Логистика. Совет дня! Самые распространённые ошибки при прогнозировании спроса
Попытка прогнозировать с использованием статистики товародвижения «как есть», - как выгрузили из учётной системы.
Что влияет на качество прогноза.
Качество статистики – качество организации учёта.
Данные о движении товара: поступлении, продажах и остатках,являются базовыми в управлении и, в частности, при расчёте потребностей, – планировании продаж (реализации).
·Основной доминантой правильного управленческого учёта товародвижения является принцип соблюдения реальной картины состояния
склада по каждому дню.
·Любое искажение либо некорректность этих данных, ведёт к ошибкам, что, в свою очередь, грозит избыточными затратами и потерями,
начиная с потерь объёма продаж и прибыли и заканчивая избытком операционных затрат и замораживанием средств.
·При рассмотрении статистики продаж, в данные о продажах не должны быть включены внутренние перемещения, переезды со склада
на склад, списания товара и т.д. и т.п.
·По прибытии партии после приёмки на основе приёмки и выбраковки товара накладная корректируется соответствующим образом и проводится.
Проводка осуществляется той датой, когда товар реально становится доступен к продаже.
Качество товарного потока и наличие дефицита.
Качество товарного потока оказывает значимое влияние на формирование прогноза.
Если начать планировать на данных «как есть», то при существовании дефицита прогноз будет получаться заниженным. Нередко - значительно.
Поэтому необходимо ответить на вопрос: «сколько мы могли продать (какой был спрос), если бы товар был – не было дефицита?».
Существует несколько методов фильтрации дефицита, о которых мы упомянём чуть позже: как о самих методах, так и особенностях их применения.
Также, по моему опыту, необходимо фильтровать случайные выбросы и акционные продажи.
Учёт внутренних тенденций.
Под внутренними тенденциями понимаем:
·Динамику спроса на товар: сезонность спроса, рост или падение продаж.
·Жизненный цикл товара – если не учитывать его, то можно либо формировать прогнозы с дефицитом, либо, если товар находится на
спаде ЖЦ, - создать неликвидные запасы.
Это информация, которую можно получать в результате отлаженного взаимодействия с другими подразделениями компании (например, отделом продаж), клиентами, в результате исследований или иных мероприятий, например, промо-акций. Необходимо установить, какое влияние могут оказать внешние факторы, действие которых установлено в процессе получения этой информации, на прогнозирование ситуации
в будущем.
Горизонт планирования или период планирования.
Необходимо знать, на какой временной интервал планируются продажи.
Причина этого в том, что чем ближе мы к периоду, на который формируется прогноз, тем большей точностью этот прогноз будет обладать: на месяц вперед можно запланировать с гораздо более высокой точностью, чем на 4 месяца.
Основная причина этого в том, что в первом случае практически все события, которые могут оказать влияние на спрос, уже произошли, а во втором – до наступления прогнозируемого периода может произойти что-то ещё, что мы сейчас учесть не можем или не знаем.
Ну и кроме того, на год можно сформировать прогноз с гораздо более высокой точностью, чем на месяц, на месяц – точней, чем на неделю или на день.
Больше информации можно получить в ООО "Тримас Групп" www.logistware.com