Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Безопасность труда России

  Все выпуски  

Безопасность труда России Выпуск 203


Безопасность труда России
Выпуск № 203 от 25.03.2019 г.


Актуально.
Актуально

Медицинские осмотры водителя автомобиля.

Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ, гласит, что работодатель обязан:

- …в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров…

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ., статья 20:

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

- организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

В статье 23 закона «О безопасности дорожного движения» сказано, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в том числе и:

- обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

Делаем вывод, что работодатель обязан организовать проведение обязательных медицинских осмотров водителей.

Статья 20 закона 196-ФЗ ссылается на Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Именно в нем, в статье 46, более конкретно описаны виды медицинских осмотров водителей:

- предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, а также при приеме на обучение в случае, предусмотренном частью 7 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ;

- предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;

- послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Разберем в отдельности каждый вид обязательного медицинского осмотра водителей.

Предварительный медицинский осмотр

В Статье 46 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сказано, что предварительный медицинский осмотр проводится:

- …в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе…

Кто проводит предварительный медосмотр

Пункт 6 Приложения 3 Приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», гласит:

- Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.

Предварительный медосмотр проводится при приема водителя на работу, то есть до заключения с ним трудового договора. Об этом сказано в пункте 3 Статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»:

- Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.

И это есть в Статье 328 Трудового кодекса:

- Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра.

Именно это есть и в статье 213 Трудового кодекса:

- Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Где проводятся предварительные медосмотры. Пункт 7 Статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» гласит:

Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в медицинских организацияхгосударственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).

Предварительный медицинский осмотр проводится за счет работодателя. Это указано в пункте 5 Статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»:

- Обязательные медицинские осмотры, указанные в пункте 3 настоящей статьи, проводятся за счет средств работодателя.

Итак, последовательность прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра водителей следующая:

- Перед заключение трудового договора работодатель выдает лицу, поступающему на работу, направление на медосмотр в медучреждение;

- В медучреждении медицинское заключение делается в двух экземплярах. Один экземпляр выдается водителю для предоставления работодателю, второй остается в медучреждении;

- Работодатель оплачивает услуги по проведению предварительного медосмотра.

Периодический медицинский осмотр

Как видно из названия данного вида медицинского осмотра, он должен проводится периодически. Об этом сказано в Статье 46 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

- периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

Целью проведения периодических медицинских осмотров является своевременное выявление признаков заболеваний и медицинских противопоказаний к выполнению обязанностей водителя. Об этом также сказано выше в Статье 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Какова частота проведения обязательного периодического медицинского осмотра водителей. Согласно пунктов 16 и 17 Порядка проведения периодических осмотров Приказа Минздравсоцразвития РФ № 302н:

- Работники управляющие наземными транспортными средствами проходят медосмотр — 1 раз в 2 года;

- Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры — ежегодно.

Во всём остальном периодический медицинский осмотр ни чем не отличается от предварительного.

Он так же проводится в медицинских организациях имеющих лицензию. На осмотр водителя направляет работодатель. Один экземпляр заключения хранится в медучреждении, второй передаётся работодателю. Медосмотр проводится за счет средств работодателя.

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр

В статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» подробно пояснено с какой целью проводятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей:

- предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;

- послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Кому проводятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры. В соответствии со Стаей 23 закона «О безопасности дорожного движения»:

- Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

- Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Итак, определяем самое важное для обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров:

- так как согласно закона «О безопасности дорожного движения», водитель — лицо, управляющее транспортным средством, то предрейсовые медосмотры должны проходится для всех лиц, управляющих транспортными средствами принадлежащими юридическому лицу или ИП, не зависимо от должности лица или его статуса;

- предрейсовый медицинский осмотр проводится перед началом рабочего дня (смены, рейса);

- послерейсовые медицинские осмотры проводятся для водителей перевозящих пассажиров или опасные грузы.

Кто и где должен проводить пререйсовые медосмотры.

Согласно пункта 8 Приказа Министерства здравоохранения от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров», предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся:

- медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

Исходя из этого проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры могут:

  1. Медицинские работники медицинской организации;
  2. Медицинские работники состоящие в штате работодателя.

 

Во всех случаях медицинские работники должны иметь высшее или среднее профессиональное образование, и во всех случаях у организации должна быть лицензия на осуществление медицинской деятельности по проведению предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Как правило медицинские организации уже имеют лицензии на проведение медосмотров водителей, и для того чтобы организовать проведение медосмотров достаточно заключить с медицинской организацией договор на оказание данного вида услуг.

В этом случае есть минус в том, что медосмотры необходимо проходить на территории медучреждения, которое может находиться на значительном удалении, и в этом случае нужно продумывать доставку работников в медучреждение и обратно.

Второй вариант организации медосмотров водителей подразумевает их проведение на территории работодателя. Здесь сложность заключается в том, что изначально необходимо организовать медицинский кабинет, взять в штат сотрудника и получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по проведению предрейсовых медосмотров.

Какой способ организации медосмотров выбрать каждый работодатель определяет сам исходя из своих возможностей.

Процедура прохождения предрейсовых и послерейсовых медосмотров

Процедура детально описана в Методических рекомендациях утвержденных Министерством здравоохранения и Министерством транспорта от 29.01.2002г., в том числе там подробно описано как организуется медицинский кабинет.

Для проведения предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред.

Помещение должно быть оснащено следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью (минимальное):

  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления — 2 шт., термометр — 3 шт., стетофонендоскоп — 2 шт.;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе — 2 шт.;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры — 2 шт., экспресс-тесты на наркотики — 10 шт.;
  • столик для медицинского оборудования — 1 шт.;
  • шпатели медицинские — 10 шт.;
  • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи — 1 шт.;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред;
  • помещение должно быть оборудовано средствами связи.

 

Документальное обеспечение предрейсовых и послерейсовых медосмотров подразумевает наличие Журнала регистрации предрейсовых медицинских осмотров и Журнала регистрации послерейсовых медицинских осмотров.

Согласно пунктов 14 и 15 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров», журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и в журналах указывается следующая информация о работнике:

  • дата и время проведения медицинского осмотра;
  • фамилия, имя, отчество работника;
  • пол работника;
  • дата рождения работника;
  • результаты исследований, указанных в пункте 10 Порядка;
  • заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктом 12 Порядка;
  • подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;
  • подпись работника.

 

Так же журналы могут заполняться на электронных носителях, но с учетом требований законодательства о персональных данных и с обязательной возможностью распечатки страницы журнала. В этом случае внесённые в журналы сведения заверяются электронной подписью.

Кроме журналов, согласно пунктов 16 и 17 Приказа Минздрава № 835н, отметка о проведении предрейсового и послерейсового медосмотра ставится в путевом листе в виде штампа:

  • …на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр;
  • …на путевых листах ставится штамп «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

 

Так же об этом сказано в пункте 16 Приказа Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»:

- Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Информация о результатах проведения данных медосмотров должна храниться в организации и предоставляется для проверки надзорным органам. В случае проверки необходимо будет предъявить следующие документы:

  • Список водителей организации;
  • Копии водительских удостоверений;
  • Справки о проведении предварительных медицинских осмотров;
  • Справки о проведении периодических медицинских осмотров;
  • Журналы регистрации предрейсовых медицинских осмотров и Журналы регистрации послерейсовых медицинских осмотров;
  • Путевые листы с отметкой о проведении предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

 

При организации медицинских осмотров водителей необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
  • Приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
  • Приказ Министерства здравоохранения от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»;
  • Приказ Министерства транспорта от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»;
  • Методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утверждено Министерством здравоохранения РФ и Министерством транспорта РФ 29.01.2002.
  •  

     

    Транспорт

Новое в законодательстве.
Новое в законодательстве

Минздравом утвержден Порядок проведения экспертизы связи заболевания с профессией.

Устанавливаются правила проведения экспертизы связи заболевания с профессией в целях установления причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью.

Экспертиза связи заболевания с профессией проводится в рамках расследования и учета острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений), осуществляемых в порядке, предусмотренном Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967, в отношении:

а) работников, выполняющих работу по трудовому договору (контракту);

б) граждан, выполняющих работу по гражданско-правовому договору;

в) студентов образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, учащихся общеобразовательных организаций, работающих по трудовому договору во время практики в организациях;

г) лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду;

д) других лиц, участвующих в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Экспертиза связи заболевания с профессией проводится специализированной медицинской организацией или специализированным структурным подразделением медицинской или иной организации, имеющей лицензию на медицинскую деятельность в части работ (услуг) по "профпатологии" и "экспертизе связи заболевания с профессией".

Приказ Минздрава России от 31.01.2019 N 36н "Об утверждении Порядка проведения экспертизы связи заболевания с профессией и формы медицинского заключения о наличии или об отсутствии профессионального заболевания".

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации, 20.03.2019.

Начало действия документа - 31.03.2019.

 

Поступили в продажу издания вновь принятых нормативов.

Законотворчество.
Законотворчество

Поправки в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

Минтранс планирует внести изменения в п. 13 Положения, которым устанавливаются особенности разделения рабочего дня на части для некоторых категорий водителей:

1. В пункте 2 после слов "водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей" дополнить словами "включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях.".

2. В пункте 13:

1) абзац шестой изложить в следующей редакции:

"Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с персональным закреплением за этими лицами таких автомобилей с экипажем, рабочий день (смена) может быть разделен на две и более частей. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при её отсутствии - с иным представительным органом работников.

При разделении рабочего дня (смены) на две и более частей один из перерывов должен быть не менее двух часов, а суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать 5 часов.";

2) абзац шестой считать абзацем седьмым, изложив его в следующей редакции:

"Перерыв между частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения или графиком работы и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.";

3) абзац седьмой считать абзацем восьмым, исключив из него слово "двумя".

 

Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ. СО 153-34.20.501-2003.

Разъяснения федеральных органов исполнительной власти.
Разъяснения федеральных органов исполнительной власти

Проверки Роспотребнадзора незаконны.

Генеральная прокуратура РФ считает противозаконным проведение плановых проверок ИП и организаций в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Проведение таких проверок, на данный момент, противоречит законодательству.

Письмо Генеральной прокуратуры от 18 февраля 2019 г. N 76-2-573-2018.

 

Общие и межотраслевые требования охраны труда.

Консультация.
Консультация

Должен ли работодатель компенсировать работнику стоимость страхового взноса на личное страхование при воздушной перевозке, когда он направляется в отпуск?

Согласно части первой ст. 325 ТК лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории России к месту использования отпуска и обратно.

Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

В силу части восьмой ст. 325 ТК правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета Камчатского края, установлены:

Положением о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, проживающим в Камчатском крае и работающим в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях, утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 21.06.2011 N 253-П.

Постановлением Правительства Камчатского края от 11 января 2017 г. N 5-П из п. 1 ч. 6 Положения исключены слова "страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте".

Это связано с тем, что Федеральным законом от 14.06.2012 N 78-ФЗ, в связи с принятием Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном", из ст. 133 Воздушного кодекса исключены положения об обязательном страховании пассажира при воздушной перевозке, поэтому личное страхование пассажиров при воздушной перевозке не является обязательным (ст. 3 Закона N 78-ФЗ).

Таким образом, пассажир мог отказаться от такого вида страхования при воздушной перевозке и при предоставлении работником отчета и проездных документов, подтверждающих расходы по проезду в отпуск, работодатель не должен компенсировать работнику стоимость страхового тарифа по данному виду страхования.

Эксперт Евсюкова Валентина

 

Методические указания по устойчивости энергосистем.

Всемирный День почтовой открытки.
Всемирный День почтовой открытки

Открытка - своеобразный тип почтовой карточки для отправки письма без конверта. На лицевой стороне такой открытки находится картинка, а обратная ее сторона предназначена для написания текста сообщения, адресов отправителя и получателя, и содержит место для наклеивания марки. Первая такая почтовая карточка была выпущена в Австро-Венгрии.

 

Самая первая открытка в Англии появилась благодаря талантливому художнику Добсону, который нарисовал красивую открытку в качестве подарка на Рождество своему другу. Все гости на праздновании увидели такую оригинальную работу и захотели сделать себе что-нибудь подобное. Так у Добсона появилась новая работа, а открытки стали распространятся по всей Англии.

А вот во Франции такое чудо появились во время франко-прусской войны. Дело в том, что в процессе войны у солдат закончились конверты и обычная бумага, поэтому они стали брать для записи любые клочки бумаги, которые только находили. Но тогда сообразительный продавец книг решил найти выход из ситуации и начал продавать солдатам небольшие куски картона. Солдаты же в свою очередь не только писали на этих картонках послание родным, но и делали небольшие рисунки для декора, с тех пор такой вид письма обрел популярность во всей Франции.

История об открытке, которая шла к получательнице ровно 50 лет, до сих пор вызывает улыбку и удивление. Одна женщина из Миннесоты решила поздравить свою подругу с Рождеством при помощи открытки. Подруга, которая жила в Миннеаполисе, собственно получила посылку как раз на Рождество, правда только спустя 50 лет, когда отправительницы уже не было в живых.

В популярном когда-то журнале «Вокруг света» была напечатана целая статья об открытках, которые совершили кругосветное путешествие. История рассказывала о двух мужчинах из Нью-Йорка, которые поспорили между собой, какая из открыток дойдёт быстрее обратно, если отправить одну на Запад, а другую на Восток. Победу одержала Западная открытка, которая была у отправителя уже через 55 дней, в то время как Восточная открытка задержалась всего на 2 часа.

В 1994 году Испанские изобретатели и дизайнеры придумали новый вид открыток. Они решили внедрить в жизнь необычные музыкальные открытки. При открытии книжечки специальный язычок замыкал контакт, и играла небольшая мелодия.

Первые открытки в Америке появились в 1861 году. Инициатором идеи стал Джон Чарльтон, который позже решил перепродать свой патент. Новый обладатель права на идею, Хьюман Липман, запустил массовое производство карточек. Чуть позже идея понравилась правительству США, и открытки стали отправлять по почте уже официально.

Спустя десять лет массовая печать открыток началась в Европе. Всего за три года карточки появились и стали популярными в более чем 15 странах. Бельгия, Дания, Люксембург, Франция, Сербия, Румыния, Чили – все эти страны с удовольствием подхватили новинку.

В России открытки официально признали лишь в 1909 году. До этого карточки тоже отправлялись, однако их называли не открытками, а открытыми письмами.

1 октября 1869 года в Вене была выпущена первая в мире почтовая открытка с маркой. В листки из плотной бумаги размером со стандартный почтовый конверт с линейками для адреса и австро-венгерским гербом просто «впечатали» марки достоинством два крейцера. «Корреспонденцкарты» моментально завоевали популярность: за первые два месяца их было продано около 3 миллионов.

В 1870 году во время Франко-прусской войны книгопродавцом из Ольденбурга была выпущена почтовая карточка с рисунком - артиллерист заряжает пушку - с нее начинается жизнь иллюстрированных открыток.

В 1874 году на Всемирном почтовом конгрессе утвердили единый формат открытого письма 9 Х 14.

В феврале 1904 года оборотная сторона была разделена пополам - левая для письма, правая для адреса. Лицевая сторона была полностью отдана во власть творческим фантазиям художников.

В России поздравительные карточки появились в конце XIX века. Одна из наиболее ранних была создана в 1892 году. Среди первых русских издательств, выпускавших иллюстрированные открытки в России, следует назвать "Комитет попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны", более известный под названием "Община святой Евгении". Эта организация сыграла исключительную роль в становлении и развитии отечественной открытки в начале XX века. Издательской группой Общины святой Евгении первая открытка была выпущена в 1898 году.

 

Литература гуманитарного направления.



В избранное