Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Co@Libri. Рецензии, обзоры

  Все выпуски  

Новости Russian Shopping Club


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Дайджест российской прессы компании Russian Story Страничка - НОВОСТИ - ЛИТЕРАТУРА - МУЗЫКА - ВИДЕО ===============================================================
Рассылки Subscribe.Ru
Новости Russian Shopping Club

Саги не пахнут

      Александра Маринина написала сагу в двух томах. Называется эта сага "Тот, кто знает". В ближайшее время ее сочинение выйдет в издательстве "Эксмо".

      Сага московской коммунальной квартиры длится с 1965 по текущий 2001 год. На ее сцене:

      девочка, выросшая в коммуналке и ставшая кинотелережиссером;

      сосед-еврей, сваливший в Америку;

      его мать и его незаконнорожденная дочь;

      сын функционера, за которого эта дочь выйдет замуж;

      военнослужащий, униженный перестройкой;

      провинциальный мальчик, выясняющий обстоятельства гибели брата;

      скелеты, аккуратно развешанные по коммунальным шкафам.

      Все это чем-то напоминает парфеновский проект "Наша эра" - Маринина бесконечно перечисляет спектакли и фильмы, книги и газетные статьи, упоминая Смоктуновского и Доронину, чилийскую хунту и антиалкогольный указ, гербалайф и "Запрещенных барабанщиков". Столь же утомительно - как в романе Чернышевского - и перечисление цен, шелест рублей и звон упраздненных копеек. Но - в отличие от Парфенова - каталог этот лишен иронии.

      Он выпачкан тем самым языком, на котором были писаны истории про Каменскую. Язык милицейских протоколов насмерть въелся в марининское естество. Он доходчив и статичен - что видно уже с первой строчки: "Комсорг класса Наталья Казанцева перестала быть первой и лучшей в учебе, хотя по-прежнему пользовалась уважением одноклассников". А вот - ближе к концу: "12 декабря вся страна на избирательных участках выразила свое отношение к составу будущей Государственной Думы и к новой Конституции, через несколько дней был подведен окончательный итог голосования, и уже 20 декабря Руслан Нильский получил редакционное задание: поехать в Москву и взять ряд интервью как у вновь избранных депутатов, так и у известных политических и общественных деятелей".

      Что мы видим в итоге? Что прямая речь персонажа совершенно не отличается от авторской. Вот на закате империи офицер-подводник говорит жене: "И вдруг оказалось, что я не нужен. И не только я один. Мы все оказались не нужными со своими взглядами, со своим образованием. И что самое грустное - со своим патриотизмом. Любовь к Родине теперь не в почете, зато сегодня в моде любовь к быстрым заработкам. А я буду налоговым работником. При мысли об этом меня тошнит". Это - прежняя, канцелярская Маринина: она вам до боли знакома по ее "нелитературным" романам...

      Сегодня Александра Маринина, будучи чем-то вроде генерального секретаря союза массовых писателей, написала свою, секретарскую эпопею. Возможно, это необычный рекламный ход. Возможно, что книга, из которой исчез криминал, была выстрадана автором: тем паче что конвейер марининских романов уже несколько лет назад потерял "детективное" качество. Дело в том, что в ее детективах появились "научно-фантастический генератор чудес" и прочие мистические опыты, что свидетельствует в первую очередь о невозможности выстроить детективную интригу в чистом виде. Отсутствие дедукции переводит этот бумажный поток в разряд явления "просто Маринина". Возможно, ее новый роман будет подаваться как "другая Маринина" - или "история страны и поколений"...

Григорий Потемкин

"Независимая газета", №150 за 16 августа 2001 г. 

__________________________________________________________________________________________

УгличАктульная тема

Хоть и богат памятниками старины древний Углич, но, похоже, местным жителям этого наследия мало: в последнее время городок охвачен музейным бумом. Один за другим открываются новые музеи, как муниципальные, так и частные. По нашей теперешней жизни - явление довольно необычное.

__________________________________________________________________________________________

СЕРГЕЙ ЮРСКИЙ

АРТель

      Я завершаю работу над книгой воспоминаний - "Западный экспресс". Я писал ее по заказу издательства "Вагриус" для серии "Мой ХХ век". Три года шла эта работа. Я весьма благодарен журналу "Октябрь", который проявил внимание к моей рукописи и главу за главой, по мере написания, публиковал ее в своих номерах. Я очень рад, что все эти три года не прерывались и контакты с моей любимой "Общей газетой". Мы общались, мы вместе переживали радости и тревоги, я читал газету и писал для газеты, принимал участие в деятельности Гостиной "Общей газеты". Год назад на целую полосу был опубликован отрывок из новой книги, посвященный Ванессе Редгрейв.

      И вот теперь, при финале моих трудов, мне захотелось представить фрагменты последней главы книги. Для внимательного читателя это "рифма" к главе о Ванессе. И тут, и там речь идет о моем прикосновении к кипению общественных страстей. Каждый раз такое прикосновение оборачивалось НЕУЧАСТИЕМ, а потом ОТСТРАНЕНИЕМ от движения масс, партий, кланов. Гордиться нечем. Но и каяться не в чем. Так было, и, думаю, не я один пережил подобный феномен склонения души к одиночеству на фоне громогласия и всевозможных объединений. Меня звали, меня приглашали, одно время меня даже соблазняли. Сулили выгоды и взывали к моему чувству долга. Поверьте - не умом, не расчетами, а каким-то внутренним упрямством или голосом свыше - я не мог присоединиться ни к кому.

      Мне кажется, об этом важно рассказать - ведь ХХ век это и мой век, моя жизнь, мой опыт. А так как в силу актерской профессии весь мой опыт на виду, то людям, возможно, интересно узнать, что в действительности стояло за моими сценическими и киногероями.

      Я был неправ! Тысячу раз был я неправ, так раздраженно прощаясь с Парижем!

      Я совсем не спал последнюю ночь в моей квартире в картье Берлиоз, № 12. Я собирал вещи и ликвидировал следы моего пребывания. Печали не было, было раздражение. Я писал:

      Я никого здесь не оставил,

      И ничего здесь не забыл.

      Я просто прибыл, убыл, был.

      Запомню хлопающий ставень

      Среди ночи, пустой мой дом.

      Мы делали толково дело,

      Был быт удобен. Надоело,

      И вряд ли вспомнится потом.

      Светало рано. Мягко прогромыхал по насыпи первый товарный поезд с минеральной водой Эвиан. Я написал:

      Неволю с волей перепутав,

      Спеша в Москву, скажу всерьез -

      Встречаю весело, без слез

      Последнее в Париже утро.

      Я улетел из самого прекрасного города мира и прибыл в тревожную Москву, от которой успел отвыкнуть.

      Это было самое катастрофическое время для театров - весна 91-го. Залы были пусты. Люди ходили на митинги. Толпы слушали выступления экономистов в концертных залах и на площадях. Спектаклей смотреть не хотели. Кроме того, у людей не было денег на театр. Кроме того, возвращаться поздно из центра в спальные окраины было опасно. Нападали, грабили.

      В этой обстановке Париж вспоминался сном, причем сном вдохновляющим. Играя вместе с французскими актерами, я, может быть, впервые осознал особенности НАШЕЙ театральной школы. Она не лучше французской - у них прекрасный театр и прекрасная публика, - но это все ДРУГОЕ. Наши зрители вкладывают в слово "театр" несколько иной смысл, они ходят на спектакли с другими целями. Впрочем, в данный момент они просто не ходили в театр. Это было непривычно и ужасно.

Click on image to continue      Усталости не было. Кипела энергия. Тогда я не сознавал, что это был шлейф влияния бодрящего духа Парижа, требующего деятельности и соревнования. Я выступил на новом для себя поприще - прочел пять публичных лекций в ГИТИСе - в большой аудитории для студентов всех курсов и преподавателей. На сцене в диалоге со мной на этих многолюдных собраниях была блистательная Наталья Крымова. Мы обсуждали кризис театра, перспективу театра, систему Михаила Чехова.

      Я почувствовал, что соскучился по театру. Мой репертуар в театре Моссовета к тому времени иссяк. Последние два года я занимался кино. Потом была Франция. Я оказался артистом без ролей. Среди разговоров и переговоров мелькнуло имя Гоголя и пьеса "Игроки". Я отбросил эту мысль - хотелось современности, все бурлило вокруг. Я все-таки открыл томик Гоголя...

"Общая газета", №33 за 16 августа 2001 г. 

 

PRE Номер выпуска рассылки: 238 Дата выпуска рассылки: 2001-08-16 Код рассылки: culture.rsc2000 Название рассылки: Новости Russian Shopping Club Адрес сайта рассылки: http://www.russianshopping.com/ Титул автора рассылки: Редактор Имя автора рассылки: Ирина Тараненко Адрес автора рассылки: itar@russianstory.com Ссылка на адрес автора рассылки: Редактор Ирина Тараненко Форма поиска по архиву рассылки:
Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Новости Russian Shopping Club"



Membership access

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное