Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта. Выпуск 14. Вопросы и ответы


Советы бизнес-консультанта. Выпуск 14. Вопросы и ответы

Ближайшие открытые (сборные) тренинги в Москве:

Также смотрите полное расписание

Уважаемые подписчики!

Сегодняшняя рассылка посвящена ответу на вопрос по руководству сотрудниками, которые задал мне недавно участник тренинга по тайм-менеджменту. Надеюсь, будет полезно и Вам.

Ждем Ваших вопросов - в ближайших выпусках рассылки Вы сможете бесплатно получить на них ответы от опытных специалистов!

Вопрос

Значительная часть моего рабочего времени (до половины) уходит на общение с подчиненными, которые регулярно заходят в мой кабинет: спросить совета, доложить о выполнении моего мелкого поручения, пожаловаться на жизнь и т.п. Очень надоело, но ничего не могу поделать: они же как дети, все равно за все я отвечаю.

Мария, руководитель строительного направления в многопрофильной компании

Ответ

Мария, с такой проблемой в определенный момент времени сталкивается почти каждый руководитель. Некоторые ее решают, а некоторые мучаются годами. И от того, как Вы с ней справитесь, зависит Ваша успешность как руководителя. Причин, как и возможных решений несколько, лучше применять их в комплексе.

Во многом причина в Вас, т.е. Вы сами провоцируете своих сотрудников на такое поведение (впрочем, это касается почти всех проблем с подчиненными). Они для Вас - дети, а Вы для них - "мама рОдная". И между Вами разворачивается психологическая игра, которая отнюдь не способствует эффективности Вашего подразделения. Вы получаете беспомощных и безответственных сотрудников, а они "так и не вырастают из коротких штанишек". Более подробно такие игры описаны у Эрика Берна ("Люди, которые играют в игры", "Игры, в которые играют люди"), от души рекомендую почитать. А Вам могу посоветовать обращаться с подчиненными, как с людьми взрослыми (самостоятельными, ответственными). "Проще сказать, чем сделать"? Хорошо, вот несколько практических приемов:

  1. Когда сотрудник начинает "грузить" Вас проблемами, спрашиваете, глядя в глаза, что-нибудь вроде (можно дословно, испробовано):
    1. "Как ты думаешь, я плачу тебе зарплату за то, чтобы ты создавал мне/Компании проблемы или их решал?" (Естественно, подразумевается, что перед Вами опытный сотрудник. Новичка прежде надо обучить)
    2. "По твоему мнению, чье время дороже: твое или мое? Что ты сделал для того, чтобы решить этот вопрос самостоятельно?"
  2. Выдаете и растолковываете (один раз, но до понимания) сотрудникам алгоритм обращения к руководителю (т.е к Вам). Что-нибудь вроде:
    1. Четко обозначить цель обращения: проблему, предложение и т.п.
    2. Представить минимум 2 варианта решения вопроса с обоснованием каждого (в некоторых компаниях даже требуют перед заходом к руководителю подготовить краткую презентацию в PowerPoint с изложением сути вопроса)
    3. Аргументировать свое предложение одного из вариантов
    4. Попросить у руководителя его одобрение/корректировку предложенного решения
    5. При необходимости обсудить и обязательно зафиксировать план действий, включающий цель, мероприятия, ответственных и контрольные сроки. Лучше если после разговора сотрудник вышлет это Вам по мейлу как резюме беседы. Заодно сможете легко создать задачу "проконтролировать исполнение решения" в Outlook, включив в примечание вышеописанный текст.
    6. По итогам исполнения отчитаться об исполнении. Кажется сложно, в реальности же требует нескольких минут Вашего внимания и последующего контроля. Заодно приучает сотрудников структурно мыслить и брать на себя ответственность.
  3. Вообще, структурируйте подчиненных - это часть Вашей работы. Если сотрудник сваливает на Вас свои проблемы "в кучу", составьте совместно с ним перечень проблем, а затем пройдите по каждому пункту со словами: "И как ты собираешься решать этот вопрос?", разобрать его варианты решения задачи, дать советы. Это надо сделать совместно с сотрудником 1-2 раза подробно, чтобы понял принцип (по сути - провести коучинг) - дальше он должен делать это сам.
  4. Свяжите их мотивацию с результатами труда. Я не устаю повторять: оклад не мотивирует человека хорошо/много работать! Другое дело - различные проценты, бонусы и премии, реально завязанные на результаты. Мышление окладника - мышление "пенсионера", для которого "день прошел - все к смерти (зарплате) ближе". Конечно, этот совет надо применять разумно в зависимости от должности того или иного сотрудника, но даже для секретаря можно найти реальные показатели эффективности его работы, а уж продавцы на окладе - вообще нонсенс (однако так нередко бывает).
  5. Определите "приемные часы", т.е. приучайте сотрудников заходить/звонить Вам только в определенное время. Сначала 2-3 раза в день, потом можно обойтись и 1 разом. Иногда помогает введение правила: заходить в Ваш кабинет только после звонка или мейла. В итоге Вы должны получить подразделение, способное хотя бы неделю успешно проработать без Вашего непосредственного участия.
  6. И самое главное - решите, зачем Вы ходите на работу: решать задачи Компании и достигать ее и свои цели, или решать проблемы Ваши сотрудников. Расставьте свои приоритеты. Это прибавит Вам решимости приступить к действиям.

Естественно, что помимо применения вышеописанных приемов желательно также: четко прописать бизнес-процессы и функционал каждой должности, подобрать адекватных людей и т.п.

Применение вышеописанного подхода хорошо всем:

  • Вам - тем, что у Вас появляется время для решения действительно важных задач
  • Компании - тем, что растет результативность ее работы
  • Сотрудникам - тем, что они наконец-то станут взрослыми ответственными личностями, повысят свою успешность и самооценку..

Давая такие советы я четко осознаю, что они противоречат некоторым гуманистическим теориям, однако их действенность подтверждена жизнью. Успехов!

Присылайте Ваши вопросы!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, бизнес-тренер, психолог
Сертифицированный специалист по управлению проектами (CPMS, IPMA)
Партнер компании Just Consulting
WWW: http://juco.ru
E-Mail: mrybakov@juco.ru
Тел.: +7 (495) 22-55-470 (многоканальный)
Персональный сайт: http://mrybakov.ru


В избранное