по горящим угольям и
не обжечь ног? Так и с тем, кто ходит к чужой жене: не
останется безнаказанным, кто ее коснулся. Не строго судят вора, что
украл с голоду, чтобы только поесть; а
всё ж поймают - возместит всемеро, всё свое достояние
отдаст. Недостает ума прелюбодею - готовит
он собственную гибель. Побои и бесчестье ожидают его, и
позор несмываемый. Ибо ревность сжигает мужа, и
он не пощадит в день мести, не согласится ни на какой выкуп,
не смягчится, сколько ему ни сули.* (Пр.6:20-35)/&/
*
* *
*Рано утром, еще до света, Он вышел
из дому, отправился в уединенное место и там молился. Но Симон
с товарищами бросились за Ним вдогонку и нашли Его. Они сказали: "Все
Тебя ищут". Иисус говорит им: "Пойдем в другое место,
в соседние селения, возвещать и там Радостную Весть. Ведь
Я ради этого пришел". Так ходил Он по всей Галилее, возвещая
Радостную Весть в синагогах и изгоняя бесов. Однажды приходит к Нему
прокаженный и, упав перед Ним на колени, с мольбой говорит: "Ты
ведь можешь меня очистить, стоит Тебе только захотеть!" Иисус,
сжалившись над ним, протянул руку, прикоснулся к нему и говорит: "Да,
хочу, очистись". Проказа тут же сошла с него, и он стал здоров.
Иисус тут же отослал его прочь, сурово сказав: "Смотри, никому
ничего не говори, а пойди к священнику, пусть он тебя осмотрит,
и принеси за исцеление жертву, какую повелел Моисей, чтобы всё
это видели". Но тот, уйдя, без умолку рассказывал о случившемся
и говорил об этом повсюду, так что Иисус уже не мог открыто появляться
в городе. Он находился за городом в безлюдных местах, но и
туда к Нему отовсюду приходили.* (Мк.1:35-45/*/)
*********************************************
/&/
нов. пер. РБО, 2000г., содержит часть
чтения пятницы. /*/
включает чтение субботы.