Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Как выбрать Репетитора.

  Все выпуски  

Как выбрать Репетитора. Технология и идеи. #08


Информационный Канал Subscribe.Ru

Как выбрать репетитора.

Выбор репетитора

Инструкция по выбору частного учителя


Выпуск №08 |                 | v    Переход к   Содержанию     v |                 | 2004-ноя-09; вт

Телефон (8432) 95-71-80.


  Объявление:         Ищу помещение на льготных условиях для проведения некоммерческого микрогруппового обучения школьников.
Тел. в Казани 95-71-80 или пишите teacher@land.ru .


  Объявление:         В ближайшее время я намерен выпустить рассылку

        Ваш репетитор по математике

Полный обзорный курс по математике школьникам 11-ых классов и абитуриентов (поступающих в ВУЗы).
Объяснение-примеры-задачи-помощь-ответы.

    Эта рассылка посвящена решению сложнейшей проблемы: как выбрать частного учителя? Чтобы решить её, я рассмотрю такие составляющие:

    1. В чём сложность проблемы?         (уже рассмотрено в 4-ом выпуске)
    2. Какие у вас цели?         (уже рассмотрено в 6-ом выпуске)
    3. Нужен ли репетитор вам ?
    4. Какой репетитор лучше всего в вашем случае ? ...
    5. ... И как его отыскать?
    6. Контроль работы репетитора.
   И, конечно, я отвечу на ваши вопросы.

    Чтобы решить задачу качественно я расскажу вам о заблуждениях и мифах, законах и инструкциях, реалиях работы приёмных комиссий и педсоветов, буду держать вас в курсе новостей, и -- главное -- предложу технологии выбора вашего учителя-репетитора.


    Приглашаю к сотрудничеству:                 | v     Переход к   Содержанию     v |
  • типографии и издательства для издания брошюры "Как выбрать репетитора" ;
  • СМИ для подготовки материалов по данной тематике;
  • читателей данной рассылки :)
  • репетиторов и учителей;
  • авторов статей; критиков и хвалителей;
  • и всех людей доброй воли!
    Может быть, я потом найду какой-нибудь способ отблагодарить всех своих помощников.


    Новым подписчикам:                 | v     Переход к   Содержанию     v |

      Архив прошлых выпусков могу выслать по вашему запросу; или объясните как архив выставить на сайт. (Они у меня есть на народе, хотбоксе и в зоне .info)

      Прошлые выпуски:
      Вып.5: Анализ ситуации и её типы.
    ...
    Теперь -- типизация вашего случая.
    Если вы ощущаете, что управление жизнью через цели -- не самый лучший вариант, то учтите, что пишу я для управляемых в терминах целей.
    Отчётливая постановка цели и определение её важности среди других целей - гарант действий по её достижению; и, что особенно приятно, эти действия будут легки, свободны, светлы и радостны.
    Недопоставленная цель гарантирует не только неэффективность действий, даже хуже - невозможность определить её, эту сaмую эффективность.
    Часто целью считают не цель, а нечто подобное (квазицель), от чего нет практической, реальной пользы.
    Основные виды таких квазицелей выглядят так:
    {именно "выглядят" !}
    0) "поступление": 11-классник на выходе, а вы же знаете, что туда так просто не поступить … ;
    1) "восстановление": ученик по болезни или другой понятной причине сильно отстал от программы;
    2) "надзиратель": знаете, он/она весь день болтается чёрт знает где, а я прихожу поздно, а уроки опять не сделаны, а … ;
    3) "сопровождение": ученик отстаёт, захлёбывается в школе, ну, нужно его подучить (реальная цель: предотвратить падение самооценки);
    4) "слом": ученик довольно резко "упал", причины не очевидны;
    5) "проблемы в ВУЗе": ну, это понятно.

    Внимание! 3-ий и 4-ый варианты очень разные! Они отличаются резкостью падения и степенью очевидности причин.

    Обязательно!
    Если вы не отклассифицировали себя уверенно к одной из групп -- напишите мне!
    Я или добавлю новый тип ситуации, или найду ваше место или проконсультирую индивидуально.
    В дальнейшем буду разбирать только типовые случаи (пока их 6 штук).

| v     Переход к   Содержанию     v |


    Нечто вроде рекомендаций:
    Добейтесь, чтобы цели были поставлены -- давлением мягким и нежным, как тисками. Непостановка цели может привести к обоюдному недовольству качеством обучения. Если Репетитор не спрашивает о цели и довольствуется вашей фразой типа "Чтобы ребёнок лучше учился" -- это плохой признак. Репетитор, который готов без дальнейших расспросов работать по такой "программе" либо очень некомпетентен либо намерен долго вас "доить". Есть и 3-ий вариант: некомпетентный и нечестный Репетитор. Всё потому, что его работу при такой "цели" невозможно оценить.
    Совет: если вы никак не можете конкретизировать цель, развивайте следствия до тех пор не получите пару-другую реальных выгод: еда, комфорт, статус и т.п.
    Идея: поручите ребёнку составить список его целей и отсортировать его. Если он не может делать этого -- научите и разрешите. Если не хочет -- он вам не доверяет. И правильно делает.

    Различайте цель и инструмент её достижения. Постоянно целью заявляют деньги, хотя они сами по себе никак не цель. Деньги можно во что-то превратить с низкими затратами (в этом их прелесть), поэтому они суть именно инструмент.


| v     Переход к   Содержанию     v |


      Вып.6: Постановка цели и её "защита".
Установка цели

    1) Определитесь, кому в семье тема выбора репетитора интерестна и кто хочет участвовать в этом процессе. Подготовьте место. И обставьте всё по-праздничнее. Торт, что ли, купите.
    2) Собраться всем вместе. Возможно, это окажется самым трудным пунктом. Если семья на такое собрание не идёт -- репетитор не поможет.
    3) Обсудить вопрос "Почему нам нужен репетитор", лучше бы даже записать.
    4) Выкинуть эти записи и эти мысли как ненужные и тормозящие. Это информация в прошлое.
    5) Вникнитесь в определение слова "Зачем":
"зачем" = это "с какой целью"

    6) Все отвечают на вопрос:
Зачем нам, нашему ребёнку нужен репетитор

    7) Выберите один из ваших ответов ориентируясь на цели ученика. Голосованием, обсуждением -- как вам будет удобно.
    8) Вы получили то, что вам кажется целью. Это скорее всего не так. Это видимость, внешняя оболочка цели. Запишите её под заголовком "Квази-цель". Она будет иметь вид что-то вроде "чтоб сын лучше учился", "надо подтянуть дочку по математике", "хотим постпить в *** ВУЗ" и т.д. и т.п.
    9) Этот пункт сложен крайне.
Обсудите все квази-цели, и их последствия. Доведите обсуждение до чего-то, напрямую связанного с реальной жизнью. Результат будет, если вы получите ссылку на обеспечение ребёнка едой, статусом, другими реальными потребностями. Варианты: "чтобы прокормить себя и свою семью", "чтобы занять высокое положение", "чтобы прославиться"...
    Лично я не принимаю тех учеников, которые не хотят устанавливать реальные цели. Правда ... эти родители потом, скорее всего, пойдут к менее разборчивому учителю. Установка реальных целей, между прочим, защищает и интересы родителей, так как они при этом получают некоторые ориентиры-ощущения для оценки реальной эффективности работы репетитора.
    Запишите результат УЧЕНИКА под названием "Реальная цель".


Защита цели

    Этот раздел многим покажется излишним. Обычная реакция непрофессионала. Вы можете пропустить этот раздел, но ...
    Этот пункт полезен и важен.
   
{Постановка мета-цели}

    Задайте ученику вопрос:
   -- "На вопрос, который я сейчас тебе задам, НЕЛЬЗЯ отвечать вслух, но ПОЛЕЗНО ответить про себя:
        "Представь, что ты достиг вот этой цели, которую ты сейчас выбрал. А что ты, может быть, будешь делать дальше?" Когда ответишь про себя, кивни или скажи что ответил."
    Здесь не надо ни голосовать, ни записывать, ни выспрашивать ученика.

    Коротко говоря, объяснение желательности и даже эффективности этого пункта такое.
    Представьте себе труп самоубийцы, качающегося на поскрипывающей верёвке с заметным запахом -- и под ним записку "Ухожу из жизни, так как потерял её смысл".
    Представили?
    Правдоподобно?
    То есть утеря смысла, исчерпание цели вполне может вести к самоубийству. Поэтому программа ДОСТИЖЕНИЯ цели может тормозиться и блокироваться инстинктом самосохранения. Угадайте, какой механизм обычно сильнее?
    Так вот, чтобы такого неосознаваемого сопротивления не было, очень полезно и очень желательно ставить цель на этап после достижения цели, то есть обеспечив свою жизнь непрерывно целями.
    Реальность этой после-цели (мета-цель, как я её называю) не очень важна. Важна её ценность в случае достижения цели и очень хорошо, если на данный этап она не может быть интересной или реальной.

    Как пример приведу такой набор:
    Квази-цель: поступить в ВУЗ.
    Реальная цель: власть.
    Мета-цель: получить в ВУЗовской библиотеке книги. :)

    Ясно? Звучит? Ощутите связь мета-цели и квази-цели. Эта мета-цель сейчас совершенно не может быть поставлена, но после поступления в ВУЗ она будет вполне уместна.


Конец предварительного этапа

    Отметьте завершение этого этапа совместным чаепитием. Или культпоходом. Отметьте! Вы заслужили!
    И похвалите себя за это!



| v     Переход к   Содержанию     v |


      Вып.7: Общие рекомендации.
    Вы можете просто просмотреть и "выудить" понравившиеся идеи.

Рекомендации

    Общие рекомендации.
    В разных ситуациях разные критерии имеют очевидно разную важность.
    Соответственно этот раздел предлагаю как предваряющий и не подлежащий "лобовому" применению.
    Указываю неочевидные или противоречащие мифам позиции:
    > помните, что ищите вы учителя: переводчик -- это не учитель языка и программист -- не учитель программирования;
    > ищИте эффективного репетитора, а не считающего себя эффективным (искренность его самооценки не имеет значения);
    > поиск репетитора хорошо проводить по старым объявлениям (старые газеты, многолетние базы объявлений);
    > образование репетитора -- лучше педагогическое;
    > место работы -- лучше "свободное", элитная или обычная школа (не ВУЗ);
    > бoльшая часть проблем имеет психологическую природу, следовательно, в значительном числе случаев лучше психолог, а не репетитор;
    Пoмните, что ваша проблема -- конкретная, а не универсальная; соответственно вам лучше специалист, а не универсал:
    > репетитор, работающий с любыми возрастными группами, скорее всего неэффективен для всех групп;
    > репетитор, работающий с любыми целями, скорее всего неэффективен для всех целей;
    > соответствие стандартам образа репетитора -- лучше умеренное несоответствие;
    > пол -- лучше противоположный полу учащегося (особенно для учениц);
    > учёная степень -- хороша только степень, полученная по разработке методики преподавания;
    > характер -- лучше весёлый, но не серьёзный;
    > возраст -- не важен, важна живость (иной 20-летний очень мёртв);
    > школа преподавания ("по Макаренко", "по Занкову" или "по Корчаку") -- не важна: личные качества преподавателя перекрывают разницы школ;
    > разнообразные курсы подготовки при ВУЗах практически всегда не оправдывают даже затрат времени; зачёт выпускных экзаменов с них в качестве вступительных противоречит Федеральному Закону и может быть отменён прокуратурой.

| v     Переход к   Содержанию     v |

Телефонные переговоры

    Старайтесь задавать вопросы о том, что очевидно и можно проверить, старайтесь не задавать вопросов о том, что неочевидно и проверить трудно. Спрашивайте о специализациях репетитора, а не об образовании.
    Если на ваш вопрос не отвечают, а тем более "давят" ("Нет, скажите что вам нужно!") -- ложите трубку: неуважение к вашим вопросам перейдёт в неуважение к вашим интересам. То, что вы положите трубку, тем не менее не будет означать ответное неуважение к собеседнику, а будет означать реализацию вашей свободы выбора. Но, конечно, вы имеете право и позволить водить себя на верёвочке. Надеюсь, вас при этом не сильно удавят.
    Держите наготове ручку и блокнот, будьте готовы записывать всю сколько-нибудь ценную поступающую информацию.
    (Об этом будет дальше подробно).

Апробация подхода

    Если я готовлю абитуриента в какой-нибудь ВУЗ, то я и сам сдаю туда вступительные экзамены.
    Поэтому и предлагаемый здесь подход в выборе репетитора я попробовал реализовать на практике. Я ожидал, что репетиторы будут отказываться сообщать свою специализацию, но не ожидал, что они готовы ради этого бросить трубку. Я ожидал, что "лохоловов" будет много, но их оказывалось больше 85%! Такое впечатление, что репетиторы сговорились морить потенциальных клиентов, чтобы те в конце концов согласились на любого. Проверьте сами. О-очень утомительно. Очень поучительно.
    Проверки, проведённые по моему подходу, и проверки, проведённые по "своим" разработкам дотошных родителей и журналистов, дают одинаковую картину: в Казани предварительный отсев проходят примерно 1 из 30 авторов объявлений.
    Практический вывод здесь таков: набирайте очень большую базу объявлений (десятки!), и проводите первичный отсев в экспресс-режиме. Не хочет податель объявления заявлять свою специализацию, поехали дальше!

| v     Переход к   Содержанию     v |


     В скором времени будет издана брошюра на тему рассылки. Над ценами я не властен, но, должно быть, это будет весьма и весьма недорого. Присматривайтесь к прилавкам -- название брошюры "Инструкция по выбору репетитора" .
     Рассылку планирую выпускать 3 раза в неделю (в ночь на вторник, на четверг и на субботу); и исчерпать её основной материал к приблизительно 40-му выпуску. При приближении к концу основного блока выпуск будет содержать всё увеличивающуюся дозу ответов на вопросы, представляющие широкий интерес (на частные вопросы буду отвечать приватно). Если вопросов будет много, рассылка будет на них отвечать вплоть до начала июля месяца.


Содержание:
Новости ... ( ^ Возврат к Cодержанию ^ )
1 >     Судьба ЕГЭ решится к 2008 году.
    По данным ФАНОН, в 2005 году участвовать в сдаче единого госэкзамена будут уже 78 регионов страны. Доля сдающих ЕГЭ школ дойдет до 83%, а количество принимающих его результаты вузов и их филиалов увеличится в 1,5 раза и достигнет 1650. При этом, как заверил Болотов журналистов, многие вузы станут засчитывать результаты ЕГЭ не по 50% своих специальностей, как в 2004 году, а по всем 100%.

      Источник информации: Марина Лемуткина, Газета.ру, 2004-окт-15
      Мой комментарий: ФАНОН=Федеральное Агенство по надзору за образованием и наукой. Читайте дальше.

2 >     Годом «сокрушительной победы» ЕГЭ станет 2008-й.
    Как признался глава Федерального агентства по надзору за образованием и наукой Виктор Болотов, до тех пор чиновники будут определять, какая из моделей единого экзамена предпочтительнее. Однако некоторые регионы России уже заявили, что полного перехода на ЕГЭ у них не будет.
    Повсеместное введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) вновь переносится, теперь до 2008 года. В 2005 году его будут сдавать в «штатном режиме» только 16 регионов, участвовавших в этом эксперименте с 2002 года. Для остальных сдача ЕГЭ пока так и останется экспериментом. К такому решению пришли участники IV всероссийского совещания по вопросам ЕГЭ. Выводы уже подтверждены на заседании коллегии министерства, а вскоре, по словам главы Федерального агентства по надзору за образованием и наукой (ФАНОН) Виктора Болотова, будут окончательно закреплены постановлением правительства России.
    В среду Болотов расписал журналистам картину введения экзамена по стране. Картина получилась мажорной.
    Экзамен введен почти во всех регионах, почти в каждой школе, а «многие» вузы станут полностью засчитывать его результаты. В 2006 году апробация ЕГЭ завершится уже во всех регионах, а значит, всем выпускникам школ придется сдать хотя бы по одному такому экзамену. С этого же года (опять же по его словам) результаты ЕГЭ будут засчитываться всеми федеральными вузами.
    Решен и финансовый вопрос: в государственный бюджет 2005 года на сдачу ЕГЭ уже заложено 465 млн рублей. Вообще, считает глава федерального агентства, «ЕГЭ гораздо эффективнее традиционной системы сдачи выпускных и вступительных экзаменов с финансовой точки зрения» и «дает суммарную экономию бюджетных и родительских средств в 3-4 раза». Не в последнюю очередь, как подчеркнул Виктор Болотов, это происходит, потому что сдача ЕГЭ избавляет родителей абитуриентов от необходимости оплачивать посещение так называемых серых подготовительных курсов, не дающих никаких знаний, но «натаскивающих ребят на поступление в свой вуз».
    Правда, как признался Болотов, сейчас возникла масса вопросов о том, в какой форме и в какие сроки надо вводить ЕГЭ. Именно по поводу различных моделей единого экзамена, как выяснилось, и шли самые острые дискуссии на заседании коллегии. Отсутствие единой концепции и стало, судя по всему, причиной того, что ЕГЭ так и остался пока экспериментом.
    Самые горячие споры, по словам Виктора Болотова, развернулись по вопросу о добровольности сдачи ЕГЭ. Были озвучены три предложения:
    обязательная итоговая аттестация в форме ЕГЭ по 5 предметам (русский язык и математика – обязательные + 3 предмета по выбору ученика);
    свободный выбор между ЕГЭ и традиционной формой сдачи экзаменов;
    обязательная сдача ЕГЭ только для тех, кто собирается продолжить учебу в вузах. Однако пока, подчеркнул он, ни одна из этих концепций так и не выбрана в качестве основной.
    И это понятно: как признался Болотов, в 2004 году, как, впрочем, и во все предыдущие годы, около 20% 11-классников, сдававших ЕГЭ по математике, получили двойки.
    А, как подчеркнул чиновник, «в отличие от Франции или Китая, в России никто никогда не допустит, чтобы 20% детей не получили аттестаты».
    Кроме того, у многих вузов есть своя специфика, никак не укладывающаяся в прокрустово ложе ЕГЭ. Там даже в условиях самой «сокрушительной победы» ЕГЭ все равно сохранятся свои, дополнительные экзамены. Например, в творческих вузах. Или в элитных вузах, где уже сейчас прогнозируется большой конкурс «высокобалльных абитуриентов», набравших при сдаче ЕГЭ по 95—100 баллов из 100 возможных. Такие вузы (за исключением до сих пор не приемлющего ЕГЭ МГУ), по словам Виктора Болотова, набирают абитуриентов тремя потоками: победители олимпиад и спецконкурсов, сдавшие ЕГЭ, а также сдавшие традиционные экзамены.
    Таким образом, ЕГЭ в любом случае обречен стать лишь одной из форм сдачи экзаменов и сосуществовать с остальными.
    C МГУ, по словам Виктора Болотова, до сих пор идут переговоры, и единственное, на что «предварительно» удалось уломать руководство этого вуза министерским чинам, – засчитывать результаты ЕГЭ по непрофильным предметам. По профильным же в МГУ по-прежнему собираются использовать нынешнюю систему: вступительные экзамены плюс победители всесоюзных олимпиад.

    Не хотят переходить на ЕГЭ и в ряде регионов России.
    По словам главы московского департамента образования Любови Кезиной, как и в 2004 году, столичные школьники и в будущем будет участвовать в ЕГЭ «только на добровольной основе».
    Категорически против перехода на сдачу ЕГЭ и в Нижегородской области. Здесь пойдут на это, «только если придется подчиниться приказу Министерства образования». Как рассказали «Газете.Ru» в местном департаменте образования и науки, ЕГЭ здесь считают полной профанацией: ребята из сельских школ не могут всерьез конкурировать с детьми из элитных, особенно столичных школ, а это значит, что «прежде, чем вводить ЕГЭ, надо сгладить уровень образования в стране». Кроме того, считают в Нижнем Новгороде, «при сдаче ЕГЭ ребят готовят к тестам, а не обучают предметам. А это идет в ущерб классическому образованию». Да и сам уровень тестов вызывает здесь серьезные нарекания.
    Кстати, последнее признает и сам Болотов. Как заявил он «Газете.Ru», в егэшных заданиях этого года было выявлено и ликвидировано 35 ошибок. Правда, подчеркнул он, «в традиционных экзаменационных билетах их обычно бывает еще больше».

      Источник информации: Газета.ру, 2004-окт-14
      Мой комментарий: Любопытны 3 вещи.
    Во-первых, скромно умалчивается, что кол-во регионов не 76, а 89, и, т.о., в 13 регионах ЕГЭ не будет вообще никакого, даже и экспериментального.
    Во-вторых, беглое упоминание о "серых подготовительных курсах". Да, это беда. И с этим есть механизм борьбы... Приезжает комиссия из Москвы, накрывается для неё банкетный стол ... Дальше рассказывать?
    И третье. Насчёт снижения расходов. К сожалению, ЕГЭ не поможет защититься от взяток -- они везде. Я не стану предельно конкретизировать, но в 2002 году (хотя у нас ЕГЭ тогда и не проводился) ректорат уже придумал, как его "взломать". Коротко говоря, взятки будут браться не на этапе поступления, а на этапе сдачи экзаменов за 1-ую сессию. Вот и всё.


3 >     Платная СудМедЭкспертиза.
    Вот одна из причин, почему выпуски у меня идут неровно. На днях на меня напали два мужика, грабившие гараж (ножи, монтировки, все дела). Я отбился, но получил из пистолета почти под глаз, слава Богу, даже кость не пострадала, хотя и почти в упор.
    Приходит ко мне участковый, и, выписывая направление на судмедэкспертизу (у прибывшей группы не оказалось бланков), говорит: "Экспертиза теперь платная..."
    ?! "Но, - говорит, - недорого, всего 200 рублей." Всего! Помолчал, и ... готовьтесь, коронная фраза в России:
    "Но ... есть варианты ..."
    Вы скажете -- какое нам до этого дело?
    А не услышите ли вы эту фразу в приёмной комиссии?



     

Основная часть     ( ^ Возврат к Cодержанию ^ )



    {Основной раздел в данном выпуске отсутствует: переполнение размера.}
Вопросы ваши -- ответы мои! ( ^ Возврат к Cодержанию ^ )

    Нет места для раздела: переполнение размера.
***


    ***



Что будет в следующем выпуске ... ( ^ Возврат к Cодержанию ^ )

    Начну рассмотрение самого критичного случая -- поиск репетитора для поступающего в ВУЗ.
    Следующий выпуск планирую выпустить 10-го ноября.
Союзная рассылка ( ^ Возврат к Cодержанию ^ )

    Вниманию тех, кто раздумывает о том, как учиться в отрыве от школы.
    Можно ли учиться, не посещая школу, при нормальном состоянии здоровья? (Можно)
    Можно ли просто сдать экзамены за соответсвующий класс? (Можно, и ещё вам должны будут вернуть несколько тысяч рублей гос.средств!).
    Вот об этом в рассылке "Клуб неНОРМАЛЬНЫЕ родители" на Subscribe.ru
    Подпишитесь, если вам это интересно.
"Клуб неНОРМАЛЬНЫЕ родители"


   ©    Айрат Добрый, действие копирайта распространяется на все разделы, кроме Новостей    ©                   | Serv.unf.v=006 |
Пишите, критикуйте, задавайте вопросы! : teacher@land.ru



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.chooserepetitor
Отписаться

В избранное