Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 3 декабря 2004г


Информационный Канал Subscribe.Ru

      2003-2004, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

    3 декабря 2004г
 


isänmesez duslar!

    А когда Вы в последний раз были в татарском театре?
    У татар нет кинематографа, нет полноценного телевидения, но национальный театр есть! Татарское театральное искусство насчитывает почти вековую историю. Наш народ любит театр. Мы можем гордиться своими богатыми театральными традициями.
    Если в вашем городе есть татарский театр, или если вдруг к вам с гастролями приедет татарский театр, сходите обязательно.
    Оторвитесь на несколько вечеров от своих компьютеров :).
    А пока почитайте два материала из жизни татарских театров.

Да он еще мальчишка!
Главному пловмейстеру Камаловского - 60

    Основная проблема любого бенефиса - не только не заснуть под бесконечные поздравления юбиляру, но и начать сочувствовать ему - мол, годы берут свое, единственное занятие теперь - роль свадебного... подполковника на официальных мероприятиях.
    В понедельник в Камаловском чествовали главного дирижера театра Фуата Абубакирова. 60-летний народный и заслуженный артист явно что-то подтасовал в метрике...
    Потому что был он самым неугомонным человеком на сцене. Дирижировал оркестром, потом хватал скрипку и присоединялся к выступающим, выводил их к микрофону и танцевал. Фуат Хамитович родом из Узбекистана - театр преподнес ему национальный халат, надев который, он с резвостью юноши прыгнул на подушки и начал угощать актрис дыней и чаем.
    Его отец - первый татарский виолончелист, вырастивший двух скрипачей и четырех пианисток. Фуат начал работать в 15 лет иллюстратором в музыкальной школе. С 1972 года Абубакиров работает в театре и давно уже стал одним из его символов. А еще он написал музыку для бесчисленного количества постановок, работал с эстрадными артистами, преподавал молодежи... Угощал родной коллектив пловом... Неудивительно, что, несмотря на порядочное количество спонтанных и неотрепетированных выходов, общая любовь к композитору и дирижеру помогала сгладить все шероховатости. Вот выходит к роялю Юсуф, сын главного режиссера Камаловского Фарида Бикчантаева. На пару с Абубакировым они исполняют "Неополитанский танец" Чайковского - и сколько такта у мастера в игре с еще неопытным шестиклассником! А потом на сцене "Симха", и скрипка начинает выводить еврейскую "Тумбалалайку". Музыка, слава Богу, лишена национальных предрассудков - и актер Ринат Тухватуллин исполняет "татарский шансон" "Буран". Поют все, включая Абубакирова. Жаль, что на сцене синтезаторы побеждают струнные и фраза "Фуат абый наконец-то вышел из оркестровой ямы" несколько лишена актуальности...
    Неслыханное дело - из-за кулис выбегают девушки в коротких платьицах и начинают танцевать па-де-де - все для любимого Фуата Хамитовича! В конце концов чьими комплиментами молодятся все актрисы театра со стажем?! Они принесли композитору платочки, которые всю ночь покрывали вышивкой. Говорят, что даже мужьям такого не дарили. 92-летняя Халима апа, мама дирижера, осуществляет прорыв в бенефисной индустрии - в видеозаписи читает наизусть(!) поэму Тукая "Шурале". Старцы зажигают... Молодежь молча курит в сторонке. Музыка - она, к счастью, времени неподвластна.

Радиф КАШАПОВ
"Восточный экспресс" №78 (232) 1 декабря 2004


Театр - дом Рената Аюпова
Посторонним вход воспрещен

    Татарский ТЮЗ в этом сезоне намерен начать борьбу за зрителя.
    Это позиция главного режиссера Рената АЮПОВА, который верит в будущее молодого театра. Он надеется, что с годами сформируется театр-дом, и о своем видении рассказал корреспонденту "Восточного экспресса".

    - После назначения главрежем в татарский ТЮЗ, в 1995 году, вы вдруг пропали...
    - Бывший худрук Фарид Хабибуллин не мог расстаться со статусом главного режиссера даже после моего назначения на это место. У меня была договоренность с Министерством культуры, что пойду в провинциальный театр, где смогу ставить то, что захочу, чтобы никто не мешал, чтобы труппа была далеко от столицы. В Набережночелнинском татарском театре я проработал шесть лет. Два года назад вернулся в татарский ТЮЗ с опытом, набрал новую труппу. Но и старых артистов не трогал. А вообще, в театральном искусстве я 18 лет. Три года был артистом Камаловского театра...

    - Это после учебы в Щепкинском училище?
    - Да. Но еще во время учебы в Москве я ходил на все премьерные спектакли. Для меня там открылась совершенно новая сфера -режиссура. Это зерно проросло в Камаловском театре рядом с Марселем Салимжановым. Он почувствовал мой потенциал и дал мне поставить детский спектакль в малом зале. Таким образом, я сделал четыре спектакля и снова вернулся в Москву в качестве студента-заочника Щукинского театрального училища.

    - Почему вы не захотели остаться актером?
    - Мощь труппы Камаловского театра такова, что в нее очень трудно внести свое я.

    - Вы себя чувствуете экспериментатором?
    - Нет. Я приверженец классических постановок. Но какие-то шалости в постановках допускаю. Нашему театру - 18 лет, у него нет пока сложившихся традиций и школы взрослого театра. А молодые актеры должны учиться только на классике. Когда они пройдут школу мастерства, татарскую драматургию, тогда можно будет побултыхаться в современной и зарубежной драматургии.

    - Для вас столпы татарской драматургии это-...
    - Тинчурин, Исхаки...

    - Кстати, на днях Мензелинский театр на казанских гастролях показал спектакль по Исхаки в вашей постановке.
    - Исхаки, как драматург, не очень силен. А вот его богатая проза: романы, рассказы... Мои коллеги очень любят рассказы Чехова, а я обожаю рассказы Исхаки. Там история маленького человека рассказана так же любовно по отношению к нему. Исхаки - жестокий автор. Для него мир делится на черное и белое. А мне приходится сравнивать острые углы автора, исходя из реалий сегодняшнего дня, из внутреннего мира актера.

    - Вас привлекает психологический театр?
    - Да. Наверное, подействовала школа Малого театра. А Щукинское училище дало момент игры, представления.

    - Вы работаете только с татарской драматургией?
    - Я экспериментирую со студентами. Ставили Шекспира "Укрощение строптивой", "Гамлета", "Тартюфа" Мольера. Речь идет о студентах второго курса университета культуры - набор для нашего театра. А еще я веду четвертый курс в театральном училище.

    - Вы не испытываете дефицита в зрелых актерах, ведь есть же возрастные роли?
    - В следующем сезоне мы планируем приглашать на постановки актеров из того же Камаловского театра. Но интересно, что молодые играют стариков, например, в "Кию кызлары", и это получается замечательно.

    - То есть пока театр находится в стадии взросления.
    - Именно. Мы идем по пути становления.

    - Когда ребенок растет, он часто болеет. Есть болезни в вашем театре?
    - Есть. Звездная болезнь. Когда из группы актеров, равных по потенциалу, по возрасту, кто-то вырывается вперед, ему кажется, что его уже не догнать. Эта болезнь убивает в них артистов. Она характерна для молодой труппы. Кто-то сам уходит из театра. Или мы сами с ними прощаемся.

    - И вы готовы проститься даже с талантливыми актерами в этой ситуации?
    - Если упустишь такой момент, то театр перестанет быть семьей. Появятся группировки, оппозиция. А этого допускать нельзя.

    - Но для того чтобы стать главой театра-дома, надо быть и отцом, и тираном, и диктатором.
    - Это неизбежность. Если взялся за дело, то и бьешь, и ласкаешь, и прощаешься. Но это все для семьи.

    - Вы не боитесь, что ваш театр обречен на следующее место после взрослых театров?
    - Нет. Театр начинается с детей, которые вырастут или не вырастут во взрослых зрителей. 75 процентов нашего репертуара - спектакли для детей. К нам приходит очень много русскоязычной публики. Русский ТЮЗ переориентировался на взрослого зрителя, а есть огромная потребность в детских спектаклях.

    - На каком материале вы работаете?
    - Это целая проблема. Для детей у нас не пишут.

    - Как же вы выходите из положения?
    - Проза и сказки - наше спасение. Примеры этому спектакли "Конь в яблоках" Галимжана Ибрагимова, "Сак-Сок" Рабита Батуллы.

    - В чем, по-вашему, предназначение театра?
    - Это островок духовности и доброты в наше время, когда эти категории смяты жестокостью, насилием. Для подростков очень важно, чтобы этот остров не исчез.

Наталья ТИТОВА
"Восточный экспресс" №79/48 (233) 2 декабря 2004


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA
Барда районы. Пермь татарлары
Башкортстан татарлары

"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Xacitarxan - Астраханские татары


Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru
   
2003-2004, "Татарская рассылка"

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.tatarlar
Отписаться

В избранное