Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Записная книжка бизнесмена

  Все выпуски  

Управленческий Шаолинь. Записная книжка бизнесмена. 305


Академия Романовой Елены

В прошлых выпусках мы упоминали о формах проявления власти, которые менеджмент признаёт, как ключевые:

  • Законная власть
  • Власть, основанная на вознаграждении
  • Экспертная власть
  • Власть, основанная на наказании
  • Харизматическая власть.

Ранее, мы рассмотрели с вами законную власть, экспертную, власть, основанную на вознаграждении, власть, основанную на наказании или принуждении.

Сегодня предлагаю обратить наш взор на последний, не рассмотренный вид власти - харизматическую власть.

Прежде, чем окунуться в проявление харизматической власти, давайте вспомним-уточним, что же такое харизма?

Существует несколько десятков определений научных или не очень. Вот простое определение из Википедии:

Харизма — это особое свойство, благодаря которому человека оценивают как одаренного особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на других. Понятие «харизма» ведет свое начало из древнегреческой мифологии — означает притягивать к себе внимание. А хариты — это древнегреческие богини красоты, грации и изящества.

Само слово «харизма» происходит из Древней Греции. Там его значение расценивалось однозначно: «харизма» - это подарок. Не больше и не меньше.

Чем дольше живёт слово, тем выше вероятность наделения его новыми характеристиками. Слово старое , но всё течёт, всё изменяется… Так произошло и со словом «харизма».

В 20-м веке оно осовременилось. Особый вклад в формирование дополнительной смысловой нагрузки к слову «харизма» внёс государственный деятель и учёный Макс Вебер. Он посвятил многие годы своей жизни исследованию феномена власти, поэтому не удивительно, что такой человек, стремящийся во власть, изучавший её, обратил своё внимание на слово, обозначающее в Древней Греции «подарок», у христиан - «дар Божий», «Божья искра». Ведь, что подарок, что искра от Бога, попавшая на человека, носят характер исключительности, избранности, что придаёт такому человеку особую власть над другими, не отмеченными «подарками» богов. Сначала харизматов отмечает (выбирает) Бог, а потом, такой человек становится народным избранником…

Поэтому, Макс Вебер даёт новое определение термину:

«Харизма, - незаурядное качество личности, благодаря которому она воспринимается как сверхъестественная, исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других и признаваемая достойной роли «Вождя».

Новые понятия прочно входят в обиход и сознание людей. Так же произошло и с харизмой. Теперь харизма связывается с понятием влияния, власти и лидерства, иногда – с мистикой.

Так уж у людей повелось – чем непонятнее, тем сверхъестественнее…

Харизматики, всего лишь на всего, обращают на себя внимание других людей - быстрее, легче, надёжнее. Привлечение внимания, его удержание помогает им управлять и влиять. Чем надёжнее привлечено ваше внимание харизматиком, тем сильнее его влияние на вас. Тем у вас меньше контроля над вашей собственной жизнью. Нравится вам это или нет, но это так…

Политологи, историки признают харизматическими личностям многие известные фигуры, творящие историю, среди которых известные всем – Будда, пророк Мухаммед, Наполеон, Пётр I, Ганди, Гитлер, Ленин, Сталин, Горбачёв, Ошо, Саи Баба…

Но, харизма – харизме рознь… Читая эти исторические имена, вы можете понять – какая между ними разница! Историкам не важно, кто оставил «подарок» этим ярким личностям – Бог или дьявол. Из чьего костра вылетела искра, отметив личность, что дало ей возможность влиять на ход истории и массы. Но мы-то с вами можем предположить, из какого костра «искра», к чьему огню ближе харизматик – просто, посмотрев на последствия влияния такого человека...

Можем предположить, что Макс Вебер догадывался о неоднозначной  принадлежности «подарков», «искр» (которые не всегда Божьи), поэтому он, в своей концепции предлагает считать харизматической личностью любого человека, способного воздействовать на людей, воодушевляя её, зажигая, сдвигая её эмоциональный заряд в нужную ему сторону. А уж, в какую сторону он сдвинет, это зависит от намерения или пожелания харизматика… Какие будут (могут быть) последствия этих сдвигов? Разные.

Например, мы с вами хорошо знакомы с последствиями эмоционального сдвига части народа царской России в 1917 году. Сначала был выстрел с «Авроры», затем, расстрел царской семьи, потом – добрались и до тех, кто сдвигался в нужную сторону для дедушки харизматика, утопившему свою родину в крови. У каждого харизматика свои мотивы и свои результаты…

Чувствуете, куда я клоню? Если вы руководитель, обладаете всеми формами власти, кроме харизматической, (законной, экспертной, поощрением и наказанием) вы рискуете столкнуться с нежелательными для вас последствиями (остаться без власти и влияния вообще), если в вашей компании, среди сотрудников окажется харизматик, который может влиять на коллектив «перпендикулярно» вашим целям. Т.е., уводящим коллектив, компанию, бизнес в (или на) другую сторону…

Итак, харизматическая личность умеет влиять на сотрудников вашей организации своими личными качествами. Делает это хорошо. Такие люди притягивают к себе, создают поле доверия, они уверены в своих возможностях и мировоззренческих установках. Такая сверхъестественная уверенность «без страха и упрёка» действует на людей, как дудочка Нильса на крыс в мультике «Сказочное путешествие Нильса с дикими гусями» по сказке Сельмы Лагерлеф.

Помните?

Мальчик играл на дудочке, крысы его слушались, теряя волю, следовали за ним в реку. В результате, он всех мило утопил под безобидную, приятную слуху, трель волшебной дудочки. Так, безобидный инструмент влияния погубил…

Что-то не припомню примеров из сказок, когда безобидный инструмент «массового поражения воли» спас большое количество живых существ (если вы что-то вспомните, поделитесь, пожалуйста).

Безусловно, в сказке было много пользы. Нильс спас город от крыс. А, от кого может спасать харизматическая личность в вашей компании, если она влияет на ваших сотрудников, идя в разрез с вашими влиянием? Ответ один – от вас. От вашего влияния.

Харизматик вашей компании может «спасать» ваших сотрудников только от вашего влияния. Можно сказать по-другому, харизматическая личность, может освобождать сотрудников из-под вашего влияния… Выходя из-под вашего влияния люди попадают под влияние другого человека…

Личность, обладающая харизматической властью, тонко чувствует потребности (можно сказать, слабости) людей, играют на них, как на струнах. Жадным до лести, они льстят. Изголодавшимся по похвалам, они поют гимны. Недооцененным - они внушают чувство собственной исключительности. Обиженных – поддерживают. Устанавливая такой контакт с людьми, обещают им золотые горы, если те их поддержат… Внушая исключительность, избранность своим последователям.

В памяти всплывают лозунги: «Власть – народу. Землю – крестьянам. Фабрики – рабочим».

Так уходят целые команды из компании…

Или, остаются и бесконечно плетут паутину интриг, мутят воду… Всё равно, страдает дело и результат.

Приверженцы харизматической личности, поддерживают его власть и влияние своим поведением, исполнением распоряжений, поручений, рекомендаций. А так же, задушевными разговорами в курилке, что «босс не прав, а вот Иван Иваныч – классный мужик, он говорит…», вербуя в свои ряды всё большее число приверженцев.

Управляемость, как коллектива, так и компании, в целом, снижается. Вместе с понижением управляемости, компания рискует понизить свою прибыль…

Неприятная картинка. Не стоило бы об этом говорить, если бы жизнь не допускала, как серых, так и белых кардиналов в команде отечественных компаний.

Раз жизнь активно иллюстрирует нам перехват власти у руководителя неформальными лидерами, обладающими харизматическими качествами, значит, нам следует предусмотреть и такой вариант потери влияния на свой коллектив.

Есть ли средство от такой «болезни» безвластия для руководителя? Есть. Для начала неплохо бы понимать, чем отличается от других - харизмат.

Он обычно очень энергичен, создаётся впечатление, что он когда не устаёт, обладает дополнительным источником энергии, излучает её, подзаряжает других, вдохновляя на «подвиги».

Его внешность обращает на себя внимание, часто харизмат может быть даже не красив, но чем-то обязательно выделяется из общей массы – высокий или низкий рост, кортавость, усики, борода, пафосность, эпатажность и прочее.

Харизматик может демонстративно выставлять напоказ свою непокорность, независимость характера. Он никогда не полагаются на других, отмечая, что всего добиваются сам, но всегда – он подаёт надежду другим на лучшее, «светлое» будущее. Выступает в роли спасителя. Это светлое будущее, обычно, не достигается или заканчивается так стремительно, что не успеваешь в нём пожить. То, что было – разрушили до основания, а новое так и не сумели построить, как следует…

Эти люди достаточно демонстративны в своей риторике, хорошо говорят, много и на разные темы, складно, уверено, громко, зажигательно, воодушевляя других.

Вокруг этих людей вечно толпится народ, слышится смех или бурное обсуждение на официальных мероприятиях, пикниках, корпоративах и пр.

Классический менеджмент обращает наше внимание на таких ярких личностей. Распознать такого харизматика не составит труда. Эдакий, неформальный громкий лидер, составляющий очевидную оппозицию или ваш сторонник.

Почему-то привычный всем менеджмент предпочитает умалчивать про «серых кардиналов». Видимо, считает, что власть утаскивать у руководителя можно только громко, ярко и демонстративно.

«Тихие» лидеры, «серые кардиналы» менее заметны, но не менее харизматичны. Незаметный – не значит, безопасный или безобидный.

«Громкого» харизматика легко вычислить. Всегда найдётся способ расстаться с ним – ясно, с чем имеем дело.

«Тихого» харизматика, играющего против вас, можно долго не распознавать, если не знать как… Менеджмент об этом молчит. Так же, он молчит о том, как возвращать себе власть и вообще, как с ней обращаться. Так, общие фразы известные всем… Пока менеджмент молчит, как «тихий» лидер, так и «громкий» могут влиять на вашу компанию – не в лучшую сторону.

Как-то в беседе, руководитель компании в 1500 человек высказал своё мнение: «В компании должна быть здоровая оппозиция (так было заведено собственником компании). Она держит в тонусе людей».

Не скрою, была удивлена, поэтому задала несколько вопросов:

Как вы диагностируете, что оппозиция здоровая или больная?

Как наличие оппозиции и такой тонус коллектива влияет на прибыль?

Сколько времени и сил у вас, как у руководителя уходит на переговоры-уговоры этой оппозиции сделать то, что вы считаете необходимым для бизнеса?

Если бы это время и силы потратить на дело…

Руководитель ответил: «А что делать? С чего начинать?»

Следующая наша с ним встреча произошла на нашем семинаре «О власти». С тех прошло лет 6-7. Много воды утекло. Но у руководителя в копании больше нет оппозиции («Отпала необходимость», - он смеётся), с харизматическим «тихим» лидером. «Громкие» лидеры, поступающие «поперёк» руководства быстро приводятся «в чувства» и возвращаются к командной работе… Сил и времени на такое управление тратится в разы – меньше. Руководитель во главе – один. Для компании, для коллектива – это полезнее.

Руководство людьми, ещё в древнем Китае, уже в 3-ем веке, определялось, как «искусство сердца».

Главной целью управления людьми считалось «единение сердец» или существование «одного сердца» среди подчинённых.

Если сердце харизматика (а так же, незаменимого сотрудника, вашего партнёра, вашей команды) бьётся в унисон с вашим, значит, за компанию вам можно быть спокойным.

Если вы размышляете над ответом на вопрос: «Что делать (с командой, с конкретными людьми, есть разногласия с партнёрами)?» или «Я не читаю себя харизматическрй личностью, но хочу быть хорошим руководителем, что делать?»

Чтобы быть хорошим руководителем, не обязательно быть харизматичным. Но, обязательно понимать природу власть. Понимая её, влиять… Влияние, управление, контроль – это составляющие власти. Если вам интересна тема власти…

Если вы хотите оттачивать своё влияние… Если вы хотите объединять сердца ваших людей...

Значит, мы с вами тоже можем встретиться на ближайшем семинаре «О власти», в Подмосковье, 2-4 декабря этого года.

Приглашаю Вас… Вам будет интересно.

Регистрируйтесь, присоединяйтесь к группе.

На нашем сайте вы можете прочитать отзывы и фотографии с семинара, который проходил в сентябре.

Будьте в курсе и следите за нашими новостями!

Уважайте себя и цените других.

Пусть ваш Путь будет достойным.

До новых встреч!

Мне ничего не известно о том, что вы думаете и чувствуете, до тех пор, пока вы не написали water-fire-metal@mail.ru

С уважением к Вам, Романова Елена.

 

WWW: http://elena-romanova.ru E-mail: water-fire-metal@mail.ru Copyright (C) 2007-2011 Академия Елены Романовой
Перепечатка любых материалов разрешена только при сохранении авторства и размещении активной ссылки на наш сайт.
Отправляя письма, Вы соглашаетесь с тем, что они могут быть опубликованы в рассылке.

В избранное