Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Новости Russian Shopping Club
Пресс-Абонемент
- газета, которую можно
распечатать.
Персональная подписка на Пресс-Абонемент - $14.95 в месяц.
Хотите проверить,
как это работает?
Первая пробная неделя -$4.95
Освещение
политической и экономической жизни
страны. Газета рассчитана на самый
широкий круг читателей - научных и
творческих работников,
государственных служащих.
Периодичность: weekly Размер: A3 , 16 п.л., ч/б
Читайте
в сегодняшнем номере
Любая
власть - излишество -ЕЛЕНА
АЛЕКСЕЕВА
Почему антисемиты евреев берегут -ЭДУАРД ГРАФОВ Верьте людям -ЖАННА ГРЕЧУХА Cоус от кутюр -ЛИДИЯ ОРЛОВА В старый добрый Крым. Дикарем -НАТАЛЬЯ КРАМИНОВА Храм Успения на Вражке за Макдоналдсом -ВАДИМ РЕЧКАЛОВ Обезьянка времен опричного двора -ИРИНА ПАНТЕЛЕЙ Следите за жестом -ТАТЬЯНА БЕК Мораль прагматика Святослава Федорова -СВЯТОСЛАВ ФЕДОРОВ Новые средства от рака найдены -МАРИЯ ЛЕСНИЦКАЯ Осторожней с людьми! Осторожней с историей! -ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО Ким Чен Ир in America -ЕВГЕНИЙ БАЙ Вначале слуга народа, а уж потом - член партии. . . -ЮРИЙ СОЛОМОНОВ
Исполнилось 100
лет со дня рождения Нины
Берберовой. Нина Берберова --
писательница, автор нескольких романов
и повестей о судьбе русской эмиграции,
книг-исследований о Чайковском, Блоке и
русском масонстве. В 1922 году она
навсегда покинула Россию. Однако на
родине она осталась в памяти именно как
человек русского ХХ века.
"Все-таки я
чувствую себя очень человеком ХХ века",--
говорила сама Берберова. Она
вспоминала, что уже в детстве для нее
было важно, что родилась она не в 1900-м, а
именно в 1901 году, в самом начале нового
века. Это своеобразное чувство родства
как будто накладывало и определенные
"родственные" обязанности.
Берберова стала летописцем века.
Человек двух эпох, женщина-легенда,
ровесница века и долгожительница --
такое редкое сочетание заставляло
последующие поколения прислушиваться
к ее словам. Как будто она, подобно
старухе-графине из "Пиковой дамы",
обязательно должна была передать
потомкам необыкновенный секрет.
Ее "три карты"
были целой колодой: Бунин, Горький,
Белый, Гумилев. Или Замятин, Набоков,
Ходасевич (с которым Берберова провела
десять лет жизни). "Я пришла на
готовое. Вокруг меня лежат сокровища --
только успевай их хватать. И если до
конца сказать правду -- ужасы и бедствия
моего века помогли мне: революция
освободила меня, изгнание закалило,
война протолкнула в иное измерение".
Нина Берберова
готова была поделиться всеми своими
знаниями. В воспоминаниях она
старалась быть объективной и не
особенно стремилась приукрашивать
собственную персону. Например,
цитировала отклик Бунина на
собственную книгу о Блоке: "В 'Русской
мысли' слышен стервы вой -- / Это критика
Берберовой".
"Сокровища века"
она представила в своей самой
известной книге "Курсив мой".
Автобиография (Берберова утверждала,
что это не мемуары) впервые была издана
на английском в Лондоне и Нью-Йорке. На
русском она вышла в Мюнхене в 1972 году. В
России отрывки из книги печатались в
журналах "Вопросы литературы" и
"Октябрь" в 1988 году. Но еще до того
"Курсив мой" попал в Советский
Союз нелегально. Тогдашняя
интеллигенция с жадностью набросилась
на эту весть из полузапретного
прошлого: книгу читали по ночам, на
немногочисленные экземпляры
записывались в огромные очереди. В
эпоху несвободы слова ценились
малейшие крупицы информации. Андрей
Вознесенский так и назвал "Курсив"
инфороманом.
Теперь, когда
появляется все больше и больше
исторических свидетельств, шумиха
вокруг имени Берберовой поутихла.
Например, издан другой летописец
эмиграции, Роман Гуль, утверждавший,
что именно он "унес Россию" с собой,
а книгу Берберовой называвший скучным
опусом. Однако "Курсив мой" по-прежнему
остается ценным свидетельством.
В 1950 году Берберова
переехала в Америку, где и прожила до
самой смерти в 1993 году. Преподавая в
американских университетах, Берберова
с сожалением замечала, что студенты
норовят прочесть Толстого в
адаптированном варианте: "Война и
мир" в 80 страницах стоила доллар и
больше устраивала их, чем оригинал.
Однако и произведения самой Берберовой
стали на Западе именно подобным
суррогатом "великой русской
литературы". Ее истории про Зою
Андреевну и ее дочь Маргариту,
недооценивших революцию, и про других
"Леди Санкт-Петербурга" критики
называли продолжением традиций
Достоевского, Бунина и Чехова.
Своеобразной популяризации
способствовало и то, что по роману
Берберовой был снят фильм "Аккомпаниаторша".
В 1989 году Нина
Берберова побывала в Москве. В
телевизионном интервью она откровенно
заявила, что остаться на родине не
может: здесь у нее нет соседа-автомеханика,
готового в любой момент ремонтировать
ее машину. Добровольцев не нашлось. ЛИЗА
Ъ-НОВИКОВА "КоммерсантЪ", №141 за 9 августа 2001 г. Книги
за неделю
ЛИЗА
Ъ-НОВИКОВА
Евгений Замятин.
Записные книжки. М.: Вагриус, 2001 "КоммерсантЪ", №140 за 8 августа 2001 г. __________________________________________________________________________________________________
Три года тому назад крупные
российские города подверглись
настоящему засилью японской культуры.
Дети играли с тамагоччи, взрослые
читали хокку, а рестораны японской
кухни открывались один за другим. Этот
материал мы посвящаем столичным
японским ресторанам.
далее
_____________________________________________________________________________________________________
Скончался Жоржи
Амаду
В понедельник в
больнице бразильского города Салвадор
умер знаменитый бразилец Жоржи Амаду
(Jorge Amado de Faria). Самый известный писатель
Бразилии не дожил до 89-летия всего
несколько дней.
Он давно болел,
перенес в 1993-м и в 1997-м два инфаркта. В
связи с обострением сахарного диабета
последние годы он никуда не выезжал,
предпочитал оставаться дома, покидая
его только ради больницы. Под
капельницу он попадал регулярно, и к
его многодневным визитам в городской
госпиталь привыкли даже
информационные агентства. В июле он был
в очередной раз госпитализирован,
надеялись на то, что он вновь, как месяц
назад, вернется домой, но эта болезнь
оказалась последней.
Он хорошо
держался и напоминал навещавшим его в
больнице журналистам о том, что его
любимые авторы -- оптимистичный Марк
Твен и патриархальный Диккенс. "Я не
Джеймс Джойс, я антиэлитарен. Я пишу
народным языком, народ в моих
произведениях всегда в чести. Мое
послание -- надежда, а не отчаяние",--
не раз заявлял писатель.
В своей жизни он
отдал дань и экзотическим религиозным
культам, и банальному
латиноамериканскому коммунизму. Амаду
родился в 1912 году в фермерской семье.
Уже с 15 лет он работал газетным
репортером. В Рио-де-Жанейро Амаду
получил высшее юридическое
образование, однако никогда не работал
по специальности.
В 1931 году в
возрасте 19 лет Амаду опубликовал свой
первый роман "Страна карнавала".
Его следующий роман "Какао" был
конфискован в 1933-м политической
полицией -- тогда президент Бразилии
симпатизировал фашизму. Амаду
подвергался преследованиям, его
произведения были преданы сожжению на
главной площади Салвадора, а самого его
вынудили покинуть страну. В 1941 году в
аргентинской ссылке Амаду написал
биографию бразильского
коммунистического лидера Луиса
Карлоса Престеса (Luiz Carlos Prestes). В 1945-м
Амаду вернулся в Бразилию и стал
депутатом конгресса от компартии.
Спустя два года партия была объявлена
нелегальной, и писатель вновь
отправился в добровольную ссылку. На
сей раз он выбрал Париж, откуда много
путешествовал по миру, в 1951 году даже
заехал в Москву, чтобы получить
Ленинскую премию мира "За укрепление
мира между народами".
С одной стороны,
благодаря этому его у нас переводили и
издавали. С другой -- числили в пятой
колонне социалистического реализма. А
потом с удивлением увидели, как
писателю удалось победить коммунизм с
помощью жизнерадостности и юмора.
Узнав о разоблачении Сталина, Амаду с
удовольствием заявил: "Я больше
пригожусь людям в качестве писателя,
чем в качестве партийца". И
действительно пригодился, благо его
хорошо переводили, его жаргон и
сексуальная раскрепощенность
читателям нравились. Когда же по
советским экранам прокатился фильм "Генералы
песчаных карьеров", автор романа "Капитанов
песка" окончательно стал в СССР
культовым писателем.
Каждый
последующий роман публика встречала
все доброжелательнее: "Габриэла"
(1958), "Донна Флор и два ее мужа" (1966).
Во всем мире по романам Амаду снимали
фильмы, ставили спектакли, он стал
членом Бразильской литературной
академии. Единственное, что ему не
удалось,-- получить Нобелевскую премию,
на которую он не раз выдвигался. ЛИЗА
Ъ-НОВИКОВА "КоммерсантЪ", №140 за 8 августа 2001 г.
|
Поиск по архиву рассылки
"Новости Russian Shopping Club" |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru | Отписаться | Рейтингуется SpyLog |
В избранное | ||