Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка N 6 (110) 2 сентября 2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

  2003-2004, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 67 (110)    2 сентября 2004г
 
Материалы номера :
- Победители Международного конкурса интернет-проектов “Звёзды Татнета” 2004
- "Татарская нация в XXI веке" - статья Дамира Исхакова
- Клянусь Аллахом, я русская! - Учительница, которая потрясла президента РТ
- Ползучий реализм - старо-новый метод татарских литераторов
- Обращение ВТОЦ к народу Татарстана в связи с 14-й годовщиной Декларации о государственном суверенитете РТ
- Открытое письмо ВТОЦ Иоанну Павлу II, понтифику римско-католической церкви

Этот и остальные номера "ТР" Вы можете прочитать в архиве рассылки.



Победители Международного конкурса интернет-проектов “Звёзды Татнета” 2004

    Лучший сайт Республики Татарстан
1.   Казань 1000 лет. Официальный сервер юбилея   kazan1000.ru
2.   Официальный сайт Министерства связи РТ   mcrt.ru
3.   Администрация г.Казани   kazan.org.ru
3.   Актанышский районный информационный портал   aktanish.ru

Лучший сайт по культуре, этнографии и истории татар:
1.   Казань 1000 лет. Официальный сервер юбилея   kazan1000.ru
2.   Национальный музей РТ   tatar.museum.ru
3.   Сайт "Тюрко-Татарский Мир"   tataroved.ru
3.   Институт Татарской энциклопедии Академии наук РТ   http://www.ite.antat.ru/
*     Tatarica - откройте для себя татарский мир   tatarica.narod.ru
*     Историко-культурные территории РТ   rt-museum.narod.ru
*     Национальная библиотека РТ   kitaphane.ru

Лучшее татарское СМИ в сети Интернет:
1.   Общественно-политическая газета "Азатлык"   azatlyk.com
2.   Газета "Татарский мир"   http://www.tatmir.ru/
3.   Всемирный татарский сервер ТАТАРЛАР.РУ   tatarlar.ru
3.   Журнал сатиры и юмора "Чаян" ("Скорпион")   chayan.ru
*     Татарстан яшьлэре   tatyash.ru
*     Ислам и мусульмане в Нижегородском регионе   islam.nn.ru

Лучший сайт татарской общины (диаспоры):
1.   Официальный сайт Всемирного конгресса татар   tatar-kongress.org
2.   Сайт Бардымского района и татар Пермской области   barda-perm.narod.ru
3.   Московское Татарское Студенческое Собрание   mtss.ru


Лучший сайт о татарской музыке:
1.   Официальный сайт Зули Камаловой   http://www.zulya.com/
2.   Йолдызлар, эстрада, язучылар h. б.   bulmas.ru
2.   Сайт Айдара Галимова   aidar.ru
3.   Татарский магазин   tatshop.ru
*     Вся татарская эстрада и не только   mubrik.tk

Лучший корпоративный сайт Республики Татарстан:
1.   Muzona.Ru – Все для музыкантов   muzona.ru
2.   Сотня.Ru – вся связь Татарстана   sotnya.ru
3.   Татарский магазин   tatshop.ru


Лучший любительский татарский сайт
1.   Татарские россыпи   http://www.tatar.kz/
2.  Сайт о Амине Сафиуллиной и телевидении, на котором она работала   tat.ekzotika.com
3.   Сайт форума Tatforum   tatforum.com.ru
*     Библиотека литературных произведений на татарском языке   kitapxane.at.tt
*     Информатика татарча!   minem.pochta.ru

 

* - Сайты, не вошедшие в число победителей, но отмеченные Специальными дипломами.

Источник - http://tatnet.tatar.info/


Котлыйбыз! :)

Обсудить в форуме



Татарская нация в XXI веке
статья Дамира Исхакова


    В последние годы в России сложилась новая общественно-политическая ситуация, различными социальными стратами, партиями и их идеологами оцениваемая неодинаково. Как бы мы ни относились к формирующимся в стране реалиям, в них можно отчетливо наблюдать одну общую тенденцию - Республика Татарстан и татарская нация испытывают все большее воздействие федеральных политических групп, идеологических, информационно-аналитических, политтехнологических центров, действующих в целом в направлении противодействия тому возрожденческому потенциалу татарской нации, республики, который многим федеральным структурам кажется чрезмерным.

    В основе такой политики лежит непризнание правящей элитой РФ наличия в этнической мобилизации демократического потенциала, способного внести положительный вклад в создание российского гражданского общества. В качестве конкретного выражения отмеченной общей тенденции можно было бы указать следующие моменты: низведение суверенитета Татарстана до минимального уровня; наступление на единство татарской наций в ходе подготовки и проведения переписи 2002 г., в т.ч. и используя региональные (Башкортостан, Западная Сибирь) и конфессиональные (кряшенская проблема) факторы; стремление не допустить укрепления государственного статуса татарского языка (фактическая отмена перехода к латинской графике), ограничение прав татарского языка в республике (по линии Министерства образования, по линии Верховного суда РТ) и в отдельных российских субъектах (например, в Башкортостане); выработка мер против укрепления исламской (проект "русский ислам", инициирование введения в школах "основ православия") и национальной (этнонациональной) идентичностей (через уменьшение набора учебников по курсу истории при одновременном введении фактического контроля над их содержанием путем рецензирования, "вписывания" местных учебников в качестве "компонентов" федеральных и т.д.).

    Вряд ли можно сомневаться в том, что в условиях приближающихся выборов президента РТ аналогичные шаги со стороны указанных выше структур окажутся более комплексными и изощренными.

    Казалось бы, что в этих условиях в республике необходимо резко усилить информационно-аналитическую работу, направленную на выработку новых путей решения существующих и возникающих проблем, поиску ответов на те вызовы, перед которыми наше общество уже оказалось или окажется в ближайшем будущем. Однако этого на самом деле нет, и соответствующий набор государственных органов, научных учреждений, информационно-аналитических служб, центров, готовящих различные проработанные проекты, посредством которых можно было бы попытаться найти выход из сложившегося положения, в республике отсутствует. Зачастую многие серьезные проблемы, явно выходящие на государственный уровень, у нас пытаются взвалить на плечи общественных структур, организаций, которым не по силам нести ответственность за государственную политику, вырабатывать концептуальные проекты и подходы по таким сложным проблемам, как организация важнейших сторон общественной и этнонациональной жизни. Кроме того, вопросы, касающиеся сферы национальных отношений, работа с диаспорально расселенными группами татар и др. в республике рассредоточена по многим ведомствам, поэтому зачастую остается совершенно не скоординированной, поэтому они решаются некомплексно, крайне поверхностно. В итоге мы постоянно запаздываем с подготовкой решений, касающихся национальной сферы, да и не только, продвижением их в федеральных и региональных органах власти и управления.

    Между тем сложность и неотложность возникающих проблем и задач не уменьшаются, а скорее возрастают. В этой связи хотел бы обозначить ряд существующих проблемных блоков, подтверждающих данный вывод.

    Вряд ли можно сомневаться в том, что татары являются разделенной нацией и останутся ею в обозримом будущем - большая часть их проживает и будет проживать вне своего этнополитического центра в лице Республики Татарстан. Между тем из этого общеизвестного факта вытекает множество проблем, в т.ч. и имеющих фундаментальный характер. Скажем, согласно статье 14 Конституции РТ Татарстан взял на себя обязательство содействовать этнокультурному развитию татар, живущих за пределами республики. Однако, как это ни странно, эта статья совершенно не подкреплена конкретными правовыми нормами и административно-управленческими механизмами. Возникают даже вопросы не только о возможности и целесообразности выделения в бюджете РТ отдельной статьи для расходов по обслуживанию культурных нужд диаспорально расселенных групп татар, но и о государственных институтах, осуществляющих такое обслуживание, а также о механизмах их функционирования. В принципе российское законодательство и административная практика не предполагают сотрудничества РТ, как национального эпицентра, с субъектами РФ с целью обеспечения культурных нужд татар, живущих в регионах. В настоящее время единственной основой такого сотрудничества являются, можно сказать, межрегиональные соглашения (договора), статус которых совершенно не ясен, к тому же они не имеют обязательного характера и в случае их невыполнения или нарушения не предусмотрены какие-либо санкции. Да и на региональные ведомства, курирующие культурную сферу, республике приходится выходить, минуя федеральные органы управления, так сказать, "напрямую", из-за того, что федеральные структуры, которые могли бы обеспечивать взаимодействие субъектов в указанном направлении, практически отсутствуют или на них такая функция не возложена.

читать полностью ...




Клянусь Аллахом, я русская!
Учительница, которая потрясла президента РТ

   Татьяна БОЖЕДУМОВА выучила татарский язык и теперь преподает его челнинским школьникам.

На республиканской августовской педагогической конференции, которая состоялась в прошлую пятницу в Елабуге, она произвела фурор.

Русская девушка, блондинка, родом из Архангельской области, выступала на татарском языке. С трибуны молодой педагог заявила, что она не татарка, в ее семье родственников татар нет. А потом добавила: "Биллэhи, рус кызы мин!" ("Клянусь Аллахом, я - русская!"), пояснив, что устала доказывать это всем.

Президент РТ Минтимер Шаймиев, присутствовавший на конференции, сначала пошутил: все-таки у Татьяны, наверное, парень татарин, а потом серьезно заметил: "То, что ей удалось, - подвиг. Для этого нужно любить республику, куда она приехала жить, ее многонациональный народ и вообще людей. Бальзамом на сердце ложится, когда человек другой национальности говорит на твоем родном языке".

Наш корреспондент разыскал Татьяну в Набережных Челнах.

- До сих пор, наверное, ходишь под впечатлением успеха в Елабуге?

- Да, каждый день рассказываю о конференции родным и друзьям.

- Ты всех удивила! Который год работаешь учителем?

- Первого сентября третий пойдет. Всегда всем честно говорю, что работа учителя мне нравится, я получаю от нее удовольствие. Когда-то пробовала работать продавщицей, но приходила домой разбитой и усталой. Теперь после уроков возвращаюсь одухотворенной. Трудно, конечно. Иногда приходится писать по пять планов в день. Во время же урока часто выясняется, что план не нужен, ведь каждое занятие с детьми - это импровизация и адский труд.

- Где ты училась?

- Мама привезла нас со старшей сестрой в Челны, когда мне было 7 лет. Тогда строили КБК и его жилой комплекс. А родилась я в городе Коряжма Архангельской области. Кстати, летом ездила туда в гости к бабушке. Училась в 44-й школе, она рядом с домом. С 5 по 11 класс учила там татарский язык. После школы три года занималась в экспериментальной группе педколледжа. Затем окончила филиал Казанского педуниверситета по специальности "учитель татарского языка". Там нас натренировали по полной программе! Не то, что в школе. Тогда же изучение татарского только начиналось, учителя работали в режиме эксперимента, у нас даже не было книжек. Но все равно было интересно: учили язык в игровой форме. Например, ты пришла в ресторан и делаешь заказ на татарском.

- А что побудило тебя выучить наш язык?

- Говорят, у меня вообще способности к изучению языков. Была возможность поступить на иняз, но по иностранному языку у нас учителя постоянно менялись. А по татарскому с 5 по 11 класс была одна учительница, которую я слушала с раскрытым ртом. Она и повлияла на мой выбор.

- Что же может повлиять на других русских ребят?

- Трудный вопрос... Я много думаю над этим. Ради того чтобы понимать прохожих, ребенок, конечно, не станет изучать татарский язык. Для внедрения двуязычия в республике сделано немало. Но, на мой взгляд, нет чего-то завершающего. Раз уж у нас по Конституции два государственных языка, то хотя бы на гуманитарных факультетах госвузов нужно ввести обязательные вступительные экзамены по татарскому языку. По русскому они есть, пусть будут и по татарскому. Решение проблемы вижу только в этом. Раз начали, давайте доведем дело до конца.

- Выступая на конференции, ты сказала, что русской учительнице учить детей татарскому языку легче. Почему?

- Во всем мире язык преподают педагоги, для которых он не родной. Возьмем преподавателей английского или немецкого. Учителя же - не американцы или немцы, а русские или татары, которые сами выучили язык. На мой взгляд, учитель-татарин не может понять всех трудностей, с которыми приходится сталкиваться русским ребятам. Вот когда он учит их русскому, может объяснить те или иные тонкости, сопоставляя языки. А вообще, татарский язык не так уж труден для изучения, как принято считать.

- На конференции президент Татарстана попросил челнинского главу поставить тебя в очередь на получение жилья по социальной ипотеке под первым номером. Тебя уже вызывали в горадминистрацию ?

- Пока нет, но мэр Ильдар Халиков сказал, что поручение президента будет выполнено.

- Татьяна, ты утверждаешь, что получаешь удовольствие от работы педагога. А от учительской зарплаты?

- Нет, конечно! Но, повторюсь, работа мне очень нравится. Жаль только, что, несмотря на огромную загруженность в школе, приходится искать дополнительный заработок. Я же не могу прожить на 2 тысячи рублей в месяц!


Равиль САБИРОВ

"Восточный экспресс" №34(188) 27 августа 2004

Обсудить в форуме



Ползучий реализм - старо-новый метод татарских литераторов

    В год 70-летия Союза писателей Республики Татарстан мы спросили у известного татарского писателя и литературного критика Рафаэля МУСТАФИНА - а нужен ли союз писателям?

- Отвечая на этот вопрос, можно найти столько же аргументов "за", сколько и "против". Когда-то союз возник как инструмент управления писателями, которые до этого момента объединялись по творческим направлениям. Члены союза обладали возможностью печатать книги, получать путевки в Дома творчества. Кроме того, работали творческие мастерские, делались переводы книг лучших национальных писателей. В результате мы всегда были в курсе самых свежих новостей наших коллег по всей стране.

Сейчас эти связи разорваны. Мы живем в переходный период, когда значение литературы нивелировалось, книга стала товаром, зато все мы стали свободными от идеологического давления. Многим оказалось сложно приспособиться к новым реалиям, привыкнуть к этой свободе. Сейчас писатель-миссия, писатель-пророк, писатель-трибун переходит в разряд обыкновенного профессионала.

- Есть ли будущее у республиканского Союза писателей?

- В России после перестройки в Союзах писателей почти всех автономных республик произошел раскол. А многие просто распались. В Татарстане он устоял. Это показывает, что творческая одержимость наших писателей оказалась сильнее взаимных распрей и мелких стычек. Если он устоял, значит, у него есть будущее. Но сейчас мы оказались в изоляции. В итоге даже в стилистическим смысле татарская литература попахивает духом если не XIX, то начала XX века. Преобладают ползучий описательный реализм, бытовизм. А ведь давным-давно идет проба различных глубин человеческой психики самыми разными методами. Но мы находимся в замкнутом провинциальном мирке, варимся в собственном котле -без выхода на мировую арену. Первые попытки выхода за эти пределы делает наш ПЕН-клуб, который переводит лучшие книги татарских писателей на английский язык. Но это пока не есть постоянная устойчивая связь.

Читать дальше..




Обращение ВТОЦ к народу Татарстана в связи с 14-й годовщиной Декларации о государственном суверенитете РТ

Читать..



Открытое письмо ВТОЦ Иоанну Павлу II, понтифику римско-католической церкви

Читать..



Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA
Барда районы. Пермь татарлары
Башкортстан татарлары

"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Xacitarxan - Астраханские татары


Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru
   
 
2003-2004, "Татарская рассылка"

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.tatarlar
Отписаться

В избранное