Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Почему Ваш бизнес-сайт не работает?


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка для владельцев сайтов, веб-мастеров и сайтостроителей

Почему Ваш бизнес-сайт не работает?

Выпуск #22, 2005-08-02
Письмо автору
Архив рассылки
Подписаться Подписка по Email Отписаться

Добрый день, уважаемый читатель!

Сегодня мы поговорим об одной распространённой ошибке в планировании сайтов и кратенько разберём ещё один сайт.

А вот этого, вот этого - не может!

Сайт, как известно, может выполнять множество разных функций. Но у него есть свои ограничения. Частенько владельцы возлагают на сайт несбыточные надежды - и потом огорчаются, обнаружив, что сайт не оправдал их ожиданий. Хотя на самом деле им стоило бы вспомнить известную цитату из "Маленького принца" Сент-Экзюпери:

 – Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват – он или я?
 – Вы, ваше величество, – ни минуты не колеблясь, ответил Маленький принц.
 – Совершенно верно, – подтвердил король. – С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной.

Владислава из Москвы в ответ на вопрос о главной задаче сайта написала мне:

"Главная задача сайта - привлечь клиентов в школу танцев всерьез и надолго (на 3-4-5 лет). После посещения сайта человек должен точно решить пойти заниматься в нашу школу"

Да простит меня Владислава, но тут мы видим типичный пример неразумных требований и неоправданных ожиданий. Сайт не может - в принципе не может - сделать то, чего она от него ждёт. Как сама Владислава не может обернуться морской чайкой.

Скажите, уважаемый читатель, готовы ли Вы жениться на незнакомой девушке, лишь прочитав её анкету на сайте знакомств? Готовы ли Вы купить подержанную машину по объявлению, даже не посмотрев на неё? Думаю, ответ очевиден. Там, где качество приобретаемого товара или услуги заранее неизвестно, может быть очень разным, а цена покупки высока, Вы не станете доверять объявлению и примете решение лишь после того, как Вам покажут товар лицом. Правильно я говорю? Так ведь сайт, каким бы навороченным он ни был, по сути своей - то же самое объявление.

Представьте себе, что Владислава получила в наследство от американского дедушки $10,000,000 и решила потратить всю эту сумму на создание сайта. Наняла лучших в мире дизайнеров, программистов, копирайтеров, создала безупречный сайт, провела блестящую рекламную кампанию... Но поможет ли даже такой великолепный сайт убедить людей записаться в школу танцев и провести там 5 лет, если в самой школе их встретит грязный зал, пахнущий немытыми подмышками и несвежими носками? Или, скажем, хамоватый учитель? Или группа, состоящая большей частью из пенсионеров? Разумеется, нет!

Когда Вы, уважаемый читатель, ставите задачу для своего сайта, подумайте хорошенько, разумна ли и реалистична ли эта задача? Спросите сами себя: "А мог бы какой-нибудь другой сайт заставить меня выполнить эти действия?" И если ответ будет отрицательным - вероятно, задача будет невыполнимой и для Вашего сайта.

А разговор с Владиславой можно будет продолжить лишь после того, как она поставит другую - реалистичную - цель для своего сайта.

Кому интересна Ваша персона?

Виктор Ватрак прислал для разбора свой сайт http://www.vatrak.ru. Задачей своего сайта он назвал продажу электронных книг. Давайте посмотрим, насколько сайт соответствует этой задаче.

Заголовок сайта сообщает нам, что мы попали на "Персональный сайт В.И.Ватрака". Какие ассоциации это вызывает, какие ожидания формирует? Сайт Васи Пупкина о себе и своей собачке Жучке. Интересен ли мне будет такой сайт? Скорее всего, нет.

Думаю, на этом этапе отсеивается эдак треть посетителей - люди просто закрывают окно, даже не глядя, о чём идёт речь дальше.

Я вообще противник персональных сайтов. Почему? Потому, что персональный сайт по определению посвящён Вашей персоне. А если Вы не знаменитость - Ваша персона как таковая никому не интересна, кроме узкого круга родных и близких. Персональный сайт Сергея Лукьяненко, Анны Курниковой или Ксюши Собчак будет интересен многим в Интернете. Персональный сайт Васи Пупкина, скорее всего, не будет интересен никому. Персональный сайт Виктора Ватрака, боюсь, тоже.

Тут Вы, уважаемый читатель, можете возразить: "Но я же выращиваю кактусы, играю на скрипке, ловлю рыбу - неужели мой опыт не интересен хотя бы коллегам?" Вероятно, интересен - но именно Ваш профессиональный опыт, а не Ваша персона. Так не будет ли лучше сделать не персональный, а тематический сайт, на котором будет много дельных материалов по интересующей Вас теме, и совсем немного - о Вашей персоне?

 
Не создавайте персональных сайтов. Вместо этого делайте тематические сайты, на которых Вы будете играть роль автора материалов и/или эксперта
 

Взгляните, например, на сайт "Всё о нунчаку и нунчаку-до" - это мой частный сайт, но он посвящён не моей персоне, а моему хобби. Соответственно, интересующийся боевыми искусствами посетитель сможет найти на моём сайте много полезной информации, даже если моя персона ему решительно неинтересна. Этот сайт некоммерческий, но если бы я стал продавать какие-то товары, соответствующие теме сайта, заинтересованная аудитория была бы обеспечена. Понимаете разницу между таким сайтом и "персональной страничкой"?

Плохо быть номером 1,001 в длинном списке

Итак, заголовок мы прочитали, теперь читаем текст входной страницы сайта. Что мы там видим:

"Кто хочет и может зарабатывать посредством домашнего компьютера, но не знает как?
Заходите на страницу «Работа». Возможно, этот способ Вас увлечёт.

Проблемы со здоровьем? Болят суставы?
Посетите страницы «Библиотека» и «Ваше здоровье».

С любезного разрешения администрации сайта Новости Би-Би-Си открыта страница, на которой будут размещаться материалы с их сайтов. Периодичность обновления 2–3 раза в неделю. Заходите, читайте.

Кто думает, что не умеет вкусно приготовить пищу? Кто думает, что это сложно?
Это для Вас! Познакомьтесь со страницей «Кулинария»."

В первой строке нам предлагают способ зарабатывать с помощью домашнего компьютера. Уважаемый читатель, положа руку на сердце - Вам ещё не надоели до тошноты эти предложения? Сколько всяких предложений "заработать лёгкие деньги", "грести бабки лопатой" или "превратить свой компьютер в печатающий деньги станок" Вы видели на сайтах или получали по почте за последние пару месяцев? А за последний год? Думаю, никак не меньше тысячи. И вот сейчас Вам предлагают то же самое в тысяча первый раз. Вас это заинтересует? Вы станете читать дальше? Подозреваю, что нет.

Думаю, на этом этапе со страницы уходит ещё треть посетителей.

Запели молодцы – кто в лес, кто по дрова

После предложения "заработать посредством домашнего компьютера" речь вдруг заходит... о проблемах со здоровьем. А в следующем абзаце - о новостях Би-Би-Си. А затем - о кулинарии.

Такие прыжки от бузины в огороде к дядьке в Киеве сбивают посетителей с толку. О чём этот сайт? Чему он посвящён - работе, здоровью или кулинарии? И почему я должен читать новости Би-Би-Си здесь, если я могу прочитать их на сайте Би-Би-Си, причём куда более свежие? Что полезное для себя я вообще могу найти на этом сайте? Нет, нафиг-нафиг этот сайт, тем более что "Яндекс" нашёл ещё сто других вариантов и их тоже надо посмотреть.

Думаю, на этом этапе страницу покидает последняя треть посетителей. Остаются считанные люди, которые и заходят на форум (хотя до сих пор никто не написал там ни слова) или в другие разделы. Да и те, поди, ничего не покупают.

Что продаём-то?

Кстати, читатель, Вы ещё помните, что целью сайта является продажа книги? Ну и где эта книга? Её не враз найдёшь, даже если будешь искать специально.

Книга отыскивается в разделе "Библиотека". Вообще-то библиотека - это место, где книги дают почитать бесплатно, а не продают, так что ожидания посетителя будут обмануты - потенциальные клиенты этого обычно не любят. Итак, книга "Преступления против самих себя" посвящена... Кстати, а чему же она посвящена? Несомненно, как-то связана со здоровьем. Вероятно, имеет какое-то отношение к питанию. Но что конкретно покупатель может в ней найти - непонятно.

Может ли такое неконкретное описание убедить купить книгу Виктора? Скорее нет, чем да. А если до этой страницы, как я предполагаю, вообще добираются немногие посетители - меня ничуть не удивит, если за год продаются лишь считанные экземпляры книги. Или вообще ни одного.

А как надо было?

Если сайт нужен Виктору для того, чтобы продавать свою книгу - именно под это сайт и должен быть "заточен". Старые новости, предложения заработка в Сети и прочий информационный мусор надо вымести с сайта. Переделать сайт из "персональной странички ни о чём конкретном" в тематический сайт, тема которого будет соответствовать теме книги. Дать больше конкретной информации о самой книге. Привести доказательства того, что автор книги достаточно компетентен, чтобы писать по этой теме. Дать отзывы тех, кто уже приобрёл книгу. И т.п.

Если предполагается продажа только этой книги, достаточно оформить сайт как "мини-сайт", "двухстраничный сайт", посвящённый только и исключительно продаже этой книги. Если же в будущем планируется также создание других книг на эту тему, стоит развивать сайт, но развивать именно как тематический. Размещать материалы на эту тему. Вести форум на эту тему. "Светиться" на других форумах, где обсуждается эта тема, и ненавязчиво ссылаться на свой сайт. Писать статьи на эту тему, вставляя внутрь ссылку на свой сайт, и раздавать эти статьи на другие сайты близкой тематики. Вести рассылку на эту тему. И т.д. и т.п.

И тогда, глядишь, счётчик продаж закрутится веселее.

Как со мной списаться

Пишите мне на адрес a-l@kursy.ru. Предлагайте свои сайты для разбора. Присылайте свои идеи для рассылки. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и своём бизнесе. Пишите!

Всего доброго!

С уважением,
Александр Левитас, доктор сайтов.

Если Вы хотите предложить свой сайт для бесплатного краткого разбора в рассылке или нанять меня для подробного анализа Вашего бизнес-сайта - пожалуйста, не забудьте ответить в своём письме на следующие вопросы (без этой информации я едва ли смогу Вам помочь):
  • Адрес сайта?
  • Какова главная задача сайта?
  • Каких людей Вы хотите привлечь на сайт?
  • Какие конкретные действия они должны совершить в результате посещения сайта?
  • Являетесь ли Вы владельцем или менеджером сайта?
  • С какими проблемами Вы столкнулись?
  • Что Вы делали или делаете сейчас для решения этих проблем?
Если Вы хотите подать заявку на бесплатный разбор сайта, Вы должны будете предварительно разместить у себя на сайте ссылку-другую по моему выбору. Пожалуйста, сразу укажите в своём письме, что Вы готовы разместить ссылки, иначе я даже не обещаю ответить Вам.

Сайты на бесплатных серверах вроде www.narod.ru в рассылке рассматриваться не будут, извините - размещение на бесплатном хостинге (со всеми его проблемами) уже само по себе является существенной ошибкой для бизнес-сайта.

P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в работе - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

Письмо автору
Архив рассылки
Подписаться Подписка по Email Отписаться

Copyright © Александр Левитас, 2005-08-02. Письма, присланные автору рассылки, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Спасибо.


-AdRiver-     -AdRiver-

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.icommerce.levitas
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное