Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Новости Магазина Семинаров РБК" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Все о бизнес-тренингах и бизнес-семинарах.
Добрый
день!
Эффективное
управление и сдерживающие факторы в России.
Часть1.
Если
попросить любого гражданина России оценить по пятибальной школьной системе
насколько хорошо живут россияне, то в среднем получим не более тройки. И одной
из причин плохой жизни будет названа неэффективность управления страной в
прошлом или настоящем. Как же сделать нашу жизнь более разумно организованной,
как достичь того, чего смогли достичь западные страны? Возможно ли это? Можно
ли эффективно управлять страной, предприятием, организацией. Прежде чем
говорить об этом, необходимо разобраться в терминах.
1.
Эффективность управления.
1.1.Терминология.
Прежде
чем говорить об эффективности надо понять, что подразумевается под этим
термином. В общественном сознании термин эффективный имеет примерно такое же
значение, как оно описано в словаре Ожегова: " эффективный - дающий
эффект, действенный"(1). Русский язык управления несколько беднее
английского. В английском языке существуют два совершенно разных понятия:
efficiency - как способность получить максимум результата при минимуме затрат
(возможность получить желаемый результат при минимуме затрат); и effectiveness
- как способность решить максимум задач при ограниченном количестве ресурсов.
Оба этих термина, к сожалению, совершенно одинаково переводятся на русский язык
как эффективность. Поэтому, когда российские специалисты-управленцы говорят об
эффективности управления, они могут понимать несколько различные вещи, или один
абстрактный термин, характеризующий отношение достигнутого результата (скажем,
прибыли) к затраченным усилиям (скажем, затратам финансов). В данной статье мы
не будем отличать понятия effectiveness и efficiency, а поговорим о том, что
мешает российскому менеджменту стать более эффективным, в каком бы значении это
слово не употреблялось.
1.2.
Факторы, влияющие на эффективность.
С
начала 90-х годов в нашей стране произошли значительные изменения. Переход к
рыночным отношениям не смог не затронуть такие элементы управления как учет,
финансовый контроль, анализ. Главными целями предприятий стали не валовые
показатели, а выживание и получение максимума прибыли. Для таких целей имеют
огромное значение все факторы, как внешние, так и внутренние. Их совокупность
дает особую картину состояния российского менеджмента. Рассмотрим различные
факторы, влияющие на эффективность менеджмента в России. Все влияющие факторы
можно условно разделить по их отношению к управляемой компании (предприятию) и
руководству компании:
1.
Факторы, внешние по отношению к управляемому предприятию (политические,
экономические, социальные, технологические…)
2.
Факторы, имеющие отношение к самому предприятию (достоверность финансовой
информации, скорость получения и обработки информации…).
3.
Факторы, имеющие непосредственное отношение к руководителю (психологическая
уверенность, мотивация, внутренний настрой, способность работать в стрессовой
ситуации…) Рассмотрим все эти факторы подробнее.
2.
Факторы, внешние по отношению к компании.
2.1.
Политическая ситуация.
2.1.1.
Дисбаланс между российской государственной властью и обществом.Только в начале истории
России государственная власть приглашалась и изгонялась. Все остальное время
государственная власть правила от имени народа. Практически вся российская
история - это история преобладания интересов государства над интересами
общества, история тех или иных видов диктатуры. И от такого отношения Россия
еще не отошла. До сих пор во всех сферах российской жизни интересы государства
(государственной власти) в той или иной мере превалируют над интересами общества.
За примерами далеко ходить не надо. Еще совсем недавно уголовный кодекс России
давал за преступления против государства больший срок по сравнению с
аналогичным преступлением против личности. Подобное превосходство, на первый
взгляд имеет выгоды для государственной власти и может быть выгодно обществу,
если государственная власть обладает свойствами "общественной
добродетели" - стремлением ставить интересы общества выше личных. Такая
ситуация ведет к потере уважения к обществу со стороны государства и увеличению
затрат государства на контроль за обществом и затрат общества на защиту
собственных прав. Однако, только доверие государству со стороны граждан может
вести к увеличению сбора налогов и повышению доходов государственной казны.
Если же такого доверия нет, то все усилия государства по увеличению своей
власти над обществом "построение властных вертикалей" не могут
привести к увеличению финансовых поступлений. Усиление контроля и репрессивных
мер может вызвать некоторые дополнительные поступления в бюджет в виде штрафов
с новых арестованных неплательщиков налогов, но при этом существенно страдает
имидж государственной власти и в целом поступление налогов со всего общества.
2.1.2.
Дисбаланс в западном обществе.
В
западном обществе дисбаланс несколько иного рода. В западном обществе под
демократией понимается ситуация, когда интересы гражданского общества несколько
превалируют над интересами государства. Когда граждане являются
налогоплательщиками, а государственные служащие только исполняют волю общества. Когда президент
страны может сказать на собственной инаугурации, что в стране есть только одна
должность выше Президента - это гражданин страны. Такая ситуация в целом
выгодна обществу, поскольку права личности почти не ущемляются. Однако, в такой
ситуации могут страдать интересы государства. Государственные служащие
обкладываются массой обязательств при контакте с гражданином, и любое
несоблюдение процедуры или ущемление права гражданина может стоить государству
огромных денег. Такая ситуация ведет к потере уважения к государству со стороны
общества и увеличению затрат общества на контроль за государством и затрат
государства на защиту прав граждан. Государство, иногда вынуждено перегонять
через океан несколько кораблей для вызволения из плена нескольких
граждан-заложников. Граждане же государства, вместо того, чтобы почтительно
принимать государственные услуги начинают выражать недовольство тем, что их
права ущемляются тем или иным образом. Граждане подают иски против
государственных служащих по самым незначительным поводам, они начинают
требовать законодательной защиты их прав от реальных и мнимых ущемлений. Чего
стоят, например, запреты на употребление слов бизнесмен, конгресмен, полисмен,
файермен (пожарный) и замена их в официальном лексиконе на бизнесперсон,
конгресперсон, полисперсон, файерперсон. Или запрет на употребление слова негр.
Такая ситуация ведет общество к потере уважения со стороны общества по
отношению к государству и увеличению затрат общества на контроль за
государством и затрат государства на защиту прав граждан.
2.1.3.
Ситуация равновесия.
Теоретически
возможен вариант равновесия или баланса политической системы, когда общество
вопреки своим мелким интересам платит налоги государству, а государство, в свою
очередь, вопреки собственным интересам делает, то, что называется
"общественной добродетелью" - заботится о моральном и физическом
здоровье общества и его будущем. В такой равновесной ситуации отношения между
обществом и государством строятся на взаимном доверии и контроль с обеих сторон
производится только иногда и выборочно. Ситуация равновесия имеет два главных
достоинства:
-
при ней минимум общественных сил тратится на взаимный контроль между обществом
и государственной властью;
-
при ней нет тенденций и причин к усилению недоверия.
2.1.4.
Следствия российского дисбаланса.
Российский
дисбаланс (когда власть и общество взаимно не доверяют друг другу) чреват тем,
что он взаимно усиливается:
-
государство силовыми методами пытается установить контроль над обществом,
-
общество чувствует усиление контроля и все меньше доверяет государственной
власти.
В
таком случае, если таких внутренних стимулов для уплаты налогов нет, тогда
насильственный сбор налогов с граждан и компаний вылетает в серьезные расходы,
которые не окупают собранных денег. Ведь если граждане пытаются уклоняться от
налогообложения (например, путем расчета за товары и услуги, в обход
контрольно-кассового аппарата), то всякие попытки исправить ситуацию чреваты
расходами:
-
расходы на сбор информации,
-
расходы на проверку данных,
-
расходы на выемку документов,
-
расходы на расследование,
-
расходы на суд,
-
расходы на исполнение наказания…
В
настоящее время государство пытается увеличить собираемость налогов путем
призывов к совести. Этот путь может вести к успеху только в том случае, если
граждане государства верят в то, что их налоги пойдут на правое дело. Подобное
превосходство оправдано в тех случаях, когда граждане государства по тем или
иным причинам (почтение, религиозная преданность, страх, желание помочь
ближнему, добровольный гражданский долг по отношению к государству) платят
налоги. В отличие от стран запада, Россия находится в процессе перехода от
авторитарного правления к демократическому. Причем динамика часто смещается в
сторону движения к авторитарному правлению. Увеличивается разрыв между
государственной властью и населением. Население все меньше доверяет
государственной власти, а государственная власть все меньше доверяет населению.
В результате население все меньше платит налогов, а государство все больше тратит
средств на контроль за населением. Политическое руководство страны вынуждено
балансировать между различными политическими течениями, и группами. При этом
сами группы и течения являются нестабильными и колеблющимися. В такой ситуации
очень многое определяется временными обстоятельствами. В переходный период
действия руководства страны и исполнительной власти может серьезно отличаться
от декларируемых принципов. Одним словом политическая ситуация в России скорее
нестабильная, чем стабильная. В отличие от Запада, где она скорее стабильная,
чем нестабильная.
2.1.5.
Двойственность интересов управляющей элиты государства.
Управляющая
элита в государстве имеет несколько целей, которые мешают консолидации
общества: Она имеет государственные цели.
1.
Максимизация сбора налогов с граждан и предприятий.
2.
Максимизация продажи ресурсов государства с целью увеличения гос. бюджета.
3.
Минимизация расходов государства.
4.
Эффективное расходование государственных средств.
5.
Консолидация общества.
6.
Поддержание физического и нравственного здоровья общества.
Кроме
того, государственная элита имеет личные цели:
1.
Максимизация срока собственного нахождения у власти.
2.
Максимизация собственного обогащения путем приватизации гос. собственности.
3.
Максимизация собственного обогащения путем получения различных льгот за
государственный счет.
4.
Максимизация собственного богатства за счет получения взяток и подарков.
Не
все эти интересы совпадают с интересами общества и реализация не всех интересов
может идти обществу на пользу.
2.2.
Экономическая ситуация.
Экономическая
ситуация в стране продолжает остается нестабильной. С одной стороны, население
и предприятия все больше уклоняются от уплаты налогов и доходы государства
падают. Расходы по добыче природных богатств или возрастают или остаются
неизменными при одновременном старении производственных фондов. Превращение
России в страну, специализирующуюся на захоронении ядерных и обычных отходов
может дать дополнительные поступления средств от западных (государственных и
криминальных) структур, но может иметь далеко идущие отрицательные последствия
для будущего России. С другой стороны расходы на оборону, силовые структуры
(спецслужбы, милиция, налоговая полиция…) в номинальном значении не
уменьшаются. В результате структура расходов государства все больше искажается
в сторону непроизводительных расходов. В настоящий момент процесс вывоза за
рубеж сырья и активов страны (оборудования, ноу-хау, специалистов…)
продолжается. Положение страны в мировой классификации падает из года в год. В
основном не за счет уменьшения своего ВВП, а за счет увеличения ВВП других
стран мира. По данным мирового банка в 1999 году Россия была на 16 месте по ВВП
в мире и на 101 месте из примерно 200 стран по размеру ВВП на душу населения.
На внутреннем рынке продолжается сохраняться нестабильность и неопределенность.
Разрушаются связи между предприятиями и организациями. Попытки государственной
власти удержать ситуацию под контролем привели к сдерживанию большинства
рынков.
2.2.1.
Положение на рынках.
Рынок
валюты .Этот
рынок искажен государственной политикой: все получатели валюты обязаны
продавать, но не все юридические лица имеют право покупать валюту. С одной
стороны продавцы валюты (предприятия-экспортеры) обязаны продавать 75% валютной
выручки. С другой стороны, покупатели валюты имеют право покупать валюту только
при наличии соответствующих контрактов.
Рынок
промышленных товаров.
Высокие
таможенные тарифы с одной стороны уменьшают конкуренцию на внутреннем рынке, с
другой стороны уменьшают конкуренцию на внутреннем рынке и ослабляют стимулы к
развитию.
Рынок
труда.
Рыночные
отношения искажены отсутствием реальных профсоюзов и слабостью спроса.
Рынок
земли.
Земля
выведена из рыночного оборота. Весь оборот земли является или арендой на 49 лет
или является теневым.
Рынок
капитала.
Акционирование
проведено через массу подставных лиц и с нарушениями существовавших процедур.
Часто результаты акционирования оспариваются. Руководство предприятиями часто
ведется малой группой акционеров, нарушающих права пассивной части акционеров.
Отсутствует рынок акций на предъявителя (купоных).
Рынок
услуг.
В
связи с рядом причин или отсутствует или в значительной степени работает за
наличные деньги "черным налом". Таким образом, можно сказать, что в
России рыночные отношения искажены пережитками административного давления (монополизированы,
заадминистрированы). В отличие от запада, где рыночные отношения являются
основой экономики. В результате искажения рынков происходит изменение цен, и
как результат серьезно изменяются величины расходов при расчете стоимостных
показателей.
Социальная
ситуация.
Экономическое
расслоение общества и обнищание части населения. Несколько резких девальваций
национальной валюты привели к потере вкладов большинством населения страны и
потере доверия к национальной валюте. Переход к рыночным отношениям увеличил
свободу не только честных, но и нечистоплотных предпринимателей. Кроме того
уменьшились социальные расходы государства. В результате того, что не все
вступили в зарождающийся рынок в равных условиях и с равной энергией, усилилось
расслоение общества. Появились люди с очень большими доходами и значительно
увеличилось количество людей, живущих за чертой бедности. Поскольку государство
не сумело найти средств для поддержания неимущего слоя общества, социальное
напряжение усиливается.
Демографическая
ситуация.
Рождаемость
падает, а смертность возрастает. Население
стареет. Количество пенсионеров на одного работающего возрастает и к 2020 году
может составить соотношение четыре к одному. Все меньше людей в стране верят в возможность
изменения ситуации в России к лучшему. В связи с этим все больше людей ставят
себе в жизни среднесрочные и краткосрочные цели.
2.3.
Технологическая ситуация.
Отсутствие
у предприятий и организаций средств для обновления основных фондов привело к
тому, что Россия оказалась в ситуации, когда основная часть предприятий не
только не может развивать свой технологический уровень, но даже не может
поддерживать тот уровень, который существовал ранее.
Общее
заключение по внешней ситуации.
Внешняя
обстановка, окружающая предприятия продолжает оставаться нестабильной и часто
агрессивной по отношению к предприятию. В таких условиях любое предприятие,
должно иметь возможность концентрировать усилия в нужных направлениях и большое
значение имеет своевременный и оперативный контроль на основе точной и
оперативной информации как о внешних условиях, так и о состоянии дел внутри
компании.
Александр
Фирсов, Институт развития избирательных систем.
Удачи!
Каталоги и базы данных. Информационные ресурсы.
Рассылка посвящена анонсированию
и анализу различных интернет-ресурсов бизнес-информации. В рассылке подробно
рассматриваются наиболее посещаемые интернет-магазины, сайты различной деловой
и бизнес тематики, а также серверы, содержащие базы данных. Все выпуски
готовятся специалистами в области сбора, обработки и анализа информации
(Информационное Агентство "БИНК"). Просмотреть архив и подписаться на
рассылку можно здесь: http://subscribe.ru/catalog/business.infobase
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу | Рейтингуется SpyLog |
В избранное | ||